Научная статья на тему 'Ценностный аспект правового воспитания студентов'

Ценностный аспект правового воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
541
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киреев М. Н., Галиченко А. Ю., Киреева Н. В.

В настоящей статье раскрывается ценностный аспект феномена правовой культуры и содержание аксиологического подхода к формированию ценностного отношения будущих специалистов социально-культурной сферы деятельности к правовой культуре. Ценности рассматриваются авторами как смыслы воспитания и социализации, которые существуют ради того, чтобы научить человека оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых и профессионально значимых позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VILUE-ORIENTED ASPECT OF STUDENTS LAU EDUCATION

This article reveals the value aspect of the phenomenon of legal culture and content axiological approach to the future professionals valuable relation in the formation of social and cultural spheres of activity in the legal culture. Values are considered by the authors as the meanings of education and socialization that exist in order to teach a person to evaluate the activities to initiate and maintain a moral, socially approved and professionally significant positions.

Текст научной работы на тему «Ценностный аспект правового воспитания студентов»

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

159

УДК 340.132.1-057.875

ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

М.Н. Киреев1-*, А.Ю. Галиченко2), Н.В. Киреева3)

Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]

3)e-mail: [email protected]

В настоящей статье раскрывается ценностный аспект феномена правовой культуры и содержание аксиологического подхода к формированию ценностного отношения будущих специалистов социально-культурной сферы деятельности к правовой культуре. Ценности рассматриваются авторами как смыслы воспитания и социализации, которые существуют ради того, чтобы научить человека оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых и профессионально значимых позиций.

Ключевые слова: правовая культура, аксиологический подход, ценность, ценностное отношение, социализация, профессиональная деятельность. *

В основу исследования путей и направлений совершенствования процесса формирования ценностного отношения студентов к правовой культуре нами положен аксиологический подход. Аксиология как отрасль науки, изучающая ценности, широко используется в философии, социологии, педагогике, культурологи, этнопедагогике, этнологии и многих других науках для обозначения субъективных явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающие благодаря этому как эталоны должного.

Аксиологическая отрасль философии появилась еще в недрах античности и особенно интенсивно стала развиваться в ХХ - ХХ1 вв. Исследование ценностей занимает одно из главных мест среди исследований социально-психологических феноменов, так как ценность выступает в качестве стандарта оценок и критериев выбора в тех случаях, когда индивид, группа или общность имеют дело с какой-либо альтернативой. Ценности определяют внутреннюю позицию человека, исходя из которой, он берет на себя обязательства, переживает готовность к действию.

В конце ХХ века более широкое развитие в философии образования получает педагогическая аксиология как междисциплинарная отрасль знания, необходимость которой была продиктована задачами формирования духовности и нравственности личности и всего общества, в том числе и совершенствования правовой культуры всего населения, особенно подрастающего поколения. С каждым годом увеличивается число работ, способствующих развитию аксиологического подхода в педагогике, а ценности начинают рассматриваться в качестве основных целей воспитания, о чем ярко свидетельствуют уже использованные нами во введении материалы проекта Федерального государственного образовательного стандарта, а также работы многих педагогов-исследователей (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаровская,

160

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

Л.Н. Будаева, О.В. Ибрагимова, И.Ф. Исаев, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, А.В. Репринцев, В.А. Сластенин, Е.И. Шиянов, Е.Ф. Ященко и др.).

Мы придерживаемся точки зрения, что обучение и воспитание взаимосвязаны, взаимообусловлены, органически едины в процессе обучения, воспитания и социализации, а решение основной педагогической цели может быть достигнуто только в процессе реализации этого триединства, обусловливающего максимальную результативность аксиологического подхода.

Аксиологический подход определяет систему правового воспитания в общем потоке образования. Это объясняется тем, что обновляющаяся Россия строит свою государственность на правовой основе, а существование правового государства возможно лишь в результате повышения уровня правовой компетентности и правовой культуры граждан и их ценностного отношения к правовой культуре. Важным фактором правового воспитания является правовое просвещение, которое способно предотвратить криминальное поведение личности. Благодаря правовому воспитанию личность начинает понимать и роль права в жизни общества, и роль права в своей собственной жизни, обеспечение основ правового регулирования тех или иных социальных отношений. Личностью усваиваются правовые принципы и нормы, признается их справедливость и необходимость, формируется отношение к ценностям права как к своим собственным ценностям. Организация правового воспитания и формирование ценностного отношения к правовой культуре в социальнопедагогическом аспекте в вузовском образовательном процессе нацелены на то, чтобы у студентов расширялся объем правовых знаний о различных отраслях права, повышался уровень правовой культуры, а правовая социализация проходила без получения отрицательного социально-бытового опыта.

Право обладает воспитательной функцией. Усвоение и осмысление права регулирует волевую деятельность студента. Посредством усвоения норм и ценностей права создается реальная возможность организованно и целенаправленно влиять на сознание личности. Ценностные ориентации воспитания правовой культуры позволяют выполнить ее функцию общественной направленности, ориентированную на поддержку общественного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологий, конституции, законов.

Аксиологическая трактовка правовой культуры обуславливается трактовкой понятия правовой культуры психологами и педагогами с позиции обогащения ими ценностных ориентаций личности.

Правовая культура является одним из важнейших показателей уровня образованности и воспитанности, степени социализации личности, ее социальноправовой адаптации к установленному в обществе порядку, важнейшим регулятором поведения человека в обществе как его гражданина, показателем уровня гражданственности, как сформированности долженствования личности. Уровень правовой культуры общества и ценностного отношения к ней каждого субъекта этих отношений, определяет состояние правопорядка в этом обществе, развитие ее правовой траектории, ориентированной на демократию.

С учетом этих изменений на основе модели типов культур, разработанной М.С. Каганом, и типологии И.В Ковалевой, можно выделить такие, исторически обоснованные типы правовых культур, как: теоцентрическая, натуроцентрическая, системоцентрическая и антропоцентрическая правовая культура.

Антропоцентрическая правовая культура является единственным типом культуры, где основная ценность - свободная личность, где критерием свободы

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

161

человека является сам человек. Правовая культура этого типа отличается стремлением к устранению конфликтов между людьми, между человеком и природой, между правовыми культурами, религиозными взглядами, связана с формированием в правовом сознании идей плюрализма на основе субъективного фактора. Как показывает ход исторического развития общества кризис правовой системы, как правило, обостряется на уровне конфликта ценностей в обществе. Выход из такого кризиса заключается в поиске путей формирования правовой культуры личности, приобщении ее к ценностям правовой культуры и формированием ценностного отношения личности к ней.

Аксиологический подход к формированию ценностного отношения студентов к правовой культуре определяет уровень ее развития и уровень сформированности правового сознания личности и общества в целом. И.В. Ковалева определяет правосознание как «совокупность представлений о праве вообще, существующих на разных уровнях, о ценностях правовой культуры, о праве как культуре» и подчеркивает, что «в ходе формирования правосознания необходимо получить представление о других ценностях культуры с бытиём этих ценностей, ибо они могу быть определяющими по отношению к правовым, оказываясь высшими (Бог, вера, нравственные представления о добре, как высшей человеческой ценности, справедливость, как ценность и нравственная, и правовая)»1. По мнению автора, при аксиологическом подходе к процессу формирования правовой культуры широко используются ценности не только правовые, но и многих других видов общечеловеческих ценностей.

Многие исследователи феномена ценностей правовой культуры подчеркивают тесную взаимопроникающую связь права и морали. Так, если рассматривать правовое поведение студента через призму ценностного содержания права, т.е. как часть правовой культуры, то именно ответственную и дисциплинированную правом личность можно назвать правовой, с четко сформированными ценностными правовыми предпочтениями и этическими идеалами. Таким образом, соотношение системы права и системы морали в рамках ценностного подхода к правовой культуре позволяет увидеть единство нормативных и аксиологических функций. Общая ценностная направленность морали и права дает возможность применять общечеловеческие критерии для оценки правовой деятельности.

Аксиологический подход в формировании ценностного отношения студентов к правовой культуре проявляется в том, что правовая культура определяется как реализация ценностей культуры в сфере права, где правовые ценности есть особые человеческие отношения, воплощающиеся в конкретных носителях ценностей -правовых нормах, актах, институтах, правовых идеях, изучение и освоение которых студентами вузов осуществляется в педагогическом процессе всей образовательной (внутренней и внешней) среды. Именно эти ценности представлены в правосознании студента, в его представлении о праве. Свободный выбор ценностей проявляется в процессе их реализации и обусловливает содержание правовой культуры. Возможности реализации ключевых для сферы права ценностей определяются доминантными ориентациями правовой культуры, которые связаны с особенностями правосознания. Метаморфозы нравственного сознания неизбежно порождают негативное отношение к истинным правовым ценностям.

1 Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца Х1Х - начала ХХ веков. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. с 37.

162

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

Рассматривая аксиологический подход к формированию ценностного отношения студентов к правовой культуре, остановимся на важнейших ее ценностях. Критериями оптимального баланса ценностей в содержании правовой культуры выступают следующие условия:

- «органически диалогическое соединение ценностей и прав личности с ценностями и правами человечества» (М.С. Каган);

- «мера соответствия баланса правовых ценностей интересам формирующейся в социокультурных условиях личности будущего специалиста» (О.Ю. Стрелова);

- «непротиворечивость соотношения единичных и особенных категорий правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения» (З.Ж. Кучукова).

Т.С. Элиот определяет культуру как феномен, который «делает жизнь достойной жизни»2. В самом таком содержании определения правовой культуры заложены правовые ценности, такие как справедливость, свобода, равенство, единение, совесть.

Под идеалом справедливости, как ключевой ценности правовой культуры, мы, вслед за Н.Н. Алексеевым, понимаем «конкретное отношение реализованных ценностей»3 4. Справедливость как правовая ценность, по мнению автора, по-разному воплощается в ее носителях, которыми являются правовые нормы, институты, правовое поведение и т.д. Именно в межсубъектных отношениях справедливость реализуется как ценность и является основной правовой ценностью. Такие ценности как свобода, равенство находятся в тесной взаимосвязи с ней и «модифицируют ее как особые межличностные отношения в сфере права» Носителями идеи справедливости и правовых ценностей в целом в праве являются нормы, а сама справедливость проявляется только в межобъектных отношениях (личность-личность, личность-государство, личность-общество, государство-общество и т.д.).

Справедливость как правовая ценность не может, по утверждению автора, быть индивидуальным чувством, основанным на интуиции. Смысл этой правовой ценности заключается в том, что она должна быть основанием координации общих и частных

4

интересов .

Прежде чем перейти к характеристике свободы как правовой ценности, мы остановимся на такой высшей ценности культуры как личность, о свободе которой далее и пойдет речь.

Ценность личности в правовой культуре означает одухотворение, облагораживание правовой сферы человеческой деятельности, что является основанием для установления принципов гуманистического права. Ф. Хайек, указывая на уважение к личности в правовой сфере, подчеркивает, что «понятие личности как ценности может не совпадать с пониманием личности как деятеля, ибо не человек сам по себе есть ценность правовой культуры, а его личностные свойства, личностные правовые установки, личностное ценностное отношение к праву, т.е. его личность как конкретное проявление внутреннего существа человека»5.

2 Элиот Т.С. Заметки к определению культуры // Общество и культура: проблема множественности культур. Ч. Н. М., 1998. с. 160.

3 Алексеев Н.Н. Основы философии права / Н.Н. Алексеев. СПб., 1998. с. 117.

4 Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца Х!Х - начала ХХ веков. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. с. 53, 85.

5 Хайек Ф.А. Общество свободных = The political order of a free people / Ф. А. Хайек; Пер. с англ. Александра Кустарева; Под ред. Юрия Колкера; Предисл. и пояснения к рус. изд. Эмона Батлера. - London : Overseas publ. interchange, 1990. с. 306 с.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

163

Такой точки зрения придерживается и И.В. Ковалева, подчеркивая, что «личность в правовой культуре является носителем сущностных правовых ценностей,

способным переживать правовые отношения как ценностные, учитывая, что правовые

~ 6

нормы сами являются носителем культурных ценностей» .

Такое понимание личности как ценности правовой культуры позволяет утверждать, что именно ценностные предпочтения, ценностные отношения к праву формируют правовую культуру личности.

Приоритет ценности личности определяет и приоритет ее интересов перед иными интересами (групповыми, общественными, государственными). Создание личностью своих ценностей - это и есть реализация свободы, которая выступает как правовая ценность.

А.Н. Леонтьев особое внимание уделяет необходимости гармонизации личного и социального. Анализируя природу личностных ценностей, автор ставит понятие «ценность» наряду с понятиями «потребность», «мотив», «идеал». Теория А.Н. Леонтьева о формировании ценностного отношения на основе психологопедагогической концепции личности, ее сознания, активности была положена нами в основу настоящего исследования.

Свобода в качестве ценности, как правило, рассматривается в рамках правовой культуры и может иметь место только в системе субъект-субъектных или межсубъектных отношений, разрушение или утрата которых ведет к разрыву ценностных связей и, как следствие, к антикультуре, в основе которой лежат антиценности.

Э. Кант рассматривает свободу, как правовую ценность и, одновременно, как нравственную ценность. По его мнению, в качестве правовой ценности свобода напрямую связана с ответственностью, ибо владение правом одним человеком всегда подразумевает обязанность других соблюдать это право. Поэтому в правовой культуре обязанности оказываются моментами реализации ценностей. Именно в этом смысле И.В. Ковалева ключевыми правовыми ценностями выделяет одновременно свободу и справедливость. То есть обладание правом - это не только защита личных интересов, но и совпадение их с интересами других, являющееся ценностью для обладателя . В этом случае мы ведем речь о единении как ценности, раскрывающей социальный характер культуры.

Таким образом, с точки зрения аксиологии, свобода является правовой ценностью, а внутренний личностный выбор ценностей проявляется процессе их воплощения и обусловливает содержание правовой культуры личности, ее цели, идеалы.

Однако, как показывают исследования, правовые ценности не сводятся только к целям, идеалу, значимости и норме. Они имеют сложную структуру, сущность которой, по утверждению Н.О. Лосского, заключается в «единстве значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала» Н.О. Лосский в своей Концепции включает в состав и структуру ценности и бытие, и идеал, располагая их иерархично, и определяет ценность в качестве основания, ядра человеческой культуры .

Нынешнее разрушение ценностей, исконных нравственных основ, девальвация на этой почве личности, мировоззренческая дезориентация как раз и лишают современную молодежь чувства уважения к Родине, к государству, возможности

6 Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца Х!Х - начала ХХ веков. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. с. 48.

7 Там же, с.29.

8 Лосский Н.О. Избранное / Н.О. Лосский. М.:Правда, 1991. С.278.

164

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

сформировать прочный личностный правовой фундамент, обрести высокий уровень национального самосознания. Нравственный кризис молодого поколения на фоне общего кризиса воспитания и деформации социализации не мог не привести к разрушению правового опыта общества и внутреннего правового опыта личности, который, «начал постепенно мельчать и искажаться. Правосознание становилось беспочвенным: мотивы и побуждения его делались плоскими; оно теряло свое благородное направление, забывало свои первоначальные, священные основы и подчинялось духу скептицизма, которому все сомнительно, духу релятивизма, для которого все относительно, и духу нигилизма, который не хочет верить ни во что». Наблюдения, заложенные И.А. Ильиным в этих строках, актуальны и для современного российского общества, которое в определенной степени утратило первооснову правосознания, а именно: достоинство, самообладание, дружелюбную общительность. В отношениях между людьми ощущается дефицит «совместного доброжелательства, примиряющей справедливости, жертвенной щедрости».

Непрочность правопорядка, по мнению И.А. Ильина, отрицательно влияет на состояние правосознания общества и диктует необходимость усиления планомерной, систематической борьбы за укрепление и очищение современного правосознания, за формирование человека как субъекта права. Право, по словам И.А. Ильина, есть начало мира, а «здоровое правосознание есть не только свободное и лояльное

9

состояние души, но и творческое состояние» .

Творческое личностное начало, таким образом, является неотъемлемой компонентой правосознания, ибо позволяет уйти от критиканства по отношению к законам, к их созданию и совершенствованию .В этом процессе неизменно действует закон взаимовлияния: носитель «здорового» правосознания влияет на правосознание тех, кто находится рядом с ним, выводя на качественно новый уровень свое собственное правосознание.

Вместе с тем, духовная культура и правосознание зиждутся на «таинственном сидящем голосе внутри нас...» (А. А. Ухтомский), имя которому «совесть», которую И.А. определяет как «живую и цельную волю к совершенному,. глубочайший источник чувства ответственности,. живой и могущественный источник

справедливости. По его мнению, именно совесть является «главной силою, побуждающей человека к предметному поведению». Автор убежден, что «человек, которому не удается поднять себя до совести, начинает опускать ее до себя»9 10 11, что пагубно для общества, «ибо бессовестное поколение, если оно придет когда-нибудь, погубит жизнь человека и его культуру на земле».

С. Л. Соловейчик отмечал: «Нравственность - граница досягаемого

совестью»11. Правосознание человека и русская культура в целом неотъемлемы от чувства совести.

Определение совести в словаре по этике: «Совесть - категория этики, выражающая неразрывную связь морали и человеческой личности, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно производить самооценку совершаемых поступков»12.

По нашему мнению, совесть - это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом за каждую свою мысль, поступок, действие. Совесть - это не страх и не стыд, совесть - нечто автономное. В качестве

9 Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.1. / И.А. Ильин, 1996. С.218-229.

10 Там же, с. 114-115, 118.

11 Соловейчик С.Л. Педагогика для всех М.: Первое сент., 2001. С.121.

12 Словарь психолога-практика. Сост. С.Ю. Головиню, Минск: Харвест, 2001.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

165

нравственного регулятора она выражает ответственность человека перед самим собой, как субъектом высших и общезначимых (абсолютных и универсальных) ценностей. Роль совести в правовой жизни человека может быть как негативной, так и позитивной. Негативную роль она играет тогда, когда выступает как предостерегающая, критичная, судящая, позитивную роль - когда побуждает к заботе, решимости. Под «свободой совести» мы понимаем право человека на независимость внутренней духовной жизни. Из всех этих определений и рассуждений о совести можно сделать вывод, что совесть - это мерило усвоенного уровня гражданскоправовой, духовно-нравственной культуры человека, оценка качества его социализации. И если совесть разделить еще на общественную и личную, то ее наличие в каждом конкретном человеке будет определяться их органическим единством, взаимосвязью, взаимообусловленностью.

Если совесть мы относим к категории нравственной и правовой, то легко сделать вывод о том, что в условиях нравственного и правового кризиса в обществе совесть тоже находится в кризисе. Отсутствие совести толкает человека на аморальные и бесправные поступки, нарушение правопорядка.

Таким образом, все элементы и уровни структуры ценностей

взаимообусловлены, сами ценности являются универсальными и всеобщими13 14, т.е. общечеловеческими.

«Ценности, воплощенные в сфере права, напрямую связаны с правовыми

идеями - одной из составляющих структуры правовой культуры. Под правовыми

идеями в данном контексте понимаются представления о правовых ценностях и

средствах их воплощения в жизни данного общества. Собственно изучение правовой

культуры - это изучение бытия ценностей в правовом сознании и поведении - 14

людей» .

Итак, изучение теоретико-методологической литературы позволило нам сделать вывод о том, что система правовых ценностей включает в себя такие ценности, как свобода, равенство, справедливость, единение, совесть, которые одинаково необходимы для права, причем каждая из этих ценностей не только не отвергает, но даже предполагает другие и, что именно в правовой культуре возможно оптимальное разрешение реальных проблем и взаимосвязи индивидуального и общественного, самобытного и общечеловеческого, уникального и универсального.

Следовательно, реально ценность права должна заключаться как раз в том, чтобы создать гармонию между индивидуальными интересами и ценностями, интересами и ценностями общественными, делающими общество стабильным и безопасным (что, в свою очередь, является ценностью для каждого члена общества).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правовая культура несёт в себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений. Именно это положение подчеркивает важность реализации правовых ценностей. Степень их реализации, в свою очередь, зависит от степени сформированности ценностного отношения личности и общества в целом к правовой культуре.

13 Выжлецов Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов. СПб.: Изд-во СПУ, 1996.С.59.

14 Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца Х1Х - начала ХХ веков. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. С.27.

166

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

Таковы основные теоретико-методологические обоснования аксиологического подхода к определению ценностей правовой культуры и определение сущности этих ценностей для формирования их у студентов вузов в педагогическом процессе.

Список литературы

1. Алексеев Н.Н. Основы философии права / Н.Н. Алексеев. - СПб., 1998. - 181с.

2. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов. - СПб.: Изд-во СПУ, 1996. - 152 с.

3. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.1. / И.А. Ильин, 1996. - 400 с.

4. Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца Х1Х - начала ХХ веков. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. - 160 с.

5. Лосский Н.О. Избранное / Н.О. Лосский. - М.:Правда, 1991. - 622 с.

6. Словарь психолога-практика. Сост. С.Ю. Головиню, Минск: Харвест, 2001. - 919 с.

7. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М.: Первое сент., 2001. - 491с.

8. Хайек Ф.А. Общество свободных = The political order of a free people / Ф. А. Хайек; Пер. с англ. Александра Кустарева; Под ред. Юрия Колкера; Предисл. и пояснения к рус. изд. Эмона Батлера. -London: Overseas publ. interchange, 1990. - 309 с.

9. Элиот Т.С. Заметки к определению культуры // Общество и культура: проблема множественности культур. Ч. Н. - М., 1998. - 160 с.

vilue-oriented aspect of students lau education

M.N. Kireev1-*, A.J. Galichenko2), N.V. Kireeva3)

Belgorod state institute of arts and culture

1) e-mail: [email protected]

2) e-mail: [email protected]

3) e-mail: [email protected]

This article reveals the value aspect of the phenomenon of legal culture and content axiological approach to the future professionals valuable relation in the formation of social and cultural spheres of activity in the legal culture. Values are considered by the authors as the meanings of education and socialization that exist in order to teach a person to evaluate the activities to initiate and maintain a moral, socially approved and professionally significant positions.

Keywords: legal culture, axiological approach, value, value attitude, socialization, professional

activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.