Научная статья на тему 'Проблема формирования готовности будущей медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами'

Проблема формирования готовности будущей медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
READINESS / PROFESSIONAL ACTIVITY / NURSE / INTERACTION WITH PATIENTS / ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПАЦИЕНТАМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокопуд Ю.В.

В статье рассмотрена проблема формирования готовности к профессиональной деятельности, показана специфика готовности будущей медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами. Автор приходит к выводу о том, что готовность медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами детерминирована соответствующими качествами личности медицинского работника, обеспечивающими возможность специалиста эффективно осуществлять множественные целенаправленные, профессионально обусловленные контакты с пациентами. В структурном плане обозначенная готовность представлена мотивационно-ценностным, эмоционально-волевым, интеллектуально-познавательным и действенно-практическим компонентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE NURSES TO PROFESSIONAL AND ETHICAL INTERACTION WITH PATIENTS

The article deals with a problem of formation of readiness for professional activity, shows the specificity of the readiness of the future nurse to professional and moral interaction with patients. The author comes to the conclusion that the readiness of a nurse for professional and moral interaction with patients is determined by the relevant qualities of the medical worker’s personality, which provide the specialist with the opportunity to effectively carry out multiple purposeful, professionally conditioned contacts with patients. In structural terms, the indicated readiness is represented by motivational-value, emotional-volitional, intellectual-cognitive and effective-practical components.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования готовности будущей медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами»

References

1. O prepodavanii inostrannyh yazykov v 2 uchebnom godu v obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah Belgorodskoj oblasti. Available at: https://pandia.ru/text/77/277/66890-2.php

2. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii na zanyatiyah inostrannogo yazyka v sfere proftehobrazovaniya. Available at: https://infourok.ru/informacionnokommunikacionnie-tehnologii-na-zanyatiyah-inostrannogo-yazika-v-sfere-proftehobrazovaniya-2378305.html

3. Zenkina S.V. Informacionno-obrazovatel'naya sreda kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya. Pedagogika. 2008; 6: 22 - 28.

4. Sergienko P.I. K voprosu ob ispol'zovanii giperteksta v 'enciklopedicheskom i informacionno-razvlekatel'nom 'elektronnyh izdaniyah. Vestnikmoskovskogo universiteta. Ser. 19. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2008; 4: 166 - 172.

Статья поступила в редакцию 01.12.18

УДК 378

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

THE PROBLEM OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE NURSES TO PROFESSIONAL AND ETHICAL INTERACTION WITH PATIENTS. The article deals with a problem of formation of readiness for professional activity, shows the specificity of the readiness of the future nurse to professional and moral interaction with patients. The author comes to the conclusion that the readiness of a nurse for professional and moral interaction with patients is determined by the relevant qualities of the medical worker's personality, which provide the specialist with the opportunity to effectively carry out multiple purposeful, professionally conditioned contacts with patients. In structural terms, the indicated readiness is represented by motivational-value, emotional-volitional, intellectual-cognitive and effective-practical components.

Key word: readiness, professional activity, nurse, interaction with patients.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»; проф. каф. педагогики

и психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПАЦИЕНТАМИ

В статье рассмотрена проблема формирования готовности к профессиональной деятельности, показана специфика готовности будущей медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами. Автор приходит к выводу о том, что готовность медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами детерминирована соответствующими качествами личности медицинского работника, обеспечивающими возможность специалиста эффективно осуществлять множественные целенаправленные, профессионально обусловленные контакты с пациентами. В структурном плане обозначенная готовность представлена мотивационно-ценностным, эмоционально-волевым, интеллектуально-познавательным и действенно-практическим компонентами.

Ключевые слова: готовность, профессиональная деятельность, медицинская сестра, взаимодействие с пациентами.

Современная российская социальная реальность предъявляет новые требования к профессиональной подготовке будущих медицинских сестер. Статусное положение отечественного медицинского работника среднего звена в профессии в настоящее время определяется не только специальными знаниями, умениями и навыками, но и духовно-нравственными личностными качествами, которые обусловливают необходимую психологическую готовность медицинской сестры к конструктивным профессиональным контактам со своими пациентами на основе сочувствия, сопереживания и взаимопонимания.

Рассматривая проблему готовности медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами необходимо, прежде всего, определить степень соотношения взаимосвязанных понятий профессиональной готовности и соответствующей компетентности.

Р.А. Коканова связывает готовность со смысловым содержанием понятия компетентности, отмечая при этом следующее: «в наибольшей степени интересным, как мы полагаем, представляется мотивационно-ценностный компонент готовности. Данный компонент характеризует процесс обучения в контексте его ориентации на потребности и потенциальные возможности обучающихся, при которой формирование их социальных компетентностей всегда соотносится с глобальной, базовой целью любой образовательной системы» [1].

Е.А. Клушина, в свою очередь, рассматривает компетентность в качестве интегративного личностного качества, обусловливающего готовность специалиста решать проблемы, обусловленные его профессиональной деятельности [2].

Достаточно интересным представляется понимание связи профессиональной готовности и субъектности личности. Н.П. Клушина связывает активность личность с процессуальной готовностью выполнять определенные действия, что позволяет в структуре готовности выделять действенно-практический компонент [3].

Тем самым, обращение к научным источникам позволяет сформулировать следующий вывод: в категориальном прочтении понятие профессиональной готовности не выходит за методологические рамки компетентностного подхода и категориально-смыслового поля базового понятия компетентности.

Проанализируем сущностные и структурно-содержательные характеристики готовности медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами.

Нравственность понимается как интегративное духовное качество личности, обусловленное идеалами добра, справедливости, долга, чести, проявляющееся в отношении к другим людям [4].

Рассмотрим содержание базовой категории «готовность к профессиональной деятельности». В справочной литературе наиболее общее понимание

готовности является следующим: готовность следует трактовать в качестве состояния личностной мобилизации человека, обеспечивающей наиболее эффективную реализацию определенной деятельности. В психологическом контексте готовность предполагает: 1) наличие у личности значимых и необходимых для успешного осуществления деятельности знаний, умений и навыков; 2) сформи-рованность у человека необходимой мотивации к ее (деятельности) выполнению [5, с. 94].

Готовность к профессиональной деятельности является структурным компонентом базовой модели профессионального и личностного развития специалиста. При этом, в своей структуре, данная готовность состоит из нравственно-психологической, содержательно-информационной и операциональ-но-деятельностной составляющих [6].

Готовность специалиста может быть определена как интегративное личностное и социально-психологическое образование, актуализированное в качественных уровнях сформированности ценностных ориентаций, когниций, соответствующих умений и навыков. В функциональном аспекте общая структура профессиональной готовности, как полагают авторы, представлена, с одной стороны, психологической, психофизиологической и физической готовностью, а с другой - научно-теоретической и практической составляющими компетентности специалиста [7].

При обосновании структуры готовности будущей медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами достаточно интересной и значимой является ориентация на научные идеи и взгляды Н.П. Клушиной. Исследователь при обосновании структуры профессиональной готовности сделала акцент на следующих её компонентах:

• мотивационно-ценностном компоненте, представленном ценностным отношением специалиста к своей профессии и своему профессиональному самосовершенствованию; способностью к профессиональной самооценке и рефлексии;

• интеллектуально-познавательном компоненте, характеризуемом наличием у специалиста теоретических, технологических, этических профессионально обусловленных знаний;

• действенно-практическом компоненте, структурированном следующими профессионально обусловленными умениями и навыками: коммуникативными (необходимыми для конструктивного профессионального взаимодействия и общения); организаторскими (умениями и навыками необходимыми для успешной организации, осуществления, контроля, оценки и коррекции своей профессиональной деятельности); конструктивными (важными при формулировке конкретных профессиональных целей и задач, определении средств, форм и методов

их достижения и решения); гностическими (значимыми в процессе определения необходимых условий реализации профессионально обусловленных целей и решения соответствующих профессиональных задач);

• эмоционально-волевом компоненте, структурированном ценностным отношением специалиста к своей профессиональной деятельности, устойчивым стремлением работать в своей профессии, способностью преодолевать профессиональные трудности, включая трудности коммуникативного характера [8; 9].

Ориентируясь на сказанное, представим структуру и содержание готовности медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами следующим образом:

1. Мотивационно-ценностный компонент. Основа этого компонента готовности медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами представлена ценностными ориентациями её личности. При этом ценностные ориентации медицинского работника среднего звена должны быть фундаментализированы соответствующим базовым духовно-нравственным идеалом, определяющим общий этический вектор отношения медицинской сестры к своим пациентам. Отечественные исследователи полагают, что современные социокультурные реалии актуализировали такой нравственный идеал, как «человек - это высшая ценность и мегацель общественного прогресса.

Библиографический список

2. Эмоционально-волевой компонент. Ценностные отношения личности медицинской сестры характеризуются эмоциональностью, так как оценка ситуаций ее взаимодействия с пациентами всегда сопровождается психологическим переживанием их (ситуаций) смысловой значимости. Высшие эмоциональные переживания личности медицинского работника отражены: в чувствах интеллектуального, морального характера, которые проявляются в познавательной деятельности специалиста; эстетических, практических чувствах, обусловленных практической медицинской деятельностью.

3. Интеллектуально-познавательный и действенно-практический компоненты. Обозначенные компоненты готовности представлены системой этических знаний, умений и навыков медицинской сестры в сфере профессионально-нравственного взаимодействия с пациентами.

Все сказанное в этой статье позволяет определить готовность медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами следующим образом: такая готовность детерминирована соответствующими качествами личности медицинского работника, обеспечивающими возможность специалиста эффективно осуществлять множественные целенаправленные, профессионально обусловленные контакты с пациентами. В структурном плане обозначенная готовность представлена мотивационно-ценностным, эмоционально-волевым, интеллектуально-познавательным и действенно-практическим компонентами.

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология, учебник для вузов. Москва, 1999.

2. Коканова РА. Формирование профессиональной готовности специалиста. Высшее образование сегодня. 2008; 10, 71 - 72.

3. Клушина Е.А. Готовность магистрантов к профессиональной мобильности. понятийно-категориальный аппарат. Вестник Северо-Кавказского федерального университета 2017; 2 (59). 151 - 155.

4. Клушина Н.П. Развитие субъектности магистрантов в процессе обучения. Педагогика. 2016; 5. 65 - 70.

5. Клушина Н.П. Аксиологические основы работы с молодёжью. Ставрополь, СКФУ

6. Давыдов В.В. Психологический словарь. Москва, 1983.

7. Клушина Н.П. Теоретические аспекты и практическая реализация компетентностного подхода в высшем образовании. Ставрополь, 2014.

8. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1975.

9. Клушина Н.П., Кириллова Л.С. Добровольческая практика бакалавров социальной работы как условие формирования профессиональных умений и навыков. Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2010; 2. 89 - 92.

References

1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskayapsihologiya. uchebnik dlya vuzov. Moskva, 1999.

2. Kokanova R.A. Formirovanie professional'noj gotovnosti specialista. Vysshee obrazovanie segodnya. 2008; 10. 71 - 72.

3. Klushina E.A. Gotovnost' magistrantov k professional'noj mobil'nosti. ponyatijno-kategorial'nyj apparat. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta 2017; 2 (59). 151 - 155.

4. Klushina N.P. Razvitie sub'ektnosti magistrantov v processe obucheniya. Pedagogika. 2016; 5. 65 - 70.

5. Klushina N.P. Aksiologicheskieosnovy raboty s molodezh'yu. Stavropol', SKFU.

6. Davydov V.V. Psihologicheskij slovar'. Moskva, 1983.

7. Klushina N.P. Teoreticheskie aspekty iprakticheskaya realizaciya kompetentnostnogo podhoda v vysshem obrazovanii. Stavropol', 2014.

8. D'yachenko M.I., Kandybovich JI.A. Psihologicheskieproblemy gotovnostikdeyatel'nosti. Minsk, 1975.

9. Klushina N.P., Kirillova L.S. Dobrovol'cheskaya praktika bakalavrov social'noj raboty kak uslovie formirovaniya professional'nyh umenij i navykov. Vestnik Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2010; 2. 89 - 92.

Статья поступила в редакцию. 01.12.18

УДК 378

Tsomartova T.A., senior lecturer, Department of General Humanitarian and Social Sciences, North-Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: tatyanatsomartova@mail.ru

FORMATION OF STUDENTS' SCIENTIFIC WORLD VIEW ON THE BASIS OF POSTER CREATION. The article studies one of the

urgent problems of modern pedagogy - the ways of forming the scientific world view of students. The organization of work on the creation of posters of the intellectual type, which is preceded by students' research activities, is based on the identification of key ideas as a condition for understanding the basics of the phenomena and depicting them using specific means. Such activity is associated with the development of categorical structures of thinking, which contributes to the formation of scientific attitudes and beliefs, the unification of intellectual and emotional processes. Key words: scientific world view, key ideas, intellectual type poster.

Т.А. Цомартова, ст. преп. каф. общих гуманитарных и социальных наук, ГБОУ ВО «Сеееро-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, E-mail: tatyanatsomartova@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ПЛАКАТА

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной педагогики - способам формирования научного мировоззрения студентов. Организация работы по созданию плакатов интеллектуального типа, которой предшествует исследовательская деятельность студентов, основана на выделении ключевых идей как условии понимания сущности явлений и изображении их с помощью специфических средств. Такая деятельность связана с развитием категориальных структур мышления, что способствует формированию научных взглядов и убеждений, объединению интеллектуальных и эмоциональных процессов.

Ключевые слова: научное мировоззрение, ключевые идеи, плакат интеллектуального типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.