Научная статья на тему 'Исследование профессиональных выборов в юношеском возрасте'

Исследование профессиональных выборов в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1394
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / EARLY YOUTH / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PROFESSIONAL SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / PROFESSIONAL CHOICES / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Елена Георгиевна

Психологическое сопровождение выбора профессии в юношеском возрасте должно строиться на нормах и законах психического развития человека, при этом необходим строгий учёт изменений в мире профессий и перспективах развития личности, изучение индивидуальных особенностей детей, обучение их приёмам самовоспитания и саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of career choices in the youth-Soviet age should be based on the norms and laws of human mental development, and there must be a strict account of developments in the world of professions and perspectives of the individual, the individual characteristics of the study children, training them in how to self-education and self-development.

Текст научной работы на тему «Исследование профессиональных выборов в юношеском возрасте»

ния этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Использование активных методов тренинга в учебном процессе способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций у современных студентов, позволяя им чувствовать себя уверенно в новых социально-экономических условиях, быть востребованными и мобильными специалистами. В дальнейшем мы планируем расширить сферу применения тренинговых методов и разработать более четкие критерии для диагностики сформированных компетенций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. - М.: Изд-во Москов. ун-та, 1982. - 200 с.

2. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к образованию. // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2005. - С. 27-40.

3. Кристофер, Э. Тренинг лидерства / Э. Кристофер, Л. Смит. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

4. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

5. Ли, Д. Практика группового тренинга / Д. Ли. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.

6. Петровская, Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская. - М.: Изд-во Москов. ун-та, 1982. - 168 с.

7. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - СПб.: Питер, 2000. - 384 с.

8. Свенцицкий, А. Л. Краткий психологический словарь / А. Л. Свенцицкий. - М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2008. - 512 с.

9. Филатова, Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. - 2005. - №7. - С. 9-11.

10. Чошанов, М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие / М. А. Чошанов. -М.: Народное образование, 1996. - 160 с.

11. Щедровицкий, П. Г. Коммуникативная и рефлексивная компетенция в рамках мыследеятельностного подхода: контуры нового понимания // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление - Красноярск, 2003. - 320 с.

УДК 159.922.6 ББК 88.8

Е. Г. Петрова

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Психологическое сопровождение выбора профессии в юношеском возрасте должно строиться на нормах и законах психического развития человека, при этом необходим строгий учёт изменений в мире профессий и перспективах развития личности, изучение индивидуальных особенностей детей, обучение их приёмам самовоспитания и саморазвития.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, ранняя юность, профессиональное сопровождение, профессиональный выбор, профориентация.

E. G. Petrova

STUDY OF THE PROFESSIONAL CHOICE IN ADOLESCENCE

Abstract. Psychological support of career choices in the youth-Soviet age should be based on the norms and laws of human mental development, and there must be a strict account of developments in the world of professions and perspectives of the individual, the individual characteristics of the study children, training them in how to self-education and self-development.

Key words: psychological support, early youth, professional support, professional choices, career guidance.

В ранней юности формируется одно из стержневых качеств личности - профессиональное самоопределение. К моменту окончания основной школы у обучающихся должно быть сформировано осознанное профнамерение и определен путь дальнейшего продолжения образования. Однако исследования показывают, что за последнее время возросло число выпускников общеобразовательных школ, не имеющих профессионального намерения, и оно составляет фактически около 50 % [1, 29].

Актуальность исследования профессиональных выборов и мотивов выборов профессий в юношеском возрасте обусловлена тем, что изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации старшеклассников, знание мотивов, побуждающих к работе в определенной

профессиональной сфере, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности профориентационной работы, правильно планировать профессиональную карьеру.

Профессиональный выбор является промежуточным результатом процесса профессионального самоопределения. Произвести выбор - значит, принять решение о выборе конкретной профессии и формы профессиональной подготовки. В общем виде профессиональное самоопределение личности может быть описано как процесс развития отношений человека к своей профессии и себе самому как субъекту профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение - это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности. Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме - и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным - тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития.

Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Следовательно, профессиональное становление субъекта - это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности. Е. А. Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека [2, 96].

Особенностью профессионального самоопределения в юношеском возрасте является зависимость его протекания от множества социальных и личностных факторов. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте только начинает формироваться, профессиональный выбор, являющийся одним из критериев этого процесса, еще не определен или претерпевает сильные изменения в процессе освоения получаемой специальности. Поэтому на первый план личностного развития выходит умение ориентироваться в меняющихся социальных условиях и осуществлять профессиональный выбор, осознавая все компоненты структуры профессионального самоопределения, в том числе и мотивы выбора профессии, специфичные для каждого профессионального типа. Таким образом, для осуществления профессионального самоопределения в юношеском возрасте необходим анализ реальных, движущих мотивов реализуемого профессионального выбора и обучения по выбранной специальности.

Мотивация профессионального самоопределения представляет собой комплекс мотиваци-онных факторов, побуждающих и направляющих процесс профессионального выбора и интеграции профессиональной деятельности в целостную систему деятельностей человека. В структуре мотивации профессионального самоопределения выделяют внутренние и внешние по отношению к процессу и результату труда мотивы профессионального выбора [3, 43]. В ряде исследований подчёркивается взаимосвязь процессов формирования мотивации учения, учебно -профессиональной деятельности и профессионального самоопределения [4, 98]. К структурным компонентам мотивации профессионального самоопределения относятся группы мотивов:

- мотивы выбора профессии и места учёбы;

- мотивы обучения и выбора места работы;

- осознание и изучение способностей и личностных качеств, необходимых для освоения данной профессии.

Структура мотивации профессионального самоопределения индивидуальна для каждого субъекта этой деятельности, однако она имеет и ряд универсальных черт, обусловленных общностью социальной ситуации развития личности в обществе, общей структурой мотивационной сферы личности и профессионального выбора студентов в связи с их возрастными особенностями.

С психологической точки зрения основной задачей юношеского возраста следует назвать задачу формирования личностной самостоятельности (зрелости), подразумевая под самостоятельностью личности способности нести ответственность за свою жизнь, способность к зрелому анализу собственной жизни и своего места в обществе. Психологически это очень сложное образование, включающее и мотивационно-смысловые, и операционно-технические компоненты. Очевидно, что самостоятельность требует не только сформированности определенных знаний о мире и о себе, не только определенного эмоционального отношения к этим знаниям, но и конкретной реализации всего этого в социальной деятельности [3, 100].

По мнению Е. А.Климова, на выбор профессии влияет большое количество факторов.

Первый фактор - это позиция старших членов семьи. На выбор профессии оказывают влияние установки родителей. В большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

Второй фактор выбора профессии - позиция товарищей, подруг (сверстников). Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

Третий фактор - позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

Четвертый фактор - личные профессиональные планы. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

Пятый фактор - способности. Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности, так как именно профессиональная пригодность включает в себя способности. Среди субъективных факторов, влияющих на выбор профессии, особо отмечают уровень интеллекта человека, его способности и направленность интересов. Для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низкими умственными показателями не могут успешно справляться с функциональным содержанием данной профессии. Кроме того, развитый интеллект позволяет человеку критично и реалистично соотносить себя с предъявляемыми требованиями, успешно обучаться, учитывая опыт своей профессиональной деятельности. Известно, что выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта и зависят от степени развития его контрольно-оценочной сферы.

Шестой фактор - склонности - проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит, и направления. Для старшеклассника это важно, так как допрофессиональные увлечения - путь к будущему.

Седьмой фактор - уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний в юношеском возрасте - первая ступень профессиональной подготовки.

Кроме индивидуально-личностных особенностей, влияющих на сроки профессионального самоопределения, к факторам, детерминирующим такой выбор, относят принадлежность к той или иной социальной группе, а также гендерные отличия в профессиональном самоопределении.

Профессиональный выбор личности происходит не по принципу напластования одних мотивов на другие; в процессе его формирования происходит дифференциация, интеграция, превращение, подавление, борьба противоречивых мотивов, взаимное усиление или ослабление мотивов. Доминирующие и подчиненные мотивы могут поменяться местами.

Выбор профессии также зависит от направленности личности. Существует множество типологий личности в профессиональной среде, как отечественных, так и зарубежных, с помощью которых предлагается определить для каждого типа личности наиболее подходящую область профессиональной деятельности.

Современные условия жизни общества требуют смены стратегии профессиональной адаптации на стратегию профессионального развития. Обществу нужен профессионал, знающий своё дело, способный самостоятельно принимать решения и нести ответственность за эти решения, за себя, за других, за страну, умеющий рисковать, творить, созидать. Но для того чтобы стать таким профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профессии, а прежде, профиля обучения, необходима психологическая помощь, психологическое сопровождение.

Возвращаясь к специфике юношеского возраста, заключающейся в поиске себя и своего места в мире социально-трудовых отношений, можно утверждать, что именно профессиональное самоопределение является основным психологическим и деятельностным содержанием возраста. Особенностью профессионального самоопределения в юношеском возрасте является зависимость его протекания от множества социальных и личностных факторов.

Психологическое сопровождение выбора профессии в юношеском возрасте должно строиться на нормах и законах психического развития человека, при этом необходим строгий учёт изменений в мире профессий и перспективах развития личности, изучение индивидуальных особенностей детей, обучение их приёмам самовоспитания и саморазвития.

Изложенные выше положения нашли отражение в программе эмпирического исследования профессиональных выборов и мотивов выборов профессии в юношеском возрасте.

Подготовительный этап исследования заключался в проведении теоретического анализа научной литературы по проблеме профессиональных выборов и мотивов выборов профессии в юношеском возрасте. На данном этапе были определены цели, задачи и гипотеза исследования.

Основной этап заключался в проведении диагностики профессиональных выборов и мотивов выборов профессии в юношеском возрасте. По результатам психодиагностического исследования были определены направленности личности и ведущие мотивы выборов профессии в юношеском возрасте.

Заключительный этап исследования заключался в подведении итогов исследования и разработке рекомендаций, способствующих формированию оптимального профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

Цель исследования: изучение профессиональных выборов и мотивов выборов профессии в юношеском возрасте.

Объект исследования: профессиональное самоопределение юношей и девушек - учащихся 11-х классов.

Предмет исследования: профессиональные выборы и мотивы выборов профессии в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: тип личности определяет профессиональный выбор и тип профессиональной мотивации.

Общий объем выборки составил 50 респондентов - учащиеся 11-х классов.

В работе использовался следующий диагностический инструментарий.

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова [5, 52]. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова.

Тест «Определение типа личности» Д. Голланда [5, 37]. Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов.

Методика определения основных мотивов выбора профессии (автор Е. М. Павлютенков) позволяет установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии.

Результаты тестов подверглись статистической обработке при помощи коэффициента корреляции Спирмена. Коэффициент корреляции рассчитывается по следующей формуле:

гх = 1--,-

п(п2 -1)

где d - разность рангов ряда X и ряда Y, т. е. (Ях-Яу); п - количество испытуемых; ^^ - сумма квадратов рангов.

Результаты опроса по методике «Определение типа личности» Д. Голланда.

Наиболее выраженным типом личности в исследуемой группе респондентов является интеллектуальный (4,84 баллов). Респонденты с выраженным интеллектуальным типом личности характеризуются аналитическим умом, независимостью и оригинальностью суждений, гармоничным развитием языковых и математических способностей, низкая физическая активность.

На втором месте по выраженности - реалистический тип личности (4,62 балла). Психологическими характеристиками лиц с реалистическим типом являются: активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности.

На третьем месте по выраженности - артистический тип личности (4,1 балла). Психологическими характеристиками лиц с артистическим типом являются: воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие.

На четвертом месте по выраженности - социальный тип личности (3,98 балла). Психологическими характеристиками лиц с социальным типом являются: умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей.

На пятом месте по выраженности - предприимчивый тип личности (2,62 балла). Психологическими характеристиками лиц с предприимчивым типом являются: энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности.

Наименее выраженным типом личности является конвенциальный. Психологическими характеристиками лиц с предприимчивым типом являются: способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей.

Результаты опроса респондентов по методике «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова.

Наибольшее количество респондентов выбирают профессии типа «человек-знак» (42 %). Немногим меньше отдается предпочтение профессиям типа «человек-техника» (32 %). На третьем месте по предпочтению - выбор профессий типа «человек-человек» (12 %). Тип профессии «человек - художественный образ» выбрало 10 % респондентов. Наименьшее количество выборов профессий типа «человек-природа» (4 %).

Данные опроса по методике «Определение основных мотивов выбора профессии» Е. М. Павлютенкова.

Ведущими мотивационными факторами выбора профессии учащихся являются «познавательные» (1 ранг), «престижные» (2 ранг) и «материальные» (3 ранг). Промежуточную позицию имеют такие мотивационные факторы выбора процессии как «утилитарные» (4 ранг), «связанные с содержанием труда» (5 ранг) и «творческие» (6 ранг). Наименьшую значимость имеют такие мотивы выбора профессии, как «социальные», «эстетические» и «моральные» (7, 8 и 9 ранги, соответственно). Значит, для учащихся характерно стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда, стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе, стремление получать определенные блага. Стремления к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств, к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности для учащихся имеют наименьшую выраженность.

По результатам исследования был проведен расчет коэффициентов корреляции между данными, полученными по методикам «Дифференциально-диагностический опросник», «Определение типа личности» и «Определение основных мотивов выбора профессии».

В исследуемой выборке из общего количества корреляционных связей профессиональных склонностей, мотивов выбора профессии и типов личности (84) значимых оказалось 32, что составляет 38 %. Корреляционный анализ показал, что профессиональные склонности и мотивы выбора профессии связаны с типом личности. Так, для респондентов, которые имеют выраженный социальный тип, характерен выбор профессий типа «человек-природа» (г8 = 0,474, р > 0,001) и «человек-человек» (г8 = 0,692, р > 0,001). Социальный тип личности имеет статистически значимые положительные корреляционные связи с такими мотивами, как социальный (г8 = 0,676, р > 0,001), моральный (г3 = 0,531, р > 0,001) и эстетический (г3 = 0,459, р > 0,001).

Конвенциальный тип личности имеет статистически достоверные положительные корреляционные связи с профессией типа «человек-знак» (г8 = 0,638, р > 0,001), а также с мотивами, связанными с содержанием труда (г8 = 0,548, р > 0,001) и материальным мотивом (г8 = 0,469, р > 0,001).

Предприимчивый тип личности имеет статистически достоверные положительные корреляционные связи с профессией типа «человек-художественный образ» (г3 = 0,518, р > 0,001) и «человек-человек» (г8 = 0,62, р > 0,001), а также с познавательными (г8= 0,568,р>0,001), творческими (г8 = 0,596, р > 0,001), материальными (г8 = 0,63, р > 0,001), престижными (г8 = 0,676, р > 0,001) и утилитарными (г8 = 0,722, р > 0,001) мотивами. Предприимчивый тип имеет наибольшее количество статистически достоверных корреляционных связей с мотивами выбора профессии.

Артистический тип личности имеет статистически достоверные положительные корреляционные связи с профессией типа «человек-художественный образ» (г8 = 0,737, р > 0,001), а также с социальными (г3 = 0,573, р > 0,001), моральными (г3 = 0,529, р > 0,001), эстетическими (г3 = 0,629, р > 0,001) и творческими (г3 = 0,78, р > 0,001) мотивами.

Реалистический тип личности имеет статистически достоверные положительные корреляционные связи с профессией типа «человек-техника» (г3 = 0,626, р > 0,001) и «человек-знак» (г3 = 0,486, р > 0,001), а также с познавательными (г8 = 0,647, р > 0,001), материальными (г8 = 0,571, р > 0,001) и престижными (г8 = 0,672, р > 0,001) мотивами.

Интеллектуальный тип личности имеет статистически достоверные положительные ко р-реляционные связи с профессией типа «человек-техника» (г3 = 0,443, р > 0,001), «человек-человек» (г3 = 0,546, р > 0,001) и «человек-знак» (г3 = 0,693, р > 0,001), а также с познавательными (г3 = 0,51, р > 0,001), материальными (г3 = 0,603, р > 0,001), престижными (г3 = 0,591, р > 0,001) и утилитарными (г8 = 0,561, р > 0,001) мотивами.

Корреляционный анализ подтвердил, что профессиональные склонности и мотивы выбора профессии связаны с типом личности:

- для респондентов, имеющих гуманитарную направленность интересов (типы личности: артистический, социальный и предприимчивый), наиболее предпочтителен выбор соционических типов профессий и ими движут социальные и моральные мотивы;

- для респондентов, имеющих естественнонаучную направленность (типы личности реалистический, конвенциальный и интеллектуальный) интересов наиболее предпочтителен выбор аналитических типов профессий; ими движут познавательные мотивы и мотивы престижа профессии.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена: тип личности определяет профессиональный выбор и тип профессиональной мотивации.

Главная цель психолого-педагогического сопровождения учащегося связана с перспективным направлением его деятельности, ориентированной на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию. Опыт создания системы сопровождения показывает, что эта цель может быть реализована только тогда, когда достигается «стыковка» начальной и конечной целей

деятельности по отношению к личности ученика. Начальная цель взаимодействия - определение и формирование готовности учеников к обучению в вузе посредством интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, поведенческих воздействий, выявление их индивидуальных особенностей как основы развития компетентности на первом этапе обучения в вузе. Конечная цель взаимодействия - формирование у ученика психологической, профессиональной, творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности, профессиональному саморазвитию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Активные методы профессионального самоопределения: хрестоматия. - М.: АНО «Центр «Развивающее образование»», 2010. - 286 с.

2. Иванова, Е. М. Профессиография как средство формирования образа профессионала // Инновации в образовании. - 2009. - № 3. - С. 89-91.

3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения молодежи / Е. А. Климов. - Ростов н/Д., 2008. - 336 с.

4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 506 с.

5. Кудрявцев, Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 51-59.

УДК 316.648 ББК 88.411

П. В. Хало, Г. А. Дорофеева

ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ ДЛЯ МОНИТОРИНГА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Аннотация. В статье приводятся данные авторских исследований и анализ результатов отражающие влияния негативных информационных и консциентальных воздействий на психологическое состояние людей, их менталитет, стратегии мышления, мотивацию жителей России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: психозондирование, синдром дефицита внимания (СДВ), синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), девиантные формы поведения.

P. V. Halo, G. A. Dorofeeva

IDENTIFICATION OF THE PSYCHO-SEMANTIC INDICATORS FOR MONITORING OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL SITUATION IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article presents the results of author's research and analysis of the results reflect the influence of negative information and destroy the consciousness of the impacts on the psychological condition of mentality, the strategy of thinking, motivation of the people of Russia.

Key words: psychological sensing, attention deficit disorder (ADD), attention deficit hyperactivity disorder (ADHD), deviant forms of behavior.

Где разнолики народы, из края в край из дола в дол, Ведут ночные хороводы под заревом горящих сел...

А. Блок

Анализ чрезвычайных ситуаций различного характера (социальных, технологических, экологических и пр.) показывает, что преимущественным активатором в них выступает человек, а именно его текущее психологическое состояние, менталитет, стратегия мышления, мотивация и пр. В данной статье речь пойдёт о возможных психосемантических индикаторах, которые могут быть основанием для определения зарождающегося социального конфликта. Его причинами могут стать искусственно навязываемые лженаучные, лжерелигиозные, аморальные и ксенофобские парадигмы. На протяжении своей многотысячелетний истории народы России развивались, преимущественно в мире и согласии, не ведая крупных межнациональных конфликтов, характерных, например, для западного мира. Как известно, задолго до появления США, Россия на протяжении тысячелетий выступала в качестве своеобразного генетического плавильного котла, породив из самых различных народов: угров, финн, сарматов, скифов и др., уникальный суперэтнос - славян, а затем, путем еще большего межнационального смешения - русских. Русский язык, стал языком поистине межнационального общения, вобрав в себя ключевые психосемантические понятия мно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.