УДК 37.032:371.134
https://doi.org/10.24158/spp.2017.4.12
Загайнов Игорь Александрович
кандидат педагогических наук, доцент, ректор Межрегионального открытого социального института, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
Марийского государственного университета
Блинова Мария Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-исследовательской работе Межрегионального открытого социального института, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Марийского государственного университета
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Zagainov Igor Aleksandrovich
PhD in Education Science, Assistant Professor, Rector at Interregional Open Social Institute, Assistant Professor, Special Education and Psychology Department, Mari State University
Blinova Maria Leonidovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Vice-Rector for Research Affairs, Interregional Open Social Institute, Assistant Professor, Physical Education Theory Department, Mari State University
PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS' PERSONALITY
Аннотация:
В статье раскрывается актуальный вопрос о профессиональной направленности личности студентов вузов. Выявлена ведущая роль моти-вационного компонента при выборе профессии. Представлены результаты авторского исследования, направленного на установление личностных особенностей обучающихся вузов и определение их влияния на профессиональную направленность испытуемых. Проведение коррекционной программы позволило качественно укрепить связи между личностными особенностями студентов и мотивами выбора профессии.
Ключевые слова:
обучающийся, профессиональная направленность, деятельность, мотивация, внешние и внутренние мотивы, профессия, тип личности, структура, коррекционная программа.
Summary:
The article deals with a topical issue of the professional orientation of university students' personality. The research identified the leading role of the motivational component in choosing a profession. The paper presented the results of the author's study aimed at defining the personal characteristics of university students and determining their impact on the professional orientation of the research participants. Carrying out the intervention program allowed one to strengthen links between students' personal characteristics and motives for a choice of profession.
Keywords:
student, professional orientation, activities, motives, extrinsic and intrinsic motives, profession, personality type, structure, intervention program.
Проблему профессиональной направленности обучающихся изучают как зарубежные специалисты - Дж.О. Крайтс, А. Маслоу, Д. Сьюпер, Дж. Холланд, так и отечественные исследователи - С.Л. Рубинштейн, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенина, Г.А. Томилова и др.
С.Л. Рубинштейн ставил вопрос о динамических тенденциях, в основе которых лежат мотивы, обозначающие деятельность человека [1]. Автор считал, что главной в данном вопросе является система побуждений, от которых зависит деятельность. Различные направления личности определяются потребностями, интересами, идеалами. В.Н. Мясищев направленность личности трактует как главные отношения личности (отношения - свойства, характеризующие направленность личности) к предметам внешнего мира, людям, деятельности и к себе. Мотивы, интересы, цели, мировоззрение, убеждения, идеалы относятся к направленности [2]. В.Г. Леонтьев рассматривает данное понятие как сложное психическое образование, обеспечивающее регуляцию поведения и деятельности личности [3].
Мы рассматриваем направленность личности студента, которая является доминирующим свойством личности, характеризующимся определенными установками к действию, проявлением самостоятельности в решении трудных профессиональных задач [4]. Важным фактором профессионального развития студента является профессиональная направленность.
Профессиональная направленность личности - сложный и многогранный процесс, затрагивающий ранние этапы развития личности (В. Гинзбург, И. Херма, Дж. Холланд). Интересы, установки и ценности личности, тесно связанные с профессиональной деятельностью, по мнению А. Рое, определяют ее профессиональную направленность [5].
Теория А. Маслоу для Ф. Герцберга, как и для А. Рое, послужила основанием трактовки профессиональной направленности. Ф. Герцберг в структуру профессиональной направленности
внес две главные группы факторов: сохранение (потребность в безопасности, избегание страданий, дискомфорта) и мотиваторы (потребность в самореализации, достижение целей в границах профессиональной деятельности).
Профессиональная направленность рассматривается учеными как интегральное явление, содержащее системообразующий фактор (вектор «мотив - цель») и внутрисистемные связи [6]; как структура личности в целом и характеристика ее особенностей [7].
Условиями формирования профессиональной направленности выступают доминирующие мотивы. Структуру профессиональной направленности А.П. Сейтешев рассматривает как сложное образование, которое включает в себя предметное содержание, мировоззрение, динамические свойства [8].
Выделим этапы развития профессиональной направленности:
1) эмоциональный настрой, установка обучающихся освоить конкретную профессию;
2) фиксированная установка на профессию, появление склонностей, уверенность в себе, самостоятельность, формирование чувства ответственности;
3) твердая установка, устойчивый интерес и склонность к профессии, увлеченность учебным материалом, самоутверждение личности через профессиональный труд;
4) сильное увлечение профессией, взаимосвязанность человека и дела, формирование направленности, наличие больших способностей, высокое профессиональное мастерство [9].
Исследования показывают, что мотив выбора профессии является важной составляющей профессиональной направленности личности студента. Обучающийся регулярно занимается в определенной сфере деятельности и приходит к запланированному результату. По окончании вуза студент психологически готов к осуществлению профессиональной деятельности.
Внешние и внутренние мотивы играют существенную роль при принятии профессиональных решений: внешние воздействуют на личность при принятии решения, внутренние определяют самостоятельное принятие решения. Внутренние мотивы выбора определенной профессии - общественная и личная значимость, удовлетворенность от творческого характера работы. Эти мотивы возникают из потребностей личности. Внешняя мотивация - заработок, престиж, боязнь осуждения, неудачи и др. [10].
Выбор профессии - не однократный акт принятия решения, он может осуществляться и в процессе освоения специальной деятельности. Интересна и традиционно пользуется популярностью типизация профессий Е.А. Климова. В ее основу положены следующие позиции: предмет, цель, средства и условия труда. Следовательно, выделяются соотношения «человек - природа», «человек - техника», «человек - человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ» [11].
Дж. Холланд предложил классификацию типов людей в зависимости от склонности к профессиям: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый и артистический. Данные типы личности могут помочь в выборе профессии, направить обучающегося к определенной деятельности [12].
Цель авторского исследования заключалась в выявлении личностных особенностей студентов и определении их влияния на профессиональную направленность. Определялись профессиональная направленность по тесту Дж. Холланда и мотивы выбора профессии по Р.В. Ов-чаровой. Эмпирическую базу исследования составили студенты третьего курса гуманитарного направления Марийского государственного университета в количестве 40 человек.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что в группе испытуемых наблюдается внутренний конфликт, который препятствует развитию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
В период с сентября по декабрь 2016 г. проводились психологические тренинги, лекции по профессиональной направленности, мотивации, личностным особенностям. Повторная диагностика показала, что в результате психологических мероприятий качественно укрепились связи между личностными особенностями и мотивами выбора профессии. Значительно сократился разрыв между уровнем самооценки и уровнем притязаний, что позволяет обеспечивать возможность самосовершенствоваться в профессиональной деятельности.
Исследование по методике Дж. Холланда показало, что сочетание трех видов направленности встречается только у 7,5 % студентов, сочетание двух видов направленности - у 22,5 %, один вид направленности - у оставшихся 70 %. Самым частым является предприимчивый вид направленности - у 27,5 % из числа всех опрошенных, социальный - 17,5 %. После проведения коррекционной программы произошли изменения: увеличились показатели предприимчивого вида профессиональной направленности (в среднем на 13 пунктов). Социальный, конвенциональный и артистичный виды изменений не претерпели. Реалистический и интеллектуальный виды незначительно уменьшились (на 1 пункт).
После проведения коррекционной программы произошли изменения в сторону увеличения внутренних индивидуально значимых мотивов (в среднем на 2 пункта) и внутренних социально значимых мотивов (в среднем на 1 пункт). Внешние положительные и отрицательные мотивы остались неизменными. После психологических мероприятий изменилось внутреннее отрицательное отношение к физическому труду как профессиональной деятельности.
Таким образом, развитие личности является процессом непрерывным и динамичным. Первоначально верное определение в профессии позволит молодому человеку сэкономить время на получение другого образования, глубже развиваться в нужном направлении, определяющем его личностные потребности и интересы. Профессиональная направленность на ранней стадии развития личности позволяет выбрать правильную профессию. Для правильного выбора необходимо знать индивидуальные особенности обучающихся, их мотивацию к выбору профессии.
Ссылки:
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. М., 1989. Т. 1. 485 с.
2. Диагностика профессионального самоопределения : учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Ижевск, 2011. Ч. 2. 142 с.
3. Леонтьев В.Г., Жмыриков А.Н. Адаптация человека к новой деятельности как условие профессиональной направленности : сб. науч. тр. Новосибирск, 1982. С. 6-26.
4. Блинова М.Л., Загайнов И.А. Самостоятельная работа как важный этап самообразования обучающихся // Дискуссия. 2016. № 11 (74). С. 103-107.
5. Кулов А.У. К определению понятия «профессиональная направленность» личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3 (53). С. 169-172.
6. Клименко И.В., Долгов Ю.А. Особенности исследования динамики мотивации выбора профессии и целей обучения в вузе (на примере студентов естественно-географических специальностей) // Вестник Воронежского государственного университета. 2014. № 1. С. 58-64.
7. Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности: теория и практика воспитания. Алма-Ата, 1990. 286 с.
8. Там же.
9. Нурмухаметова Л.Б., Салаватова Г.Р., Бильданова В.Р. Профессиональная направленность студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6. С. 94-95.
10. Диагностика профессионального самоопределения.
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 2004. 304 с.
12. The portrait of the future specialist in the context of modern higher school / A.N. Gusarova, I.A. Zagaynov, M.L. Blinova, J.A. Dorogova // Proceedings of INTCESS 4th International Conference on Education and Social Sciences (6-8 February 2017). Istanbul, 2017. P. 541-547.