Научная статья на тему 'Изучение профессиональной мотивации студентов факультета ветеринарной медицины'

Изучение профессиональной мотивации студентов факультета ветеринарной медицины Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
423
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / PROFESSIONAL MOTIVES / COGNITIVE MOTIVES / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL READINESS / PROFESSIONAL TYPE OF PERSONALITY AND PROFESSIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трусова Любовь Николаевна, Соболева Ольга Анатольевна

В статье приведены результаты исследования мотивов профессиональных выборов студентов-первокурсников факультета ветеринарной медицины Вятской государственной сельскохозяйственной академии. Исследование включало в себя изучение мотивов выбора профессии, определение профессиональной готовности и определение особенностей личности профессионала. В комплект методик, использованных в исследовании, вошли контент-анализ сочинений, методика определения профессиональной готовности А. П. Чернявской, методика Дж. Холланда. Используемые инструменты были рекомендованы для проведения дальнейших исследований в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Трусова Любовь Николаевна, Соболева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF THE FACULTY OF VETERINARY MEDICINE

The article presents the results of studying the motives of professional choices of the first year students of the faculty of veterinary medicine in the Vyatka State Agricultural Academy. The research includes the examination of motives of profession choice, the determination of professional readiness and defining the peculiarities of a personality-professional. The content-analysis of essays, the methods of determination of professional readiness by A. P. Chernyavskaya, the methods by J. Holland are part of the set of methods, used in the work. The applied tools are recommended for conducting further studies in this area.

Текст научной работы на тему «Изучение профессиональной мотивации студентов факультета ветеринарной медицины»

Трусова Любовь Николаевна, Соболева Ольга Анатольевна

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ВЕТЕРИНАРНОЙ

МЕДИЦИНЫ

В статье приведены результаты исследования мотивов профессиональных выборов студентов-первокурсников факультета ветеринарной медицины Вятской государственной сельскохозяйственной академии. Исследование включало в себя изучение мотивов выбора профессии, определение профессиональной готовности и определение особенностей личности профессионала. В комплект методик, использованных в исследовании, вошли контент-анализ сочинений, методика определения профессиональной готовности А. П. Чернявской, методика Дж. Холланда. Используемые инструменты были рекомендованы для проведения дальнейших исследований в этой области.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/6-1/63.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 6(60): в 3-х ч. Ч. 1. C. 205-208. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/6-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

2. На фоне недостаточной двигательной активности изменяется уровень функционального состояния студентов в худшую сторону, что видно по результатам функциональных проб и реакции организма на физическую нагрузку.

Анализ полученных данных подтверждает нашу гипотезу о том, что двигательная активность оказывает влияние на функциональное состояние студентов. Таким образом, для поддержания и улучшения функционального состояния организма студентов необходим достаточный уровень двигательной активности на протяжении всего обучения в высшем учебном заведении, который можно достичь увеличением общего количества часов на физкультурных занятиях в институте на старших курсах и регулярных самостоятельных занятиях физической культурой и спортом.

Список литературы

1. Гаттаров Р. У., Потапова Т. В., Зубков С. М. Исследование показателей функционального состояния студентов трех медицинских групп здоровья // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2007. № 16 (88). Вып. 12. С. 43-49.

2. Колупаев В. А., Колупаева И. Л., Мицан Е. Л. Парадигма физической культуры: здоровье и образование // Электронный научно-образовательный Вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2015. Vol. 17. No 11. С. 7-10. DOI 20151711_2OL.

3. Мицан Е. Л. К проблеме мониторинга функционального состояния студентов педагогических специальностей под влиянием гиподинамии // Культурно-оздоровительные услуги в учреждениях образования и досуга: опыт, проблемы, перспективы. Магнитогорск, 2013. С. 114-118.

4. Мицан Е. Л. К проблеме формирования мотивации здорового образа жизни среди молодежи // Социальные проблемы современной молодежи: сборник материалов международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2008. С. 210-212. "

5. Мицан Е. Л. Педагогические условия физического развития школьников в системе дополнительного образования: автореф. дисс. ... к. пед. н. Магнитогорск, 2003. 23 с.

6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2012. № 273. Ст. 41.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MOTOR ACTIVITY AND FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS DURING THE STUDY IN THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Mitsan Elena Leonidovna, Ph. D. Pedagogy, Associate Professor Nosov Magnitogorsk State Technical University mitsan 77@mail. ru

The article is devoted to the examination of the problem of influence of motor activity of the students of the institutions of higher education on the changes of their functional state during the period of study. The sociological survey, conducted by the author, shows that motor load among the students during the period of study becomes less and to the fifth year it is critically low, while static and mental load increases, especially in the period of taking session exams and qualification finals. All mentioned moments have a significant impact on the students' health and may lead to diseases in future.

Key words and phrases: functional state of a student; motor activity; comparative analysis of motor activity; student's health; mental efficiency; study in the institution of higher education; functional tests.

УДК 378

В статье приведены результаты исследования мотивов профессиональных выборов студентов-первокурсников факультета ветеринарной медицины Вятской государственной сельскохозяйственной академии. Исследование включало в себя изучение мотивов выбора профессии, определение профессиональной готовности и определение особенностей личности профессионала. В комплект методик, использованных в исследовании, вошли контент-анализ сочинений, методика определения профессиональной готовности А. П. Чернявской, методика Дж. Холланда. Используемые инструменты были рекомендованы для проведения дальнейших исследований в этой области.

Ключевые слова и фразы: профессиональные мотивы; познавательные мотивы; профессиональная направленность; профессиональная готовность; профессиональный тип личности и профессиональная среда.

Трусова Любовь Николаевна, к.э.н. Соболева Ольга Анатольевна, к.б.н.

Вятская государственная сельскохозяйственная академия trusova13@yandex. гы; Olgap28@yandex. гы

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Современная модель профессионального образования предполагает не только усвоение определенной системы знаний, но и формирование стремления будущего профессионала к саморазвитию, к полноценной самореализации в профессиональной сфере.

206

^БЫ 1997-2911. № 6 (60) 2016. Ч. 1

К факторам, определяющим эффективность такой модели, относятся прежде всего мотивы выбора профессии. Воспитание личности специалиста - это в первую очередь формирование иерархии его профессиональных мотивов.

Влиянию профессиональной мотивации на успешность учебной деятельности посвящено много работ, в том числе и таких авторитетов в области мотивации деятельности, как А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, Х. Хекхаузен. По их мнению, сформированные мотивы профессиональной деятельности - необходимое условие успешности профессиональной адаптации и процесса становления профессионала.

Формирование позитивной установки к будущей профессии несомненно определяет успеваемость студентов. При этом сами познавательные мотивы могут проявляться как профессиональные мотивы, если они выражаются в целенаправленном стремлении усвоить конкретную область знаний, в склонности к соответствующей деятельности [1, с. 7-8].

В этой связи формирование отношения к будущей профессиональной деятельности, стимулирование потребности к профессиональному росту становятся необходимыми звеньями обучения и воспитания в системе профессионального образования.

Исследования формирования профессиональных мотивов в различных аспектах проводились и проводятся многими педагогами и психологами. При этом в случае изучения мотивов школьников анализируются проблемы психологической готовности к выбору профессии, при изучении профессиональных мотивов студентов - отношение к будущей профессии, формирование профессионального самосознания.

В данной статье мы представляем результаты исследования, проводимого на факультете ветеринарной медицины Вятской государственной сельскохозяйственной академии с целью выявления особенностей профессиональной мотивации будущих врачей-ветеринаров.

На факультете уже стало традицией проводить в сентябре среди первокурсников опрос в форме сочинения на тему «Почему я выбрал эту профессию». В этом году мы расширили предмет и инструментарий исследования. В опросе приняли участие первокурсники факультета ветеринарной медицины Вятской государственной сельскохозяйственной академии в количестве 85 человек. Исследование проводилось в 3 этапа, на каждом этапе последовательно решались задачи:

1) изучение мотивов выбора профессии (анализ сочинений первокурсников); 2) определение профессиональной готовности (по методике А. П. Чернявской); 3) определение особенностей личности профессионала (по методике Дж. Холланда).

На первом этапе мы анализировали сочинения первокурсников с целью выявления ведущих профессиональных мотивов.

По мнению специалистов, одним из важных источников формирования профессиональной направленности выступает представление студента о специфике избранной профессии, а сама профессиональная направленность представляет собой совокупность профессиональных мотивов [Там же, с. 10-12].

Анализ сочинений первокурсников позволил выделить следующие мотивы выбора профессии ветеринара (приведены наиболее значимые).

1. Безграничная любовь к животным, желание помогать больным животным, животным попавшим в беду.

2. Советы родных, знакомых, друзей. Решение продолжать семейные традиции.

3. Востребованность профессии ветеринарного врача.

4. Чтение специальной литературы, просмотр телевизионных передач.

5. Призвание, склонность к медицине.

6. Возможность трудоустройства и карьерного роста.

Затем мы объединили мотивы в блоки в соответствии с классификацией мотивов Е. М. Павлютенкова [4].

Анализ показал, что среди мотивов преобладают мотивы моральные, социальные и мотивы, связанные с предметом труда (76% студентов считают их основными). Меньшую значимость для студентов имеют мотивы престижа (15% считают их основными). Материальные мотивы как причина выбора профессии не назывались вообще, то есть студенты осведомлены о том, что их будущая профессия - это не то занятие, которое поможет им обогатиться.

В то же время было выявлено, что некоторые поступают в институт в связи с необходимостью получения специальности, высшего образования, не задумываясь при этом о специфике будущей профессии. Эта категория студентов - наиболее вероятные кандидаты на отчисление на старших курсах.

На втором этапе исследовалась профессиональная готовность - активное состояние личности, которое отражает как содержание стоящих перед человеком задач, так и условия их решения. Профессиональная готовность таким образом выступает важнейшим условием достижения высокого результата в любой деятельности.

Для выявления этой особенности первокурсников была использована методика «Профессиональная готовность» А. П. Чернявской. Автор методики представляет готовность личности к выбору профессии как совокупность следующих компонентов: «автономность при выборе профессии, информированность о мире профессий, умение планировать свою профессиональную жизнь и принимать решения о будущей профессиональной судьбе, эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии» [3, с. 7-18].

Таким образом, профессиональная готовность связана с такими индивидуально-психологическими особенностями личности, как мотивы, ценности, направленность. Знание степени специфики профессиональной готовности личности позволяет выявить, что является главным в профессиональном самоопределении.

Анализ результатов тестирования представлен в Таблице 1. Как можно видеть из таблицы, наиболее выраженным компонентом эмоциональной готовности является эмоциональное отношение к профессии. У студентов средний уровень самостоятельности в выборе профессии и низкий уровень умения планировать свою профессиональную карьеру. Также крайне низок уровень решительности. Первокурсники показали средний уровень информированности о своей будущей профессии.

Таблица 1.

Значения компонентов профессиональной готовности

Компоненты профессиональной готовности Среднее значение показателя (%)

Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии 72

Автономность выбора 48

Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями 56

Умение принимать решения 17

Умение планировать свою профессиональную жизнь 24

В итоге можно сделать вывод, что первокурсники факультета ветеринарной медицины, обладая достаточно выраженным уровнем эмоциональных отношений к профессии, при этом недостаточно самостоятельны в принятии решений о выборе профессии. Это соответствует данным о ведущих мотивах выбора профессии ветеринара, полученным при анализе сочинений. Студенты не могут сами планировать свою будущую деятельность и имеют средний уровень представления о своей будущей профессии. Такое положение, скорее всего, является следствием недостаточной консультационной работы с выпускниками школ. Подобные результаты могут говорить еще и о низкой мотивации некоторых первокурсников, для которых выбор вуза и факультета был случайностью.

Заключительной частью исследования стало определение профессионального типа личности наших студентов. Для этого было проведено тестирование по методике Дж. Холланда [4].

Основная идея Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды [3, с. 80-84]. По его мнению, люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Данная методика позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора будущей деятельности.

Результаты тестирования по методике Дж. Холланда представлены в Таблице 2.

Таблица 2.

Результаты определения профессионального типа личности

Тип личности Количество испытуемых (%)

Социальный тип 49

Артистичный тип 37

Реалистичный тип 9

Конвенциональный тип 3

Предприимчивый тип 1

Интеллектуальный тип 1

Результаты показали, что большинство испытуемых принадлежат либо к социальному, либо к артистическому типу личности. Социальный тип личности - люди гуманные, чувствительные, активные, ориентированные на социальные нормы и способные понять эмоциональное состояние другого человека. Они предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди артистического типа свои отношения строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, интуицию. Такой тип личности вполне соответствует и профессии ветеринара.

В целом результаты, полученные с использованием разных методик, показывают нам, что первокурсники факультета ветеринарной медицины - личности эмоциональные и при выборе профессии руководствуются прежде всего своими чувствами. Они еще недостаточно самостоятельны, прислушиваются к мнению других, но при этом способны понять состояние другого человека.

Используемые инструменты были рекомендованы для проведения дальнейших исследований в этой области. Как показывает практика, правильное выявление профессиональных интересов является важным фактором удовлетворенности профессией в будущем. Воспитание профессиональной мотивации скажется и на общем уровне профессиональной подготовки. Подобные исследования необходимо проводить систематически, мы планируем проводить опросы и среди студентов старших курсов.

Таким образом, изучение профессиональной мотивации является первым этапом работы по ее дальнейшему формированию в условиях высшего учебного заведения. Структура профессиональной мотивации меняется в процессе обучения, поэтому необходимо ее исследовать регулярно, но начинать как можно раньше,

208

ISSN 1997-2911. № 6 (60) 2016. Ч. 1

выявляя реальный уровень и возможные перспективы развития профессиональных потребностей студентов уже с момента поступления в вуз.

Результаты исследования выявляют слабые места в профориентационной работе учебных заведений, кроме того они могут стать частью информационной базы при разработке программ профориентационной работы вуза и факультета.

Список литературы

1. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов [Электронный ресурс]: учебное пособие. М.: Логос, 2006. URL: http://ww.Htres.ra/pages/bibHo_book/?art=598805 (дата обращения: 15.11.2015).

2. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие: в 2-х ч. / сост. Я. С. Сунцова. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011. Ч. 2. 142 с.

3. Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 336 с.

4. Тесты и методики для психологов [Электронный ресурс] // Иматон. URL: http://www.imaton.com/metodiki/catalog/ %D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B 1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9 (дата обращения: 24.04.2016).

THE STUDY OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF THE FACULTY OF VETERINARY MEDICINE

Trusova Lyubov' Nikolaevna, Ph. D. in Economics Soboleva Ol'ga Anatol'evna, Ph. D. in Biology Vyatka State Agricultural Academy trusova13@yandex.ru, Olgap28@yandex.ru

The article presents the results of studying the motives of professional choices of the first year students of the faculty of veterinary medicine in the Vyatka State Agricultural Academy. The research includes the examination of motives of profession choice, the determination of professional readiness and defining the peculiarities of a personality-professional. The content-analysis of essays, the methods of determination of professional readiness by A. P. Chernyavskaya, the methods by J. Holland are part of the set of methods, used in the work. The applied tools are recommended for conducting further studies in this area.

Key words and phrases: professional motives; cognitive motives; professional orientation; professional readiness; professional type of personality and professional environment.

УДК 37.013

В статье рассмотрены проблемы современного художественного образования в условиях глобализации мирового информационного пространства. Охарактеризованы позитивные тенденции обучения народному традиционному искусству, в которых большую роль играет информатизация образования. Выявлены причины, негативно влияющие на подготовку квалифицированных конкурентоспособных специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова и фразы: художественное образование; народное декоративно-прикладное искусство; государственные образовательные стандарты; модернизация; глобализация.

Шокорова Лариса Владимировна, к. искусствоведения

Алтайский государственный университет Larazmei@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Сложные социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, направленные на утверждение рыночных отношений и, как следствие, коммерциализацию культуры, отразились на потребностях и нравственно-эстетических идеалах людей. Сферой, способной противостоять негативным тенденциям насаждения антикультуры и антиценностей, может стать художественное образование, ориентированное на приобщение подрастающего поколения к традиционным народным ценностям. Мы согласны с И. Н. Крыловой, что «художественное образование - это не только национальное культурное достояние, но и единственная в своем роде возможность воздействия на духовное развитие человека. Отечественные культурно-исторические ценности выступают незаменимым фактором формирования у подрастающего поколения национального самосознания, межкультурного взаимодействия и чувства ответственности за будущее процветание страны» [6, с. 168]. Это особенно актуально в связи с тенденциями общемирового перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, интенсивным развитием информационных технологий во всех сферах человеческого бытия, в результате которого создается новая социально-культурная среда обитания человека, характеризующаяся иными нормами, стилем общения и образом жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.