Научная статья на тему 'Спортивные праздники: педагогический потенциал и мотивация участия'

Спортивные праздники: педагогический потенциал и мотивация участия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
720
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS / SPORTS FESTIVAL / PARADE / SYNTHESIS OF ART AND SPORTS / PARTICIPATION OF PEOPLE / PEDAGOGICAL VALUE OF SPORTS HOLIDAYS / MOTIVATION TO PARTICIPATE IN THE HOLIDAY / ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ / СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК / ПАРАД / СИНТЕЗ ИСКУССТВА И СПОРТА / УЧАСТИЕ ЛЮДЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ / МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В ПРАЗДНИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Г.А.

В статье предпринята попытка определения специфических особенностей спортивных праздников. Автор обращает внимание на спортивный праздник как синтез искусства и спорта, в котором просвещение, творчество, отдых человека соединяются с занятиями физкультурой и спортом. Носителем действенного начала в спортивном празднике является не один актер, не группа, а огромная, подчас многотысячная масса людей. Спортивные праздники являются идеальной моделью педагогического процесса, в котором деятельность организаторов и участников праздника («воспитывающих» и «воспитуемых») проходит в особо благоприятных эмоциональных условиях и опирается на широкую творческую инициативу и активность людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS HOLIDAYS: TEACHING POTENTIAL AND MOTIVATION OF PARTICIPATION

The article attempts to determine the specific features of sports events. The author draws attention to the sports festival as a synthesis of art and sports, in which the enlightenment, creativity, and leisure of a person are combined with physical education and sports. The carrier of an effective beginning in a sports festival is not one actor, not a group, but a huge, sometimes many thousands, people. Sports holidays are an ideal model of the pedagogical process, in which the activities of the organizers and participants of the holiday (“educating” and “educated”) take place in particularly favorable emotional conditions and are based on a wide creative initiative and activity of people.

Текст научной работы на тему «Спортивные праздники: педагогический потенциал и мотивация участия»

УДК 791

Romanova G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Smolensk State Institute of Arts (Smolensk, Russia), E-mail: nauka.sgii@mail.ru

SPORTS HOLIDAYS: TEACHING POTENTIAL AND MOTIVATION OF PARTICIPATION. The article attempts to determine the specific features of sports events. The author draws attention to the sports festival as a synthesis of art and sports, in which the enlightenment, creativity, and leisure of a person are combined with physical education and sports. The carrier of an effective beginning in a sports festival is not one actor, not a group, but a huge, sometimes many thousands, people. Sports holidays are an ideal model of the pedagogical process, in which the activities of the organizers and participants of the holiday ("educating" and "educated") take place in particularly favorable emotional conditions and are based on a wide creative initiative and activity of people.

Key words: physical education and sports, sports festival, parade, synthesis of art and sports, participation of people, pedagogical value of sports holidays, motivation to participate in the holiday.

Г.А. Романова, канд. пед. наук, доц. Смоленского государственного института искусств, г. Смоленск, E-mail: nauka.sgii@mail.ru

СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ

В статье предпринята попытка определения специфических особенностей спортивных праздников. Автор обращает внимание на спортивный праздник как синтез искусства и спорта, в котором просвещение, творчество, отдых человека соединяются с занятиями физкультурой и спортом. Носителем действенного начала в спортивном празднике является не один актер, не группа, а огромная, подчас многотысячная масса людей. Спортивные праздники являются идеальной моделью педагогического процесса, в котором деятельность организаторов и участников праздника («воспитывающих» и «воспитуемых») проходит в особо благоприятных эмоциональных условиях и опирается на широкую творческую инициативу и активность людей.

Ключевые слова: физкультура и спорт, спортивный праздник, парад, синтез искусства и спорта, участие людей, педагогическая ценность спортивных праздников, мотивация участия в празднике.

В современной России к занятиям физкультурой и спортом приобщены миллионы людей всех возрастов, они принимают участие в спартакиадах здоровья, соревнованиях, клубах любителей бега, спортивных секциях, сдают нормы ГТО. Эти мероприятия стали основой спортивных праздников, красочных парадов, показательных выступлений ведущих спортсменов.

Спортивный праздник - это синтез искусства и спорта. Просвещение, творчество, отдых человека соединяются с занятиями физкультурой и спортом. Такое соединение особенно важно сегодня, когда интенсификация труда и психологическое напряжение определяют необходимость физической разрядки, снятия утомления средствами рекреативно-оздоровительной деятельности [1, с. 206].

Одной из форм физкультурно-оздоровительной деятельности, развивающейся на базе спортивных сооружений, являются массовые спортивно-художественные представления и праздники. Спортивная целеустремленность, оптимизм, жизнеутверждающая позиция и вместе с тем масштабность, красочность, образность решения темы и идеи предают яркую эмоциональную окраску спортивным праздникам.

Использование возможностей спорта в празднике определяется тем, что носителем действенного начала является не один актер, не группа, а огромная, подчас многотысячная масса людей: спортсменов, художественных коллективов, групповых и сольных номеров представителей спорта и искусства, участников-зрителей на трибунах стадиона. Но всё же, главной в специфике спортивно-художественного праздника является его спортивная основа, то есть построение по принципам массового спортивного действия с характерными для него выразительными средствами и особенностями. Поэтому коллектив участников с их выходами и уходами, выполнением различного рода упражнений и движений, построений и перестроений является ведущим выразительным средством, с помощью которого создается неповторимая коллективная образность, поражающая своей масштабностью [2, с. 12].

Если понаблюдать за действиями сотен спортсменов, выступающих на поле стадиона, то будет видно, что они выстраиваются в прямоугольник, поднимают руки, все одновременно приседают, делают выпад. Упражнения выполняются настолько чётко и согласованно, что вскоре мы уже не замечаем отдельных участников. Перед нами оживает вся масса участников, как единое целое. Мы уже с интересом ждём новых рисунков и превращений. При выполнении упражнений большой массы людей перед зрителями на спортивной площадке появляются как бы два действующих лица: конкретный участник и вся масса выступающих, причем последние, благодаря своей масштабности, доминируют. Существование второго действующего лица - участников, создающих коллективную образность, является важнейшей отличительной особенностью спортивных праздников. И в данном случае, задача постановщика заключается в том, чтобы образно показать второе лицо через действия первого действующего лица. Эта же особенность предъявляет определенные требования к действиям участников: идеальной согласованности в движениях, точности, в сохранении равнения и рисунка построения. В противном случае исчезает эффект появления второго действующего лица в спортивном празднике.

Наиболее целесообразным способом соединения спорта и искусства в спортивном празднике является их монтаж по принципу тесной органической связи, основанной на единстве действия. Такой монтаж даёт возможность для использования различных видов искусства.

В организации и проведении спортивных праздников используются богатые традиции спартакиад, эстафет, парадов, маскарадов.

Спортивные праздники включают в себя: спортивные состязания, шоу, парады, водноспортивные представления, карнавалы, инсценировки. При этом, в организации праздников принимают активное участие люди - энтузиасты, которые при помощи ряда режиссёрских приёмов становятся не просто зрителями, а участниками действия.

Красивы и увлекательны праздники на воде с украшенными иллюминированными лодкам, карнавальными костюмами, с выступлением художественных коллективов на берегу. Незабываемы спортивные парады с церемонией открытия, торжественным маршем участников парада и спортивно-гимнастическими выступлениями.

Для парадов характерны: яркость и красочность костюмов, художественно-декоративное оформление колонн, каскад остроумных и красивых построений, сложных перестроений, показ гимнастических упражнений, исполняемых на ходу. В парадах используются предметы бутафории, картины, диаграммы, пирамиды на мотоциклах, кроме того, используются цветовые элементы: шарфы, ленты, веера, гирлянды; на трибунах - различные фоны и орнаменты, сопровождающие выступления [3, с. 34].

Говоря о спортивных праздниках, невозможно не обратить внимание на их педагогический потенциал. Спортивные праздники, имея глубокие генетические корни в жизни народа и богатую историю развития, представляют идеальную модель педагогического процесса, в котором деятельность организаторов и участников праздника («воспитывающихся» и «воспитуемых») проходит в особо благоприятных эмоциональных условиях и опираются на широкую творческую инициативу и активность людей [4, с. 57].

Как следствие, из этого возникает очень важное единство спланированных форм и приёмов социальной педагогики и импровизированной деятельности участников праздника, протекающей в соответствии с эстетическими и нравственными идеалами общества.

Участие детей в организации праздника наряду со взрослыми обеспечивает преемственность и способствует сохранению традиций игровой деятельности и передачи их от поколения к поколению. Повышение педагогической результативности спортивных праздников может быть достигнута при учёте:

- точного понимания и учёта их специфики;

- сочетания форм, приёмов и средств профессиональной педагогики с традициями театральной педагогики и опыта, заложенного в праздничных традициях;

- обусловленности способов организации спортивных праздников, предполагающей наличие обязательных составных частей: предпразднества, празднества, послепразднества;

- организационно-методического оснащенности предпразднества («интригующая реклама», коллективно-дифференцированная деятельность на нужды праздника);

- целенаправленной работы со спортивными, художественными коллективами и отдельными спортсменами и исполнителями на «заказ» праздника;

- перевода коллективов из концертно-исполнительской деятельности в регистр активно-игровой, зрелищной, посредством органичного ввода их в «текст» праздника;

- относительного регулирования и стимулирования послепраздничной деятельности участников праздника как условия реализации принципа педагогической преемственности [5, с. 57].

Делая попытку анализа педагогического потенциала спортивных праздников, следует обратить особое внимание на социальные мотивы, которые побуждают человека к участию в праздничном действии. Чем значительнее событие, лежащее в основе праздника, тем больше потребность у человека ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, объединить свои чувства с чувствами других людей. Ощущение личной причастности к событию - побудительный стимул к действию вместе со всеми. Это ощущение, в свою очередь, рождает у человека потребность в широком социальном общении, которое основано на причастности к празднику и представляет собой возможность проявить себя.

Следующий мотив участия характеризуется особым общественным настроем торжества, радости, оптимизма, которые вызываются коллективными эмоциями, возникающими в праздничном общении. Общественное настроение накладывает отпечаток на поведение значительных слоев общества. Оно создает одновременно и атмосферу праздничности, и определенный психологический настрой людей.

Библиографический список

Празднующий человек входит в многочисленные отношения с другими людьми. Однако нужно помнить, что любая деятельность только тогда может положительно повлиять на личность, когда имеет для него значение «личностного смысла». В условиях праздника эта проблема разрешается с помощью избирательности и желательности определенного вида деятельности (игрового, спортивно-состязательного, художественно-творческого и т. д.). Принцип сменяемости видов деятельности выполняет функцию стимулирования праздничной деятельности.

Таким образом, настоящий праздник, в том числе и спортивный, рождается только тогда, когда за него возьмутся сами люди, когда они будут ждать красивого зрелища и развлечения, а вместе с организаторами будут участвовать в его создании. Педагогический потенциал спортивных праздников, привлечение людей к их организации даёт богатейшие возможности для развития праздничной активности всех групп населения.

1. Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007.

2. Сегал М.Д. Физкультурные праздники и зрелища. Москва: Физкультура и спорт, 1977.

3. Воскобойников В.Н. Основы работы парков культуры и отдыха. Москва: МГИК, 1978.

4. Романова ГА. Празднично-обрядовые формы народной культуры: зарождение, развитие, современное бытование: монография. Смоленск: Смол. гос. ин-т искусств, 2012.

5. Романова ГА. Социально-педагогические условия возрождения и развития празднично-обрядовых форм народной культуры. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1997.

References

1. Ryabkov V.M. Antologiya form prazdnichnoj irazvlekatel'noj kul'tury Rossii. Chelyabinsk: Poligraf-Master, 2007.

2. Segal M.D. Fizkul'turnye prazdniki i zrelischa. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1977.

3. Voskobojnikov V.N. Osnovy raboty parkov kul'tury i otdyha. Moskva: MGIK, 1978.

4. Romanova G.A. Prazdnichno-obryadovye formy narodnojkul'tury: zarozhdenie, razvitie, sovremennoe bytovanie: monografiya. Smolensk: Smol. gos. in-t iskusstv, 2012.

5. Romanova G.A. Social'no-pedagogicheskie usloviya vozrozhdeniya i razvitiya prazdnichno-obryadovyh form narodnoj kul'tury. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.

Статья поступила в редакцию 31.01.19

УДК 378

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF PERSONALITY AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF MODERN PROFESSIONALS OF "MAN -

MAN" IN THE WORK. The problem of organization at updated universities focuses on teaching and educational work, providing development of students' professionally important qualities of a person. The paper studies the original diagnosis of the extent to which personal qualities students future career requirements. The author discusses motivational value component system professionally important qualities of personality as a benchmark of the professional education of students in higher education.

Key words: professionally important qualities of motivation of professional activity, professional education.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. психологии, АНО ВО «Московский Международный университет», г. Москва; проф. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

СФЕРЫ «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»

В работе актуализируется проблема организации в вузах целенаправленной учебно-воспитательной работы, обеспечивающей формирование / развитие у студентов профессионально важных качеств личности. Акцентируется внимание на вопросах организации исходной диагностики степени соответствия личностных качеств обучающихся требованиям будущей профессии. Рассматривается мотивационно-ценностная составляющая системы профессионально важных качеств личности как целевой ориентир профессионального воспитания обучающихся в системе высшего образования. Ключевые слова: профессионально важные качества, мотивация профессиональной деятельности, профессиональное воспитание.

Уже многие годы в России вопросы, связанные с качеством образования, являются одними из наиболее проблемных. Несмотря на многочисленные рефор-мационные меры, предпринимаемые правительством, о стабильных позитивных изменениях в данной сфере говорить преждевременно. Возникает закономерное предположение, что в проводящихся реформах не учитываются определенные важные факторы, влияющие на качество образования. К таким факторам, на наш взгляд, относится соответствие личностных качеств специалиста требованиям профессиональной деятельности. Особенно важным данный аспект является для профессиональных сфер, предполагающих постоянное межличностное взаимодействие в процессе труда [1; 2; 3 и др.].

Представляется, что одним из исходных условий преодоления проблемы неполного соответствия или полного несоответствия личностных качеств специалиста требованиям профессии является осуществление в вузах, на этапе вступительных испытаний, психологической диагностики абитуриентов. Однако, известно, что в высших учебных заведениях, не относящихся к системе военного образования, не осуществляется деятельность по определению профессиональ-

но-психологической пригодности абитуриентов индивидуально-психологических особенностей студентов. Далее, в процессе обучения, характерным является формальный подход к профессионально-психологическому просвещению студентов. Обучающихся, де-факто, практически не знакомят с требованиями к характерологическим качествам личности, к способностям и ценностно-целевым установкам и ориентациям, обусловленными содержанием будущего труда. В образовательном процессе практически не представлено содержание учебно-воспитательного процесса, позволяющее знакомить студентов со способами, методиками и технологиями развития качеств, необходимых им в будущей профессиональной деятельности; отсутствует система целенаправленного формирования таких качеств.

Необходимость в вышеназванных направлениях деятельности образовательной организации высшего образования обусловлена, на наш взгляд, следующим. Не смотря на усиливающуюся информатизацию жизнедеятельности современных людей, а, возможно, ввиду избыточности непроверенной информации, молодёжь при выборе будущей профессии не имеет достоверных сведений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.