Научная статья на тему 'Профессионально важные качества и умения психолога как фактор его профессиональной готовности'

Профессионально важные качества и умения психолога как фактор его профессиональной готовности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10293
641
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рекешева Ф. М.

На основе всестороннего анализа личностных качеств психолога и их развития сделан вывод, что знания и умения в сочетании с соответствующими личными качествами, мотивами и способностью к творчеству могут рассматриваться как его готовность к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные качества и умения психолога как фактор его профессиональной готовности»

УДК 378.046

Ф.М.Рекешева

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА И УМЕНИЯ ПСИХОЛОГА КАК ФАКТОР ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

Астраханский государственный университет

The author concluded that knowledge and skills in combination with personal qualities, motives, and creative ability, could be regarded as factor of psychologist's readiness for professional activity. The conclusion was drawn by means of detailed analysis of psychologist's personal qualities.

Рассматривая феномен «профессиональной готовности», прежде всего необходимо обратиться к рассмотрению понятия «профессионально важные качества», так как они являются одним из важнейших фак-

торов, повышающих уровень готовности. В современных психологических исследованиях под «профессионально важными качествами» понимают такие качества, которые оказывают влияние на эффективность ос-

новных характеристик деятельности. А.К.Маркова отмечает, что, с одной стороны, профессионально важные качества являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны, совершенствуются, шлифуются в ходе выполнения определенной деятельности, являясь ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет себя [1].

В образовании комплексов профессионально важных качеств личности специалиста участвуют не только совокупности свойств личности, связанные с видом деятельности, но и личностные качества, профессионально важные для любого вида профессиональной деятельности: социальные и психологические параметры личности, которые отражают ее мировоззренческие характеристики, ориентирующие на выполнение своей социальной функции; социально значимые качества, которыми должен обладать выпускник любого вуза: ответственность, добросовестность, социальная привлекательность, широкая культура и т.д.; специфические, связанные с профессией и определяющие модель специалиста, включая дополнительно некоторые имманентные свойства личности, которые определяются особенностями профессии.

А.К.Маркова выделяет две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операционной сферы профессиональной деятельности человека (каким образом, с помощью каких приемов он достигает поставленных целей, какие технологии и средства использует - знания, мыслительные операции, способности).

В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет однозначного подхода к определению понятия «профессионализм деятельности». Некоторые ученые ставят знак равенства между понятиями «профессионализм» и «мастерство». Одни, например Е.М.Иванова [2], считают их синонимами, другие полагают, что профессионализм — определенный уровень сформированное™ мастерства [3], третьи ставят его в один ряд с понятиями «самообразование» и «самовоспитание», четвертые отождествляют с готовностью и самосовершенствованием.

Наиболее близко к понятию «реальный профессионализм» подходит понятие «компетентность», характеризующее индивидуальную степень соответствия требованиям профессии. В современных работах под компетентностью понимается сочетание психических качеств, или психическое состояние, при котором человек действует самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), обладает способностями и умением выполнять определенные функции [4].

В понятие компетентности включаются, помимо общей совокупности знаний, знание возможных последствий, конкретного способа воздействий, уровень умения и опыт его практического использования. Общим для различных точек зрения является рассмотрение знаний специалиста в качестве потен-

циала, научно-практического багажа, которым он располагает и который может быть реализован лишь при условии дополнительных факторов. Следовательно, компетентность — это не только наличие знаний и опыта, но и умение правильно распорядиться ими при исполнении своих функций.

Профессионализм соотносится с различными аспектами зрелости работника, в связи с чем у человека различают несколько видов профессиональной компетентности: специальную или деятельностную, которая предполагает владение на высоком уровне профессиональной деятельностью; социальную,

предполагающую владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества; личностную — владение способами самовыражения и саморазвития; индивидуальную — владение приемами самореализации и саморазвития индивидуальности в рамках профессии, способность к творческому проявлению своей индивидуальности [5].

Наличие всех аспектов компетентности означает достижение человеком зрелости в своей профессиональной деятельности, общении и сотрудничестве, характеризуют становление личности и индивидуальности профессионала.

Поведение и образ действий психолога, которые предписаны профессиональной этикой, основываются на балансе его личных интересов и обязанностей. Последние предусматривают конкретные действия по улучшению положения клиентов, профессиональное обучение и компетенцию, участие в исследовательской деятельности, честность и категорически исключают мошенничество, оскорбление, обман.

Психолог — творческая личность с социально и профессионально значимыми характеристиками. Интегрирующим качеством выступает личностный потенциал психолога, структура которого состоит из фундаментальных и практических знаний, умений, навыков, обусловливающих профессиональную компетентность; профессионально направленных знаний, умений, навыков; творческой активности; интеллектуальных способностей; коммуникативных способностей.

Специалиста-психолога характеризует целая совокупность качеств: образованность (разносторонние знания, умения, навыки, интеллектуальные интересы, стремление и умение постоянно обогащать свои знания, мировоззрение); воспитанность (нравственная, эстетическая, физическая, трудовая, единство слова и дела, постоянное самовоспитание); социализирован-ность (готовность к активной профессиональной и социальной деятельности, к рациональному культурному досугу, интериоризация социальных норм и ценностей, успешная самореализация); культура (интериоризация культурных ценностей человечества, культура труда, культура общения); индивидуальность личности (индивидуальные творческие способности, склонности, особенности восприятия, памяти, мышления, волевой и эмоциональной сферы и др.).

Раскрывая личностные качества психолога, можно разделить их на три группы. Первая включает психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности:

требования, предъявляемые к психическим процессам — восприятию, психическим состояниям, усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию, эмоциональности. Ко второй группе качеств относятся такие психоаналитические качества, как рефлексия, самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, стрессоустойчивость, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. В третью группу качеств входят коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), умение слушать и др.

В числе умений психолога обычно выделяют: умение выслушать другого с пониманием и целенаправленностью; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для оценки ситуации; умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и методы диагностики; умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности, влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности; способность сочувствовать, сопереживать клиенту, активизировать усилия подопечных (индивидов, групп) по решению собственных проблем, добиться их доверия; умение обсуждать самые острые темы в позитивном эмоциональном ключе; умение выявлять нужды и вырабатывать конструктивные пути терапевтической помощи, решения проблем клиентов; умение работать в условиях неформального общения, оставаясь «в тени», в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и теоретических положений, работать с профессиональной литературой.

Стиль поведения психолога, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует.

На каждом из этапов профессионального обучения важно предусмотреть не только формирование определенных знаний и умений, но и становление, развитие системообразующих основ, свойств, качеств личности профессионала.

Мы согласны с позицией исследователей [1,5], которые считают, что основными слагаемыми развития, совершенствования личности профессионала выступают такие условия, как личностная направленность (мировоззрение, потребности, интересы, ориентации, склонности, способности, качества личности, стиль деятельности и др.); владение знаниями информационно-теоретического и прикладного характера; профессионально-технологический компонент: умения и навыки, способствующие успешному выполнению деятельности.

Профессионально-личностное развитие специалиста включает следующие три этапа: довузовский (ознакомление с будущей профессиональной деятельностью, выявление мотивации, склонности, предрасположенность к избираемой профессии), вузовский

(профессиональное и личностное вхождение в реальную деятельность; развитие функционально-ролевой готовности к ней; формирование и корректировка профессионально-ценностных ориентации, мотиваций, качеств, свойств личности, способствующих успешной деятельности; становление и развитие профессионального самосознанияи) и послевузовский (развитие личностно-профессионального потенциала специалиста, его творчества и индивидуальности в деятельности; совершенствование личности профессионала).

Процесс профессионального роста раскрывается как постепенное приобретение профессионально значимых характеристик и овладение социальнопрофессиональными знаниями, технологиями, ролевыми функциями. Но профессиональное развитие не может происходить в отрыве от общего развития человека, поэтому включает все компоненты целостного развития личности.

Формирование и развитие комплекса индивидуальных качеств человека, их соотношение обусловлены его деятельностью. Деятельность как бы делает заказ на необходимые профессионально обусловленные личностные качества специалиста, а это в свою очередь определяет направленность личности, ее способности, манеру поведения и общения.

В работе психолога ведущим подходом выступает личностный подход, так как основу и цель работы составляют прежде всего интересы человека. В этом контексте большую актуальность приобретает вопрос о профессионально значимых качествах личности психолога (эмпатия, рефлексия, конгруэнтность и т.п.). Органично вписывается в контекст деятельности психолога и деятельностный подход, При этом решающую роль играет его собственная активная деятельность, систематические тренировки, упражнения.

Как специалист психолог должен быть наделен способностью вчувствования во внутренний мир человека и его отношений с окружающей средой, интуитивного познания каких-либо процессов на основе сопереживания. В то же время больших успехов он может добиться тогда, когда его технологии опираются прежде всего на эмоционально-ориентированные способности клиента, например интуицию или фантазию. Речь идет не об отказе от традиционных методов познания, а о многообразии форм анализа и проведения работы психолога.

Структура личности психолога включена в модель специалиста, которая может иметь различные варианты. В целом же модель специалиста может включать следующие компоненты: профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста; профессионально-должностные требования (минимум профессиональных умений); квалификационный профиль — сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации.

В последнее время предлагается аналитический подход к профессиограмме. Согласно определению Е. М.Ивановой, психограмма представляет собой «портрет» профессии, составленный на основе интерпретационного психологического анализа опера-

ционально-технологического содержания конкретной трудовой деятельности, который характеризуется группой профессионально важных качеств — психологических и психофизиологических, — актуализируемых в данной деятельности и обеспечивающих ее исполнение [2].

С точки зрения Е.Э. Смирновой, наиболее приемлемой «является концепция, в которой в основу модели специалиста положена модель его деятельности» [6]. А.К.Маркова предлагает задачно-личностный подход к профессиограмме.

В психологические характеристики специалиста, необходимые для осуществления профессиональной деятельности, включаются и психологические знания, психологические умения, психологические личностные качества и др.

Анализ личности психолога на основе функционального подхода позволяет выделить несколько групп умений, которыми должен обладать психолог и работник социальной службы. Когнитивные умения: анализировать и оценивать опыт как свой, так и других; изучать и выявлять проблемы и концепции; применять на практике свои знания и понимание проблем, а также исследовательские находки. Коммуникативные умении: создавать и поддерживать при необходимости рабочую обстановку и атмосферу; выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого; определять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера; распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и других; наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми; общаться вербально, невербально и письменно; организовывать и брать интервью при различных обстоя-

тельствах; действовать в коллективе с другими коллегами и специалистами. Конструктивные умения: вырабатывать решения; выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами; действовать в алгоритме выработки решения; принимать решения, предусматривающие сотрудничество с другими специалистами. Организаторские умения: ведение четких и лаконичных записей, соблюдение конфиденциальности и надлежащей подход к делу, организация, планирование и контролирование работы, сбор информации с помощью доступных технологий.

Таким образом, психолог должен владеть целым комплексом умений, навыков и качеств, обладать глубокими знаниями в области психологии, акмеологии, геронтологии, социологии, педагогики, права. Знания и умения в сочетании с соответствующими личностными качествами, мотивами и способностью к творчеству, на наш взгляд, могут рассматриваться как готовность к профессиональной деятельности.

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.

2. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1987. 208 с.

3. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М.: Педагогика, 1982. 180 с.

4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растяников П.В. Проблема диагностики социально-психологической компетентности (в педагогическом общении) // Активные методы обучения педагогическому общению. М., 1987. С.38-65.

5. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие

профессионального мастерства кадров: Социально-

психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: РАУ, 1993. 64 с.

6. Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1977. 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.