Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ЕДИНОБОРЦЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / MARTIAL ARTS STUDENTS / PROFESSIONAL INTERESTS / PROFESSIONAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вареников Николай Анатольевич, Попова Ирина Евгеньевна, Бабуева Марика Гивиевна, Попова Елена Сергеевна, Зенин Андрей Михайлович

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме - исследованию профессиональных предпочтений студентов, занимающихся единоборствами. Показано, что большинство студентов-единоборцев после окончания высшего учебного заведения имеют желание работать по профессии, связанной с военной службой. Они также имеют высокое соответствие интересов в различных сферах профессиональной деятельности и способностей, имеющихся для реализации данных интересов. Данное направление исследований имеет практическую значимость в области профессиональной ориентации спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вареников Николай Анатольевич, Попова Ирина Евгеньевна, Бабуева Марика Гивиевна, Попова Елена Сергеевна, Зенин Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELFDETERMINATION OF STUDENTS ENGAGED IN MARTIAL ARTS

The article is devoted to the current topic - the study of the professional preferences of the students involved in martial arts. It is shown that the majority of martial arts students after graduating from a higher educational institution have desire to work in the profession related to the military service. They also have high correspondence of interests in various fields of the professional activity and abilities available for the implementation of these interests. This area of research is of practical importance in the field of professional orientation of athletes.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ»

REFERENCES

1. Bobkov, V.V. (2019), Rational selection of the composition of tests in preparing students for passing the standards of the RLD complex of Vand VI stages, dissertation, Moscow.

2. Lurie, G.V., Chernov, S.S. and Syachin, V.D. (2018), "Assessment of the level of physical readiness of students of the SCOLIPE based on the standards of VFSK "GTO", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (155), рр.147-150.

3. Nikolaev, P.P. (2020), Improving the level ofphysical fitness of students of higher educational institutions through the use of means ofpower triathlon, dissertation, Moscow.

4. Ministry of Sports of Russian Federation (2017), "On approval of state requirements of the All-Russian physical culture and sports complex" Ready for Labor and Defense "(TRP) for 2018-2021", Order of the dated 06/19/2017 No. 542, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220195/.

5. Stolyarov, V.I., Barinov, S.Yu. and Oreshkin, M.M. (2019), "Sport for health and recreation in the system of physical education of student youth", Pedagogical education and science, No. 5, рр. 42-48.

6. Tkachenko, A.V. (2018), "Physical preparedness of university students for passing the standards of the GTO", Pedagogical journal, No.1, рр. 361-366.

Контактная информация: blinov.mgimo@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.07.2020

УДК 796.8

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ

Николай Анатольевич Вареников, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Евгеньевна Попова, кандидат биологических наук, доцент, Марика Гивиевна Бабуева, бакалавр, Елена Сергеевна Попова, магистрант, Воронежский государственный институт физической культуры; Андрей Михайлович Зенин, президент Федерации спортивной борьбы Воронежской области, Открытое акционерное общество «Спорткомплекс

«Факел»», Воронеж

Аннотация

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме - исследованию профессиональных предпочтений студентов, занимающихся единоборствами. Показано, что большинство студентов-единоборцев после окончания высшего учебного заведения имеют желание работать по профессии, связанной с военной службой. Они также имеют высокое соответствие интересов в различных сферах профессиональной деятельности и способностей, имеющихся для реализации данных интересов. Данное направление исследований имеет практическую значимость в области профессиональной ориентации спортсменов.

Ключевые слова: студенты-единоборцы, профессиональные интересы, профессиональные способности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p53-58

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS ENGAGED IN

MARTIAL ARTS

Nikolay Anatolyevich Varenikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Evgenievna Popova, the candidate biological sciences, senior lecturer, Marika Givievna Ba-bueva, the bachelor, Elena Sergeevna Popova, the master student, Voronezh State Institute of Physical Culture; Andrey Mikhailovich Zenin, President of the Wrestling Federation of the Voronezh Region, Voronezh, Open Joint Stock Company Sports Complex "Fakel", Voronezh

Abstract

The article is devoted to the current topic - the study of the professional preferences of the students involved in martial arts. It is shown that the majority of martial arts students after graduating from a higher

educational institution have desire to work in the profession related to the military service. They also have high correspondence of interests in various fields of the professional activity and abilities available for the implementation of these interests. This area of research is of practical importance in the field of professional orientation of athletes.

Keywords: martial arts students, professional interests, professional abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Углубленные занятия спортом подростков в старшем школьном возрасте могут явиться причиной дисгармоний в личностном развитии, которые затрудняют адаптацию к жизни вне спорта. Слишком плотный график соревнований и сборов, предельные физические и психические нагрузки делают очень сложным совмещение образовательной и спортивной деятельности. Тренеры должны не только заботиться о спортивных результатах юных спортсменов, но и воспитывать у них чувство социальной ответственности перед обществом. Очень часто в высших учебных заведениях атлеты главным образом отстаивают спортивную честь вуза. Однако многие выпускники после окончания обучения не работают по специальности [2].

Не большое количество тренеров объясняют спортсменам перспективы дальнейшей жизни вне спорта. При этом атлетам необходимо дать понять, что спорт является кратковременной деятельностью, и после завершения карьеры нужно устраиваться на работу. Спортсмен также может преждевременно закончить карьеру вследствие получения серьезной травмы или семейных обстоятельств. По этой причине одной из главных задач тренера является объяснение спортсмену необходимости понимания своего места в обществе после завершения занятий спортом [2, 3].

Согласно гуманистической парадигме обучения необходимо раскрыть весь потенциал человека, открыть способности и таланты конкретного индивида и развивать их. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности [1].

Профессиональные спортсмены имеют возможность много путешествовать, что позволяет им познакомится с системой подготовки и отношением к спортсменам в других регионах и странах, наладить общение и обмениваться связями с коллегами, их тренерами, врачами и другими членами команды. Это благоприятно влияет на всестороннее развитие личности и изучение возможных перспектив последующего трудоустройства. Так, многие знаменитые спортсмены становятся актерами, шоуменами, политиками, спортивными функционерами. Единоборцы часто служат в армии, полиции, МЧС, ФСБ, ФСО и других военизированных организациях. Из традиционных видов трудоустройства спортсмен может работать тренером, учителем физической культуры, фитнесс инструктором, преподавателем по физической подготовке в высших и средних учебных заведениях.

В современных условиях, благодаря наличию у каждого человека электронных устройств, масса событий придается общественной огласке и выкладывается в сети Интернет. Многие спортсмены становятся блогерами, предоставляя видео уроки по видам спорта, освещая различные спортивные мероприятия и события, сравнивая качество и цены различных спортивных товаров и услуг. Это является одним из современных способов получения доходов за счет размещения на страницу популярного блогера рекламы производителей. Набирая определенное число подписчиков, блогер начинает получать денежное вознаграждение за обеспечение большого трафика от Интернет-провайдера и завоевывает популярность в социальной группе поклонников данного вида спорта.

В связи с вышесказанным целью исследования явилось изучение профессиональных предпочтений студентов, занимающихся единоборствами.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования явились 10 студентов 1 курса Воронежского государственного института физической культуры. Для изучения интересов и склонностей спортсменов в различных сферах деятельности использовали методику «Карта интересов». С целью соотношения склонностей, способностей, интеллекта испытуемых с различными профессиями применяли методику профессионального самоопределения Дж. Холланда. Также определяли тип мышления и уровень готовности испытуемого к различным видам профессионального труда при помощи методики Н. Пряжникова. После анализа результатов тестирования определяли число студентов, имеющих желание работать по специальности, а так же сопоставление их желаний имеющимся способностям.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате исследования установлено, что 2 студента из 10 имеют желание быть спортсменами, 1 человек - учителем физической культуры в школе, 5 студентов указали специальности пожарного, спасателя, офицера армии, пограничника, телохранителя, инспектора ГИБДД, летчика, то есть профессии, связанные с военной службой. Оставшиеся испытуемые хотели бы работать менеджерами и по профессии, не связанной с по получаемой специальности (таблицы 1, 2). Результаты полученных данных указывают на то, что наибольшее количество студентов желают получить профессии, связанные со службой в силовых структурах. По-видимому, это обусловлено высокой заработной платой в данных профессиях, а так же дополнительными выплатами за спортивные разряды и выполнение нормативов по физической подготовке на отлично. А так же возможности присвоения офицерского звания после получения высшего образования.

Судя по сопоставлению тестов на определение профессиональной направленности личности, методики «Карта интересов», типа мышления и активизирующей профориен-тационной методике Н. Пряжникова, прослеживается достаточно высокий уровень соотношения своих желаний с личными способностями (таблицы 1, 2).

Таблица 1 - Результаты теста Дж. Холланда и определения типа мышления студентов-единоборцев___

Пол Вид спорта, разряд Тест Дж. Холланда (по мере убывания важности) Тип мышления (уровень развития)

М ММА КМС Артистичный Интеллектуальный Реалистичный Предприимчивый Конвенциальный Социальный Предметно-действенное (высокий) Абстрактно-символическое (низкий) Словесно-логическое (средний) Наглядно образное (высокий) Креативность (высокий)

Ж Тхэквондо КМС Артистичный Предприимчивый Реалистичный Интеллектуальный Социальный Конвенциальный Креативность (высокий) Предметно-действенное (средний) Словесно логическое (средний) Наглядно образное (средний) Абстрактно-символическое (низкий)

М Тхэквондо МС Интеллектуальный Предприимчивый Реалистичный Социальный Артистичный Конвенциальный Наглядно образное (высокий) Креативность (средний) Абстрактно-символическое (средний) Словесно-логическое (средний) Предметно-действенное (средний)

М Каратэ КМС Реалистичный Интеллектуальный Артистичный Предприимчивый Социальный Конвенциальный Предметно-действенное (высокий) Абстрактно-символическое (средний) Словесно-логическое (низкий) Наглядно образное (средний) Креативность (высокий)

Пол Вид спорта, Тест Дж. Холланда Тип мышления

разряд (по мере убывания важности) (уровень развития)

М Рукопашный бой Социальный Предметно-действенное (низкий)

КМС Конвенциальный Предприимчивый Артистичный Реалистичный Интеллектуальный Абстрактно-символическое (средний) Словесно-логическое (высокий) Наглядно образное (высокий) Креативность (высокий)

Ж Тхэквондо КМС Реалистичный Социальный Предприимчивый Артистичный Интеллектуальный Конвенциальный Наглядно образное (высокий) Предметно-действенное (средний) Абстрактно-символическое (низкий) Словесно-логическое (средний) Креативность (средний)

Ж Тхэквондо МС Реалистичный Социальный Предприимчивый Конвенциальный Интеллектуальный Артистичный Предметно-действенное (высокий) Креативность (высокий) Наглядно образное (средний) Словесно-логическое (средний) Абстрактно-символическое (низкий)

Ж Акробатика МС Самбо КМС Конвенциальный Социальный Предприимчивый Интеллектуальный Артистичный Реалистичный Предметно-действенное (высокий) Абстрактно-символическое (средний) Словесно-логическое (средний) Наглядно образное (средний) Креативность (средний)

М Самбо 1 ВЗР Пауэрлифтинг 1 ВЗР Социальный Реалистичный Предприимчивый Конвенциальный Артистичный Интеллектуальный Предметно-действенное (высокий) Абстрактно-символическое (средний) Словесно-логическое (средний) Наглядно образное (высокий) Креативность (средний)

М Акробатика КМС Самбо Артистичный Предприимчивый Реалистичный Креативность (высокий) Предметно-действенное (высокий) Наглядно образное (средний)

1 ВЗР Интеллектуальный Социальный Конвенциальный Словесно-логическое (средний) Абстрактно-символическое (низкий)

Таблица 2 - Результаты теста «Карта интересов» теста Н. Пряжникова студентов-

единоборцев

Пол Вид спорта, Карта интересов Тест Н. Пряжникова

разряд (по мере убывания важности) (по мере убывания важности)

М ММА КМС Рабочие специальности Транспорт Техника Пожарник Спасатель Пограничник Телохранитель Менеджер

Ж Тхэквондо КМС Педагогика Филология Медицина Спортсмен Манекенщица Домохозяйка Стюардесса

М Тхэквондо МС Биология Филология Астрономия Медицина Программист Ученый-экспериментатор Писатель поэт, публицист Телохранитель

М Каратэ КМС Сфера обслуживания Биология Астрономия Журналистика Спасатель Офицер армии Проводник Животновод

М Рукопашный бой КМС История Филология Педагогика Строительство Археолог Монах Священнослужитель Лесник

Пол Вид спорта, разряд Карта интересов (по мере убывания важности) Тест Н. Пряжникова (по мере убывания важности)

Ж Тхэквондо КМС Педагогика Сфера обслуживания Журналистика Медицина Парикмахер Домохозяйка Дизайнер Психолог

Ж Тхэквондо МС Педагогика Сфера обслуживания строительство Журналистика Учитель школы Воспитатель Менеджер Психолог

Ж Акробатика МС Самбо КМС Общественная работа Право Математика Рабочие специальности Чиновник Спортсмен Бомж Офицер армии

М Самбо 1 ВЗР Пауэрлифтинг 1 ВЗР Рабочие специальности Строительство Астрономия Общественная работа Машинист Поезда Пожарный Менеджер Ученый Теоретик

М Акробатика КМС Самбо 1 ВЗР Педагогика Общественные работы Филология Медицина Летчик Инспектор ГИБДД Юрист Пограничник

Таким образом, проведение комплексного тестирования по изучению интересов и склонностей студентов-единоборцев к различным видам профессиональной деятельности показано, что у большинства испытуемых выявлено достаточно хорошее соответствие интересов в различных сферах профессиональной деятельности и имеющихся для этого способностей. Это указывает на понимание студентами своего места в обществе после завершения занятий спортом и адекватной оценке своих способностей.

ВЫВОДЫ

1. Установлено, что большинство студентов-единоборцев после окончания высшего учебного заведения имеют желание работать по профессии, связанной с военной службой.

2. Показано, что студенты, занимающиеся единоборствами, имеют высокое соответствие интересов в различных сферах профессиональной деятельности и имеющихся для их реализации способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев, Ш.М. О совершенствовании современной парадигмы образования / Ш.М. Алиев // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 3. - С. 150-156.

2. Благинин, А.А. Исследование психологической адаптации спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру / А.А. Благинин, Н.С. Бар, С.Н. Шихвердиев // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2015. - № 2. - С. 64-76.

3. Шувалов, А.С. Процесс социальной адаптации спортсменов на различных этапах их профессиональной карьеры / А.С. Шувалов // Молодой ученый. - 2019. - № 23 (261). - С. 595-598.

REFERENCES

1. Aliev, Sh.M. (2011), "On improving the modern education paradigm", Social and Humanitarian Knowledge, Vol. 3, pp. 150-156.

2. Blaginin, A.A. Bar, N.S. and Shikhverdiev S.N. (2015), "A study of the psychological adaptation of athletes completing their sports career", Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin, No. 2, pp. 64-76.

3. Shuvalov, A.S. (2019), "The process of social adaptation of athletes at various stages of their professional career", Young scientist, No. 23 (261), pp. 595-598.

Контактная информация: nikolaj.varenikov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.07.2020

УДК 796.07

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОНЛАЙН-РЕЖИМ КОНФЕРЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ АВИАЦИОННОГО ВУЗА

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация

В работе рассматриваются особенности разработанного курса дистанционного обучения студентов авиационного вуза, который позволил эффективно вовлечь их в образовательный процесс в удаленном формате. Используя современные онлайн-платформы и сервисы, скоординированные с учетом пандемии вируса COVID-19, были разработаны онлайн-курсы по всем дисциплинам, в том числе по физической культуре, которые показали свою результативность, что имеет практическое значение в гражданской авиации, позволяет успешно работать и качественно обучать студентов в соответствии с утвержденными учебными программами подготовки пилотов и других специалистов авиации на современные гражданские воздушные суда.

Ключевые слова: физическая культура, студент, гражданская авиация, дистанционное образование, онлайн-курсы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p58-60

FEATURES OF DISTANCE LEARNING AND ONLINE MODE OF CONFERENCES

FOR AVIATION UNIVERSITY STUDENTS Lyudmila Mikhaylovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract

This article discusses the features of the developed distance learning course for aviation University students, which allowed them to be effectively engaged in the educational process under remote format. Using the modern online platforms and services coordinated to account for the COVID-19 virus pandemic, online courses have been developed in all disciplines, including physical culture, which have shown their effectiveness, which is of practical importance in civil aviation, it allows you to successfully work and train students in accordance with the approved training programs for pilots and other aviation specialists on modern civil aircraft.

Keywords: physical education, student, civil aviation, distance education, online courses.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня особую актуальность приобретают вопросы развития онлайн-образования с сохранением (и даже приумножением) качества традиционных образовательных технологий [4, 5]. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА), используя Интернет-ресурсы, готовит уникальные онлайн-курсы, которые доступны студентам и должны выдержать серьезный конкурентный отбор на образовательном рынке. Пандемия вируса COVID-19 внесла свои коррективы в привычный учебный ритм, преподнеся отечественному образованию много нововведений. В начале пандемии СПбГУ ГА столкнулся с проблемой: прерывать обучение вообще и ждать ослабления режима самоизоляции или продолжать работать уже в новом режиме. В соответствии с документами Министерства образования и науки, Министерства транспорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.