Научная статья на тему 'Профессионально важные качества личности как фактор конкурентоспособности современных специалистов сферы "человек - человек"'

Профессионально важные качества личности как фактор конкурентоспособности современных специалистов сферы "человек - человек" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF MOTIVATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокопуд Ю.В.

В работе актуализируется проблема организации в вузах целенаправленной учебно-воспитательной работы, обеспечивающей формирование / развитие у студентов профессионально важных качеств личности. Акцентируется внимание на вопросах организации исходной диагностики степени соответствия личностных качеств обучающихся требованиям будущей профессии. Рассматривается мотивационно-ценностная составляющая системы профессионально важных качеств личности как целевой ориентир профессионального воспитания обучающихся в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF PERSONALITY AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF MODERN PROFESSIONALS OF “MAN - MAN” IN THE WORK

The problem of organization at updated universities focuses on teaching and educational work, providing development of students’ professionally important qualities of a person. The paper studies the original diagnosis of the extent to which personal qualities students future career requirements. The author discusses motivational value component system professionally important qualities of personality as a benchmark of the professional education of students in higher education.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные качества личности как фактор конкурентоспособности современных специалистов сферы "человек - человек"»

Делая попытку анализа педагогического потенциала спортивных праздников, следует обратить особое внимание на социальные мотивы, которые побуждают человека к участию в праздничном действии. Чем значительнее событие, лежащее в основе праздника, тем больше потребность у человека ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, объединить свои чувства с чувствами других людей. Ощущение личной причастности к событию - побудительный стимул к действию вместе со всеми. Это ощущение, в свою очередь, рождает у человека потребность в широком социальном общении, которое основано на причастности к празднику и представляет собой возможность проявить себя.

Следующий мотив участия характеризуется особым общественным настроем торжества, радости, оптимизма, которые вызываются коллективными эмоциями, возникающими в праздничном общении. Общественное настроение накладывает отпечаток на поведение значительных слоев общества. Оно создает одновременно и атмосферу праздничности, и определенный психологический настрой людей.

Библиографический список

Празднующий человек входит в многочисленные отношения с другими людьми. Однако нужно помнить, что любая деятельность только тогда может положительно повлиять на личность, когда имеет для него значение «личностного смысла». В условиях праздника эта проблема разрешается с помощью избирательности и желательности определенного вида деятельности (игрового, спортивно-состязательного, художественно-творческого и т. д.). Принцип сменяемости видов деятельности выполняет функцию стимулирования праздничной деятельности.

Таким образом, настоящий праздник, в том числе и спортивный, рождается только тогда, когда за него возьмутся сами люди, когда они будут ждать красивого зрелища и развлечения, а вместе с организаторами будут участвовать в его создании. Педагогический потенциал спортивных праздников, привлечение людей к их организации даёт богатейшие возможности для развития праздничной активности всех групп населения.

1. Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007.

2. Сегал М.Д. Физкультурные праздники и зрелища. Москва: Физкультура и спорт, 1977.

3. Воскобойников В.Н. Основы работы парков культуры и отдыха. Москва: МГИК, 1978.

4. Романова ГА. Празднично-обрядовые формы народной культуры: зарождение, развитие, современное бытование: монография. Смоленск: Смол. гос. ин-т искусств, 2012.

5. Романова ГА. Социально-педагогические условия возрождения и развития празднично-обрядовых форм народной культуры. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1997.

References

1. Ryabkov V.M. Antologiya form prazdnichnoj irazvlekatel'noj kul'tury Rossii. Chelyabinsk: Poligraf-Master, 2007.

2. Segal M.D. Fizkul'turnye prazdniki i zrelischa. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1977.

3. Voskobojnikov V.N. Osnovy raboty parkov kul'tury i otdyha. Moskva: MGIK, 1978.

4. Romanova G.A. Prazdnichno-obryadovye formy narodnojkul'tury: zarozhdenie, razvitie, sovremennoe bytovanie: monografiya. Smolensk: Smol. gos. in-t iskusstv, 2012.

5. Romanova G.A. Social'no-pedagogicheskie usloviya vozrozhdeniya i razvitiya prazdnichno-obryadovyh form narodnoj kul'tury. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.

Статья поступила в редакцию 31.01.19

УДК 378

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF PERSONALITY AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF MODERN PROFESSIONALS OF "MAN -

MAN" IN THE WORK. The problem of organization at updated universities focuses on teaching and educational work, providing development of students' professionally important qualities of a person. The paper studies the original diagnosis of the extent to which personal qualities students future career requirements. The author discusses motivational value component system professionally important qualities of personality as a benchmark of the professional education of students in higher education.

Key words: professionally important qualities of motivation of professional activity, professional education.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. психологии, АНО ВО «Московский Международный университет», г. Москва; проф. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

СФЕРЫ «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»

В работе актуализируется проблема организации в вузах целенаправленной учебно-воспитательной работы, обеспечивающей формирование / развитие у студентов профессионально важных качеств личности. Акцентируется внимание на вопросах организации исходной диагностики степени соответствия личностных качеств обучающихся требованиям будущей профессии. Рассматривается мотивационно-ценностная составляющая системы профессионально важных качеств личности как целевой ориентир профессионального воспитания обучающихся в системе высшего образования. Ключевые слова: профессионально важные качества, мотивация профессиональной деятельности, профессиональное воспитание.

Уже многие годы в России вопросы, связанные с качеством образования, являются одними из наиболее проблемных. Несмотря на многочисленные рефор-мационные меры, предпринимаемые правительством, о стабильных позитивных изменениях в данной сфере говорить преждевременно. Возникает закономерное предположение, что в проводящихся реформах не учитываются определенные важные факторы, влияющие на качество образования. К таким факторам, на наш взгляд, относится соответствие личностных качеств специалиста требованиям профессиональной деятельности. Особенно важным данный аспект является для профессиональных сфер, предполагающих постоянное межличностное взаимодействие в процессе труда [1; 2; 3 и др.].

Представляется, что одним из исходных условий преодоления проблемы неполного соответствия или полного несоответствия личностных качеств специалиста требованиям профессии является осуществление в вузах, на этапе вступительных испытаний, психологической диагностики абитуриентов. Однако, известно, что в высших учебных заведениях, не относящихся к системе военного образования, не осуществляется деятельность по определению профессиональ-

но-психологической пригодности абитуриентов индивидуально-психологических особенностей студентов. Далее, в процессе обучения, характерным является формальный подход к профессионально-психологическому просвещению студентов. Обучающихся, де-факто, практически не знакомят с требованиями к характерологическим качествам личности, к способностям и ценностно-целевым установкам и ориентациям, обусловленными содержанием будущего труда. В образовательном процессе практически не представлено содержание учебно-воспитательного процесса, позволяющее знакомить студентов со способами, методиками и технологиями развития качеств, необходимых им в будущей профессиональной деятельности; отсутствует система целенаправленного формирования таких качеств.

Необходимость в вышеназванных направлениях деятельности образовательной организации высшего образования обусловлена, на наш взгляд, следующим. Не смотря на усиливающуюся информатизацию жизнедеятельности современных людей, а, возможно, ввиду избыточности непроверенной информации, молодёжь при выборе будущей профессии не имеет достоверных сведений

о сущности будущего труда, и уж, тем более, о тех психологических качествах, которые для его эффективности требуются. (Более того, они, зачастую, не осознают потребности в таких сведениях). Типичными причинами выбора той или иной профессии для многих школьников и абитуриентов являются: высокие позиции в рейтинге профессий, престижность профессии, потенциальный размер оплаты труда и т. п. Нередко наблюдается и ориентация в выборе на внешние атрибуты профессии, её видимое содержание. Второй вариант особенно типичен для будущих представителей профессий системы «Человек-человек», особенно для педагогов, врачей, специалистов сферы услуг и т. д. [4; 5 и др.]. Практически все в течение жизни «сталкиваются» с указанными специалистами и знакомы с процессуальными характеристиками их труда. Эти характеристики могут быть вполне привлекательными для человека, но, во-первых, ими не исчерпывается содержание деятельности, во-вторых, они не всегда однозначно свидетельствуют о тех качествах, которые необходимы для продуктивного труда. В результате неосведомленность будущих студентов о сущности профессии и особенностях труда приводит к тому, что сделанный выбор вступает в частичное или полное противоречие с чертами характера, личными интересами, целями, ценностями. В дальнейшем это приводит к снижению качества и профессионального образования, и профессиональной деятельности.

В данном контексте необходимо отметить еще один момент Ряд современных ученых утверждают, что к категории профессионально важных качеств правомерно относить профессиональную мотивацию субъектов труда. Известно, что наибольшая эффективность деятельности достигается тогда, когда субъект выполняет работу, интересную ему лично. Именно интерес является одним из главных механизмов активности человека. Он проявляется как положительное оценочное отношение личности к ее деятельности [3 и др.], благодаря чему личность не только испытывает удовольствие в процессе труда, но и предвосхищает это удовольствие, ожидает его и поэтому осознанно стремится к данной активности. В свою очередь, положительные эмоции стимулируют специалиста к максимальной самоотдаче в труде, пробуждают и поддерживают стремление наиболее эффективно выполнять свои профессиональные функции.

Вышесказанное справедливо для любого труда, но, повторим, наиболее зримо проявляется в профессиях системы «Человек-Человек». Это связано с тем, что в профессиях данной группы эффективность деятельности оценивается не только (а, зачастую, и не столько) по неким объективным критериям, сколько по показателям удовлетворенности субъектов деятельности - потребителей профессиональных услуг [4; 5 и др.]. Так, в подавляющем большинстве случаев образовательные успехи школьников выше по тем предметам, которые учащимися воспринимаются как интересные. А к относительно общим детерминантам предметно-ориентированных интересов школьников относится такой фактор, как личность учителя. Впечатление клиентов от услуг, предоставленных медицинским учреждением, складывается вначале на основе коммуникации с врачом, а уж затем от остальных - более объективных и более значимых - факторов (решение проблемы, с которой обратился, стоимость услуг и т. п.).

В сфере сервисных услуг специалист также выступает ключевой фигурой взаимодействия, презентуя собственную личность, профессиональные знания

Библиографический список

и умения через коммуникацию с клиентами. В его поведении, в общении проявляются присущие черты характера, личностные качества, которые воспринимаются потребителями либо положительно, либо отрицательно: грубость или вежливость, внимательность или равнодушие, эмоциональная позитивность или подавленность, уважительность или пренебрежение и т. д. В результате удовлетворенность клиентов зависит не только от того, насколько качественна оказанная услуга, но и от того, воспринимается ли специалист позитивно как личность, комфортным ли было общение с ним.

Многие теоретики и практики в области менеджмента отмечают, что конкурентоспособность различных организаций нередко снижается по причине неполного соответствия работающих в них специалистов требованиям профессии. В этой области, на наш взгляд, лежит одна из серьезных трудностей, с которыми сталкиваются молодые специалисты. Отсутствие (несформированность) у них необходимых личностных качеств мешает эффективно работать, а для того, чтобы сделать усилие и вести себя должным образом, невзирая на особенности характера, отсутствуют побудительные мотивы.

Одним из сильнейших мотивов, побуждающих личность к сознательному совершению волевых усилий, является интерес к профессии. В свою очередь, заинтересованное отношение к своему труду, как показывают научные исследования, напрямую зависит от соответствия профессии способностям и характеру специалистов. Таким образом, очевидной становится взаимосвязь между личностными качествами, а именно, чертами характера и способностями, и мотивацией деятельности с точки зрения обеспечения конкурентоспособности специалистов. А, собственно, профессионально важные личностные качества имеют двойную значимость для специалистов сферы «Человек - Человек»:

- во-первых, позитивное восприятие потребителями личности специалиста помогает последними устанавливать конструктивные взаимоотношения в процессе деятельности, что является важнейшим фактором эффективности профессионального труда и, следовательно, существенным фактором конкурентоспособности [6];

- во-вторых, осознание специалистом соответствия собственных способностей и характера требованиям профессии повышает его профессиональную направленность, что, в свою очередь, детерминирует стремление к непрерывному профессиональному совершенствованию.

Вопрос о том, какие качества для представителей конкретных профессий значимы, преимущественно, не является дискуссионным. Для подавляющего большинства профессий разработаны профессиограммы, которые обновляются и дополняются учеными сообразно изменяющимся социально-технологическим условиям. В наиболее общем виде для представителей социально ориентированных профессий значимыми являются такие качества, как доброжелательное отношение к людям, справедливость, коммуникабельность, толерантность, самообладание и др. Важно отметить, что в психолого-педагогической науке накоплен большой опыт проектирования условий для развития указанных качеств, разработаны специальные методики и технологии воспитания и самовоспитания. Существующий методический инструментарий следует активно использовать не только в процессе профессионального образования, но и при сопровождении послевузовского профессионального развития специалистов.

1. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта: монография. Майкоп, 2001.

2. Ветрова В.Д. Влияние персонала на формирование внутренней среды и конкурентоспособность предприятия сферы услуг. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-personala-na-formirovanie-vnutrenney-sredy-i-konkurentosposobnost-predpriyatiya-sfery-uslug

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Санкт-Петербург 2007.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Москва, 2010.

5. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособной личности в системе образования: Диссертация ... доктора педагогических наук. Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2011.

References

1. Begidova S.N. Teoreticheskie osnovy professional'no-tvorcheskogo razvitiya lichnosti specialista fizicheskoj kul'tury i sporta: monografiya. Majkop, 2001.

2. Vetrova V.D. Vliyanie personala na formirovanie vnutrennej sredy i konkurentosposobnost' predpriyatiya sfery uslug. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-personala-na-formirovanie-vnutrenney-sredy-i-konkurentosposobnost-predpriyatiya-sfery-uslug

3. Druzhinin V.N. Psihologiya obschih sposobnostej. Sankt-Peterburg, 2007.

4. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. Moskva, 2010.

5. Hazova S.A. Razvitie konkurentosposobnoj lichnosti v sisteme obrazovaniya: Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Adygejskij gosudarstvennyj universitet. Majkop, 2011.

Статья поступила в редакцию 02.02.19

УДК 37.016:51

Kirillova О.А., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State pedagogical university (Shadrinsk, Russia), E-mail: 970013@mail.ru Permyakova M.Yu., Cand. of Sciences (Pedogogy), senior lecture, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: permakova_marina@mail.ru

CASE-TECHNOLOGY AS THE MEANS OF DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL GRAPHIC LITERACY OF SCHOOLCHILDREN. The authors among the modern educational technologies that allow students to develop the ability to analyze real-life situations, determine values, select the best, suitable only for him way or realization plan, distinguish case-technology. The article presents a concept of the case method and the classification of cases highlights the specific character of each of them. The authors explain the meaningfulness of a training case, give steps for its realization and view their realization on the example of using the case task

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.