педагогической поддержки девиантных подростков в профессиональном самоопределении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Научно-методическое проектирование социально-педагогического
сопровождения каждого учащегося в деятельности классных руководителей образовательных учреждений. Составители: Сергеева В.И., Нестерова О.А. - М.: Перспектива, 2009. - 228 с.
2. Сергеева, В.П. Социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося в деятельности классного руководителя / В.П. Сергеева // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 53-66.
Контактная информация: [email protected]
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Дмитрий Валентинович Шевченко, аспирант,
Юрий Александрович Смирнов, кандидат педагогических наук,
доцент,
Волгоградская государственная академия физической культуры» (ВГАФК)
Аннотация
В статье анализируется проблема совершенствования технико-тактического мастерства дзюдоистов высокой квалификации.
Ключевые слова: дзюдо, эффективность соревновательной деятельности, модельные характеристики, дзюдоисты высокой квалификации, спортивная техника.
THE DYNAMICS OF INDICATORS OF COMPETITIVE ACTIVITIES OF ELITE
JUDO ATHLETES
Dmitry Valentinovich Shevchenko, the post-graduate student,
Yuri Alexandrovich Smirnov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer.
The Volgograd State Academy of Physical Education
Annotation
The article analysis the problem of improvement the sport technique and tactic skills of top judo athletes.
Key words: the judo, the efficiency of competition activity, the model parameters, the elite judo athletes, the sports technique.
ВВЕДЕНИЕ
Дальнейшее совершенствование системы подготовки в спортивных единоборствах требует кардиального изменения ее концептуальной основы. Учитывая современную тенденцию развития дзюдо, концепция тренировки дзюдоистов должна основываться на принципе соревновательной подготовки.
Методологический подход, основанный на утверждении о том, что, прежде чем готовить спортсмена к демонстрации максимального спортивного результата, необходимо иметь наиболее полную информацию о природе соревновательной деятельности, о ее динамике влияния в целом на организм спортсмена, базируется на фундаментальных положениях теории системно-структурного подхода.
Это положение имеет весьма большое методологическое значение, потому что соревнование является тем стресс-фактором среды, вызывающим предельное напряжение физических, двигательных вегетативных и психофизиологических функций организма.
Однако в практике подготовки дзюдоистов высокой квалификации применение данного подхода затруднено в связи с недостаточной изученностью особенностей протекания соревновательной деятельности дзюдоистов.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Методом видеоскопии была проведена запись более 200 соревновательных схваток дзюдоистов высокой квалификации на соревнованиях чемпионата России, Европы, мира и Олимпийских игр. Методом статистического анализа изучались унифицированные показатели соревновательной деятельности и межпараметрические корреляционные связи.
С целью обеспечения максимальной информативности полученные данные были распределены в 3 группы. В 1 группу вышли данные дзюдоистов, занимавших 1 место, во 2 группу - 2, 3 призеров соревнований, в 3 группу - аутсайдеров.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследование соревновательной деятельности высококвалифицированных дзюдоистов и математическая обработка полученных данных позволили выявить структурно-иерархические взаимосвязи ее основных показателей (рис. 1).
"Чемпионы □ Борцы занявшие 2-е место - -Ж" " 3-аутсайдеры (точками обозначены моменты результативных атак)
Рис.1. Динамика временных параметров и эффективности техникотактических действий дзюдоистов
Так, например, у борцов 1-й группы эффективность технико-тактических действия (Кэф.) прогрессирует до 2-й минуты схватки, а затем несколько снижается (на 23,7%), дальнейшее максимальное повышение наблюдается на 3-й минуте схватки. На 5-й минуте схватки данный показатель снижается до минимума и теряет практическую значимость.
Оптимальная динамика эффективности членов сборной команды России по дзюдо на чемпионатах мира наблюдалась лишь на первых двух минутах, а на чемпионате Европы - на протяжении четырех минут схватки. Из практики также известно, что сильнейшие японские дзюдоисты даже на последней минуте схватки в состоянии атаковать реальной попыткой выполнить прием.
Анализ матрицы корреляционной зависимости выявил, что между изучаемыми показателями существует определенная взаимосвязь, закономерность которой определяется характером соревновательной деятельности в дзюдо (табл. 1).
Таблица 1
Матрица межпараметрических корреляционных связей показателей
соревновательной деятельности дзюдоистов высокой квалификации
Показатели Номер группы Статистические Корреляционные
соревновательной испытуемых величины коэффициенты
деятельности X т 5 А Г Я Кнз Кэф С
А, I 7,0 0,5 2,2 -
усл.ед II 5,1 0,3 2,0 -
III 5,6 0,6 2,7 -
Г, I 3,0 0,3 1,1 71 -
усл.ед II 2,0 0,1 0,5 09 -
III 2,0 0,2 0,8 07 -
Я, I 5,5 0,4 1,5 -27 -18 -
усл.ед II 5,3 0,4 2,1 -45 09 -
III 4,8 0,4 1,6 -37 28 -
Кнз, I 1,73 0,3 1,1 -70 -74 41 -
усл.ед II 2,80 0,2 1,2 -21 -49 66 -
III 2,19 0,3 1,6 -24 -38 68 -
Кэф I 0,55 0,1 0,2 -42 25 61 02 -
усл.ед. II 0,49 0,17 0,3 -82 34 49 02 -
III 0,4 0,1 0,18 -56 68 51 -01 -
С, I 34,2 2,0 8,2 -24 38 -44 03 63 -
усл.ед II 39,7 2,6 13,3 -51 26 -12 05 28 -
III 33,1 4,1 17,6 -27 16 -03 01 08 -
Все коэффициенты корреляции умножены на 100
Как видно из табл. 1, борцы 1-й группы имеют наибольшее количество удачно проведенных атак (А=7,0±0,5 усл.ед.), они оптимально распределяют интервал времени между атаками (С=34,2±2,0 усл.ед.), показатель эффективности техникотактических действий составляет в среднем по группе 0,55±0,1 усл.ед.
Наиболее устойчивая корреляционная зависимость выявлена между показателем Кэф и А, Я, С, соответственно, 0,42; 0,61; 0,63. Как показывает анализ, эффективность технико-тактических действий определяется строго
регламентированным количеством спуртовых атак с реальной попыткой выполнить прием (г=-0,42).
Наличие достаточно устойчивой связи Кэф с Я видимо следует объяснить тем, что в борьбе дзюдо именно качество выполнения технико-тактических действий является решающим для проведения результативной атаки (г=-0,61). Эффективность ТТД также определяется оптимальностью интервала между атаками (г=-0,63). Как видно из материала табл. 1, продолжительность интервала времени между атаками имеет следующую динамику: 1-я группа = 34,2±2,0 с; 2-я группа = 39,7±2,6 с; 3-я группа = 33,4±4,1 с. Борцы 2-й группы затрагивают на подготовку к следующей атаке в среднем по 39,7±2,6 с.
О недостаточной эффективности данного варианта подготовки к атаке свидетельствует низкая корреляционная зависимость показателя С с Кэф и Я, соответственно, 0,28; -0,12, т.к. за это время противник успевает выполнить необходимый захват, частично восстановиться. Преждевременно проведенная атака в группе аутсайдеров также не эффективна, т.к. организм функционально не готов к экстремальной нагрузке. Это хорошо подтверждается данными корреляционного анализа между показателями С и Кэф, Я, соответственно, 0,08; -0,03;
ВЫВОДЫ
Таким образом, установленный факт доминирующей роли в соревновательной деятельности показателей эффективности технико-тактических действий (Кэф.) и оптимального интервала времени атак (С) требует разработки дифференцированной программы совершенствования технико-тактического мастерства дзюдоистов. Контактная информация: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ УПРАЖНЕНИЯМ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ
ВУЗОВ
Елена Александровна Широбакина, старший преподаватель,
ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
Аннотация
В данной статье автор представляет результаты исследования готовности студентов физкультурных вузов к обучению общеразвивающим упражнениям. Успешность данного процесса зависит от уровня знаний гимнастической терминологии, типа мышления и креативности.
Ключевые слова: терминология, гимнастика, овладение физическими упражнениями, тип мышления, креативность.
THE PSYCHOLOGIC AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF GENERAL CONDITIONING EXERCISES' TRAINING FOR STUDENTS OF PHISICAL
CULTURE UNIVERSITIES
Elena Aleksandrovna Shirobakina, the senior teacher,
The Volgograd State Academy of Physical Training
Annotation
In the given article the author represents the results of research of physical culture universities students' readiness for learning the general conditioning exercises. The success of the given process depends on the level of knowledge of gymnastic terminology, mind set and creativeness.
Keywords: the terminology, the gymnastics, the mastering of physical exercises, the mind set, the creativeness
ВВЕДЕНИЕ
Прежде, чем приступать к обучению общеразвивающим упражнениям, важно знать, готов ли студент к освоению этого действия, и, если нет, то необходимо провести предварительную подготовку.
Под готовностью понимается активно-действенное состояние личности, отражающее содержание поставленной задачи и пути предстоящего решения, выступающее условием успешного выполнения любой деятельности [2].
В формировании состояния готовности решающую роль играет то, что она связана с различными сторонами личности. Вне реально существующих связей с другими характеристиками психической деятельности состояние готовности теряет свое содержание [3].
Перевод наглядно воспринятых данных и сведений в представляемые и воображаемые позволяют установить их значимость, производить в уме различные их преобразования. Проникая в сущность двигательного действия, необходимо создавать воображаемую картину предстоящих действий и определять рациональные способы достижения цели. Овладение сложными интеллектуальными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, конкретизацией и т.д.) и обогащение понятийного аппарата делают умственную и последующую двигательную деятельности студентов более эффективной.