Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / СПОРТ / ЕДИНОБОРСТВА / ТИП МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенин Андрей Михайлович, Вареников Николай Анатольевич, Попова Ирина Евгеньевна, Сандраков Сергей Сергеевич, Волкова Нафиса Игоревна

В статье представлен алгоритм определения направлений будущей профессии для старшеклассников, занимающихся единоборствами. Выделена группа профессий в спорте, которые может освоить атлет после окончания спортивной карьеры. Показано, что учитывая особенности типа мышления, интересов, а также профессиональных предпочтений старшеклассников, занимающихся единоборствами, можно правильно ориентировать их на выбор профессии по окончании спортивной карьеры. 50% единоборцев хотели бы посвятить себя профессиям, связанным со спортом и сельским хозяйством, сферой услуг, техникой, военно-прикладными направлениями деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зенин Андрей Михайлович, Вареников Николай Анатольевич, Попова Ирина Евгеньевна, Сандраков Сергей Сергеевич, Волкова Нафиса Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ORIENTATION OF ELDER GRADUATES IN MARTIAL ARTS

The article presents the algorithm for determining the directions of the future profession for higher school students involved in martial arts. The group of professions in sports that athlete can master after the end of the sports career has been identified. It is shown that taking into account the peculiarities of the type of thinking, interests, as well as professional preferences of higher school students involved in martial arts, it is possible to correctly orient them towards the choice of a profession at the end of a sports career. 50% of martial artists would like to devote themselves to professions related to sports and agriculture, the service sector, technology, military-applied areas of activity.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ»

ходимо заметить, что время, затраченное на прохождение курса студентами контрольной группы, было гораздо больше, чем время, затраченное экспериментальной группой на разработку и осуществление эксперимента, что так же является положительным моментом, характеризующим предлагаемый нами бинарный метод проектного обучения. Полученные данные говорят и о том, что сформированные универсальные компетенции, являются действительно универсальными и могут быть перенесены на другую область человеческих знаний.

Таким образом, использование бинарного занятия в проектном обучении может быть рекомендовано для применения в различных предметных областях, и в различных условиях, как во время непосредственного аудиторного обучения, так и во время производственной или летней практике.

Контактная информация: maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2021

УДК 37.013.78

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ

Андрей Михайлович Зенин, президент, Федерация спортивной борьбы Воронежской области, Спорткомплекс «Факел»», Воронеж; Николай Анатольевич Вареников, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Евгеньевна Попова, кандидат биологических наук, доцент, Сергей Сергеевич Сандраков, преподаватель, Нафиса Игоревна Волкова, психолог, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье представлен алгоритм определения направлений будущей профессии для старшеклассников, занимающихся единоборствами. Выделена группа профессий в спорте, которые может освоить атлет после окончания спортивной карьеры. Показано, что учитывая особенности типа мышления, интересов, а также профессиональных предпочтений старшеклассников, занимающихся единоборствами, можно правильно ориентировать их на выбор профессии по окончании спортивной карьеры. 50% единоборцев хотели бы посвятить себя профессиям, связанным со спортом и сельским хозяйством, сферой услуг, техникой, военно-прикладными направлениями деятельности.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, старшеклассники, спорт, единоборства, тип мышления.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p131-134

PROFESSIONAL ORIENTATION OF ELDER GRADUATES IN MARTIAL ARTS

Andrey Mikhailovich Zenin, the president, Wrestling Federation of the Voronezh Region, Sports Complex "Fakel", Voronezh, Nikolay Anatolievich Varenikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Evgenievna Popova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Sergei Sergeevich Sandrakov, the teacher, Naphisa Igorevna Volkova, the psychologist, Voronezh State Institute of Physical Culture

Abstract

The article presents the algorithm for determining the directions of the future profession for higher school students involved in martial arts. The group of professions in sports that athlete can master after the end of the sports career has been identified. It is shown that taking into account the peculiarities of the type of thinking, interests, as well as professional preferences of higher school students involved in martial arts, it is possible to correctly orient them towards the choice of a profession at the end of a sports career. 50% of martial artists would like to devote themselves to professions related to sports and agriculture, the service sector, technology, military-applied areas of activity.

Keywords: vocational guidance, high school students, sports, martial arts, type of thinking.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная карьера является достаточно кратковременной относительно всей жизни, к тому же она может резко оборваться из-за полученных травм, семейных, финансовых и других трудностей. Поэтому спортсмен должен заранее подумать о выборе подходящего учебного заведения и получать образование параллельно со спортивной деятельностью. После ухода из спорта рекомендуется выбирать профессию, связанную с бывшей деятельностью. Существует много профессий, связанных со сферой спорта: журналистика, спортивный агент, юриспруденция, медицина, педагогика, психология, аналитика, менеджмент и другие. Спортсмены, занимающиеся единоборствами, особенно востребованы в сфере силовых структур (МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, армия и др.) поскольку они владеют специальными навыками ведения рукопашной схватки и обладают необходимыми морально-волевыми качествами. Сотрудники силовых структур сегодня имеют высокую заработную плату, а так же дополнительные выплаты за спортивные разряды и отличное выполнение нормативов по физической подготовке. Получение высшего образования дает возможность присвоения офицерского звания.

Однако в процессе занятий спортом большинство молодых людей не ориентируются в многообразии профессий смежных со спортивной деятельностью и не видят себя в них в силу своей неосведомленности. Серьезной проблемой старшеклассников занимающихся единоборствами является правильный выбор учебного заведения, где он параллельно с занятиями спортом освоят будущую профессию и безболезненно адаптируется после завершения спортивной карьеры. Старшеклассник должен четко осознавать, что спортивная карьера является очень важным и ответственным жизненным отрезком, который является ступенью для освоения будущей профессии и успешности в ней. Чем раньше старшеклассник определиться с направлением своей будущей деятельности, тем яснее он будет осознавать необходимость роли спорта в построение своей будущей карьеры [1, 2].По этой причине целью исследования явилось формирование у старшеклассников представления о своей будущей профессии после завершения спортивной карьеры.

МЕТОДИКА

В исследовании приняли участие 40 учащихся старших классов, занимающихся единоборствами на базе СШОР № 33 г. Воронежа. При проведении педагогического эксперимента среди испытуемых была предпринята попытка разработки методики, которая помогает осознать свои сильные стороны, соотнести их со своими желаниями и выяснить готовность к различным видам профессионального труда. Педагогическое тестирование старшеклассников проводили при помощи теста Дж. Холланда на определение профессиональной направленности личности, методик «Карта интересов» и «Тип мышления». Результаты исследования обрабатывали методами вариационной статистики с использованием параметрических критериев выборочной совокупности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате анализа литературы выделено одиннадцать профессий в спорте, которым можно посвятить себя после окончания спортивной карьеры.

1. Спортивная журналистика. Включает в себя редакторов, корреспондентов, и телерадио-ведущих. Спорт и PR решает финансовые, юридические и маркетинговые вопросы спортсмена.

2. Спортивный юрист. Специализируются на разрешении споров, в которые могут быть вовлечены спортсмены (допинг, дисциплинарные, трудовые, коммерческие споры).

3. Специалист по спортивной медицине. Следит за здоровьем спортсменов, готовит их к соревнованиям, при необходимости оказывает им медицинскую помощь и помогает реабилитироваться после травм и болезней.

4. Профессии, сочетающие в себя спорт и сельское хозяйство. К ним относится, например, гринкипер - это агроном, который ухаживает за зелеными полями для гольфа, футбола, тенниса и т.д. Необходимы специалисты для ухода за лошадьми (конный спорт), собачьи упряжки и др.

5. Спортивный тренер. Может работать с профессиональными спортсменами, воспитывать детей в спортивных школах или работать с взрослыми в любительском спорте.

6. Спортивный психолог. Помогает готовиться к соревнованиям, преодолевать психологические барьеры, регулировать эмоциональное состояние, осознать мотивацию занятий спортом, ради чего приходится преодолевать колоссальные нагрузки.

7. Спортивный судья, арбитр или рефери. Следит за ходом игры, спортивной этикой в период соревнования, контролирует выполнение игроками правил. В неигровых видах спорта судья оценивает уровень мастерства спортсменов и награждает победителей.

8. Спортивный аналитик или каппер. Человек, который профессионально играет на спортивных ставках или консультирует других игроков. Для успеха в профессии необходимо разбираться в слабых и сильных сторонах игроков, знать и уметь анализировать статистику предыдущих матчей.

9. Фитнесс инструктор должен вести здоровый образ жизни и быть образцом для подражания в спорте, а так же знать анатомию, физиологию, нутрициологию, диетологию человека, потому что спорт невозможен без научного подхода.

10. Спортивный менеджер - это руководитель клуба, объекта, спортивного общества или олимпийского движения, который отвечает за развитие инфраструктуры, организацию тренировочного процесса команд или проведение соревнований. Спортивный менеджмент преподают в институтах физкультуры, менеджмента, госуправления, экономики.

11. Специалисты силовых структур. Спортсмены, занимающиеся единоборствами, особенно востребованы в сфере силовых структур (МВД, армия, МЧС, ФСБ, ФСО и др.) так как они владеют специальными навыками ведения рукопашной схватки и обладают необходимыми морально-волевыми качествами. Например, отряд спецназа МВД «Гром» обеспечивает оперативное и силовое сопровождение сотрудникам главка, коллегам из угрозыска, экономической безопасности, всем, кому это понадобится. В «Громе» около 40% сотрудников - кандидаты и мастера спорта. Все остальные - спортсмены-разрядники. Достаточно сказать, что один из тестов при приеме в отряд - выдержать семь спаррингов. Не обязательно победить, но - выдержать.

В результате исследования профессиональных предпочтений 40 учащихся старших классов, занимающихся единоборствами на базе СШОР № 33, установлено, что 20 респондентов выбрали профессии, связанные с направлениями деятельности: спорт + сельское хозяйство, сфера услуг, техника, военно-прикладные виды. Связать свою жизнь с такими направлениями деятельности как спорт + медицина, педагогика, психология пожелали 8 старшеклассников. Для четверых респондентов привлекательными стали профессии в области спорт + юриспруденция, право и технические науки (аналитики). Восемь респондентов пожелали связать свою жизнь с такими направлениями деятельности как Спорт и журналистика, РЯ и менеджмент (таблица 1).

В результате анализа полученных данных установлено, что наибольшее количество старшеклассников желают получить профессии, связанные со службой в силовых структурах. По-видимому, это связано с высокой заработной платой на сегодняшний день в данных профессиях, а так же дополнительными выплатами за спортивные разряды и выполнение нормативов по физической подготовке на «отлично», возможностями присвоения офицерского звания после получения высшего образования. В группу с наибольшим количеством респондентов входят лица, имеющие тягу к природе и сельскому хозяйству (гринкиперы, конный спорт, сфера услуг (фитнесс инструкторы)).

Таблица 1 - Профессиональные предпочтения старшеклассников, занимающихся единоборствами

Тип мышления (природные задатки) Направление деятельности Карта интересов Профессиональные предпочтения респондентов (%)

Креативность(творческое мышление) Спорт + журналистика. Спорт + РЯ Спорт + менеджмент. Журналистика, искусство, литература, живопись, музыка, пение, театральный кружок, дизайн, модельеры, стилист 20%

Абстрактно-символическим мышлением Спорт + юриспруденция. Спорт + право. Спорт + технические науки. Математика, техника, программирование бухгалтерия. 10%

Словесно-логическое мышление Спорт + медицина. Спорт + педагогика Спорт + психология. общественная работа педагогика, сфера обслуживания, химия, астрономия, биология, медицина история, геология, география, право. 20%

Предметно-действенное Спорт + сельское хозяйство. Спорт + сфера услуг, Спорт + техника. Военно-прикладные виды спорта физика математика техника электротехника транспорт рабочие специальности, сельское хозяйство, лесное хозяйство, филология, строительство, легкая промышленность. 50%

Обратив внимание на результаты теста «Тип мышления» можно сделать вывод о том, что 50% старшеклассников, занимающихся единоборствами, имеют предметно-действенный тип мышления. Таким образом, учитывая особенности типа мышления, интересов, а также профессиональных предпочтений старшеклассников, занимающихся единоборствами, можно правильно ориентировать их на выбор профессии по окончании спортивной карьеры согласно способностям и желаниям.

ВЫВОДЫ

1. Разработан алгоритм определения направлений будущей профессии для старшеклассников.

2. Выделена группа профессий в спорте, которые может освоить атлет после окончания спортивной карьеры.

3. Показано, что 50% старшеклассников, занимающихся единоборствами, имеют предметно-действенный тип мышления и хотят применить свои физические навыки в жизни.

4. Установлено, что 50% единоборцев хотели бы освоить профессии, связанные с направлениями деятельности: спорт + сельское хозяйство, сфера услуг, техника, военно-прикладные виды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Живлюк А.П., Профессиональная ориентация школьников в условиях профессиональных проб / А.П. Живлюк // Молодой ученый. - 2015. - № 6 (86). - С. 599-601.

2. Соломенцев Н.Б. Профессиональная ориентация - важный этап формирования мотивации к будущей профессиональной деятельности / Н.Б. Соломенцев, Е.Б. Ерофеева, Е.Н. Соломен-цева // Альманах мировой науки. 2016. - № 6-1 (9). - С. 34-35.

REFERENCES

1. Zhivluk, A.P. (2015), "Professional orientation of schoolchildren in the context of professional tests", Young scientist, No 6, Vol. 86, pp. 599-601.

2. Solomenev, N.B., Eropheeva, E.B. and Solomencheva, E.N. (2016), "Professional orientation is an important stage in the formation of motivation for future professional activity", Almanac of World Science, No 6-1, Vol. 9, pp. 34-35.

Контактная информация: nikolaj.varenikov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.07.2021

УДК 796.011

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Анатолий Васильевич Зюкин, доктор педагогических наук, профессор, Михаил Владимирович Габов, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Алексеевич Барченко, кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Аннотация

Цель исследования - изучить возможности формирования начальных технических навыков плавания на основе интегрального освоения двигательных функций плавательных движений студентами педагогических специальностей. Доказана репрезентативность структурно-функционального обучения технике плавания на основе структуризации двигательных функций плавательных движений. Разработаны комбинации структурирующих упражнений, обеспечивающих повышение функциональности гребковых движений для удержания тела на плаву, обеспечения условий для дыхания, продвижения в скольжении. Разработаны методические приемы структурно-функционального обучения технике плавания студентов педагогических специальностей.

Ключевые слова: функции плавательных движений, студенты педагогических специальностей, кроле-вые способы плавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.