Научная статья на тему 'Профессионально-значимые качества следователя: структура и содержание'

Профессионально-значимые качества следователя: структура и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1024
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / OBSERVATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / PROFESSIONAL MEMORY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / PROFESSIONAL ATTENTION / КОММУНИКАТИВНЫЕ СВОЙСТВА / COMMUNICATIVE PROPERTIES / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / INTELLECTUAL QUALITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL STABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведицкова Л.В.

В статье рассматриваются профессионально значимые личностные качества юристов. Даётся общая характеристика таким необходимым в юридической практике качествам, как наблюдательность, профессиональное внимание и профессиональная память. Описывается методика формирования профессиональных качеств у студентов в высших образовательных учреждений МВД, которые поддерживают связь с действующими местными отделами, управлениями внутренних дел, в сравнении с другими юридическими вузами. Автор апеллирует к позициям современных исследователей, высказывающихся по поводу частых ошибок в юридическом образовании. Также описываются наиболее предпочтительные виды деятельности, которыми следует заниматься студентам для воспитания в себе необходимых профессиональных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведицкова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE FOLLOWING: STRUCTURE AND CONTENTS

The article deals with professionally significant personal qualities of lawyers. General characteristics of such qualities necessary in legal practice as observation, professional attention and professional memory are given. The methodology of forming professional qualities of students in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs is described, which maintains communication with the local departments and departments of the Ministry of Internal Affairs, in comparison with other law schools. The author appeals to the positions of contemporary researchers who speak out about the frequent mistakes in legal education. The work describes the most preferred types of activities that students should take to educate themselves in the necessary professional qualities.

Текст научной работы на тему «Профессионально-значимые качества следователя: структура и содержание»

Таким образом начиная с 5 класса постепенно формируется новое представление о сущности понятия уравнение, хотя способ решения уравнений - использование зависимости между компонентами и результатом арифметических действий.

В 6 классе усваивается способ переноса слагаемых из одной части уравнения в другую с переменой знака у слагаемого на противоположный. Так как обоснование этому способу также не дается (не изучались свойства равенства), активно используется методический прием с весами, с помощью которого учащиеся осознают смысл этого преобразования; все математические действия сопровождаются соответствующими действиями с весами.

Совместно с пропедевтическим изучением уравнений осуществляется в этом курсе математики изучение неравенств. В 6 классе сведения о неравенствах повторяются и закрепляются. Так при изучении пункта «Больше или меньше» отмечается, что результат сравнения двух чисел записывается в виде неравенства с использованием символов «>», «<». Использование данных символов осмысливается учащимися в процессе выполнения достаточного числа упражнений на сравнение чисел.

Систематическое изучение уравнений и неравенств начинается в курсе алгебры в 7 классе. Содержание материала 1-6 классов не позволяет показать учащимся перспективу развития знаний об уравнениях (если в начальных классах уравнения решаются на основе зависимости между компонентами и резуль-

Библиографический список

татами действий, то в старших классах уравнения решаются на основе теорем о равносильности).

Анализ программ и учебников по математике для 5-6 классов показал, что: отсутствует полный комплект учебников для основной школы, разработанный содержательно и технологически в соответствии с различными концепциями обучения в начальной школе, что способствовало бы эффективной реализации преемственности между этими ступенями обучения.

Отрицательно сказывается на обеспечении преемственности в обучении решению уравнений и неравенств не только расхождения в программах по математике для начальных классов, но и различия в формах и методах преподавания в 1-4 и 5-6 классах.

Анализ деятельности учителей математики средней школы (5-6 классы) показал, что они не готовы продолжить начатый в начальных классах по различным УМК процесс обучения решению уравнений и неравенств.

В итоге отметим, что было бы целесообразным приступить к решению уравнений и неравенств в начальных классах после содержательной проработки соответствующих понятий и представлений на более простом арифметическом материале и после того, как учащиеся усвоят необходимую терминологию (например с 3 класса). В статье мы затронули лишь некоторые проблемы реализации преемственности между 1-4 и 5-6 классами в обучении решению уравнений и неравенств, в дальнейшем эти проблемы будут изучены более полно.

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией A.r. Aсмолова. Москва, 2010.

2. Магомеддибирова 3.A. Практика реализации преемственности при обучении математике. Москва, 2004.

3. Программа по математике для начальной школы УМК «Школа России». Москва, 2011.

4. Программы общеобразовательных учебных заведений в РФ. Начальные классы (1-4). Составители Истомина Н.Б. и др. Москва, 2011.

5. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. Самара, 2011.

6. Программы общеобразовательных учреждений по математике. 5-6 классы. Москва, 2010.

7. Aбдурахманова П.Д., Aртеменкова Л.Ф., Aсадулаева Ф.Р, Aсадулаева У.М., Бачиева Э.Ю., Бережная О.В., Везиров Т.Г., Далгатов М.М., Джалалова Г.П., Идрисова П.Г., Курбанова A^., Магомеддибирова 3.A., Магомедханова У.Ш., Манафова М.К., Прядко H.A., Подгребельная Н.И., Раджабова П.Т., Сметанина Н.В., Сорокопуд Ю.В., Тажутдинова Г.Ш. и др. Актуальные проблемы психоло-го-педагогическихнаук. Коллективная монография. Москва, 2016.

References

1. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole. Ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Pod redakciej A.G. Asmolova. Moskva, 2010.

2. Magomeddibirova Z.A. Praktika realizaciipreemstvennostipri obuchenii matematike. Moskva, 2004.

3. Programma po matematike dlya nachal'noj shkoly UMK «Shkola Rossii». Moskva, 2011.

4. Programmy obscheobrazovatel'nyh uchebnyh zavedenij v RF. Nachal'nye klassy (1-4). Sostaviteli Istomina N.B. i dr. Moskva, 2011.

5. Programmynachal'nogo obschego obrazovaniya. Sistema L.V. Zankova. Samara, 2011.

6. Programmy obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenijpo matematike. 5-6 klassy. Moskva, 2010.

7. Abdurahmanova P.D., Artemenkova L.F., Asadulaeva F.R., Asadulaeva U.M., Bachieva 'E.Yu., Berezhnaya O.V., Vezirov T.G., Dalga-tov M.M., Dzhalalova G.P., Idrisova P.G., Kurbanova A.B., Magomeddibirova Z.A., Magomedhanova U.Sh., Manafova M.K., Pryadko N.A., Podgrebel'naya N.I., Radzhabova P.T., Smetanina N.V., Sorokopud Yu.V., Tazhutdinova G.Sh. i dr. Aktual'nye problemy psihologo-pedagogicheskih nauk. Kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.

Статья поступила в редакцию 23.04.18

УДК 378.3.

Medveditskova L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Krasnodar, Russia), E-mail: lusia_stavropol@mail.ru

PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE FOLLOWING: STRUCTURE AND CONTENTS. The article deals with professionally significant personal qualities of lawyers. General characteristics of such qualities necessary in legal practice as observation, professional attention and professional memory are given. The methodology of forming professional qualities of students in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs is described, which maintains communication with the local departments and departments of the Ministry of Internal Affairs, in comparison with other law schools. The author appeals to the positions of contemporary researchers who speak out about the frequent mistakes in legal education. The work describes the most preferred types of activities that students should take to educate themselves in the necessary professional qualities.

Key words: professionally significant qualities, observation, professional memory, professional attention, communicative properties, intellectual qualities, professional and psychological stability.

Л.В. Медведицкова, канд. пед. наук, доц., начальник каф. криминалистики, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Краснодар, E-mail: lusia_stavropol@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА СЛЕДОВАТЕЛЯ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

В статье рассматриваются профессионально значимые личностные качества юристов. Даётся общая характеристика таким необходимым в юридической практике качествам, как наблюдательность, профессиональное внимание и профессиональная память. Описывается методика формирования профессиональных качеств у студентов в высших образовательных учреждений МВД, которые поддерживают связь с действующими местными отделами, управлениями внутренних дел, в сравнении с другими юридическими вузами. Автор апеллирует к позициям современных исследователей, высказывающихся по поводу частых ошибок в юридическом образовании. Также описываются наиболее предпочтительные виды деятельности, которыми следует заниматься студентам для воспитания в себе необходимых профессиональных качеств.

Ключевые слова: профессионально-значимые качества, наблюдательность, профессиональная память, профессиональное внимание, коммуникативные свойства, интеллектуальные качества, профессионально-психологическая устойчивость.

Профессионально-значимые личностные качества (ПЗЛК) юриста - это индивидуальные психофизиологические качества и свойства личности, определяющие профессиональную пригодность и влияющие на успешность освоения юридической профессии, эффективность совершенствования и возможности качественного и результативного осуществления профессиональной деятельности. В своей совокупности ПВК составляют грани компетенций, призванных обеспечить высокий уровень профессионального мастерства в юридической практике.

В профессионально важных качествах юриста концентрированно соединяются и проявляются основные общекультурные и профессиональные компетенции, формирование и развитие которых является задачей и результатом современного образования в высшей школе.

Каждое из ПЗЛК сотрудника МВД является комплексными образованиями личности и внутренне взаимосвязанным со всеми личностными компонентами: психическими процессами, способностями, собственно качествами и чертами характера.

Рассмотрим основные из них. Наблюдательность - одно из самых важных профессиональных качеств юриста, основывающееся на ощущении и восприятии психическое свойство, предполагающее высокую чувствительность зрительного восприятия (прямая связь со здоровьем, с органами восприятия, в частности, со зрением). Благодаря своей наблюдательности человек по незначительным отличиям различает объекты, подмечает детали, малозаметные свойства явлений и фактов, отмечает различия между ними, сокращая время восприятия объекта или процесса.

Из особенностей наблюдательности сотрудника МВД и вообще профессии «человек-человек» следует выделить:

- способность увидеть в поведении и внешности человека его психическое внутреннее состояние и свойства;

- способность дифференцировать признаки, посредством которых человек выражает себя: физиогномическая маска, осанка, походка, мимика, жесты, позы;

- направленный интерес к личности как объекту наблюдения и восприятия;

- понять, изучить личность можно в общении, во взаимоотношениях с другими;

- комплексность исключает категорические оценки на основе единичной фиксации отдельных признаков.

Профессиональное внимание сотрудника МВД носит избирательный характер, что связано с необходимостью целенаправленного восприятия информации, относящейся к конкретному делу или выбранному объекту. К профессионально важным свойствам внимания относятся его концентрация, устойчивость, быстрота переключения. На устойчивость профессионального внимания отрицательным образом влияют монотонность, утомляемость, перенапряжение и отсутствие интереса к работе, тогда как заинтересованность в работе, содержательность и ответственность выполняемой задачи вызывают рост устойчивости внимания. Внимание связано с профессиональной памятью.

Профессиональная память - это оперативная память, являющаяся частью профессиональной деятельности, обеспечивающая эту профессиональную деятельность и подчиняющаяся её задачам и целям, тогда как в долговременной памяти аккумулируется профессиональный опыт. Память позволяет довести ряд действий юриста до автоматизма. Профессиональная память оперирует зрительными образами, включая память на лица и на художественные образы, на графический и цифровой материал, на слова, идеи и понятия, а также различными восприятиями слуховыми, осязательными, обонятельными и двигательными [1].

Индивидуальные различия профессиональной памяти разнятся и зависят от личностных характеристик. У одних в памяти прекрасно остаются черты лиц, имена и фамилия, подробности окружающей обстановки и интерьера, у других - имена и звуки, даты и устная информация. Профессиональная память не ограничивается простой фиксацией всей совокупности данных, а позволяет провести анализ, впоследствии воспроизвести и четко и ясно описать все увиденное и услышанное, что требует профессионального владения мышлением, коммуникативными способностями, устной и письменной речью.

Высшие образовательные учреждения МВД по сравнению с другими юридическими вузами на сегодняшний день обладают большими возможностями в подготовке квалифицированных следователей за счет поддержания связей с действующими местными отделами, управлениями внутренних дел и учета меняющихся требований практической следственной деятельности к уровню овладения профессией начинающими следователями. Однако наличие большого числа случаев совершения последними ошибок при производстве предварительного расследования свидетельствует о том, что значительный образовательный и воспитательный потенциал вузов МВД используется далеко не полностью.

Современные исследователи отмечают, что большинство ошибок в работе молодыми следователями допускается, как правило, из-за неумения правильно и своевременно их применять в практической деятельности, а не из-за отсутствия профессиональных знаний и сформированных компетенций.

Выпускники вузов МВД нередко оказываются психологически не готовыми к практической работе. В том числе и из-за недостаточного развития у них профессионально-значимых качеств. Это ощутимо снижает эффективность их деятельности на первоначальном этапе практической работы. Согласно замечаниям исследователей, при формировании в процессе обучения профессионально-психологических качеств необходимо учитывать особенности формирования личности обучаемых. С учетом этих особенностей необходимо применять соответствующие методы, средства, способы формирования и развития профессионально-психологических качеств у будущих специалистов.

Развитие профессионально-психологических качеств осуществляется в процессе профессионального становления личности, которое в большинстве работ отечественных специалистов [1; 2 и др.] рассматривается как непрерывный процесс развития личности в системе взаимосвязанных профессионально значимых видов деятельности, который осуществляется путем последовательного прохождения ряда стадий профессионализации. Основаниями выделения этих стадий являются социальная ситуация развития и уровень реализации профессиональной деятельности (репродуктивный или творческий). С учётом их своеобразия следует рассматривать особенности каждого этапа овладения профессией, в том числе и этапа обучения в высшем образовательном учреждении.

По словам А.В. Молокановой [2], наиболее необходимыми качествами, которыми должен обладать следователь для ведения эффективной служебной деятельности ПЗЛК, являются: творческое мышление; коммуникативная компетентность; психологическая устойчивость.

Все перечисленные качества проявляются в тех различных профессионально-ориентированных умениях и навыках, содержание которых определяется спецификой следственной деятельности. Это обстоятельство позволяет отличать данные профессионально-психологические качества от аналогичных качеств других сотрудников органов внутренних дел.

Таблица 1

№ Группа ПЗЛК Качества личности

1 Коммуникативные свойства доминантность, проницательность, дипломатичность, эмпатия, смелость в установлении социальных контактов, рассудительность, серьезность

2 Интеллектуальные качества независимость мышления, способность к абстрагированию, к поиску нестандартных, творческих способов решения поставленных задач

3 Профессионально-психологическая устойчивость самоконтроль, сдержанность в проявлении чувств и эмоций, уверенность в себе, способность брать на себя ответственность, владеть собой и руководить другими в психологически напряженных ситуациях

Например, в структуре коммуникативной компетентности следователя такими умениями являются:

- умение устанавливать психологический контакт с подследственными лицами;

- умение разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе производства предварительного расследования и др.;

- владение вербальными и невербальными приемами и способами общения в процессе следственных действий.

В структуре психологической устойчивости выделяются:

- умение проявлять устойчивость к противодействию, тактической хитрости участников предварительного расследования;

- умение сохранять выдержку при проявлении угроз, агрессивных действий со стороны подозреваемых;

- умение сопротивляться негативному влиянию внешних помех (шума, присутствия посторонних лиц) на проведение следственных действий.

В структуре специального мышления следователя выделяют следующие умения:

- умение самостоятельно находить необходимую информацию для доказательств по уголовному делу (эвристичность мышления);

- умение устанавливать причинно-следственные связи между отдельными фактами, выявленными в ходе расследования, при воспроизведении общей картины совершенного преступления (логичность мышления);

- умение моделировать решения подследственных лиц, предугадывать их вероятные действия (рефлексивность мышления).

Библиографический список

Сравнительное исследование психологических портретов профессионально успешного сотрудника ОВД и следователя-выпускника вуза МВД дало возможность считать критерием успешности развития у слушателей к моменту окончания обучения уровень сформированности следующих содержательных характеристик ПЗЛК (таблица 1).

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что определение ПЗЛК сотрудника МВД очень важно и необходимо в современном обществе. Определение индивидуально психологических качеств способствует установлению пригодности личности к той или иной деятельности. При этом если будет разработана устойчивая система подбора кадров по их личностным, правовым и другим характеристикам, то это уже на первом этапе поможет решить такие важные проблемы, как качество исполнения своих профессиональных обязанностей, соответствие и способность справляться с возложенными задачами. Ведь в случае профессиональной непригодности, человек подвергается значительным психологическим перегрузкам, что приводит к неудовлетворённости своей деятельностью, безразличию к работе, что негативно повлияет на эффективность работы и может послужить причиной для перехода в другие структуры или изменения профиля работы.

Практика показывает, что при использовании в вузе МВД активных методов обучения происходит развитие большинства необходимых ПЗЛК. Многие исследователи сделали вывод, что, несмотря на развитие в вузе МВД большей части ПЗЛК, их развитие в полном объеме осуществляется только в результате приобретения сотрудником значительного профессионального опыта.

1. Профессионально важные качества юриста. Available at: https://studopedia.ru/17_25226_professionalno-vazhnie-kachestva-yurista. html

2. Молоканова А.В. Профессионально-психологические качества следователя и их развитие в высшем образовательном учреждении МВД России. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.

References

1. Professional'no vazhnye kachestva yurista. Available at: https://studopedia.ru/17_25226_professionalno-vazhnie-kachestva-yurista.html

2. Molokanova A.V. Professional'no-psihologicheskie kachestva sledovatelya i ih razvitie v vysshem obrazovatel'nom uchrezhdenii MVD Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 20.04.18

УДК 378

Muzaev A.I., teacher (Safety Management and Physical Education), lyceum № 8, (Kaspiysk, Russia),

E-mail: muzaeva56@mail.ru

FEATURES OF PREPARATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE BACHELORS ON A PROFILE OF HEALTH AND SAFETY AND PHYSICAL EDUCATION. The article observes a problem of forming safety culture for the life of bachelors. In the article some features of preparation for professional activity of future bachelors on the profile of life safety and physical culture are considered. The research concerns questions of physical training of bachelors of faculty of safety of ability to live, the basic educational program of training of bachelors of faculty of safety of ability to live. In addition, based on the analysis of the educational program for the discipline "Physical Education", conditions are defined that will increase the level of physical training for bachelors of the Faculty of Life Safety. The article also chooses those sports and some exercises that would be best directed to training exactly those qualities that are necessary for a future bachelor in the field of life safety and physical culture.

Key words: psychophysical preparation, professional competences, extreme situation, adverse factor, motivational component of vocational training.

А.И. Музаев, преподаватель ОБЖ и физической культуры, лицей № 8, г. Каспийск,

E-mail: muzaeva56@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.