Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты обучения общеразвивающим упражнениям студентов физкультурных вузов'

Психолого-педагогические аспекты обучения общеразвивающим упражнениям студентов физкультурных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНОЛОГИЯ / ГИМНАСТИКА / ОВЛАДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ / ТИП МЫШЛЕНИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / THE TERMINOLOGY / THE GYMNASTICS / THE MASTERING OF PHYSICAL EXERCISES / THE MIND SET / THE CREATIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широбакина Елена Александровна

В данной статье автор представляет результаты исследования готовности студентов физкультурных вузов к обучению общеразвивающим упражнениям. Успешность данного процесса зависит от уровня знаний гимнастической терминологии, типа мышления и креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Широбакина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychologic and pedagogical aspects of general conditioning exercises` training for students of phisical culture universities

In the given article the author represents the results of research of physical culture universities students` readiness for learning the general conditioning exercises. The success of the given process depends on the level of knowledge of gymnastic terminology, mind set and creativeness.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты обучения общеразвивающим упражнениям студентов физкультурных вузов»

ВЫВОДЫ

Таким образом, установленный факт доминирующей роли в соревновательной деятельности показателей эффективности технико-тактических действий (Кэф.) и оптимального интервала времени атак (С) требует разработки дифференцированной программы совершенствования технико-тактического мастерства дзюдоистов. Контактная информация: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ УПРАЖНЕНИЯМ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ

ВУЗОВ

Елена Александровна Широбакина, старший преподаватель,

ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

Аннотация

В данной статье автор представляет результаты исследования готовности студентов физкультурных вузов к обучению общеразвивающим упражнениям. Успешность данного процесса зависит от уровня знаний гимнастической терминологии, типа мышления и креативности.

Ключевые слова: терминология, гимнастика, овладение физическими упражнениями, тип мышления, креативность.

THE PSYCHOLOGIC AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF GENERAL CONDITIONING EXERCISES' TRAINING FOR STUDENTS OF PHISICAL

CULTURE UNIVERSITIES

Elena Aleksandrovna Shirobakina, the senior teacher,

The Volgograd State Academy of Physical Training

Annotation

In the given article the author represents the results of research of physical culture universities students' readiness for learning the general conditioning exercises. The success of the given process depends on the level of knowledge of gymnastic terminology, mind set and creativeness.

Keywords: the terminology, the gymnastics, the mastering of physical exercises, the mind set, the creativeness

ВВЕДЕНИЕ

Прежде, чем приступать к обучению общеразвивающим упражнениям, важно знать, готов ли студент к освоению этого действия, и, если нет, то необходимо провести предварительную подготовку.

Под готовностью понимается активно-действенное состояние личности, отражающее содержание поставленной задачи и пути предстоящего решения, выступающее условием успешного выполнения любой деятельности [2].

В формировании состояния готовности решающую роль играет то, что она связана с различными сторонами личности. Вне реально существующих связей с другими характеристиками психической деятельности состояние готовности теряет свое содержание [3].

Перевод наглядно воспринятых данных и сведений в представляемые и воображаемые позволяют установить их значимость, производить в уме различные их преобразования. Проникая в сущность двигательного действия, необходимо создавать воображаемую картину предстоящих действий и определять рациональные способы достижения цели. Овладение сложными интеллектуальными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, конкретизацией и т.д.) и обогащение понятийного аппарата делают умственную и последующую двигательную деятельности студентов более эффективной.

Состояние готовности к обучению имеет сложную структуру. Обобщив компоненты готовности к деятельности [2] и основ формирования двигательного навыка [4], возможно выделение следующих составляющих готовности к освоению общеразвивающим упражнениям (ОРУ):

мотивационный (сознательность, осмысленность и ответственность за освоение ОРУ);

ориентационный (формирование знаний и представлений о гимнастическом упражнении);

операциональный (знание гимнастической терминологии, владение способами и приемами выполнения ОРУ);

оценочный (оценка подготовленности и правильности выполнения ОРУ).

Учитывая тот факт, что операциональная и оценочная составляющие готовности к обучению базируются на знаниях понятийного аппарата, то особую значимость приобретает гимнастическая терминология.

В процессе обучения гимнастическим упражнениям целесообразно выделить четыре основные функции осваиваемой терминологии:

коммуникативную - облегчает общение между преподавателем и студентом (учеником), упрощая описание упражнения;

информационную - количество получаемой обратной информации посредством обучающего служит мерой снижения неопределенности ситуации выполнения физического упражнения;

моделирующую - способствует созданию отчетливого представления об изучаемом упражнении;

управленческую - позволяет оперативно корректировать выполнение физического упражнения, и, при необходимости, всем студентам (учащимся) одновременно выполнять задания (упражнения), так как одинаковость понимания ведет к одинаковости действий.

МЕТОДИКА

Учитывая вышеизложенное, были поставлены следующие задачи: 1) определить уровень знаний студентами гимнастической терминологии; 2) установить влияние на эти знания типа мышления обследуемого и творческой составляющей (креативности).

Исследования были проведены на факультете физической культуры ВГАФК, в нем приняли участие студенты I и II курса в количестве 68 человек.

Выявление тенденций изменения количества правильных выборов гимнастических терминов при сопоставлении типов мышления и наличия или отсутствия креативности проводилось с помощью непараметрического 8-критерия Джонкира.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В соответствии с модульно-рейтинговой оценкой знаний, используемой в высшей школе, успешными считаются знания от 61 до 100 баллов (%). В ходе проведения исследования знания гимнастической терминологии установлено, что только 13 студентов, это составляет 19% от общего числа обследуемых студентов, преодолели этот рубеж. Среди них 16% являются студентами II курса, в том числе гимнасты составляли 15%, из которых 8% - мастера спорта, 5% - кандидаты в мастера спорта и I взрослый разряд, а студенты I курса составляют 3%. Лучший результат показателя знаний составил 80%, что соответствует оценке «хорошо».

Установлено, что лучше всего из гимнастической терминологии студенты знают наиболее часто употребляемые термины, в частности, - и.п. руки за голову, стойка ноги врозь, упор лежа, наклон с захватом, положение руки - кисть в кулаке. Хуже всего знают редко употребляемые термины, это: согнуть руки в стороны, согнуть руки назад, наклон, присед наклонно, сед на пятках с наклоном; различные

виды равновесий - боковое, боковое на правой, разноименное, фронтальное, полукольцом, высокое и термины, имеющие схожие графические образы - упор стоя, наклон касаясь, упор спереди.

Результаты проведенного исследования позволили установить, что основными типами мышления у студентов являются предметно-действенный и нагляднообразный. Известно, что предметно-действенное мышление свойственно людям, которые усваивают информацию через движения [3]. Обычно они обладают хорошими координационными способностями, что является определяющим при освоении новых движений. Наглядно-образное мышление позволяет многообразно отражать окружающий мир. Им обладают, как правило, люди с художественным складом ума. Так, из общего количества обследованных предметно-действенным и нагляднообразным мышлением обладает равное количество студентов - по 49%. Но при этом следует отметить, что увеличение количества студентов с предметно-действенным мышлением при переходе с первого на второй курс незначительное: на I курсе - 21%, на II курсе - 28%. А количество студентов с наглядно-образным мышлением увеличилось почти в два раза: на I курсе - 18%, на II курсе - 31%. Примерно четверть студентов (26%) обладает словесно-логическим мышлением, что позволяет им грамотно формулировать свои мысли и доходчиво доносить их до людей. Студентов, обладающих абстрактно-символическим мышлением, позволяющим усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить составило всего 3%. Синтетическим, сочетающим разные типы, мышлением обладает 40% обследованных студентов. Причем среди первокурсников - 18%, а второкурсников - 22% тестированных.

Креативностью, то есть творческим потенциалом процесса воображения, обладает 60% всех обследованных студентов. Из них 22% обучающихся на I курсе и 38% на II. 77% студентов, успешно показавших свои знания, обладают креативностью.

Статистический анализ имеющихся различий между показателями значений правильных выборов гимнастических терминов в зависимости от типа мышления не случаен. Сформулированная гипотеза о повышении знчений правильных выборов гимнастических терминов при переходе от словесно-логического к предметнодейственному, а затем к наглядно-образному типам мышления верна, с достаточным уровнем статистической значимости а<=0,01. Аналогичные данные получены для креативности. Все вышесказанное позволяет утверждать, что наличие у студента наглядно-образного типа мышления и креативности позволяют лучше осваивать гимнастическую терминологию. Интересен тот факт, что только у одного студента, не имеющего спортивного разряда по гимнастике, был выявлен абстрактносимволический тип мышления, но количество его правильных выборов превышало средний показатель студентов, имеющих наглядно-образное мышление.

Установлено, что среди студентов, у которых отсутствуют кратковременная и наглядно-образная память, уровень развития мышления очень низок и невозможно выявить ведущий тип.

Как правило, считается, что студенты, обладающие предметно-действенным типом мышления, лучше осваивают практически гимнастические упражнения и значительно хуже - теоретические знания, в частности, терминологию. Обследование показало, что студенты, набравшие минимальное количество правильных ответов от 0 до 40%, в основном, имеют предметно-действенное мышление.

ВЫВОДЫ

Для успешного обучения общеразвивающим упражнениям необходимы хорошие знания гимнастической терминологии. Тем не менее, проблемы с ее освоением действительно существуют. Собственные представления студентов о знании гимнастической терминологии не соответствуют действительности. Имеющийся у обучаемого тип мышления и креативность влияют на количество и

качество знаний гимнастической терминологии.

Для повышения эффективности процесса обучения общеразвивающим упражнениям необходимо повысить уровень знания студентами гимнастической терминологии. В этом существенную помощью могут оказать новые технологии, которые способствуют развитию необходимых для этого типов мышления, в частности: наглядно-образного, абстрактно-символического и творческого

(креативность). Это, в свою очередь, будет способствовать формированию «пространственного» видения, умения осуществлять анализ, синтез, абстрагирование и обобщение изучаемых общеразвивающих упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гимнастика : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич [и др.] ; под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. -М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 448 с.

2. Дъяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.Н. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. - Минск : Харвест, 2006. - 416 с.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования : практикум : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 144 с.

4. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.