Научная статья на тему 'Иерархия мотивов выбора профессии педагога-психолога'

Иерархия мотивов выбора профессии педагога-психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
771
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ванакова Галина Васильевна

В статье представлены мотивы выбора профессии педагога-психолога. Результаты исследования представлены на выборке 58 студентов-первокурсников. Здесь экспериментально выявлена иерархия мотивов поступления на специальность «Педагога и психолога». И дано подробное обоснование каждому мотиву выбора. Примечательно то, что интерпретация дается студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иерархия мотивов выбора профессии педагога-психолога»

Вестник ДВГСГА. Серия 1. Гуманитарные науки. № 1(2) 2009

УДК 159.224; 159.947.5 Г. В. Ванакова

ИЕРАРХИЯ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В статье представлены мотивы выбора профессии педагога-психолога. Результаты исследования представлены на выборке 58 студентов-первокурсников. Здесь экспериментально выявлена иерархия мотивов поступления на специальность «Педагога и психолога». И дано подробное обоснование каждому мотиву выбора. Примечательно то, что интерпретация дается студентами.

The article reveals the motives which determine students, choosing the profession of a teacher-psychologist. The results of the research are presented on the basis of 58 students selection. The experiment has made clear the hierarchy of motives persuading the students to enroll the department training in pedagogy and psychology Every motive is well-grounded. It is significant that the interpretation of the motives is suggested by the students.

Проблема мотивов поступления в ВУЗ всегда является актуальной. Многие психологи изучают иерархию этих мотивов. Анализ их работ показывает, что доминирующими являются внешние социальные мотивы. Открытие в БГПИ в 2000 году факультета социальной педагогики и психологии дало возможность изучить мотивационную сферу будущего психолога.

Что же побуждает выпускника школы выбрать профессию «педагога-психолога»?

В проведенном нами обследовании участвовало 58 студентов-первокурсников дневного отделения. Анализ ответов на вопрос «Что Вас побудило выбрать профессию «педагог-психолог?» выявил, что студенты провели анализ мотивов поступления в ВУЗ и впоследствии дали свои обоснования, эти качества обоснования можно разделить на три уровня: очень высокий, высокий, средний.

Очень высокий уровень характеризуется логичностью, самостоятельностью, сравнительным анализом групповых и личных мотивов. 20 % студентов показали очень высокий уровень обоснований, 50 % - высокий, 30 % - средний.

Доминирующими мотивами являются помощь людям и желание их по-

нять (по 27 баллов). Я считаю, что на втором месте стоит стремление к общению с людьми (23 балла). Следующую ступень в иерархии мотивов занимает интерес к профессии (22 балла), который в высшей мере продиктован любопытством и желанием узнать что-то новое.

Четвертую ступень занимают симпатии к профессии «педагог-психолог» (19 баллов). Хотя психологическая служба в России еще недостаточно развита, тем не менее многие уже имеют достаточное представление о ее структуре и функциях. Следовательно, кому-то эта профессия может нравиться; количественный анализ показывает то, что она нравится многим.

Гораздо меньше баллов набрал мотив осознания полезности данной профессии (14 баллов). Это свидетельствует о том, что далеко не все понимают, для чего нужна психологическая служба, насколько она полезна и как может пригодиться в дальнейшем.

Те, кто обозначил мотив любви к детям (13 баллов), наверное, уже представляют себя именно в этой области работы. Почти такое же количество баллов набрал следующий мотив - призвание к профессии (12 баллов). Этот мотив обозначил, что далеко не все понимают, что такое «педагог-психолог», не говоря уже о призвании к этой профессии.

Некоторые упомянули еще один мотив - «нравятся тесты» (10 баллов). Тесты, конечно, являются неотъемлемой частью психологических исследований, но не свидетельствуют о глубоком понимании сути работы. Другими студентами движет мотив получить высшее образование (9 баллов). Возможно, их не интересует сама профессия, им просто нужно образование для дальнейшего продвижения по службе или какой-то другой цели. Престиж профессии и то, что некоторые пришли учиться этой специальности по совету, стоят на одном из последних мест (8 баллов). Эти мотивы относятся квнешним, ине для многих они имеют значение. Большинство людей все-таки выбирают профессию по внутренней мотивации, а внешние мотивы вторичны.

Еще меньшее количество баллов набрал мотив новизны профессии (7 баллов): новизна не является потребностью, тем более, что со временем она будет утрачена данной профессией и я думаю, что следующее поколение не будет обозначать этот мотив. Еще для меньшего числа студентов профессия «педагог-психолог» имеет значение для работы по другой профессии, а также мотив близости к дому (4 балла). Видимо студенты в своем большинстве хотят работать именно педагогом-психологом и для них не имеет большого значения удаленность от дома.

Студентов, понимающих, что данная профессия поможет при воспитании своих будущих детей, оказалось еще меньше (3 балла). Столько же студентов, продолжающих семейную традицию (3 балла). Первое объясняется молодостью его отвечающих, немногочисленностью семей, где есть психолог.

И, наконец, последнюю ступень в иерархии мотивов занимают следующие два мотива: 1) осознание гуманности профессии, 2) осознание свободы действий в русле этой профессии (2 балла). Это свидетельствует о том, что студенты не знают элементарных функций психолога, не говоря уже о таком ее качестве, как гуманность. Этот мотив назвали наиболее осведомленные студенты.

Среди мотивов присутствует желание понять и помочь человеку, которое можно поставить на первое место, а также мотив мечты. Достоинством многих ответов является то, что учиться на педагога-психолога их авторы пришли в основном по личным мотивам, а не потому, что за них так решил кто-то другой. Недостатком же многих побуждений является то, что не задумывались глубоко о том, насколько полезна будущая профессия, когда и в какой конкретно области им пригодятся психологические знания.

Высокий уровень обоснования характеризуют логичность, самостоятельность, лаконичность, самостоятельность мышления, отсутствие тавтологии.

Приведем интерпретацию полученных результатов студентки Карача-ровой Надежды.

«Количественный анализ полученных данных показывает, что доминирующими мотивами поступления на специальность «педагог-психолог» являются: помощь людям (27 баллов) и желание понять их (27 баллов). Я думаю, что эти мотивы стали доминирующими, так как в основе работы и в основе задач практического психолога лежит понимание, умение выслушать проблему клиента и помочь ему с ней справиться; нужно дать понять клиенту, что в своих проблемах не нужно замыкаться, что есть такие люди, которым можно довериться (педагоги-психологи либо практические психологи).

Следующими мотивами, набравшими 23 и 22 балла, стали общение с людьми и интерес. Я думаю, что умение общаться немаловажно в работе психолога. Ведь, чтобы к тебе прислушались, поверили, необходимо преподнести себя клиенту так, чтобы он раскрепостивший чувствовал себя уютно, раскрылся перед специалистом, ничего не скрывая и веря в то, что их разговор не будет оглашен.

А на четвертом месте - интерес. Я считаю, это произошло потому, что профессия «педагог-психолог» новая в нашей стране, в городе. Мы редко с ней сталкивались, а новое, как известно, всегда вызывает любопытство и большой интерес, но среди студентов, написавших этот мотив, могли оказаться те, которые больше осведомлены об этой профессии, деятельности педагога-психолога, и поэтому их интерес - это не простое любопытство, а действительно серьезная заинтересованность данным видом деятельности.

Такой мотив, как нравится профессия, набравший 19 баллов, можно отнести к вышеуказанному.

Следующий мотив - это полезность, нужность профессии (14 баллов). Это хорошо, что будущие психологи понимают значимость этой профессии в наше время. Многие еще не поняли этого, потому что у нас это зарождающаяся профессия и специалистов мало. Уступают немного такие мотивы, как любовь к детям (13 баллов) и призвание (12 баллов). Я думаю, что мотив - любовь к детям важен, так как основными клиентами педагога-психолога будут дети, и если он не слишком ладит с детьми, не понимает их, то ему будет сложно работать в этой сфере, поэтому я считаю, что этот мотив должен быть на более высоком месте. А вот призвание, я считаю, что это редкость в нашем мире, так как люди стали черствы по отношению друг к другу, и поэтому люди, которые чувствуют, что родились для того, чтобы помогать другим, понять их, уметь выслушать, - это не частые случаи.

Я думаю, что мотивы - получить высшее образование (9 баллов), по совету родителей (8 баллов), престижная профессия (8 баллов), новизна профессии (8 баллов) - набрали почти одинаковое количество баллов и не очень высокое, так как эти мотивы, хотя и должны присутствовать, так как в наше время человек должен выучиться, стремиться к лучшему, но они не должны быть доминирующими в выборе такой профессии, как психолог, так как если студент руководствуется в учебе этими мотивами, то из него не получится хорошего специалиста. Он будет работать на диплом, а не на получение знаний и умений, которые впоследствии может применить на практике.

Менее всего баллов получили такие мотивы, как близость к дому, значение психологии для получения другой профессии (4 балла), семейная династия, изучить своих детей (3 балла), гуманная профессия и свободная (2 балла).

Я считаю, что мотив - близость к дому не совсем понятен, так как эти люди могли поступить на любой другой факультет, а вопрос звучал именно о факультете.

Думаю, что мотив - изучить своих детей тоже мог бы стоять не на последнем месте: воспитание нельзя пускать на самотек, и ждать, что из него вырастет, или воспитывать как все. Думаю, для каждого родителя должна быть важной подготовка к появлению ребенка и дальнейшему его воспитанию».

Двух людей привлекло то, что педагог-психолог - свободная профессия, наверно потому, что по видимому эти люди сами по себе понимающие натуры, они не хотят работать в таких сферах, где командуют, унижают человеческое достоинство».

Средний уровень обоснования характеризуется самостоятельностью, но не всегда результаты грамматически правильно оформлены, страдает последовательность, например, интерпретация полученных данных студентки Кочетовой Татьяны.

«Количественный анализ показывает, что доминирующими мотивами поступления на специальность «педагог-психолог» являются «помощь людям» и «желание понять их» (27 баллов), так как в этом и смысл профессии педагога-психолога. На втором месте мотив «общения с людьми» (23 балла), так как это одна из основных потребностей человека. На третьем месте мотив «интереса» (22 балла), так как он является двигателем поведения людей. Далее следует мотив «нравится профессия «педагог-психолог» (19 баллов). Следовательно, будущие студенты выбирали профессию направленно, с желанием связать будущую деятельность с тем, что представляет для них наибольший интерес. Следующий в иерархии мотивов - «понять себя» (16 баллов); самому это очень сложно сделать, появляется необходимость найти ответ на этот вопрос в своей будущей профессии. На 6-

7 месте следуют мотивы «полезности» (14 баллов) и «любовь к детям» (13 баллов), так как желание каждого человека - быть нужным и полезным. А может быть внести свой вклад в науку. Второй мотив говорит сам за себя, так как профессия педагог-психолог подразумевает работу с детьми. На

8 месте - мотив «призвание» (12 баллов). Это может быть обусловлено наличием тех личностных качеств в студенте, которые как он считает, соответствуют профессии педагога-психолога.

На 9-10 местах - мотивы «нравятся тесты и эксперименты» (10 баллов) и «желание получить образование» (9 баллов). Первый из них обусловлен недостаточно точным представлением о получаемой профессии, а второй - безразличием к ней, хотя в совокупности с другими мотивами (интерес, призвание) он может выглядеть как дальновидность. На 11 месте - мотивы «престижность» и «по совету родителей» (по 8 баллов). Первый из них обусловлен стремлением к материальному достатку, высокому положению в обществе, а второй давлением со стороны родителей или их дружеским советом своему ребенку, сомневающемуся в выборе профессии. 12 место в иерархии мотивов занимают мотивы «мечта» и «новизна» (по 7 баллов). Первый из них может представлять достижение ранее поставленной цели, а второй - интерес, так как специальность «педагог-психолог» совершенно новая. Следующими в иерархии являются мотивы «близость к дому» и «значение специальности «педагогика и психология» для выбора других профессий» (по 4 балла). В первом случае проявляется несамостоятельность студентов, а во втором проявляется цель - добиться высших результатов в других профессиях посредством психологических знаний. Предпоследнее (14 баллов) место занимают мотивы «семейная династия» и «изучение собственных детей» (по 3 балла). Такое малое количество баллов обусловлено, во-первых, тем что семейные династии очень редки (не говоря уже о профессии «педагог-психолог»), а во втором случае

тем, что не каждый студент задумывается о своем будущем поколении. На последнем месте в иерархии стоят мотивы «гуманная профессия» и «свободная профессия» (по 2 балла). В первом случае не все проникли так глубоко в смысл своей будущей профессии и в принципы организации своей будущей деятельности».

Таким образом, анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что до поступления в ВУЗ на специальность «педагогика и психология» у большинства старшеклассников сформирована установка на внутреннюю мотивацию; они умеют довольно глубоко интерпретировать результаты исследования, что позволяет построить положительный перспективный прогноз об осознанности выбора ими будущей профессии.

Анализ мотивов поступления студентов заочного обучения в ДВГСГА на факультет социальной педагогики и психологии показал следующее.

Работаю заведующим детским садом, по мне не хватает знаний в области психологии, а это особенно проявляется, когда воспитательно-образовательный процесс анализируется психологом. Я не могу подтвердить или опровергнуть их результаты так как многие аспекты работы психологов остаются за пределами моей компетенции.

У меня цель получить знания и высшее образование, воспитывать уверенность в себе, быть самодостаточным человеком, грамотным руководителем, хочу сформировать у себя опережающую эмпатию.

Анализ количественных результатов показал, что я выбрала профессию «педагог-психолог» на доминирующих внутренних мотивах. С моей точки зрения, мой внутренний мир, определенный жизненный опыт дает мне шанс помочь нуждающимся людям изменить душу, восстановить Я-концепцию, повысить самооценку. Я бы хотела чтобы у меня доминировала опережающая эмпатия.

По моему мнению стремление к самосовершенству это определенный этап в целостном формировании меня как личности, как самодостаточного человека и это факторы слагаемого мною успеха в области психологии.

На мой взгляд, получение высшего образования хоть и является внешним мотивом, но свидетельствует о целеустремленной натуре человека, который может достигнуть определенных успехов в жизни. Я считаю, что рефлексия даст мне возможность открыть в себе новые качества личности, которые находятся в зачаточном состоянии. Я знаю, что профессиональный рост, дает качественно новый статус в обществе, а это будет стимулировать новые силы. Полученный анализ свидетельствует, что у меня внутренние мотивы доминируют над внешними, следовательно, мое решение стать «педагогом-психологом» адекватно моему внутреннему мироощущению.

У студентов, выбравших профессию «педагог-психолог», доминирует

внутренний мотив (эмпатия 24 б) - 96 %. Я думаю, это свидетельствует о том, что все, кто пришел учиться, хотят, прежде всего, узнать себя, а когда сможешь познать себя, можно помочь другим, то есть близким, знакомым. На втором месте - внутренний мотив (самосовершенствование 23 б) - 92 %. Очевидно, что мозг у собравшихся людей готов к самосовершенствованию, то есть готов принять дополнительный объем информации. Высшее образование - 18 б - 72 %, как высший мотив, поможет, как я думаю, утвердиться в социуме, то есть обществе, на четвертом месте стоит внутренний мотив (рефлексия 17 6), что означает самопознание, то есть стремление посмотреть на себя со стороны, и даже провести самоанализ.

Я думаю, что следующая внутренняя мотивация -17 б, стоит на одном месте с рефлексией. Это означает, что одновременно с самопознанием необходимо проявить интерес к психологии людей, их внутреннему миру.

Меньше количество баллов по внешнему мотиву, профессиональный рост составляет 58 %. Возможно, это связано с тем, что профессиональный рост интересен не всем, от общего количества студентов, составляет всего 20 %. Последние два мотива: внешних можно объединить, отметив, что они указывают на то, как в группе студентов заочников относятся к улучшению статуса и материальному состоянию. Для нашей группы эти мотивы не главные, что свидетельствует о правильном выборе профессии (16% и 12 %) соответственно, малый процент от общего числа опрошенных.

Вывод: для студентов нашей группы доминирующей является внутренняя мотивация, что позволяет утвердить, как много для нас значит быть «в мире с самим собой». Ощущая комфорт внутри, всегда будет возможность помочь окружающим научив их также жить в гармонии.

Анализ индивидуальных мотивов выявил такую интерпретацию: для меня доминирующим есть внутренний мотив - эмпатия. «Внутренний мир равен внешнему». Такую форму я бы вывела для себя. Испытывая дискомфорт трудно принимать окружающий мир, поэтому субъективно оценка тоже немаловажно. Самосовершенствование и рефлексия эти два внутренних мотива можно объединить. Самосовершенствование и самопознание помогут утвердить собственное «Я», и возможно представить его в идеальном плане. Предвосхищая события, на следующем месте профессиональный рост, что позволяет стать грамотным руководителем, понимающим внутренний мир окружающих людей.

Следовательно мотивы поступления в ВУЗ на специальность педагогика и психология, во многом не соотносятся сданными исследований психологов о мотивах поступления в ВУЗ на другие специальности. Доминирующими мотивами студентов, будущих психологов, являются внутренние мотивы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.