УДК 37
Косолапов Александр Николаевич
аспирант кафедры педагогики и
методики профессионального образования
Белгородского государственного
института искусств и культуры
korenevaen@yandex.ru
Alexander N. Kosolapov
Graduate student of department of pedagogics
and technique of professional education
Belgorod state institute of arts and culture
korenevaen@yandex.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ УСТАНОВКА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
PROFESSIONAL AND VALUE INSTRUCTIONAS AN OBJECT OF STUDY
Аннотация. В статье автор актуализирует проблему профессионально-ценностной установки применительно к специалистам социально-культурной сферы деятельности, рассматривает подходы к исследованию ее сущностных основ и специфических особенностей ее формирования в условиях воспитательно-образовательного пространства вузов социокультурной направленности.
Ключевые слова: профессиональная установка, ценностный аспект, социокультурная сфера, социально-культурная деятельность, образовательный процесс.
Annotation. The author actualizes the problem of professional values in relation to the social-cultural sphere of activity, examines approaches to the study of its essential principles and specific features of its formation in the educational space of higher education institutions of socio-cultural orientation.
Keywords: professional installation, axiological aspect, the socio-cultural sphere, socio-cultural activities, educational process.
Современная педагогическая действительность, декларируемые процессом модернизации высшей школы требования к подготовке специалиста будущего во многом определяют вектор развития вузов, их целевые установки. В качестве одной из таких установок выступает направленность на формирование профессионально-ценностной установки студентов, способных организовывать профессиональное взаимодействия с позиций гуманистических принципов, которые относятся к основным принципам в условиях модернизации высшей профессиональной школы. Реализация именно этих принципов является основой формирования личности специалиста,
определения его индивидуальной профессионально-ценностной траектории, индивидуальной системы ценностей и профессионально значимых ценностных установок.
Под профессиональной установкой мы понимаем своеобразную предрасположенности личности к восприятию, анализу и оценке социальных и психолого-педагогических условий, под совокупным влиянием которых осуществляется конкретная профессиональная деятельность.
Профессиональную установку принято рассматривать в качестве системы ориентаций субъекта профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, а также психологической готовности к решению специфических задач вхождения в мир профессий.
Не секрет, что далеко не все студенты поступают в вуз по зову сердца, зачастую руководствуясь далеко не профессионально-ценностными понятиями.
Именно поэтому, проблема исследования и формирования профессионально-ценностных установок студенческой молодежи в процессе получения профессионального образования становится одной из ведущих. Это объясняется потребностью в формировании профессионального сознания обучающихся в рамках его будущей специальности, в осуществлении целенаправленной деятельности вузов по формированию у студентов профессионально ценностных установок. Это особенно актуально для подготовки выпускников вузов искусств и культуры, так как их профессиональная деятельность не ограничивается передачей профессиональных знаний, навыков и умений в процессе работы с различными слоями населения, но и предполагает трансляцию ценностного отношения к своей профессии. Специалист такого профиля призван осуществлять воспитание различных слоев населения на основе переосмысления приоритетных социальных и профессиональных ценностей, гражданской позиции и нравственных идеалов.
Социальные ценности - важнейший элемент культуры, системы социальной регуляции, обеспечивающей общую стратегическую линию такой регуляции. На основе ценностей социальных вырабатываются социальные нормы (свобода, равенство, братство, мир, честь, социальная справедливость, гражданский долг и др.). Категорию ценностей социальных ввел в социологию М. Вебер [1, с. 534].
Важным для нас является определение социальных ценностей в педагогике, которые выступают как «общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом, материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты, социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности социальные не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направлен педагогический процесс» [2, с. 163].
Профессионально-ценностные установки есть реальный стержень профессиональных устремлений личности и ценностного отношения специалиста к профессиональной деятельности в целом.
Исследованию проблемы формирования и развития системы ценностных установок посвятили свои труды многие российские ученые-исследователи: Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, И.С. Кон, Н.Б. Крылова, Д.С. Лихачев, Л.П. Разбегаева, В.А. Сластенин, Л.Н. Столович и др.
Появление в XX веке педагогической аксиологии было обусловлено осознанием необходимости формирования духовности и нравственности личности и всего общества и, прежде всего, специалистов-профессионалов. Центральное место в исследованиях начинают занимать ценности, которые рассматриваются в качестве основы целей воспитания (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаровская, Л.Н. Будаева, О.В. Ибрагимова, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, И.Ф. Исаев, А.В. Репринцев, В.А. Сластенин и др.).
Т.А. Приставкина в рамках исследований в области педагогической аксиологии выделяет следующие ключевые положения, которые мы будем использовать в своей работе [4].
1. Культурологический подход является приоритетным в нашем исследовании, обосновывая проведение анализа «на ценностном (аксиологическом), технологическом и личностно-творческом уровне» (И.Ф. Исаев).
2. Ценностные характеристики обнаруживаются в познавательном и потребностно-мотивационном аспектах. Мир ценностей возникает как результат творчества, когда раскрывается потенциал личности. Творчество способствует развитию культуры, приобщая человека к ценностной картине общества (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов).
3. Ценности, становясь духовными образованиями, ориентируют человека на определенную деятельность и поступки (Н.А. Асташова, А.В. Кирьякова, А.В. Репринцев).
4. Индивидуальная система субъективно-оценочных, сознательно избираемых отношений человека к действительности занимает важное место в структуре личности. В этих отношениях личность формируется и самореализуется (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.Н. Мясищев).
Формирование в процессе профессиональной подготовки профессионально значимых ценностей в структуре личности студента является важнейшей задачей вуза, так как эти ценности становятся основополагающим элементом профессиональной культуры специалиста, включающей профессиональную этику; развитое чувство профессионального долга; уважительное отношение к межличностным контактам, профессиональную преданность и самоотверженность.
Профессионально-значимые ценности еще называют профессионально-культурологическими, так как эта группа ценностей предполагает овладение культурными ценностями, непосредственно связанными с содержанием конкретной профессиональной деятельность. Из всех ценностей профессиональной культуры для специалистов, работающих в системе
«человек-человек», мы перечислили те, которые необходимы специалистам сферы социокультурной сферы и должны быть присущи им во всех видах деятельности.
Ценностно-смысловая сфера является важнейшей структурой личности, так как ценности придают деятельности человека направленность, регулируют поведение и способы самоактуализации, оказывая тем самым существенное влияние на присвоение ценностного ряда своей профессиональной деятельности.
И.А. Лычагина, актуализируя проблему профессионально-ценностной установки будущего специалиста, рассматривает учебно-воспитательный процесс в вузе как совокупность заключенных в нем ресурсов, способствующих адаптации студентов к обучению в вузе на основе наполнения их представлений позитивным эмоционально-смысловым содержанием, формированием ценностных ориентаций, содействующих осознанию и принятию общекультурных ценностей [3].
Рассматривая профессиональную установку с точки зрения ее влияния на становление индивидуального стиля профессиональной деятельности и ее стратегической направленности, можно соответствующим образом определить содержание профессионального воспитания будущего специалиста в ходе его профессионального образования, исходя из того факта, что само образование ценностно по своей природе.
Профессиональное воспитание будущих специалистов сферы культуры и искусств включает в себя формирование ценностей, необходимых для его профессиональной деятельности, ценностной установки на избранную профессию и ценностного отношения к профессии как личностного новообразования, адекватного социокультурной основе общества, в котором он призван на основе системы индивидуальных ценностей в своей профессиональной деятельности ретранслировать профессиональную культуру.
Современный специалист сферы культуры и искусств - это личность, которая должна обладать совокупностью личностных ценностных качеств, направленных на решение творческих и проблемных задач профессиональной деятельности.
Совершенствование российской системы высшего профессионального образования повлекло за собой качественные изменения в форме и содержании образовательного процесса, методологии научных исследований, ориентации студентов на практические результаты своей деятельности. Однако эти процессы в наименьшей степени коснулись такой важнейшей составляющей образовательного процесса в вузе, как воспитание, в частности, воспитание гуманистической личности будущего специалиста, формирование и развитие её нравственных ориентиров, профессионально ценностных установок.
С точки зрения исследования понятийного аппарата относительно нашей темы, профессионально-ценностная установка будущего специалиста социокультурной сферы рассматривается как личностное новообразование, в структуру которого органично включены устойчивые ценностные ориентации,
убеждения, творческий потенциал и целевая ценностная направленность на профессиональную деятельность.
Литература:
1. Вебер, М. Избранное. Образ общества: пер. с нем. / М. Вебер. - М.: Юрист, 1994. - 702 с.
2. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь. -М.: Академия. 2000.
3. Лычагина, И.А. Педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 2005. - 21 с.
4. Приставкина, Т.А. Формирование ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея. - дис. иссл. канд. пед. наук. 2005. -184 с.
REFERANCE:
1. Weber, M. Favorites. The image of society: Per. s nem. / M. Weber. - M: Associate, 1994.- 702 p.
2. Agapitova, G.M., Agapitov, A. Pedagogical dictionary. - M.: Academy.
2000.
3. Lychagina, I.A. Pedagogical support adaptation Junior students to study at the University. Abstract. dis. Kida. PED. Sciences. - Chelyabinsk, 2005. - 21 p.
4. Pristavkina, T.A. Formation of pupils value attitude to the artistic heritage in the educational process of the regional Museum. - dis. studies. Kida. PED. Sciences. 2005. -184p.