Научная статья на тему 'Гендерные особенности готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников'

Гендерные особенности готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
292
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / СТАРШЕКЛАССНИКИ / HIGH SCHOOL STUDENTS / ЮНОШИ / BOYS / ДЕВУШКИ / GIRLS / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / GENDER / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEFINITION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ / PROFESSIONAL TYPES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ерина Инобат Аъзамкуловна, Джелилова Алие Асановна

Статья посвящена проблеме выбора профессии старшеклассниками. Представлены результаты эмпирического исследования среди учащихся 10 классов. Выявлены гендерные особенности учащихся при выборе будущей профессии. Результаты обработаны и оформлены в рисунках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender peculiarities of readiness for professional self-determination of high school students

The article is sanctified to the problem of choice of profession senior pupils. The results of empiric research are presented among students 10 classes. Gender features are educed at the choice of future profession. Results treat and executed in pictures.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников»

Выводы. Таким образом, в процессе обучения в вузе происходит развитие некоторых типов эмоциональной направленности личности студентов. Поэтому необходимо развивать эмоциональные ценностные переживания личности будущего профессионала, как структурно-содержательные характеристики профессиональных предпочтений в период обучения в высшей школе.

Литература:

1. Додонов Б. И. Эмоция как ценность / Борис Игнатьевич Додонов. - М.: Политиздат, 1977. - 272 с.

2. Долинська Л. В. Особливост професшного самовизначення студенев педвузу подвшних спещальностей / Любов Васильевна Долинська // Психолопя. Зб. наук. праць. - 2000. - Вип. 2(9). - Частина II. - С. 148-154.

3. Доценко О.Н. Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» / О.Н. Доценко. - М., 2008. - 28 с.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., перераб., доп. / Эвальд Фридрихович Зеер. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. - 336 с.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Евгений Александрович Климов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

6. Курапова И. А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере педагогов средней и высшей школы): автореф. дис. на соискание науч. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» / И. А. Курапова. -М., 2009. - 22 с.

7. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение / Николай Сергеевич Пряжников. - М.: Издательство «Академия», 2008. - 320 с.

8. Пряжникова Е. Ю. Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультанта: дисс. ... доктора. психол. наук : 19.00.03 // Пряжникова Елена Юрьевна. - М., 2003. - 407 с.

9. Спиридонова Н. Ю. Связь направленности личности с выбором профессии в юношеском возрасте: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. псих.наук: спец. 19.00.13 «Психология развития, акмеология» / Н. Ю. Спиридонова. - М., 2011. - 27 с.

10. Яблонски Н. Е. Личностно-психологические ресурсы позитивной эмоциональной направленности (на примере личности судоводителя): дис. .кандидата псих. наук: 19.00.01 / Яблонски Наталья Евгеньевна. -Краснодар, 2009. - 230 с.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук, доцент Ерина Инобат Аъзамкуловна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); студентка группы 41 ПП кафедры психологии Джелилова Алие Асановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме выбора профессии старшеклассниками. Представлены результаты эмпирического исследования среди учащихся 10 классов. Выявлены гендерные особенности учащихся при выборе будущей профессии. Результаты обработаны и оформлены в рисунках.

Ключевые слова: самоопределение, старшеклассники, юноши, девушки, гендерные особенности, профессиональное определение, профессиональные типы.

Annotation. The article is sanctified to the problem of choice of profession senior pupils. The results of empiric research are presented among students 10 classes. Gender features are educed at the choice of future profession. Results treat and executed in pictures.

Keywords: self-determination, high school students, boys, girls, gender, professional definition, professional types.

Введение. Выбор профессии всегда беспокоил и беспокоит молодых людей, которые становятся или уже стоят на пороге своего профессионального самоопределения. Обеспокоенные этой проблемой обращаются к специалистам за помощью найти свое дальнейшее профессиональное дело, которое приведет его к успеху. Для человека всегда будет главным три составляющие успеха по жизни: найти себя, свое и своего.

Многие ученые обращались к этой проблемы и рассматривали ее с позиции различных научных подходов.

К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Е.А. Климов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин и П.А. Шавир, первым подходом определяли «самоопределение» личности, возникающее в 16-18 лет и выступающее как личностное новообразование [1]. Данный подход помогает рассмотреть:

- самоопределение как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное новообразование старшего школьного возраста;

- с позиции двойственности профессиональное самоопределение осуществляет либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга (социальный выбор).

- профессиональное самоопределение неразрывно связанно с существенной характеристикой юношеского возраста (стремление в будущее с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего).

М.Р. Гинзбург, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, и др., определили второй подход, который рассматривает самоопределение как искусственно организуемый процесс, встроенный в определенную практику профориентации, только в этом контексте он приобретает свою осмысленность и ценность [4].

Формулировка цели статьи изучить и проанализировать гендерные особенности старшеклассников (юношей и девушек) в профессиональном самоопределении.

Изложение основного материала исследования. Профессиональный выбор является сознательным и рациональным процессом, в котором сам старшеклассник определяет индивидуальную диспозицию психологических качеств и соотносит её с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий [2].

К существенным факторам профессионального самоопределения чаще всего относят возраст и уровень информированности личности о профессии, конкурентоспособность профессии на рынке труа и уровень её притязаний, и готовность к профессии. Где последнее считается главным для человека и обозначает внутреннее качество личности, обеспечивающее избирательное отношение к профессиональной деятельности на основе отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности [3].

Проведению экспериментального исследования предшествовала беседа с учащимися 10 «А» и 10 «Б» классов по ознакомлению их с целью и задачами предшествующей экспериментальной работы. Особый акцент при этом был сделан на формировании личной заинтересованности респондентов в объективных результатах исследования (через разъяснение возможностей использования полученной в результате диагностики информации в целях выбора профиля обучения, учебного заведения для продолжения образования школы. На основе беседы, на первом этапе исследования, были выбраны те учащиеся, которые уже выбрали будущую профессию - 20 человек (10 девушек и 10 юношей). Эти учащиеся вошли в состав контрольной группы. Также были определены учащиеся, которые еще не имеют четкого представления о своей будущей профессии, они вошли в состав экспериментальной группы - 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков). Всего 40 человек респондентов.

В экспериментальной части использовались традиционный опросник Дж. Голланда и методика «Дифференциально-диагностический опросник» Климова (ДДО).

По методике Голланда в результате проведенного исследования на группах учащихся 10 «А» и 10 «Б» классов, было выявлено количественное соотношение типов профессиональной направленности личности. Данные представлены в последующих таблицах.

Таблица 1

Количественное соотношение типов профессиональной направленности личности учащихся по методике Голланда (контрольная группа)

Тип личности Количество учащихся %

юноши девушки

Реалистичный 2 4 10/20

Интеллектуальный 1 1 5/5

Социальный 5 5 25/25

Конвенциальный 0 0 0/0

Предприимчивый 2 0 10/0

Артистический 0 0 0/0

Всего 10 10 100

Контрольная группа показала следующие данные:

Десять старшеклассников (5 юношей и 5 девушек) принадлежат к социальному типу (25/25%); 6 - к реалистическому типу (10/20%); 2 старшеклассника (один юноша и одна девушка) принадлежат к интеллектуальному типу (10%) и 1 юноша принадлежит к предприимчивому типу (5%).

Что касается профессиональных типов: конвенциальный, артистический респондентами контрольной группы не были выбраны. (рис. 1)

На рисунке 1 в процентном соотношении это выглядит следующим образом.

6% 5% 4% 3% 2% 1% 0%

5% 5%

4%

2% 2%

1% 1%

II

Реалистичный Интеллектуальный Социальный Предприимчивый I юноши ■ девушки

Рисунок 1. Процентное соотношение типов профессиональной направленности личности учащихся, которые уже выбрали будущую профессию

Экспериментальная группа по выше использованной методике показало следующие результаты, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Количественное соотношение типов профессиональной направленности личности учащихся по методике Голланда (экспериментальная группа)

Тип Количество учащихся %

профессиональной юноши девушки

направленности

личности

Реалистичный 0 0 0/0

Интеллектуальный 2 1 10/5

Социальный 3 3 15/15

Конвенциальный 1 1 5/5

Предприимчивый 4 4 20/20

Артистический 0 1 0/5

Всего 10 10 100

Итак:

- учащихся реалистического типа в этой группе нет;

- с интеллектуальным типом было выявлено 3 старшеклассника (два юноши и одна девушка);

- социальный тип был выявлен и у юношей, и у девушек поровну, по 6 человек;

- конвенциональный тип был определен также поровну между юношами и девушками, по 2 человека;

- предприимчивый тип профессий выбрало одинаковое количество респондентов по четыре человека как со стороны девушек, так и со стороны юношей;

- артистический тип был выбран только одной девушкой.

В процентном соотношении на рисунке 2 данные выглядят следующим образом.

5% 4% 4%

юноши ■ девушки

Рисунок 2. Процентное соотношение типов профессиональной направленности личности учащихся, которые еще не имеют четкого представления о своей будущей профессии

Применение типологического опросника Дж. Голланда позволило выявить тендерные особенности учащихся обеих экспериментальных групп. Результаты представлены в сводной таблице 3.

Таблица 3

Сводная таблица результатов диагностического исследования

Тип личности Количество учащихся %

юноши девушки

Реалистичный 2 4 10/20

Интеллектуальный 3 2 15/10

Социальный 8 8 40/40

Конвенциальный 1 1 5/5

Предприимчивый 6 4 30/20

Артистический 0 1 0/5

Всего 20 20 100

В процентном соотношении - это выглядит следующим образом.

16% учащихся отдают предпочтение социальному типу, что говорит, о их чувствительности, активности, ориентации на социальные нормы, способности к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека.

10% - демонстрируют реалистичный тип - они находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям.

6% - реалистический тип - эти учащиеся ориентированы на конкретный результат, и его практическое использование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5% - интеллектуальному типу - предпочитающие умственный труд. Они отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью.

2% - конвенциональному типу. Старшеклассники данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на социальные нормы.

И всего лишь 1% респондентов выбрали артистический тип. Этот старшеклассник оригинален, независим в принятии своих решений. Можно предположить, что он редко ориентируется на социальные нормы и одобрение. Обладает необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Этот человек может достигать большие успехи в профессиональной деятельности и получить наибольшее удовлетворение от работы.

Результаты методики «Дифференциально-диагностический опросник» Климовой (ДДО), показал, как распределились предпочтения испытуемых из групп, участвующих в исследовании (контрольной и экспериментальной).

Диагностика контрольной группы выявила и констатировала, что большинство старшеклассников, отдали поровну предпочтение профессиям типа «человек-человек», «человек-знак».

На рисунке 3 представлены полученные данные по контрольной группе.

Типы профессий

■ Человек-природа

| Человек-техника

Человек-человек

| Человек-знак

Человек-

художественный образ

Рисунок 3. Результаты диагностики типов профессий (контрольная группа)

Результаты изучения гендерных особенностей профессионального самоопределения в группе старшеклассников, определившихся с профессией отражены на рисунке 4.

Рисунок 4. Гендерные особенности профессионального самоопределения в группе подростков,

определившихся с профессией

50% старшеклассников - юношей, выделяют технические профессии, 40% девушек - профессиям типа «человек-человек», связанные с работой с людьми.

Профессиональный тип «человек-знак» набрал одинаковый процент выборов.

10% девушек, выбрали для себя творческие профессии. Совершенно не привлекательными для них считаются профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, как со стороны юношей, так и со стороны девушек. Выбор предпочитаемых типов профессий респондентами экспериментальной группы, которые еще не определились с выбором представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Результаты диагностика предпочитаемых типов профессий старшеклассниками, не определившихся с выбором (экспериментальная группа)

Из данных рисунка видно, что среди испытуемых экспериментальной группы не обнаружилось значительных предпочтений какого-либо типа профессий. Это констатирует о широте диапазона интересов старшеклассников, отсутствие видения себя в будущей профессии.

Рисунок 6. Гендерные особенности профессионального самоопределения в группе старшеклассников, не определившихся с профессией

Изучая гендерные особенности профессионального самоопределения в группе старшеклассников, не определившихся с профессией, были определены типы профессий, которые набрали по нарастающей одинаковые значения - это типы «человек-природа» -10%, «человек-знак» - 20%, «человек-художественный образ» - 30%. Различные данные получили профессиональные типы «человек-техника» и «человек-человек».

Выводы. Итак, старшеклассники, которые еще не определились с будущей профессией показали широту диапазона своих профессиональных интересов.

Выявленной гендерной особенностью профессионального самоопределения в группе респондентов, не определившихся с профессией, стали следующие полученные результаты. У девушек желание приобретать профессиональные знания в системе «человек-техника» выше чем у юношей. Примером может быть первый набор девушек, окончивших общеобразовательные учреждения и поступившие в Краснодарское высшее военное лётное училище на летные специальности. И совсем неожиданно был выявлен выбор юношей профессии типа «человек-человек».

Как не парадоксально совершенно не привлекательными в среде старшеклассников считаются профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством как со стороны юношей, так и со стороны девушек.

Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в этом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их

функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию в выборе будущей профессии.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 2001. - 299

2. Андерсонс, Г. В. Индивидуализация профильного обучения школьников [Текст] / Г. В. Андерсонс // Гуманизация образования. - 2007. - № 3. - С. 94-99.

3. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. Издательство: Речь. Волкова Л.М., Козинцева Л.С. - Профессия моих родителей - Минск: Красико - Принт, 2010. - 126 с.

4. Глухова Е.С. Актуальные проблемы готовности к профессиональному самоопределению учащейся молодежи // Психология обучения. 2010. № 12. С. 64-71.

Психология

УДК 37.018:681.3

доктор биологических наук, профессор Кузьмина Рузольда Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

«Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ГАРАНТ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье анализируется влияние интернета на ребенка. Рассматриваются условия, необходимые для сохранения устойчивости его к влиянию информации, поступающей извне. Отмечается отличие в положении дошкольника и младшего школьника. Уделено внимание семейному воспитанию.

Ключевые слова: интернет, дошкольник, младший школьник, семейное воспитание.

Annotation. This article analyzes the impact of the Internet on the junior student. Discusses the conditions necessary for the sustainability of the child to information coming from the outside. The protective mechanisms are proposed to benefit from the experience of adults. There is a difference in the situation of a preschooler and the younger student.

Keywords: интернет, дошкольник, младший школьник, family education.

Введение. Поскольку дети являются самой уязвимой частью общества, открытой для разного рода опасностей и угроз, в современной психолого-педагогической науке нет разногласий по поводу того, когда необходимо начинать формировать основы безопасного поведения у детей [17, с. 561. Сегодня такая работа начинается уже в дошкольном детстве [2, с. 461. Однако если дошкольники находятся под постоянной опекой взрослых и зависят от них, они, как правило, не сталкиваются с ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений, младший школьник впервые в своей жизни попадает в потенциально опасные ситуации [11. Связано это и с психологическими особенностями этого возраста, и с новым социальным статусом, который младший школьник приобретает, а также во многих случаях с изменением режима жизни ребенка (необходимостью самостоятельного передвижения по городу, увеличением доли времени, проводимого отдельно от взрослых, и т. д.) [4].

Формулировка цели статьи. Рассмотреть психолого-информационную безопасность поведения младшего школьника в эпоху развития интернета.

Основное изложение материала статьи. ХХ1 столетие по своей направленности и информационной насыщенности отличается от ХХ века.

Известный специалист по Интернету и интернет-среде А.И. Лучинкина пишет об интернете, который стремительно ворвался в жизнь человека, о том, что он стал обязательным информационным пространством и внес изменения в обычный ход событий. Теперь родители зовут ребенка не с улицы, отрывая его от общения с друзьями, а из Интернета. Обычные библиотеки заменили электронные ресурсы. В интернете стали возможными встречи и знакомства, поиски людей и родственников, и многое другое [14, с. 11.

Однако оказалось, что хорошее приобретение - интернет, необходимое и полезное, способен негативно влиять на общество и особенно на детей.

Психологи и психиатры всерьез обеспокоены появлением интернет-аддикции, уводящей личность ребенка в виртуальный мир, когда последний не в состоянии выйти оттуда, забывает о сне и еде, пропускает уроки в школе, игнорирует предстоящие дополнительные занятия (например, по музыке). Особенно плохо влияет на ребенка, затягивая его в сети, чрезмерное увлечение компьютерными играми, и общение через Интернет [16].

Кроме того, появление интернета дало доступ ко всякой разной информации, интересной, ранее закрытой, зачастую откровенно пошлой, но главное - уводящей человека в сторону от чего-то для него главного.

Конечно, человек должен уметь отбирать информацию, какая нужна, а какая - нет, что объясняется ценностью времени, которое он может тратить впустую, например, смотря рекламу. Зачастую оказывается, что главное для государственной системы ставить на первое место, - бизнес и получение прибыли, а развитие мозгов людей, мол, подождет [2].

По-видимому, индивид должен уметь отсекать ненужное, исходящее из интернета, чтобы взять только то, что ему необходимо для саморазвития [14].

Ученые считают, что в дальнейшем, с развитием общества, человек будет находить приятное, уходя из интернета, он сможет больше читать настоящих, а не электронных книг, посетит музеи, оторется от «наушниковой» музыки, и «отведет» (отдохнет) душу в концертных залах.

Однако такое развитие произойдет не сразу, ему предшествуют годы борьбы за информационно-психологическую безопасность ребенка.

Существует мнение, что та информация, которая даётся школьникам в школах, - сейчас довольно ущербна, поэтому вопрос чему и как учить современную молодёжь является насущным, и стоит указать в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.