Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в рамках модели сетевого взаимодействия'

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в рамках модели сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / SELF‑DETERMINATION OF SCHOOL STUDENTS / NEW EDUCATIONAL STANDARD / NETWORK INTERACTION / PRE-PROFILE PREPARATION / PROFILE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Педан Владимир Анатольевич

В статье показано, что обновление системы образования в соответствии с новыми образовательными стандартами не представляется возможным без консолидации усилий учреждений общего и дополнительного образования, программы которых должны содействовать старшеклассникам в выборе будущей профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Педан Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support of high school students’ professional self-determination within the frame of the network model

The article shows that renovation of the education system to meet the new educational standards is not possible without the consolidation of efforts of general and further education institutions which programs should assist high school students in the choice of future professional activities

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в рамках модели сетевого взаимодействия»

В. А. Педан

(Санкт-Петербург)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье показано, что обновление системы образования в соответствии с новыми образовательными стандартами не представляется возможным без консолидации усилий учреждений общего и дополнительного образования, программы которых должны содействовать старшеклассникам в выборе будущей профессиональной деятельности

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от него зависит его будущая судьба, место в жизни. В то же время молодые люди часто не знают своей индивидуальности, особенностей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы. Несмотря на это, реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника перед необходимостью ответственного выбора и предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Новый Закон «Об образовании в РФ», ФГОС определяют требования к образовательным результатам, достигаемым в рамках урочной и внеурочной деятельности, к уровню развития личности школьника. Увеличилось время, отводимое в учебных планах на внеурочную деятельность, и основной целью мероприятий, реализуемых в рамках этой деятельности, является подготовка выпускника к осознанному выбору будущей профессии, развитие его творческих способностей и личных качеств.

В самом начале выполнения задач, поставленных перед современным образованием новыми стандартами, выявился ряд проблем, существующих в общеобразовательной школе в данном направлении: недостаточность условий для проектирования индивидуальной образовательной траектории в связи с ограниченным количеством курсов по выбору и форм их проведения; академическая направленность программ курсов по выбору, разрабатываемых школьными учителями; недостаток кадрового, материально-технического и образовательного ресурсов для реализации курсов по выбору, осуществления профильных и профессиональных проб; вре-

мя проведения предпрофильной подготовки и профильного обучения зачастую неприемлемо для учащихся, долгосрочно получающих дополнительное образование различного направления (художественного, эколого-биоло-гического и т.п.].

Учреждения дополнительного образования имеют в плане создания условий для профильного обучения и профессионального самоопределения школьников явные преимущества: «отсутствие обязательных государственных стандартов и жесткой регламентации учебного процесса; неограниченные возможности в выборе направлений и форм профи-лизации обучения; широкий круг сетевого взаимодействия учреждений и предприятий; высокий уровень специализации педагогов дополнительного образования детей; свобода выбора на основе интересов и склонностей ребенка, возможность его самоутверждения в новом коллективе и др.» [8].

Поэтому логично профильное обучение организовывать на базе учреждений дополнительного образования детей в рамках сетевого взаимодействия или в вариативных формах дополнительного образования на базе школ с привлечением педагогов ДОД, специалистов профессионального образования. Интеграция базового, дополнительного и профессионального образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогической практики [6], так как необходимо предусмотреть и разработать механизмы многоканального финансирования различных проектов.

Эксперимент создания такой модели проводится на базе Центра внешкольной работы

Центрального района Санкт-Петербурга, имеющего лицензионное право на ведение образовательной деятельности, обладающего достаточным кадровым и материально-техническим потенциалом для создания оптимальной образовательной среды, обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки обучающихся.

Структурными элементами сетевой модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждении дополнительного образования являются: Центр внешкольной работы, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные] образовательные учреждения Центрального района, музей профессионального образования, учреждения НПО, СПО, ВПО и др.

В основе взаимодействия всех вышеуказанных субъектов модели лежат следующие принципы:

- принцип результативности, предполагающий четкое определение целей и задач каждого субъекта, нацеливание на конечный результат, выражающийся в создании образовательно-продуктивной среды для самоопределения обучающихся, развития их творческого потенциала;

- принцип синергетичности, в основе которого лежит консолидация материальных и нематериальных ресурсов (идеи, образовательные продукты, кадры, материально-техническое оснащение];

- принцип системности и персональной ответственности каждого субъекта модели.

Основными механизмами организации процесса профессионального самоопределения обучающихся в рамках сетевого взаимодействия на базе Центра внешкольной работы являются: интеграция существующих в районе ресурсов общего, дополнительного и профессионального образования, (кружков, клубов, студий, центров, лабораторий, производственных мастерских], решение задач профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, построение индивидуального образовательного маршрута с учетом уровня самоопределения обучающихся: профориентационного, предполагающего развитие самопознания обучающихся, знакомство их с миром профессий, привитие чувства уважения к

труду, профессиональные пробы, и профессиональной подготовки на основе сетевого взаимодействия общеобразовательных школ, учреждений профобразования и учреждений дополнительного образования.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на базе Центра внешкольной работы осуществляется по следующим ступеням.

Первая ступень - психолого-педагогическое сопровождение самопознания и знакомства с миром профессий (1-7 классы]: организация работы с младшими школьниками по привитию любви к труду, реализация «Я - концепции» (1-6 класс]; диагностика резервов развития ребёнка, выявление интересов и склонностей, способностей обучающихся и формирование теоретических знаний о различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентация на выбор профиля обучения в старшей школе и выбора профессии в целом (5-6 классы]; предоставление информации о положении на рынке труда, сферах профессиональной деятельности, классификациях профессий и т.д., экскурсии, встречи с людьми разных профессий, проектная деятельность и т.д. (6-7 классы].

На данной ступени учащиеся с помощью сотрудников Центра занятости, работодателей, представителей профессиональных учебных заведений изучают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.

Основными результатами психолого-педа-гогического сопровождения обучающихся в данный период является обеспечение сфор-мированности у школьника: представлений о себе как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей; универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми] и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями; общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона, в котором школьник живет, и

страны в целом, с прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике региона и страны; способности осуществить осознанный выбор профиля обучения на старшей ступени основного общего образования или (и] будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки [10].

В ходе обучения на данной ступени широко используются имеющийся в науке диагностический инструментарий (психологические методики, тестовые задания для выявления уровня подготовленности школьников к выполнению профессиональных проб и уровня развития их профессионально важных качеств, опросники и т.д.].

Обучающиеся принимают практическое участие в научно-исследовательской деятельности, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, встречаются с интересными людьми, посещают экскурсии, готовят тематические вечера, организуют выставки и т.д.

Основными формами организации работы на данной ступени являются: «экскурсия, образовательное путешествие, игры-состязания (викторина, конкурсы, математический бой, интеллектуальная игра и т.д.]; спортивные соревнования; дидактический театр, тренировки и репетиции, мастерская, консультация, лаборатория, полевые исследования, учебный проект, практики, деловая игра, дебаты, стажировка, аналитические и рефлексивные сессии; выездная школа-интенсив, дистанционное обучение]» [9].

Кроме этого огромную роль в профориентационной деятельности с обучающимися занимает использование ИКТ-технологий, Интернета и потенциала сетевых молодежных сообществ.

Например использование таких образовательных порталов, как club.itdrom.com и dviger.com, позволяет организовать практические ситуации применения полученных знаний и содействует пониманию бизнес-процессов, профессиональной ориентации в сфере ИТ, первым профессиональным пробам, получению ключевых навыков и опыта создания бизнес-проектов в команде. На данном портале происходит масса творческих и профориентационных конкурсов по различным направлениям: компьютерная графика, фотография, компьютерная музыка, программирование, анимация, проза и поэзия и т. д.

Огромное значение на первом этапе знакомства с профессией имеет работа в рамках

сетевого взаимодействия с социальными партнерами, школами, учреждениями профессионального образования, центром занятости, вузами, предприятиями в плане совместного изучения проблем подготовки молодых специалистов и их адаптации к рынку труда, организации различных форм познания мира труда и требований к современному специалисту, проведения совместно подготовленных интересных встреч, выставок, экскурсий, ярмарок, концертов и т.д.

Вторая ступень - приобретение практического опыта в некоторых сферах деятельности (8-9 классы].

На второй ступени психолого-педагогиче-ского сопровождения самоопределения обучающихся организуются профессиональные пробы, которые в рамках созданной модели ориентированы на обеспечение готовности старшеклассников к профессиональному выбору.

В этот период обучающиеся имеют возможность ближе познакомиться с девятью разными профессиями, оценить свои возможности, сопоставить их с желаниями и предпочтениями, получить опыт работы в коллективе.

Важным результатом и одновременно механизмом достижения предпосылок к эффективной профориентации учащихся на данной ступени «должна стать сформированная позиция учащегося как субъекта собственной деятельности. В этом случае роль педагогического сопровождения будет заключаться не только в организационном обустройстве пространства «безопасной» пробы учащимися своей субъектной позиции в деятельности, но и в продуцировании большого количества содержательных рамок, которые будут помещаться в эти пространства и задавать сюжеты, на которых будет происходить становление субъектной позиции учащихся» [10].

Профессиональные пробы для учащихся в Центре проводятся по четырём типам профессий: человек - человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек - техника.

Основными задачами профессиональных проб является «ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы» [12], оказание помощи в их профессиональном самоопределении.

Работа по организации профессиональных проб проводится с учетом положений и рекомендаций интегративного профориентационного курса «Твоя профессиональная карьера» и предполагает близкое знакомство обучающегося с профессией по определенному циклу.

Третья ступень - профессиональная подготовка на основе выбора сферы профессиональной деятельности (в рамках профильного обучения] по согласованию со школой и родителями.

Организация профессиональной подготовки осуществляется по следующим программам: «Многофункциональный графический редактор Abobe Photoshop», курсы для начинающих чертежников, «Уверенный пользователь Word + Excel», курсы для начинающих

имиджмейкеров «Создай свой имидж», курсы «Помощник юриста», «Интернет-журналистика», «Секретарское дело», «Юный предприниматель» и др.

Следует отметить, что несмотря на то, что экспериментальной деятельности в центре внешкольной работы Центрального района Санкт-Петербурга еще далеко до завершения, уже сегодня можно констатировать, что, используя потенциал модели сетевого взаимодействия и специфику учреждений дополнительного образования, можно значительно расширить социально-образовательное пространство, где на первый план выходит личность ребенка, его личностное самоопределение - через предоставление возможности максимального развития его способностей, через пробу собственных сил и поиск себя.

Литература

1. Баталов А. С. Модель многопрофильной школы полного дня // Справочник руководителя образовательного учреждения.

- 2007. - № 3. - С.64-73.

2. Бессонов Р. В. О дидактических средствах профилирования иноязычного курса на старшей ступени общеобразовательной школы // Инновации в образовании. - 2008. - № 7. - С. 89-95.

3. Гера Р. Предпрофильная подготовка - составляющая успешной социализации // Народное образование. - 2008. - № 2. -С.216-221.

4. Гурина И. А., Кулакова С. Ф. Развитие личности старшеклассников в условиях реализации профильного обучения // Профильная школа. - 2008. - № 5. - С. 9-14.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. Тематич. вып. -2002. - Декабрь.

6. Об организации взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного] общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http:// do.gendocs.ru/download/docs-197069/197069.doc/

7. Об эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного] общего образования : Письмо МО РФ от 03.02.04 № 03-51-12ин/14-03 // Вестник образования. - 2004.

- № 6. - С. 57-58.

8. Петрова Е. В. Организация предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2007. - 23 с.

9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования - вектор индивидуализации обучения в основной школе : проект / Ин-т образоват. политики «Эврика» ; под. ред. А. И. Адамского. - М., 2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://referatznate.ru/text/index-43030.html?page=5

10. Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования / Инновац. образоват. сеть «Эврика» [Электронный ресурс]. - URL: http://do.gendocs. ru/docs/index-187801.html/

11. Программа совместных мероприятий Минобразования России и РАО по введению профильного обучения учащихся на третьей ступени общего образования : утверждена приказом Минобразования России и Рос. акад. образования от 05.12.03 №4509/49 // Вестник образования. - 2004. - № 6. - С. 25-30.

12. Твоя профессиональная карьера: экспериментальный

курс : пояснит. записка [Электронный ресурс]. - URL: http:// referat.znate.ru/text/index-52101.html/

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утвержден приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Гарант : информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55070507/

14. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.