Научная статья на тему 'Связь ценностных ориентаций с адекватностью профессионального выбора студентов гуманитарных факультетов Томского Государственного университета'

Связь ценностных ориентаций с адекватностью профессионального выбора студентов гуманитарных факультетов Томского Государственного университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / АДЕКВАТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ К ПРОФЕССИИ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ADEQUACY OF A PROFESSIONAL CHOICE / SYSTEM OF VALUABLE ORIENTATIONS / EXTERNAL AND INTERNAL MOTIVATION TO A TRADE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батракова А.Ю., Муравьева Ольга Ивановна

Данная статья посвящена исследованию некоторых аспектов профессионального самоопределения студентов гуманитарных факультетов ТГУ. Выявлена положительная статистически значимая связь между метаценностями и социальным, интеллектуальным и артистичным типами личности (по Д. Голланду). Обнаружена большая адекватность профессионального выбора на «традиционных» (исторический) факультетах по сравнению с «нетрадиционными» (культурологический и психологический).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Connection of Valuable Orientations with Adequacy Professional Choice of the Students of Humanitarian Faculties of Tomsk State University

Given clause is devoted to research of some aspects of professional self-determination of the students of humanitarian faculties of TSU. Is revealed positive statistically significance connection between metavalues and social, intellectual and artistic types of the person (on J. Holland). The large adequacy of a professional choice on "traditional" (historical) faculties is found out in comparison with "untraditional" (culturological and psychological).

Текст научной работы на тему «Связь ценностных ориентаций с адекватностью профессионального выбора студентов гуманитарных факультетов Томского Государственного университета»

ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГА

СВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ С АДЕКВАТНОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.

А.Ю. Батракова, О. И. Муравьева (Томск)

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию некоторых аспектов профессионального самоопределения студентов гуманитарных факультетов ТТУ. Выявлена положительная статистически значимая связь между метаценностями и социальным, интеллектуальным и артистичным типами личности (по Д. Голланду). Обнаружена большая адекватность профессионального выбора на «традиционных» (исторический) факультетах по сравнению с «нетрадиционными» (культурологический и психологический).

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, адекватность профессионального выбора, система ценностных ориентации, внешняя и внутренняя мотивация к профессии.

Проблема профессионального

самоопределения сегодня актуальна, как никогда раньше, что обусловлено целым рядом социально-политических и экономических причин. Часто молодежь, делая профессиональный выбор, отдает предпочтение наиболее престижным, «модным», и высокооплачиваемым профессиям. В этом случае возможна ситуация, когда молодые люди практически игнорируют занятия, близкие им по складу характера и психологическим особенностям. Однако неадекватный

профессиональный выбор в дальнейшем может препятствовать не только профессиональному, но и личностному росту. Для того, чтобы человек мог добиться наибольшей продуктивности, а, следовательно, и более полной удовлетворенности от «нахождения» своего места в мире, необходимо «взаимное соответствие личностных качеств человека с требованиями, предъявляемыми ему профессией» [4, С. 96]. Поэтому, очевиден факт, что профессиональное самоопределение, реализация возможностей, и дальнейшая жизнь субьекта в профессии,_ является одной из центральных проблем в психологии самоопределения личности.

В психологических исследованиях особенности профессионального самоопределения личности рассматриваются в разных концепциях: то в контексте индивидуальных поисков [7], Индивидуальных смысло-жизненных ориентаций [6], то как процесс социализации [8}, вхождения и адаптации в профессиональные сообщества [3, 4]. Однако мы считаем, что профессиональное самоопределение характеризуется, в том числе, и выбором определенной системы ценностей. Ценности являются одним из важнейших мотивационных факторов, которые определяют поведение, характер общения, профессиональный выбор и, в конечном итоге, возможности самореализации личности. Как отмечалось, одной из сфер воплощения

ценностей является профессиональная деятельность, успешность которой зависит от соответствия ценностей человека с требованиями профессии. И, поскольку, в этом контексте проблема самоопределения в психологии еще мало изучена, с нашей точки зрения, важно рассмотреть взаимовлияние ценностных ориентаций и характера профессионального самоопределения.

Целью нашей работы является исследование связи ценностных ориентаций студентов гуманитарных факультетов ТГУ с адекватностью их профессионального выбора. Предметом исследования являются структура ценностных ориентаций, адекватность профессионального выбора студентов и их мотивация к профессии.

Исследование проводилось в марте 1999 года. Выборку составили студенты 2 курса исторического факультета (20 человек), 2 курса факультета психологии (30 человек) и I курса культурологического факультета (30 человек) Томского Государственного Университета.

В качестве исследовательских методик были использованы: для определения типа личности был использован «Опросник профессиональных предпочтений» Д. Голланда, в котором выделяется шесть личностных типов, позволяющих определить личностный код и соотнести его с требованиями той или иной профессии. С точки зрения выбора профессии, суть концепции Голланда заключается в том, что профессиональная успешность, удовлетворенность, устойчивость зависят, в первую очередь, от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Люди стремятся найти среду и профессию, которые позволили бы им наиболее полно раскрыть свои способности, выразить свои установки и ценностные ориентации, заняться интересующими их проблемами. Методика Голланда представляет собой набор из 45 пар профессий. Каждая профессия соответствует одному из шести личностных типов (реали-

стичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистичный). Испытуемые из каждой пары профессий выбирают одну. При обработке опросных листов подсчи-тывается количество выборов для каждого личностного типа. Методика Голланда позволяет констатировать наличие тех или иных профессиональных предпочтений в человеке, однако она не выявляет связей типа профессиональных предпочтений с базовыми личностными структурами, среди которых могут быть: ценностные ориентации, особенности «я-концепции», самооценка, уровень притязаний. Из ряда перечисленных личностных характеристик сферой наших интересов является исследование ценностных ориентаций в связи с проблемой профессионального самоопределения.

Для определения системы ценностных ориентаций была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Эта методика кажется нам наиболее привлекательной потому, что она позволяет разделить все ценности на три группы: метаценности (по А. Маслоу), ценности профессиональной деятельности и исполнительские ценности. К метаценностям, которые Маслоу определяет как «высшие аспекты жизни, достигаемые самоактуализирующимися индивидами» [9, С. 498], из набора ценностей М. Рокича мы отнесли: жизненную мудрость, красоту природы и искусства, любовь, познание, свободу, счастье других, творчество, жизнерадостность, широту взглядов, честность и т.п. К ценностям профессиональной деятельности отнесены: интересная работа, продуктивная жизнь, образованность, эффективность в делах и т.п. Исполнительские ценности включили в себя: аккуратность, воспитанность, исполнительность, терпимость, честность, и т.п.

Для определения мотивации к профессии был использован метод неоконченных предложений. Испытуемым предлагалось окончить следующее предложение: «Когда я поступал(-а) на факультет психологии (истории, культурологии), я ...». Обработка результатов, полученных в ходе опроса по данной методике, позволила выявить тип мотивации к профессии - внешний или внутренний.

В ходе исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы.

1. Сам факт поступления испытуемых в университет на гуманитарные специальности дает нам основания предположить, что среди испытуемых обнаружится малое количество людей соответствующих реалистичному, конвенциональному и предприимчивому типам (по Д. Голланду). Можно предположить, что студентов-гуманитариев в гораздо большей степени интересует человек как «объект» познавательной и практической деятельности, и, следовательно, они бу-

дут скорее ориентированы именно на гуманитарные и гуманистические проблемы, а также на установление контакта с окружающей средой и творческую деятельность. Поэтому большинство студентов, вероятно, будут соответствовать интеллектуальному, социальному и артистичному типам.

2. Можно предположить, что у студентов гуманитарных факультетов классического университета в структуре ценностных ориентаций доминируют метаценности, а не ценности профессиональной деятельности или исполнительские ценности.

3. Более старшие студенты обладают большим жизненным опытом (служба в армии, трудовая деятельность, возможная учеба на другом факультете или в другом вузе), поэтому можно предположить, что уровень самоактуализации у них несколько выше. По нашему мнению, у этих студентов метаценности будут выражены в большей степени, чем у их однокурсников, более младшего возраста.

4. Мы считаем, что студенты, имеющие внутреннюю мотивацию к профессии, в большей степени, чем студенты с внешней мотивацией будут соответствовать интеллектуальному, артистичному и социальному типам. Подобное соотношение мотивации с личностными типами возможно потому, что студентьы-уманитарии, соответствующие перечисленным типам, более, чем другие, склонны к самопознанию, эмпатии, потребности в помощи другим людям и т.п.

5. Мы предпопагаем, что у студентов психологического факультета по сравнению со студентами других факультетов будет более выражена внешняя мотивация к профессии. Мы считаем, что это обусловлено двумя основными факторами, во-первых, «модностью» и престижностью этой специальности в последние годы и, во-вторых, тем, что само обучение на факультете психологии часто воспринимается абитуриентами и студентами как способ решения своих психологических проблем. . /•

Результаты исследования, подтвердили большинство выдвинутых гипотез.

Анализ результатов показал, что наиболее адекватный выбор профессии, максимально приближенной к чертам своей личности, обнаружился у студентов исторического факультета ТГУ (85,5%), затем последовали студенты-культурологи (70,7%) и психологи (42%). Такие показатели, по-нашему мнению, обусловлены рядом причин. Адекватность выбора профессии у студентов исторического факультета обусловлена, с нашей точки зрения, общей образовательной ситуацией преподавания истории в нашей стране. Этот предмет изучается на протяжении всего обучения в начальной и средней школе, в результате чего уже в школе ученики имеют достаточно ясное представление, если не о будущей профессио-

Ш2

нальной деятельности, то хотя бы о предметной области своих профессиональных интересов. Этого нельзя сказать об абитуриентах и студентах культурологического и психологического факультетов, которые, к сожалению, лишены возможности формирования более или менее адекватного образа будущей профессии в процессе школьного обучения. Второй главной причиной большей адекватности профессионального выбора студентов-историков, с нашей точки зрения, является то, что это факультет со сложившимися традициями, образовательный процесс на нем «оттачивался» десятилетиями, создана четкая и отработанная система отбора и подготовки кадров самой высокой квалификации. Совершено очевидно, что ситуация стабильности, последовательности и принципиальной непротиворечивости обучения создает благоприятные условия для достижения когнитивного консонанса студентов в профессиональной сфере, формированию у них учебной, а также познавательной и творческой активности.

Причиной недостаточной адекватности профессионального выбора студентов культурологического и психологического факультетов, помимо того, что обучение в Томском госуниверситете по этим специальностям не имеет таких глубоких традиций, может быть и то, что эти факультеты созданы в ТГУ лишь недавно, находятся в стадии становления, учебные планы только формируются, обучение ведется преподавателями, часто не имеющими базовой подготовки по соответствующей специальности. На эти факты, по-нашему мнению, должны обратить внимание вузовские работники и преподаватели, занимающиеся отбором и довузовской подготовкой абитуриентов, обучением студентов и выпуском квалифицированных специалистов. Особенно важно уделить внимание отбору и подготовке психологов, ведь психолог работает в таких социально значимых сферах как медицина, обучение, воспитание, управление и др. Во всех этих областях работа связана непосредственно с людьми и поэтому адекватный профессиональный выбор для студентов этого факультета, может быть, гораздо важнее, чем для любых других. Ведь следствием неадекватного профессионального выбора может стать не только профессиональная некомпетентность, внутренний конформизм, личностная нереализо-ванность субъекта в профессии, но, самое главное, то, что люди, обращающиеся к таким «специалистам», в лучшем случае, не получат компетентной помощи, а в худшем случае, могут даже серьезно пострадать.

Частично подтвердилась гипотеза о том, что среди студентов, участвовавших в исследовании, обнаружится малое количество людей, соответствующих реалистичному, конвенциональному и предприимчивому типам. Результаты исследования показали, что на всех трех факультетах среди испытуемых не оказалось ни одного, соответст-

вующего реалистичному и конвенциональному типам. Возможно, это связано с тем, что специфика гуманитарных факультетов предполагает наличие у студентов личностных характеристик, скорее противоположных тем, которые доминируют у реалистичного и конвенционального типа. Так, реалистичный тип характеризуется тем, что его представители занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, животными, машинами. Эти люди отдают предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости, конкретности; его представители охотно избирают профессии механика, электрика, инженера. Очевидно, что студенты гуманитарных специальностей не соответствуют реалистичному типу потому, что требования, предъявляемые к ним спецификой их профессий, не включают в себя качества, присущих людям, соответствующим реалистичному типу. Этим же можно объяснить отсутствие студентов, относящихся к конвенциональному типу, на гуманитарных факультетах Томского Государственного Университета. Люди, соответствующие этому типу, отдают предпочтение четко структурированной деятельности, а их подход к проблемам носит стереотипный, практический и конкретный характер. Именно поэтому таким людям больше свойственно- выбирать профессии, связанные с «канцелярией и расчетами», к примеру, это могут быть машинопись, бухгалтерия, экономика. Для тех специальностей, студентов которых мы исследовали, эти качества не настолько важны, они могут лишь присутствовать, но не доминировать.

Подтвердилась гипотеза о соответствии большинства студентов-гуманитариев социальному, интеллектуальному и артистичному типам. Артистичный тип занял ведущую позицию на всех факультетах. На культурологическом факультете 84%; на историческом 85,7%; на факультете психологии 74,2%. Артистичный тип характеризуется, как отстраняющийся от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую нагрузку. В общении с окружающими он характеризуется как тип людей, опирающихся на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию. Люди, соответствующие этому типу, предпочитают занятия творческого характера - музицирование, занятие живописью, литературное творчество. Такой человек не связывает себя многочисленными отношениями, характерными для большинства людей, которых он предпочитает сторониться. Эти качества могут быть присущи людям так называемых творческих профессий, опирающихся на использование вербальных и эстетических способностей, а также скорее образного, чем логического, мышления. В значительной мере университетское гуманитарное образование предполагает актуализацию именно этих качеств субъекта.

Социальному типу среди студентов факультета психологии соответствуют 58%, культурологического факультета - 24,9%, исторического -14,3%. Высокий процент студентов-психологов, соответствующих этому типу, обусловлен, с нашей точки зрения, тем, что среди исследованных специальностей именно профессия психолога, в большей степени, чем другие, предполагает наличие коммуникативных и эмпатических качеств, которые являются базовыми характеристиками социального типа личности.

Не подтвердилась гипотеза о том, что предприимчивый тип не будет присутствовать у испытуемых-студентов. Данный тип занял одну из ведущих позиций - вторую после артистичного. Из всех испытуемых-студентов 50,2% соответствуют именно предприимчивому типу. Люди этого типа избирают цели, ценности и задачи, позволяющие им проявить энергию, импульсивность, доминантность. Человеку, соответствующему этому типу, не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также профессии, требующие усидчивости (например, профессия историка), большой концентрации внимания (что необходимо в профессии психолога) и интеллектуальных усилий. Так на культурологическом факультете испытуемых-студентов, соответствующих этому типу, оказалось 32,25%, на историческом факультете -57%, а на психологическом - 61,3%. Такие высокие показатели, по-нашему мнению, объясняются несколькими причинами. Во-первых, это современные социально-экономические тенденции. «Глобальные интересы нашего общества требуют формировать не пассивного исполнителя «вышестоящих» указаний, а самостоятельного человека, устремляющегося к общественно необходимым целям» [2, С. 52]. В разные социально-экономические периоды развития общества, выдвигались различные требования к субъектам общественного процесса. Настоящее время с необходимостью предполагает и даже заставляет субъекта актуализировать такие качества, как энергичность, энтузиазм, предприимчивость, гибкость, умение рисковать и т.п. Другой причиной соответствия многих испытуемых-студентов предприимчивому типу может являться ориентация современной молодежи на престиж, высокий социальный статус и достойную оплату труда. Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что самые большие конкурсы при поступлении в ТГУ наблюдаются в последние годы на психологический, юридический и экономический факультеты (престижность специальности «психология», возможно, объясняется поворотом нашего общества к гуманитарным проблемам, а престижность профессий, связанных с экономикой и юриспруденцией обусловлена высокой оплатой труда этих специалистов).

Вопреки нашим предположениям, студентов, соответствующих интеллектуальному типу, среди

испытуемых оказалось немного: на культурологическом факультете - 22,6%, на историческом - 7% и ни одного студента - на факультете психологии. Такие показатели являются, по нашему мнению, тревожным фактом, ведь университет является «кузницей» научных кадров, его задача -выпускать «универсальных» специалистов, способных к разносторонней интеллектуальной деятельности, созданию и воплощению в жизнь творческих идей. Именно эти качества включает в себя интеллектуальный тип, который характеризуется Д. Голландом как ориентированный на умственный труд. У людей этого типа преобладают теоретические и, в некоторой степени, эстетические ценности. Им нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Практически на любом факультете можно увидеть студентов, явно соответствующих этому типу. Однокурсники называют их «эрудитами» или «заучками» за их отстраненность от общей массы и несоциальность, а преподаватели ценят таких студентов за познавательную активность, большой багаж знаний, настойчивость и трудолюбие. Наибольший процент (22%) таких студентов на культурологическом факультете, по сравнению с другими факультетами, можно объяснить специфическими требованиями к данной профессии, которые включают в себя, кроме прочих, еще и эстетические ценности. А они, хоть и в некоторой степени, но все же присутствуют у интеллектуального типа.

Возможно, что у студентов психологического факультета интеллектуальный тип не должен доминировать по той причине, что психолог - это профессия, требующая социальности. Это социальный тип профессии, ориентированный на общение. Люди интеллектуального типа отличаются несоциальностью, независимостью и часто как бы «выпадают» из социума. Однако, абсолютное отсутствие на факультете психологии студентов, соответствующих данному типу, не является положительным фактом, ведь университетское образование направлено в том числе и на подготовку научных кадров, для которых основные характеристики интеллектуального типа являются базовыми.

Как мы и предполагали, у студентов исторического факультета социальный тип личности выражен в меньшей степени (14,3%) чем у студентов двух других факультетов. Это факт очевиден, поскольку из трех участвующих в исследовании специальностей, специальность «историк» требует наименьшей социальности. Она скорее предполагает работу с историческими документами, литературными источниками и архивными данными, а не с людьми.

Результаты корреляционного анализа (был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена) подтвердили предположение о том, что у студентов, соответствующих социальному,

№2

интеллектуальному и артистичному типам преобладают метаценности. В частности, наблюдается положительная статистически значимая связь между метаценностями и социальным типом (1=0,60; а=0,05), метаценностями и интеллектуальным типом (1=0,56; а=0,05), метаценностями и артистичным типом 0=0,42; а=0,05).

Подтвердилась гипотеза о большей выраженности метаценностей, чем исполнительских, у всех испытуемых-студентов. В иерархии ценностей, метаценности заняли ведущую позицию (56%), затем последовали исполнительские (30%) и профессиональные (14%) ценности. Как видно, профессиональные ценности имеют самый низший ранг, и это, по нашему мнению, обусловлено социальным статусом и возрастом испытуемых (от 18 до 22 лет). В этом возрасте у учащейся молодежи доминируют интересы, которые связаны с саморазвитием, получением образования, межличностным общением и т.п., а профессиональные ценности пока отступают на второй план.

Вопреки нашим предположениям, оказалось, что структура ценностных ориентаций у студентов разного возраста, но одного и того же курса, одинакова. На трех факультетах в среднем у 90% испытуемых-студентов, как моложе, так и старше 22 лет, метаценности больше выражены, чем другие ценности. Возможно, это объясняется тем, что в юношеском возрасте юношей и девушек занимают общечеловеческие вопросы, вопросы смысла жизни (типа «Для чего я живу?») [5]. Многие исследователи в области возрастной психологии [1,5] определяют окончание юношеского возраста 22 годами. Опираясь на эти данные, мы сформулировали соответствующие гипотезы, которые не нашли подтверждения. Возможно, это объясняется тем, что конец юношеского возраста определяется не столько физическим возрастом субъекта, сколько его социальным статусом. На что, впрочем, указывают те же авторы. Период студенчества еще нельзя назвать «взрослым» периодом, прежде всего, по экономическим причинам, которые, в конечном итоге, могут определять и психологическую несамостоятельность и маргинальность личности. Поэтому в таком возрасте скорее можно ожидать преобладания именно метаценностей наряду с недостаточной актуализированностью исполнительских механизмов осуществления своих ценностей и целей.

Подтвердилась гипотеза о том, что студенты с внутренней мотивацией к профессии, в большей степени, чем студенты с внешней мотивацией, соответствуют интеллектуальному, социальному и артистичному типам. Мы считаем, что внешняя мотивация к профессии проявляется в том, что для субъекта главной целью его профессиональной деятельности становится не содержание, а внешние факторы, внешний «антураж» профессии, такие как престиж, высокая заработная плата и т.д. В нашем исследовании к «внешнемотивиро-

ванным» мы отнесли тех студентов, которые закончили предложении о поступлении на факультет следующим образом: «... хотел(а) получить престижное высшее образование» или «... потому, что думаю, что эта профессия поможет мне решить свои проблемы» (студентка факультета психологии). Внутренняя мотивация к профессии, по-нашему мнению, исходит именно из содержания самой профессиональной деятельности. «Внутреннемотивированные» студенты отвечали примерно так: «... потому, что мне интересна история моей страны, так как, зная ее, я, возможно, смогу помочь моему народу избежать ошибок, совершенных им в прошлом» (студент исторического факультета) или «... потому, что у меня хорошая интуиция и мне интересна психология. Думаю, я смогу это совместить и быть хорошим психологом» (студентка факультета психологии). В результате анализа полученных результатов обнаружилась следующая тенденция: 92% всех испытуемых-студентов с внутренней мотивацией к профессии, действительно соответствуют (в порядке убывания) артистичному, социальному и интеллектуальному типам. Вероятно, это связано с тем, что перечисленные типы личности в большей степени направлены на ценности профессии и интерес к ней, и, в меньшей степени, на перспективы и высокую оплату труда в данной профессии.

Из всех студентов с внешней мотивацией более половины (57%) соответствуют предприимчивому типу. Этот результат довольно очевиден, ведь люди этого типа выбирают профессии, в которых они могут проявить доминантность, удовлетворить свои потребности, связанные с руководством, статусом и властью, а это является показателем «внешней» мотивации.

Как и предпологапось, для студентов факультета психологии в большей степени характерна внешняя мотивация к профессии (68%), и в меньшей степени - внутренняя (32%). Это, по нашему мнению, связано с тем, что данный факультет относится к числу «престижных» в ТГУ, а также с тем, что часто факультет психологии воспринимается как способ решения психологических проблем человека. Обнаружилось значительное число студентов этого факультета, которые ответили на вопрос о мотивах поступления примерно следующим образом: «Когда я поступала на этот факультет я знала, что учеба на нем поможет мне разобраться в своих чувствах».

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы.

1. Среди испытуемых-студентов гуманитарных факультетов Томского государственного университета наиболее адекватный выбор профессии, максимально приближенной к чертам своей личности, обнаружился у студентов исторического факультета (85,5%). Выбор студентов культурологического факультета также достаточ-

но адекватен (70,7%), а вот студенты факультета психологии демонстрируют наименее адекватный профессиональный выбор (42%).

2. Преобладающими личностными типами (по Д. Голланду) на факультетах психологии, истории и культурологии Томского Государственного Университета являются артистичный (80%), предприимчивый (51%) и социальный (37%).

3. Студенты, у которых в структуре ценностных ориентаций преобладают метаценности, в большей степени, чем другие, соответствуют социальному, артистичному и интеллектуальному типам личности.

4. Люди с доминирующими метаценно-стями делают более адекватный профессиональный выбор, чем люди, у которых доминируют другие ценности.

5. Студенты с внутренней мотивацией к профессии больше соответствуют социальному, артистичному и интеллектуальному типам.

6. Студенты факультета психологии в 68% случаев обнаруживают внешнюю мотивацию к профессии.

На основании проведенного исследования можно дать практические рекомендации для структур, занимающихся профориентацией, профессиональным просвещением, приемом людей для обучения в высшем учебном заведении. Необходимо уделить большее внимание довузовской подготовке и профессиональной ориентации абитуриентов тех факультетов и специальностей, которые предметно не представлены в школьной программе. Особое внимание следует уделить развитию внутренней мотивации или, по крайней мере, выявлению типа мотивации абитуриента к

10.

профессии, а также осознанию им соответствия своих личностных характеристик и предпочтений требованиям выбираемой профессии. Возможно, стоит ввести несколько иную систему приема студентов на культурологический факультет, а для факультета психологии Томского Государственного Университета разработать принципиально иную систему и подготовки абитуриентов, и отбора студентов.

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Ивенский Л.М. О некоторых принципах социального самоопределения личности//Вопросы самоопределения личности и ее активности: Меж-вуз. сборник научных трудов. - Уфа, 1985. С. 5058.

3. Климов Е.А. Путь в профессию. - Л., 1974.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов - на-Дону: Феникс, 1996.

5. Кон И.С. Психология старшеклассника. -М., 1980.

6. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//Вопросы психологии. -1998.-№2.

7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М„ Институт практической психологии, 1996.

8. Сафин В.Ф Психология самоопределения личности. - Свердловск, 1986.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -Спб, 1997.

CONNECTION of VALUABLE ORIENTATIONS with ADEQUACY PROFESSIONAL CHOICE of the STUDENTS of HUMANITARIAN FACULTIES of TOMSK STATE

UNIVERSITY.

A.J. Batrakova, O.I. Muraviova (Tomsk) The summary: Given clause is devoted to research of some aspects of professional self-determination of the students of humanitarian faculties of TSU. Is revealed positive statistically significance connection between metavalues and social, intellectual and artistic types of the person (on J. Holland). The large adequacy of a professional choice on "traditional" (historical) faculties is found out in comparison with "untraditional" (culturological and psychological). key words: Professional self-determination, adequacy of a professional choice, system of valuable orientations, external and internal motivation to a trade.

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ»

Е.Г. Ефремов (Омск)

Аннотация: Предпринят содержательный библиографический анализ понятия «профессиональное самосознание» в связи с понятием «самосознание личности». Ставится вопрос о формах и содержании профессиональной деятельности на примере практической психологии. Изучаются факторы развития профессионального самосознания и его компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.