Научная статья на тему 'Педагогические условия совершенствования предпрофильной подготовки в рамках взаимодействия учреждений дополнительного образования и высшей школы'

Педагогические условия совершенствования предпрофильной подготовки в рамках взаимодействия учреждений дополнительного образования и высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ / ПРОЕКТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION / PRE-PROFILE TRAINING OF PUPILS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ORIENTATION OF PUPILS / CAREER GUIDANCE PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипова Ольга Викторовна, Мукминов Рамиль Раисович

В статье система дополнительного образования рассматривается как образовательная сфера, обеспечивающая творческое развитие личности ребёнка и его профессиональное самоопределение. На примере реализации 2 проектов профориентационной направленности: «Думай. Пробуй. Выбирай» и «Детская ядерная медицинская академия» представлен процесс взаимодействия учреждений дополнительного образования и высшей школы, направленный на установление педагогических условий, при которых обучающийся сможет сделать правильный выбор будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антипова Ольга Викторовна, Мукминов Рамиль Раисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PERFECTION OF PREPROFILE TRAINING IN THE FRAMEWORK OF COOPERATION OF INSTITUTIONS OF FURTHER EDUCATION AND HIGHER EDUCATION

The article considers the system of additional education as an educational sphere that provides creative development of the pupil's personality and his professional self-determination. On the example of the implementation of 2 career-oriented projects: “Think. Try. Choose” and “Children's nuclear medical Academy” the process of interaction of institutions of additional education and higher education is presented, aimed at establishing pedagogical conditions under which the pupil will be able to make the right choice of future professional activities.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия совершенствования предпрофильной подготовки в рамках взаимодействия учреждений дополнительного образования и высшей школы»

избегания неудач равнозначна, а ответственность за собственные действия (успехи или неудачи) в равной степени приписываются как внутренним, так и внешним детерминантам. Взаимоотношения с окружающими носят нестабильный и зависимый характер, возможна подверженность мнению окружающих, ввиду слабо сформированной системы ценностей. Активность в различных видах деятельности имеет ситуативный характер и зависит, в большей степени, от внешних факторов. Уровень тревожности может быть завышен.

Низкий уровень. Старшеклассники, обладающие низким уровнем сформированности личностного самоопределения, не имеют целей в жизни, а также не способны к анализу прошлого опыта и принятию общественных норм и ценностей, собственные смысложизненные ориентации не сформированы. Ответственность за результаты собственных действий они возлагают на внешние детерминанты, так как практически не способны к волевым усилиям для преодоления трудностей. Самооценка у таких старшеклассников неадекватна, а уровень тревожности может быть, как очень высоким, так и очень низким. Взаимоотношения с окружающими выстроены формально, возникают трудности при установлении новых контактов. В различных видах деятельности старшеклассники мало заинтересованы, проявляют низкую активность, могут воспринимать мнение окружающих негативно, враждебно или, наоборот, полностью следовать ему, не придавая его критической оценке. Преобладает мотивация избегания неудач, волевых усилий для разрешения трудностей данные старшеклассники не прикладывают. Общие знания о себе как субъекте деятельности не сформированы, выполнение социальных ролей затруднено.

Выводы. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что ситуация успеха обладает большим педагогическим потенциалом и должна систематически применяться в образовательном процессе школы. Применение ситуаций успеха в урочной и внеурочной деятельности будет способствовать развитию личностного самоопределения старшеклассников.

Литература:

1. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. — 1994. — № 3. — С. 43.

2. Демченко Е.В. К вопросу о концептуальных основах самоопределения личности в условиях интеркультурного диалога [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2011/XII/uch_2011_XП_00004.pdf (дата обращения 17.07.2018).

3. Мантрова С.М. Ситуация успеха как фактор развития позитивного образа я современного подростка // Вестник ОГУ. 2013. - №2 (151). - С. 15-20.

4. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Б.Н. и др. Под ред. С.А.Смирнова 4-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 533 с.

5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / В.А.Сластенин. И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.

6. Сорокоумова Е.А. Типовые и уровневые характеристики понимания ситуаций взаимодействия и общения современными подростками // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». — 2011. — № 1. — С. 95-105.

7. Хохлов И.С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997 - №2. - 387 с.

8. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «Ничья земля в возрастной психологии». -Вопросы психологии - 1998 - №3 - С. 17-31.

9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. А. В. Толстых. - М., 1996. - 236 с.

10. Charlotte Bühler: Selbstdarstellung. In: Ludwig Pongratz u. a. (Hrsg.): Psychologie in Selbstdarstellungen. Band 1. Huber, Bern u. a. 1972, P. 9-42.

Педагогика

УДК 371.01

аспирант Антипова Ольга Викторовна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал

Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград);

директор

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»,

старший преподаватель Мукминов Рамиль Раисович

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал

Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье система дополнительного образования рассматривается как образовательная сфера, обеспечивающая творческое развитие личности ребёнка и его профессиональное самоопределение. На примере реализации 2 проектов профориентационной направленности: «Думай. Пробуй. Выбирай» и «Детская ядерная медицинская академия» представлен процесс взаимодействия учреждений дополнительного образования и высшей школы, направленный на установление педагогических условий, при которых обучающийся сможет сделать правильный выбор будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: система дополнительного образования, предпрофильная подготовка учащихся, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация учащейся молодежи, проект профориентационной направленности.

Annotation. The article considers the system of additional education as an educational sphere that provides creative development of the pupil's personality and his professional self-determination. On the example of the implementation of 2 career-oriented projects: "Think. Try. Choose" and "Children's nuclear medical Academy" the process of interaction of institutions of additional education and higher education is presented, aimed at establishing pedagogical conditions under which the pupil will be able to make the right choice of future professional activities.

Keywords: the system of additional education, pre-profile training of pupils, professional self-determination, professional orientation of pupils, career guidance project.

Введение. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение) (ФЗ от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» часть 4 статьи 66) [1].

Мониторинг, проведённый в разных регионах, показал несоответствие между поступлением выпускников и реальной потребностью рынка труда.

Система образования города Димитровграда представлена не только возможностью доступности, но и предоставлением возможности родителям и обучающимся выбрать содержательные линии образовательных программ в соответствии с интересами и индивидуальными возможностями.

Изложение основного материала статьи. Предпрофильная подготовка учащихся проводится для создания системы специализированной подготовки учащихся старших классов основной школы, апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учётом потребностей рынка труда и обеспечения предварительного самоопределения обучающихся.

Профессиональное самоопределение личности - одна из составляющих процесса общего самоопределения, представляющая процесс формирования комплекта личностных структур, которые определяют её позиции в ситуациях профессионального выбора.

Исследуя проблему развития профессионального самоопределения старшеклассников, С.Н. Козловская выделяет три уровня их профессионального самоопределения: низкий (пассивный), средний (продуктивный), высокий (творческий). Установлено, что процесс профессионального самоопределения старшеклассника идет постепенно, от уровня к уровню.

В условиях дополнительного образования, по нашему мнению, реализуется высокий уровень, характеризующийся стремлением старшеклассника обогатить, усовершенствовать выполняемую профессиональную деятельность в целом и самореализоваться в ней. На этом уровне личность вырабатывает и проводит «свою линию профессиональной жизни» [3, с. 26].

Достигнутый высокий уровень профессионального самоопределения позволяет выпускнику школы в оптимальные сроки адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности, например, содействует успешному поступлению в вуз.

В условиях рыночной экономики возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которые, в свою очередь, напрямую зависят от успешного профессионального самоопределения не только выпускников высшего и среднего профессионального образования, но и учащихся общеобразовательной школы.

По статистическим данным 50% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями, а 46% ориентированы при выборе профессии на мнение родителей, родственников; 67% не имеют представления о сущности выбранной профессии. В значительной мере эта проблема решается качественно обоснованной системой профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Условия современного общественного и экономического развития высвечивают особую значимость совершенствования профориентационной работы с учащимися, связанной с формированием у них представлений и практического опыты, достаточного для осознанного профессионального выбора.

В настоящее время система профориентационной работы в школе чаще всего носит информационный характер, в основном не имеет конкретных целевых показателей, а, следовательно, не системна, в большей степени ориентирована на возможности системы, а не на потребности региона.

Считаем, что профессиональную ориентацию в школе стоит рассматривать как органическую составную часть всей системы учебно-воспитательной работы, включая и систему дополнительного образования детей. В целом она должна быть тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, готовой к креативной познавательной деятельности. Для этого необходима организация интеллектуально-проектных метапредметных мероприятий.

В результате их реализации в контексте профориентационной работы увеличится деятельностная составляющая, ориентированная на потребности региона.

С 2017 года в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области» реализуется 2 проекта профориентационной направленности: «Думай. Пробуй. Выбирай» и «Детская ядерная медицинская академия».

Актуальность проекта «Думай. Пробуй. Выбирай» обусловлена объективной потребностью разрешения противоречия между консервативной, в большей степени носящей информационный характер системой профориентационной работы, ориентированной на возможности системы, а не на потребности экономики, и реальностью, требующей формирования у детей осознанного профессионального самоопределения, ориентированного на востребованность на рынке труда и потребности региона.

Целью проекта является создание условий для повышения осознанности профессионального самоопределения обучающихся, ориентированного на потребности региона, муниципалитета через расширение возможностей выбора и внедрение муниципальной конкурсной системы.

Участниками проекта выступают обучающиеся общеобразовательных организаций, учреждения дополнительного образования детей города, организации высшего и среднего профессионального образования, находящиеся на территории города и региона.

Задачи проекта:

1. Обеспечение условий для организации погружения каждого обучающегося во все профессиональные сферы и осознанного выбора предпочтительной сферы.

2. Организация сетевого взаимодействия по обучению началам профессий с УДО, СПО, ВПО с учётом потребностей региона в кадрах.

3. Создание условий для обеспечения преемственности и взаимодействия этапов проекта через внедрение конкурсных механизмов.

Для решения 1 задачи разрабатан учебный курс на основе дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова для учащихся 7, 8, 9 классов «Думай. Пробуй. Выбирай» в объёме 34 часа в год. Курс реализуется за счёт школьного компонента.

В 7 классе курс носит информационный характер, обучающиеся знакомятся со всеми профессиональными сферами и в конце учебного года через конкурс выбирают 2 предпочтительные сферы, в 8 классе курс является информационно-практическим. Учащиеся углубляют знания в выбранных профессиональных сферах, получают первичные практические навыки и после конкурса выбор сужается до 1 сферы, в 9 классе курс практико-ориентированный, учащиеся приобретают практические умения и навыки в одной профессиональной сфере.

Для учащихся 9 классов, которые определились с выбором, параллельно с изучением 1 профессиональной сферы в школе, организуется обучение по началам профессий, востребованных в регионе, на базе учреждений УДО, СПО. Для этого отбираются курсы в соответствии Планом социально-экономического развития региона, муниципалитета, заключаются договоры сетевого взаимодействия с УДО, СПО, ВПО. Для реализации программ курсов используются их база и кадры.

Учащиеся 9 классов, правильно определившиеся с выбором профессии или профессиональной сферы, продолжают обучение по данной специальности в СПО, или в 10 классе по соответствующему профилю.

Освоение курса «Думай. Пробуй. Выбирай» в каждом классе завершается конкурсами, которые обеспечивают преемственность и взаимодействие всех этапов проекта.

Конкурсные механизмы обеспечивают учёт возрастных и психологических особенностей ребёнка, развивают состязательность, мотивацию, создают ситуацию успеха, определяют лучших, помогают выявить заинтересованных.

В 7 классе конкурсы носят метасферный характер, проводятся в игровой форме (квест). В 8 классе конкурсы имеют и практическую направленность, проводятся в форме разработки и защиты проектов. В 9 классе проводятся конкурсы 2 видов: для тех, кто изучал профессиональную сферу - конкурс «Лучший в профессиональной сфере», для тех, кто получал знания по началам профессий - конкурс «Лучший в профессии». Данный конкурс проходит в формате конкурсов WS на базе учреждений СПО и предприятий, которые выступают соорганизаторами конкурсов. По каждой профессиональной компетенции создаётся пакет материалов, включающий в себя кроме того и стандарт, и систему оценивания.

Конкурсы проводятся на школьном и муниципальном уровнях. Победители и призёры получают разнообразные бонусы. Победители конкурса «Лучший в профессии» являются потенциальными участниками конкурса WS.

Проект является малозатратным, реализуется за счёт выделенных средств в рамках муниципального задания.

Рисками проекта являются изменения системы финансирования дополнительного образования -проблема решается привлечением внебюджетных средств, а также резкие экономические изменения потребностей региона, муниципалитета в кадрах - проблема решается за счёт гибкости системы и переориентации на другие потребности.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Положительная динамика

доли участников проекта, поступивших в СПО, ВПО по выбранной профессии или профессиональной области, а также по профессиям, востребованным в регионе, муниципалитете;

количества победителей и призёров в профессиональных конкурсах, в том числе в формате WS;

доли участников проекта, выбравших профиль в 10 классе, соответствующий изучаемой сфере.

Отрицательная динамика

доли обучающихся, отчисленных их СПО, по причине неудовлетворённости выбором.

Проект реализуется в 3 образовательных организациях. В начале года была проведена входящая диагностика, целью которой стала определение склонности детей к той или иной профессиональной сфере и соответствие этих склонностей выбираемых ими профессий. Так полученные результаты входящей диагностики показали, что 38 процентов обучающихся 7 классов выбирают профессиональную сферу, не соответствующую их склонностям и способностям. По итогам учебного года 15% обучающихся, показавших во входящей диагностики данное несоответствие, после занятий по дополнительной общеразвивающей программе внесли коррективы в свой образовательный маршрут, выбрав профессиональную сферу, соответствующую их характеру, склонностям, интересам.

Что касается проекта «Детская ядерная медицинская академия», то он реализуется на территории города Димитровграда уже 5 год [2, с. 13-14]. В 2017 году проект перерос в реализацию дополнительных общеразвивающих программ. Занятия в Детской ядерной медицинской академии ведутся на базе общеобразовательных школ и в лабораториях ДИТИ НИЯУ МИФИ, что позволяет обучающимся не только увидеть современную материально-техническую базу ДИТИ НИЯУ МИФИ, но и позволяет вести научно-исследовательскую работу, создавать проекты под руководством преподавателей высшей школы.

Проводимые мероприятия (конкурсы, олимпиады, соревнования) мотивуруют обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению, а также могут рассматриваться в качестве возможных ориентиров профессионального развития и саморазвития человека. Показателем уровня сформированности профессионального самоопределения можно считать правильный профиль выбранного старшеклассником высшего учебного заведения для окончательного профессионального становления личности.

Более 70% детей соотносят самоопределение (в их понимании) в основном с выбором своей будущей профессии. Как показало проведенное нами исследование, ребёнок школьного возраста, особенно в условиях учреждения дополнительного образования, достаточно часто находится в процессе самоопределения в самых разных жизненных ситуациях. Так, в основном дети сами определялись в выборе того или иного вида деятельности (58,3% девочек и 62,8% мальчиков). Существенно повлияли на выбор профильного творческого объединения родители и друзья (36,2% и 35,5% соответственно). Как оказалось, учителя школы в меньшей степени влияют на такой выбор профиля деятельности (5,5% и 1,7%). Роль учреждения дополнительного образования детей в профессиональном самоопределении, по мнению самих школьников, заключается в углубленном изучении определенной области знаний (53,7%); в ознакомлении с различными профессиями и учебными заведениями (34,3%); в проведении индивидуальных консультаций и профильных занятий (12%).

Основными направлениями взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и учреждений профессионального образования являются.

1. Оказание информационно-методической поддержки.

2. Совместные мероприятия: выставки, фестивали, круглые столы и т.д.

3. Программно-методическое обеспечение деятельности.

4. Организация мероприятий по реализации городских программ.

5. Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников.

6. Профориентационная деятельность.

Результатом этой работы стало поступление выпускников академии в ведущие вузы страны: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет; Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»; Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет); Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова; Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева; Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС); Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина); Казанский (приволжский) федеральный университет; Самарский государственный медицинский университет; Казанский государственный медицинский университет.

Выводы. Современная жизнь диктует новые требования к качествам личности, способной творчески мыслить, нестандартно находить решения, исследовать сложность и новизну меняющегося мира, готовой к применению полученных знаний и умений в жизненных ситуациях, выбором будущей профессии и организации профориентационной работы с обучающимися. В связи с этим педагогической наукой активно рассматриваются новые варианты профессионального самоопределения обучающегося.

Дополнительное образование обеспечивает личностную целостность и индивидуальность за счет социально-профессиональных и культурно-досуговых проб, позволяющих сформировать представление о своей будущей индивидуальной жизнедеятельности.

Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, её потребности в самореализации и самоактуализации, проявление развития личности в её стремлении к профессиональному становлению.

Исходя из тенденций развития системы дополнительного образования, на первый план здесь выходит взаимодействие по профориентационной направленности. Вместе с тем общеобразовательной школе трудно конкурировать с данными учреждениями в профориентационной деятельности в силу их образовательного потенциала. Поэтому усиливается роль взаимодействия учреждений дополнительного образования и учреждений профессионального обучения в осознанном выборе школьниками профессии, и в целом, в профессиональном самоопределении, и становлении личности школьника.

Профессиональное самоопределение ребенка в системе дополнительного образования может быть эффективным при наличии определенных социально-педагогических условий среды учреждения. Социальные условия - это введение обучающихся в оценку и решение проблемы профессионального самоопределения, осознание и принятие ими данной проблемы как социально значимой. Педагогические условия - целенаправленность профессионального самоопределения личности, поэтапная самооценка приобретенных знаний, умений и навыков самоопределения ребенка, анализ итоговых результатов формирования умений самоопределения.

Таким образом, формирование профессионального самоопределения обучающегося должно осуществляться на основе совершенствования процесса предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования детей при обеспечении педагогических условий:

- создание образовательной среды предпрофильной подготовки, объединяющей профильно-ориентационные ресурсы социума, выступающей основой для совершенствования содержания предпрофильной подготовки;

- осуществление непрерывного психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка по направлениям деятельности (аналитико-диагностическое, просветительское, консультативное, организационное), обусловливающего согласованность внешних и внутренних ресурсов саморазвития подростка;

- разработку инструмента оценивания интегрированных результатов профессионального самоопределения обучающегося, позволяющего отслеживать промежуточные достижения сформированности готовности к выбору профиля обучения во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью.

Система дополнительного образования, как образовательная сфера, обеспечивающая творческое развитие личности ребенка и его профессиональное самоопределение, должна активно помогать ребенку не только сделать правильный выбор будущей профессиональной деятельности, но и дать, по возможности, уже в стенах учреждения дополнительного образования начальное профессиональное образование. К тому же учреждения дополнительного образования имеют гораздо большие по сравнению с общеобразовательными учреждениями возможности по введению новых образовательных программ, их варьированию и увеличению сроков обучения по ним, привлечению к обучению специалистов различных областей.

Литература:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/#ixzz5P1DNKPVV (дата обращения -23.08.2018).

2. Антипова, О.В., Игдырова, С.В., Мукминов, Р.Р. Предметные олимпиады как фактор одарённости учащейся молодежи в условиях взаимодействия учреждений дополнительного образования и высшей школы / О.В. Антипова, С.В. Игдырова, Р.Р. Мукминов // Проблемы современного педагогического образования. -Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч.5. - 328 с. - С. 9-16.

3. Козловская, С.Н. Технологии организации профориентационной работы в школе: практич. пособие / С.Н. Козловская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 176 с.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич

Чеченский государственный университет (г. Грозный),

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Академия наук Чеченской Республики (г. Грозный),

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Комплексного

научно-исследовательского института имени Х. И. Ибрагимова Российской академии наук (г. Грозный)

РОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАССМОТРЕНИИ

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена решению проблемы теоретического обоснования этнопедагогического процесса. Этнопедагогическая ситуация рассматривается как вид воспитательных ситуаций и как единица этнопедагогического процесса. В данной работе рассматриваются специально организованные и спонтанные этнопедагогические ситуации и алгоритмы их разрешения. Приводятся конкретные примеры этнопедагогических ситуаций.

Ключевые слова: Этнопедагогический процесс, этнопедагогическая ситуация, этнопедагогическая система, этнокультура, личностная сфера, компетенция.

Annotation. The article is devoted to solving the problem of theoretical substantiation of ethnopedagogical process. Ethno-pedagogical situation is considered as a kind of educational situations and as a unit of ethnopedagogical process. This paper examines organized and spontaneous ethno-pedagogical situations and algorithms of their solution. Specific examples of ethno-pedagogical situations.

Keywords: Ethnopedagogical process, the situation ethnopedagogical, ethno-pedagogical system, ethnic culture, personal sphere, the competence.

Введение. Практический опыт многих педагогов позволяет утверждать, что этнопедагогика является уникальным научным направлением, в котором практика опережает теорию. Этнопедагогический процесс в современном образовательном пространстве приобретает особую важность, поскольку способствует формированию национальной самоидентичности личности и формированию общей культуры. Это определяет актуальность разработки основ этнопедагогического процесса, особенно тех теоретических положений, которые лежат в основе его реализации. Опыту народного воспитания, внедрение которого позволит повысить эффективность формирования и развития личностной сферы в контексте ее этнокультурных основ, необходимо теоретическое обоснование, которое представляет собой достаточно сложный процесс, поскольку должно учитывать достижения многих наук и этническое многообразие современного мира.

Изложение основного материала статьи. Народная педагогика способна решить те задачи формирования личностной сферы, которые связаны с формированием этнокультурного фона, с осознанием этнокультурной принадлежности и самоидентификацией как представителя определенного этноса и представителя данного этноса в мировом культурном процессе.

Этнопедагогическое пространство, в котором осуществляется формирование и развитие этнокультурной личности, можно представить в виде интегральной модели, представляющей собой совокупность пяти отдельных моделей (рис.1). Акцентируем внимание на том, что речь идет о специально разрабатываемом и обоснованном с научной точки зрения этнопедагогическом процессе, планируемом в определенной обоснованной последовательности действий.

Модель этнокультурной

Модель этнокультуры как Модель этнопедагогического

предмета изучения процесса

Рисунок 1. Интегральная модель этнопедагогического пространства

Модель этнокультурной личности представляет собой тот самый идеал, ту цель, на реализацию которой направлено вообще все функционирование всего этнопедагогического пространства. В общей модели личности, включающей элементы личностной сферы, компетентность, представляющую собой совокупность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.