УДК 378.6.135.015.3:159.923.2 йО! 10.23951/2307-6127-2018-1-34-42
ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА МОТИВЫ ПОСТУПЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ
О. Л. Никольская
Томский государственный педагогический университет, Томск
Изучены и соотнесены с основными подходами к мотивации мотивы первокурсников при поступлении в педагогический университет и проведена их группировка. Представлена возможность применения полученной интерпретации данных для установки характера мотивов: внутренних, внешних, - а также выявления индивидуальных особенностей выбора профессии первокурсниками. Отмечается взаимосвязь различных типов мотивов и самооценки студентов. Применение полученных результатов актуально для реализации индивидуального подхода в выстраивании условий дальнейшего формирования положительной мотивации первокурсников к профессии, удерживая внимание на том, что мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняется, соответственно, меняется и иерархия мотивов. Различные факторы могут изменять эту иерархию, и поэтому задача преподавателей вуза - сохранить положительную мотивацию первокурсников.
Ключевые слова: мотив, иерархия мотивов, самооценка, индивидуальный подход.
Современному обществу необходим педагог, обладающий личностным потенциалом, с высоким уровнем направленности на педагогическую профессию, увлеченный работой с подрастающим поколением [1]. Готовность педагога, студента к осуществлению инновационной, творческой профессиональной деятельности свидетельствует о сформированно-сти мотивационного, содержательного, технологического, рефлексивного компонентов [2, с. 262].
Вопрос формирования мотивов в деятельности - один из центральных в психологии. Б. Ф. Ломов указывает, что в психологии деятельности мотивации можно присвоить одну из первых ролей [3]. Этой тематике посвящен ряд монографий, как отечественных (В. К. Ви-люнас, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, А. Ма-слоу, Х. Хекхаузен).
В 20-х гг. XX в. К. Левин (1926) представил принцип психической причинности, где движущим фактором поведения выступает «мотивационная напряженность жизненного пространства». Левин утверждал, что объяснить поведение человека возможно из тех отношений, которые складываются у личности с ее непосредственной, конкретной средой в данный микроинтервал времени, а прошлый опыт может влиять лишь тогда, когда он актуален. Мотив выступает в качестве силы, которая действует объективно, в границах жизненного пространства, а не в замкнутом пространстве сознания субъекта, - этими положениями объяснялся монизм Левина [4, т. 2, с. 147].
Всего имеется около 50 теорий мотиваций, поэтому В. К. Вилюнас озвучил сомнение о необходимости обсуждения проблемы, что такое мотив [5].
Однако Ж. Годфруа пишет, что «мотив - это соображение, по которому субъект должен действовать» [6], Х. Хекхаузен отмечает: это лишь «конструкт мышления» [7]. Таким образом, под этим феноменом представлялись самые разнообразные факторы: намерения, идеи,
чувства, переживания (Л. И. Божович) [8]; потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г. А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К. К. Платонов); предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас).
Однако наиболее общим представлением является представление о том, что «мотив -это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние» [9].
Для выяснения мотивов поступления в вуз был дан ряд заданий (участвовали студенты 1-го курса Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «Начальное и дошкольное образование (квалификация - бакалавр)». Возрастной состав испытуемых - 18-19 лет. Общее количество составило 35 человек - девушки. Форма проведения эксперимента - групповая. Использовались следующие методики:
- модифицированный тест Д. Холанда «методика психологического самоопределения»;
- дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова;
- методика (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реан) «Ваше отношение к избранной профессии»;
- ориентационная анкета «Определение направленности личности»;
- эмпирический метод (анализ продуктов деятельности), а именно мини-сочинения на тему «Как я попал(а) в ТГПУ».
Основные задачи исследования:
- определить уровень сформированности мотивации выбора профессии у студентов (высокий, средний, низкий);
- выяснить качественные характеристики (внутренние или внешние мотивы);
- определить склонности учащихся к определенной группе профессий и соответствие группе профессий «человек - человек»;
- выявить, что именно побудило избрать данную профессию и насколько четки, аргументированы мотивы выбора;
- определить направленность личности;
- определить характер самооценки первокурсников.
Результаты диагностики (ДДО Е. А. Климова) показали, что большинство поступивших (68 %) имеют ярко выраженную склонность к типу профессий «человек - человек», что соответствует избранной профессии педагога. Остальные имеют склонности к другим типам профессий, причем не ярко выраженные.
В ходе исследования факторов привлекательности - непривлекательности профессий применена методика «Ваше отношение к избранной профессии» (в модификации Н. В. Кузьминой, А. А. Реан) и получены наиболее часто выбранные студентами факторы:
(21) (+) - «важнейшая для общества профессия»;
(9) (+) - работа с людьми;
(7) (+) - «работа соответствует способностям»;
(3) (-) - «работа вызывает переутомление».
Мотивы поступления в ТГПУ классифицированы по результатам анализа мини-сочинений. Выявлено пять основных мотивов поступления на педагогический факультет.
Мотив № 1. Мотив как цель, этим мотивом истолковывается целенаправленный характер поведения человека (А. Н. Леонтьев) [1]. В пяти мини-сочинениях мотив поступления на педагогический факультет можно рассматривать как цель.
«В Томске проходил обучение мой старший брат, ему очень понравился этот город, студенты и преподаватели, поэтому я выбрала ТГПУ»». Мотивом № 1 обладают 15 % студентов-первокурсников.
Мотив № 2. Престижность.
В мини-сочинениях был также обозначен выбор профессии педагога с позиции престижности и наличия льгот: «Хотелось... учиться в ведущем вузе Томска».
«Я очень давно мечтала учиться именно в ТГПУ... на учителя начальных классов» (им дарят много цветов на 1 сентября, и они рано уходят на пенсию).
А) мотивация. В высказывании студентки присутствует как внутренняя («я очень давно мечтала учиться...»), так и внешняя мотивация («на учителя начальных классов» - определенный социальный статус, образование как средство получения определенного социального статуса). Б) самооценка. В тесте «Лесенка» студентка изобразила свою фигуру на середине лестницы, что говорит об адекватной самооценке.
«При выборе вуза мой выбор пал на ТГУ и ТГПУ. И так как шанс поступить на учителя был выше, да и в течение некоторого времени я поняла, что быть преподавателем для меня более приемлемо, я отдала оригинал аттестата в педагогический университет». Мотивация студентки обусловлена желанием быть преподавателем и меньшим конкурсом. Хотя приемлемость может быть связана как с призванием, так и с престижностью, социальной значимостью профессии.
Мотив № 3. Мотив как побуждение.
Мотив как побуждение (в мини-сочинениях) проявляется как осознанное побуждение студентов, которое сформировалось в связи с рекомендациями взрослых и профессиональной ориентацией в школе: «У меня не было определенной цели в поступлении, не знала, где именно смогу проявить себя. Замечала за собой, что у меня хорошо получается ладить с детьми, и сама по себе я не конфликтный человек. Изначально именно взрослые рекомендовали поступать в ТГПУ, как родители, так и знакомые. В конечном итоге я сама решила, что педагогический - это мое и мне здесь будет комфортно». Из семи ступенек изобразила себя на третьей - реалистично оценивает свои возможности. Университет выбрала исходя из своих интересов, предпочтений. Мотивация поступления в ТГПУ - находиться в комфортной для нее среде и заниматься делом, которое ей по душе. Самооценка адекватная. Знание своих сильных сторон поможет студентке добиться того, что она хочет.
«Я в ТГПУ попала не случайно, так как собиралась изначально поступать сюда. Выбор стоял между ФДиНО и ФП. Все-таки выбрала ФДиНО, потому что считаю, что мне это больше подходит». Самооценка адекватная. Студентка подключает желание учиться в данном университете и заранее планировала поступать. Мотивация - желание учиться в ТГПУ.
«Я знала про этот университет и изначально рассматривала его как запасной вариант. Но позже поменяла свое мнение. Я люблю детей, в принципе, готова связать с этой профессией свою жизнь. Поэтому я пошла в ТГПУ». Можно сделать вывод, что студентка не ставила перед собой определенную цель, сомневалась в выборе профессии - об этом свидетельствует то, что с самого начала не было определенного места, где хотела бы получить образование. Есть ощущение, что студентка не до конца осознала выбор профессии. Об этом свидетельствует такая фраза: «...в принципе, готова связать с этой профессией свою жизнь». Самооценка адекватная. Чувствуется заинтересованность в профессии, хотя этот
вариант был запасным, но теперь он самый актуальный. Не ясно, по каким причинам было изменено решение по поводу выбора учебного заведения, однако, вероятнее всего, есть понимание и осознанность своего текущего положения и наличие цели.
Примером появления осознанного выбора на основе изначально случайного стечения обстоятельств является опыт работы с детьми как будущих учителей еще в школе: «В ТГПУ я попала случайно, но не совсем. Я всегда рассматривала этот вариант, но я слепо верила в то, что преподавание - это не мое. Когда я побывала в лагере в роли вожатой, я поняла, что сама нашла себя, ведь мне всегда нравилось работать с детьми!» Здесь противоречие - с одной стороны, «слепо верила в то, что преподавание не мое», с другой - в лагере в ходе работы вожатой поняла, что ей нравится работать с детьми. Это говорит о том, что студентка находится в процессе самоопределения, возможно, будет осуществлен выбор в пользу профессии педагога.
Осознать свой интерес к профессии в настоящее время помогает Интернет: «Я узнала про вуз в Интернете, и мне стало интересна специальность „педагогика в начальных классах"». Здесь виден личный и профессиональный потенциал к специальности в целом. Главный мотив - интерес, стремление получить специальные знания.
С мотивом как побуждением связано осознание стимула и придание ему какой-либо значимости. С мотивом как осознанным побуждением, отражающим готовность человека к поступку, связан ряд выборов, которые можно объединить одним словом «призвание». Приведем примеры этих мини-сочинений:
1. «Я люблю детей, и всегда нравится проводить с ними время. Благодаря ТГПУ я смогу получить образование и давать детям знания. После школы я сразу решила подавать документы в этот вуз. Сначала я планировала идти учиться на узкого специалиста, но потом решила, что хочу стать учителем начальных классов». Мотивация студентки обусловлена желанием общения с детьми, которое, судя по всему, появилось еще в детстве. Авторы считают, что выбор верный, ибо человеку необходимо заниматься тем, что ему нравится. Мотивация - желание перерастает в возможность исполнить свои детские замыслы стать учителем, хороший выбор, так как ей это, видимо, нравится.
2. «Мне всегда нравились дети, была какая-то особая любовь к ним, и поэтому хотела пойти учиться на профессию, именно связанную с этим. Подала документы в ТГПУ, очень боялась, что не пройду, потому что баллов я набрала немного. И вот когда я узнала, что поступила, была безумно счастлива». Искренняя личная и профессиональная заинтересованность. Любовь к детям, желание работать с ними. Добрая, отзывчивая, проста в понимании.
3. «Я обучалась год в другом университете Томска и поняла, что это не моя сфера. Я решила, что я буду счастлива, если мне доведется быть учителем. И именно поэтому я решила подать документы в ТГПУ». Студентка понимает, что ей хочется, где ей хотелось бы реализовать свой потенциал. Позитивно настроенный человек. Человек, который определяет свои ориентиры, стремится к материализованности, пытается найти свое место в жизни, в социуме, для того чтобы осуществиться как специалист, который бы занимался любимым делом, и не выгорать профессионально. Человек, идущий по лестнице, смотрит своей цели в лицо, но при этом, прикладывая усилия, сильно устает, но мотивирует себя позитивным успешным будущим. Самооценка адекватная.
4. «Я попала в ТГПУ с божьей помощью. Я всегда хотела выбрать именно этот вуз для поступления, ведь я люблю детей и мечтаю работать с ними, мне близок характер ребенка и детское мироощущение». Мотивация высокая при поступлении в вуз. Самооценка выше среднего (адекватная). Имеет взгляды на свою будущую профессию, понимает, с чем предстоит работать.
5. «Представила себя педагогом и захотела учиться. Собрала необходимые документы, принесла, и вот я тут. Пообщалась с одноклассницей (обучается тоже на ФДиНО) и узнала о факультете. Очень долго думала, стоит ли, надо ли мне это, и решила». Студентка заранее желала поступить в педагогический, представила себя педагогом. Мотивация - желание учиться в педагогическом университете. Самооценка чуть ниже среднего - на третьей из восьми ступенек. Есть стремление идти вперед.
6. «Я очень люблю детей и всегда хотела стать педагогом. Следовательно, выбор вуза был очевиден. В прошлом году я была на одном из концертов нашего университета и окончательно прониклась этой невероятной атмосферой. И так целый год я жила с ощущением того, что я - студент ТГПУ! И вот это осуществилось, и я по-настоящему счастлива». У написавшего это эссе чувствуется заинтересованность в том, чтобы быть причастной к жизни вуза. Это хорошо. Но немного смущает расположение человечка на лестнице (он уже стоит на верхней ступеньке).
7. «Узнала я о ТГПУ из проекта „Педагогический класс". Я очень люблю детей и умею с ними общаться, поэтому работала вожатой и решила поучаствовать в этом проекте. В ТГПУ я поступила по целевому направлению». Выбор, скорее всего, осознанный, самостоятельный. Студентка сделала его исходя из сформировавшихся мотивов. На взгляд авторов, человек быстро перегорит, так как уже наблюдается усталость (по уходящему вниз почерку) и почти отсутствует эмоциональный отклик, что говорит о возможном упадке интереса к педагогической деятельности, а также по тому, что лестницу человек почти прошел, скорее всего, он думает, что все умеет и учиться ему нет смысла. Интересная, понятная история. Вызывает положительные эмоции и радость за этого человека. Хочется, чтобы оставался и только прибавлялся интерес к развитию в данной сфере. Предполагается высокий уровень мотивации и интереса к учебе (самооценка, возможно, адекватная либо немного неадекватно завышенная).
8. «Я попала в ТГПУ через педагогический класс. Мне очень понравился вуз. Я поняла, что профессия педагога мне очень близка, и я хочу им быть. Я пробовала себя в роли вожатой в лагере дневного пребывания, и мне это очень понравилось. Я люблю детей». Самооценка адекватная. Деятельность вожатой очень хорошее подспорье для воспитания себя в педагогике. Присутствует главный компонент, способствующий успешному формированию у себя компетентностей педагога - любовь к детям и желание с ними работать.
Мотив № 4. Пример педагогов в школе, где учились в детстве, пример мамы, бабушки -учителей.
Сочетание мотиваций «опыт работы с детьми» и «пример педагогов в школе, пример мамы, бабушки - учителей, где учились в детстве»: «Классе в 8-м моя бабушка сказала, что я хорошо лажу с детьми, и они меня любят. И почему бы мне не подумать о педагогическом образовании. Правда, изначально я долго хотела на дошкольное, но потом поняла, что с младшеклассниками мне будет интересно. А осенью в 11-м классе я приняла участие в „Педагогическом классе". Хорошо сдала экзамены, поступила на бюджет. Так и стала студенткой ТГПУ». Мотивация при поступлении в вуз высокая (высокая подготовка, желание). Самооценка адекватная.
Мотив № 5. В некоторых мини-сочинениях недостаточно саморефлексии, нет мотива-ционных данных, почему поступила, что способствовало выбору специальности. Эти варианты можно классифицировать как случайное попадание в ТГПУ: 1. «Я даже не думала, что буду работать учителем. Я хотела идти на медицину, помогать людям. Окружающие меня люди все были разного мнения, какая специальность мне подходит. Но все-таки я пошла на учителя, так как учитель везде необходим, высшее образование, чтобы работать в
медицине, нужна химия, а я с ней не лажу. В конечном итоге я осознала, что эта профессия подходит мне лучше». Самооценка низкая: изобразила себя на первой ступеньке лестницы. Авторами были заданы вопросы и даны следующие комментарии: «Неужели ты и в самом деле на лестнице под номером 1? Низкая самооценка, сразу скажу, что там не твое место. Даже не зная тебя лично». «Мне кажется, что тебе еще раз необходимо хорошо подумать, чем ты хочешь заниматься, кем быть. Этот год не последний. У тебя еще есть время, остается только действовать! Прислушайся к себе, разберись. Год, два - не важно. Нужен интерес к работе. Иначе будет сложно. Возможно, тебе понравится быть учителем. Тогда необходимо совершенствоваться в этой области, университетского образования недостаточно. Судя по тексту, мотивация у тебя есть. Не беспокойся, не волнуйся, остановись, подумай. Сожаление не лучший спутник жизни. Всегда можно измениться».
2. «Я не ожидала сюда попасть. После сдачи экзаменов, подачи документов я поступила сюда. Университет неплохой, поэтому я рада». Адекватное оценивание себя, была попытка оценить себя чуть выше среднего, но по каким-то внутренним причинам собственное я поместилось посередине. Складывается ощущение спонтанности поступления и некоторой его простоты. О мотивации к обучению упоминаний нет, но написано, что университет неплохой, что показывает уважение к вузу, правда, не известно, к чему приведет такое «попадание» в ТГПУ - либо к успешному обучению, либо просто к получению высшего образования. Рекомендация психолога - подумать, порефлексировать над своим текущим положением и будущей специальностью. Адекватное оценивание себя. Но нет моти-вационных данных, почему поступила, что способствовало выбору специальности и университета. Нет такой саморефлексии.
3. «Поступила туда, куда поступил любимый человек. Идея стать учителем у меня появилась уже давно. Но, чтобы выбрать именно этот университет, мне необходимо было время и определенные факторы. Самое главное - здесь близкий для меня человек, и хотелось быть к нему ближе. Но только потом я узнала, что это один из лучших вузов России. И тогда сомнения отпали окончательно». У студентки адекватная самооценка себя. Вуз был выбран по методу того, куда поступил близкий человек, авторы считают, что это неправильно. Были заданы вопросы и даны следующие комментарии: «Правильно, сомнения прочь! У тебя есть мотивация к учебе, ты целенаправленно хотела быть учителем, и ты уже на ступень ближе. Впереди много работы, ты справишься. Адекватная самооценка. Это замечательно, не у всех так. Значит, ты объективно смотришь на мир, справедливо можешь оценить свои силы и сделать, что можешь. А если увидишь недостатки, то это только поможет стать лучше».
4. Поступила по совету родителей: «Я попала в ТГПУ по совету родителей. Мне нужно было поступить хоть куда-нибудь в течение двух лет, пока у родителей есть возможность оплачивать учебу. Я выбрала более-менее интересующую специальность». Очень грустный текст. Кажется, что у человека нет целей в жизни. Чего-то интересующего, захватывающего. Понятно, что определиться с профессией не просто, особенно сразу после школы. В данном случае можно наблюдать отсутствие, а точнее, низкий уровень мотивации. Предполагается адекватный уровень самооценки, а судя по рисунку, интерес к развитию все же есть, просто он не направлен. Человек еще не определился с выбором своей профессии, деятельности. Поступила в ТГПУ из-за легкости обучения в этом вузе. Скорее всего, родители настояли на поступлении. Человек не мог отказаться и выбрал «наименьшее из зол». Самооценка на нормальном уровне. Возможно, есть планы на будущее, но не хочет делиться ими.
5. «Я попала в ТГПУ, приехав на поезде, перед этим решив для себя, что я хочу учиться именно в этом городе и именно в этом университете».
Как я попала в ТГПУ? Да очень просто! Села на поезд N - Томск, пробыла в пути 22 часа, приехала, села на 27-й автобус, доехала до нужной остановки, и вуаля - я в ТГПУ! Мотивация - «Приехав на поезде» - формальная характеристика, близкая к «получить диплом» или к «так сложились обстоятельства». Данное высказывание может быть связано как с внешней мотивацией, так и с некорректным пониманием студенткой инструкции. Далее студентка поясняет, что она «решила для себя, что я хочу...», что рассматривается как внутренняя мотивация. В том случае если первое предложение действительно отражает присутствие внешней мотивации, можно сделать вывод о наличии у испытуемой внутри-личностного конфликта между внутренней и внешней профессиональной мотивацией. В тесте «Лесенка» студентка изобразила свою фигуру на самой нижней ступеньке лестницы, что говорит о заниженной самооценке.
6. Поверхностная заинтересованность, поступление будто бы из-за отсутствия выбора: «Я попала в ТГПУ, потому что мне нравится учить детей, мне нравится видеть улыбки у детей, когда они чему-то научились. Поверхностная заинтересованность, не увидела реальной заинтересованности, будто бы из-за отсутствия выбора. Неосознанный выбор. Самооценка адекватная, изобразила себя чуть выше середины лестницы.
7. Мечты детства плюс поверхностное желание учиться: «Я мечтала с детства быть учителем, поэтому я решила поступить в ТГПУ. Здесь учится моя знакомая, и она мне порекомендовала ваш университет». Недостаточно присутствует осознанная личная заинтересованность в выборе своего профессионального пути. Поверхностное желание учиться. На «Лестнице» сначала обозначила себя на третьей ступеньке, немного подумав, перескочила через две ближе к завышенной самооценке. Возможно, рассказ подруги поставил ее немного выше, чем адекватное оценивание себя в этой ситуации.
Проанализировав полученные результаты и проведя сравнение с результатами контент-анализа мини-сочинений педагогов «Я субъект педагогической деятельности» и эссе «Педагог XXI века», можно согласиться с мнением Е. В. Ежак: «В системе психологического обеспечения профессионального развития педагога выделяются содержательные векторы: личностное развитие, повышение уровня компетентности, расширение профессиональных смыслов, открытие новых смыслов профессионального бытия... Выделение этапов профессионального развития осуществляется по формальному признаку и по критерию личност-но-профессиональных новообразований, обеспечивающих новое качество выполнения деятельности [10, с. 18].
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что большинство респондентов обладают многосторонними мотивами будущей профессиональной деятельности, уделяя должное внимание всем сторонам педагогического процесса. При всех обозначенных в исследовании мотивах, кроме мотива престижности и мотива как цели (где целью является вуз или город), результативность обучения может быть достаточно высока. Дальнейшая работа с мотивами может осуществляться в направлении проведения тренингов: социально-психологического, мотивационного.
При многосторонней мотивации будущий педагог будет пользоваться авторитетом как со стороны детей, так и со стороны администрации и коллег (при условии его высокой компетентности).
Список литературы
1. Никольская О. Л. Мотивы поступления будущих учителей на педагогический факультет педвуза и мотивы успешности в профессиональной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12-4. С. 709-713. 1^1.: ИКрв:// www.top-technologies.ru/ru/article/ view?id=35357 (дата обращения: 29.10.2017).
2. Никольская О. Л. Психолого-педагогические основания актуализации творческого потенциала педагога. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 304 с.
3. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.
4. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИФРА, 1998. URL: http://www.ligis.ru/ psylib/090417/books/petya01/ index.htm (дата обращения: 29.10.2017).
5. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
6. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.: пер. с франц. М., 1992.
7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. М., 1986. Т. 1, 2.
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: 2-е изд. М., 1997.
9. Мандель Б. Р. Современная педагогическая психология. Полный курс: иллюстрированное учеб. пособие для студентов всех форм обучения. М.: Директ-Медиа, 2015.
10. Ежак Е. В. Психологическое обеспечение профессионального развития педагога в условиях рисков современного образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 2017. 42 с.
Никольская Ольга Лазаревна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 07.11.2017.
DOI 10.23951/2307-6127-2018-1-34-42
THE IMPACT OF SELF-ASSESSMENT ON THE MOTIVES OF FUTURE TEACHERS' ENTERING PEDAGOGICAL UNIVERSITIES
0. L. Nikolskaya
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article considers the following approaches to motivation: motive as a goal, motive as a need, motive as an intent, motive as a stable personality trait, motive as an inducement. Studied the motives of first-year students for admission to pedagogical university. Motives are correlated with the main approaches to motivation. Presents possibility of application of data interpretation for the installation of the nature of motivation: internal, external and identify the individual characteristics of the career choices made by freshmen. The interaction between different types of motives and self-esteem of students is noted. Generally, internal motives correlate with self-esteem and external ones with high and low self-esteem. The applications of the results are relevant for the implementation of individual approach in building the conditions for the further formation of positive motivation of first-year students to the profession, keeping the attention on the fact that the motivational sphere is quite dynamic: the value and impact of individual motives ^vary, and accordingly, it changes the hierarchy of motives. Various factors can change this hierarchy and therefore, the task of teachers is to maintain the positive motivation to the teaching profession that will continue to promote prosperous professional activities.
Key words: motive, hierarchy of motives, self-esteem, individual approach.
References
1. Nikolskaya O. L. Motivy postupleniya budushchikh uchiteley na pedagogicheskiy fakul'tet pedvuza i motivy uspeshnosti v professional'noy deyatel'nosti [Motives of future teachers at pedagogical faculty of pedagogical university and motives for the success in professional activity]. Sovremennyye naukoyomkiye tekhnologii - Modern High Technologies, 2015, no. 12-4, pp. 709-713 (in Russian). URL: https://www.top-technologies.ru/ru/article/ view?id=35357 (accessed 29 October 2017).
2. Nikolskaya O. L. Psikhologo-pedagogicheskiye osnovaniya aktualizatsii tvorcheskogo potentsiala pedagoga [Psychological and pedagogical foundations of actualization of creative potential of a teacher]. Tomsk, TSPU Publ., 2013. 304 p. (in Russian).
3. Lomov B. F. Voprosyobshchey, pedagogicheskoyiinzhenernoypsikhologii [Questions of general, pedagogical and engineering psychology]. Moscow, 1991 (in Russian).
4. Petrovskiy A. V., Yaroshevskiy M. G. Osnovy teoreticheskoy psikhologii [Foundations of theoretical psychology]. Moscow, IFRA Publ., 1998 (in Russian). URL: http://www.ligis.ru/psylib/ 090417/books/petya01/index.htm Rezhim dostupa: http: psylib/org (accessed 29 October 2017).
5. Vilyunas V. K. Psikhologicheskiye mekhanizmy motivatsii cheloveka [Psychological mechanisms of human motivation]. Moscow, 1990 (in Russian).
6. Godfrua Zh. Chto takoye psikhologiya: v 2 t.: per. s frants. [What is psychology: in 2 volumes: translation from French]. Moscow, 1992 (in Russian).
7. Hekhauzen H. Motivatsiya i deyatel'nosf: v 2 t. [Motivation and activity: in 2 volumes]. Moscow, 1986. Volumes 1, 2 (in Russian).
8. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti: 2-e izd. [Problems of identity formation: 2nd edition]. Moscow, 1997 (in Russian).
9. Mandel B. R. Sovremennaya pedagogicheskaya psikhologiya. Polnyy kurs: illyustrirovannoye uchebnoye posobiye dlya studentov vsekh form obucheniya [Contemporary educational psychology. Full course]. Moscow, Direkt-Media Publ., 2015 (in Russian).
10. Ezhak E. V. Psikhologicheskoye obespecheniye professional'nogo razvitiya pedagoga v usloviyakh riskov sovremennogo obrazovaniya. Avtoref. dis. dokt. psikhol. nauk [Psychological support of professional development of teachers in terms of the risks of modern education. Abstract of thesis of doc. of psych. sci.]. Rostov-on-Don, 2017. 42 p. (in Russian).
Nikolskaya O. L., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]