Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1152
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОТРУДНИК ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кубанов Ахмат Рашидович

В статье рассмотрены основные психологические особенности и требования к сотруднику органов внутренних дел как к субъекту профессиональной деятельности. Выделены спецефические особенности данного вида профессиональной деятельности, обуславливающие и актуализирующие индивидуальные профессионально важные качества и свойства у сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кубанов Ахмат Рашидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL REQUIREMENTS FOR THE IDENTITY OF THE INTERNAL AFFAIRS OFFICER

The article discusses the main psychological characteristics and requirements for an employee of the internal affairs bodies as a subject of professional activity. The specific features of this type of professional activity are highlighted, which determine and actualize individual professionally important qualities and properties of employees of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

6. Дольто Ф. На стороне подростка. Екатеринбург: Рама Паблишинг. - 2010. - 423 с.

7. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддикции в культуре отчуждения. Фрагментарная идентичность в зазеркалье постмодернизма: монография. - Новосибирск: изд-во НГПУ, 2013. - 434 с.

8. Короленко Ц.П. Суициды как одна из форм девиантного поведения // Современный интегративный подход в профилактике кризисных состояний: сборник статей. - Новосибирск, 2020. - С. 5-13

9. Кошенова М.И., Волохова В.И. Суицидальное поведение: проблема адекватности исследования и понимания феномена // Смальта. - № 3. - 2020. - С. 25-31.

10. Пакулина С.А. Психодиагностика суицидального поведения детей и подростков. Методическое пособие. - Челябинск, АБРИС, 2014. - 209 с.

11. Ремарк Э.М. Триумфальная арка. М.: АСТ. - 2017. - 512 с.

12. Современная социальная реальность: вызовы, риски, перспективы: монография / под науч. ред. О.А. Белобрыкиной. - Новосибирск, изд-во НГПУ, 2019. - 130 с.

13. Социально-психологическая оценка рисков современной реальности: очевидное и вероятное: монография / под науч. ред. О.А. Белобрыкиной. - Новосибирск, изд-во НГПУ, 2017. - 130 с.

14. Франкл В. Человек в поисках смысла / общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - Москва: Прогресс. - 1990. - 368 с.

15. Франкл В.Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Новосибирск: Сибирское университетское издательство. - 2018. - 96 с.

16. Эдит Е.Э. Выбор. О свободе и внутренней силе человека. Изд-во: Манн. - 2020.

Психология

УДК 159.99

аспирант 4 года обучения Кубанов Ахмат Рашидович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. В статье рассмотрены основные психологические особенности и требования к сотруднику органов внутренних дел как к субъекту профессиональной деятельности. Выделены спецефические особенности данного вида профессиональной деятельности, обуславливающие и актуализирующие индивидуальные профессионально важные качества и свойства у сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: субъект профессиональной деятельности, сотрудник органа внутренних дел, индивидуальные особенности, профессиональная компетентность.

An^tatton. The article discusses the main psychological characteristics and requirements for an employee of the internal affairs bodies as a subject of professional activity. The specific features of this type of professional activity are highlighted, which determine and actualize individual professionally important qualities and properties of employees of internal affairs bodies.

Keywords: subject of professional activity, employee of the internal affairs body, individual characteristics, professional competence.

Введение. В системе профессиональной деятельности деятельность сотрудников органов внутренних дел отличается своими специфическими особенностями и заключается в том, что она предназначена для людей и осуществляется среди людей, при этом данная сфера профессиональной деятельности строго регламентирована законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудники органов внутренних дел представляют государство и государственные органы, выполняют функции по защите личных интересов граждан, а также и государственных интересов.

Выполнение профессиональных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел, как правило, сопровождается экстремальными нагрузками, деятельность протекает в напряженных условиях, связанных с эмоциональными и личными перенагрузками. Также, еще одной специфической особенностью данного вида профессиональной деятельности является то, что именно от работы сотрудников органов внутренних дел, от их профессионализма, от сформированности профессиональных компетенций зависят не только результаты служебной деятельности, но также функционирование государства и государственных структур, и, самое главное, жизнь и здоровье людей.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел принадлежит к разряду сложных, предъявляющих высокие требования к субъектам профессионального труда данной сферы, так как от принятых ими решений зависят жизнь людей. Соответственно для выполнения трудовых функций и должностных обязанностей в данной сфере, к личности сотрудника органов внутренних дел предъявляются особые требования, актуализируя особое сочетание социально-психологических свойств и качеств личности.

Изложение основного материала статьи. Современный рынок труда требует от субъекта профессиональной деятельности постоянного совершенствования и развития, так как актуальная ситуация развития в обществе ежедневно ставит перед специалистами, сотрудниками разных профессиональных сфер задачи и проблемы, решения которых требуют выхода далеко за пределы полученных в вузе знаний и компетенций. Формирование профессионально важных и значимых качеств сотрудника органов внутренних дел, как и всех специалистов, начинается с осознания себя и своего место в профессии [1], с процесса обучения в профильном образовательном учреждении [4], и продолжается в процессе профессионализации, становления человека как специалиста на разных этапах трудовой деятельности [7].

Процесс формирования профессионально значимых качеств личности, конфликтологической компетентности сотрудника органа внутренних дел в вузе имеет свои особенности. Профессиональный интерес является одним из основных условий успешного освоения профессии субъектом профессиональной деятельности [6].

С.Н. Тихомиров пишет: «Для обеспечения профессиональной деятельности существенное значение имеют следующие психологические особенности сотрудника ОВД: объем, устойчивость, переключаемость и

распределение внимания, уравновешенность аналитической и синтетической сторон восприятия и мышления, а также высокий энергетический уровень личности - качества, которые также существенным образом определяются природными свойствами человека» [8].

Правоохранительная деятельность сотрудника органа внутренних дел зависит не только от профессиональных знаний, умений и навыков, но и от личностных качеств, поэтому в число профессиональных требований всегда включались и включаются соответствующие требования к наличию психологических свойств и качеств личности.

В теории и практике психологической науки проведены многочисленные исследования по определению совокупности требований к субъекту профессиональной деятельности (Ананьев Б.Г., Безносов С.П., Васильев В.Л., Ильин И.П., Марьин М.И., Пряхина М.В., Рыбников В.Ю., Сальников В.П., Шестаков А.Г. и др.). Высокая профессиональная направленность и совокупность определенных индивидуально-психологических особенностей выступают обязательными требованиями к личности сотрудника органов внутренних дел.

Как отмечают исследователи, многие качества личности проявляются в процессе профессионализации личности, актуализируюясь на разных этапах ее; именно совокупность индивидуально-психологических свойств и качеств личности сотрудников органов внутренних дел выступают той базой необходимой для становления личности субъектом профессиональной деятельности, базой для овладения методами, техниками и технологиями, которые позволяют развить необходимые профессионально компетенции, обучиться специальным приемам, повышающим эффективность деятельности, позволяющим коммуницировать и взаимодействовать с различными категориями населения.

Как совершено справедливо указывает Семенова Ф.О. любая профессиональная деятельность специалиста характеризуется определенными специфическими психологическими особенностями, детерминируя у субъекта совокупность профессионально важных качеств [4].

Строгая регламентация деятельности сотрудников органов внутренних дел является одной из наиболее специфических особенностей профессиональной деятельности в органах внутренних дел (ОВД). Законодательные акты, нормативные документы регламентируют правовые нормы профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Именно данная особенность отличает трудовую деятельность сотрудников органов внутренних дел от многочисленных отраслей профессиональной практики, где выполнение работ определяется общими планами или инструкциями и создает широкую возможность для свободного осуществления своих личных представлений о наиболее эффективной организации труда и траекторий трудовой деятельности.

Правовая регламентация, высокие требования к исполнительской деятельности подчиняют профессиональную деятельность сотрудника органов внутренних дел порядку, строго установленному нормами закона. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного закона. Данные условия труда несомненно порождают повышенную личную ответственность, исполнительность сотрудника за свои решения и действия.

В.В. Простяков в своем исследовании пишет: «Особенностями профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел являются: правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников полиции, профессионально участвующих в правоохранительной деятельности; властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц полиции; экстремальный характер правоохранительной деятельности; нестандартный, творческий характер труда; процессуальная самостоятельность и персональная ответственность» [3].

Профессиональные важные качества специалиста в определенной профессии это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на и успешность деятельности и эффективность ее выполнения.

Содержание профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел детерминируют проявление определенных индивидуально-психологических качеств. Рассмотрим основные структурные компоненты и их содержание профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: познавательная; конструктивная; организаторская; коммуникативная [2].

Кратко рассмотрим их.

Познавательная деятельность - ее важность для деятельности сотрудника органов внутренних дел сложно переоценить. Только в рамках познавательной деятельности возможно достичь цели, решить задачи по защите прав и свободы граждан, по сохранению законности и целостности общества. Правильно организованный познавательный процесс позволит целенаправленно выполнить все профессиональные действия. Для решения проблемы борьбы с преступностью познавательная деятельность сотрудников органов внутренних дел должна обеспечивать установление фактов, обстоятельств и причинно-следственных связей, связанных с текущими, прошлыми и будущими событиями; также данная работа требует сложной аналитико-синтетической работы, работы в сложных противоречивых условиях.

Конструктивная деятельность - также относится к сложной мыслительной деятельности; это умственная деятельность, направленная на планирование раскрытия информации, расследования, предупреждение преступности и поиск скрытых фактов, которые могут быть причиной нарушения закона. Если при реализации познавательной деятельности мышление в основном имеет тенденцию отвечать на вопросы, которые до сих пор неизвестны, то что нужно изучить, чтобы найти ответы на конкретные проблемы, то в конструктивной деятельности субъект профессиональной деятельности составляет план этапа профессиональной деятельности, определяет тактику и стратегию, планирует конкретные действия и прогнозирует результат деятельности.

Организационная часть профессиональной деятельности сотрудника ОВД важная, определяющая результат часть работы. Организационная часть направлена на обеспечение наилучших условий для осуществления всех других видов профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Содержание организационной части профессиональной деятельности сотрудника ОВД - это управление процессом раскрытия информации, расследования и предотвращения преступности. Организационная работа проявляется в оперативном руководстве, учете и контроле, поддержании взаимодействия между участниками этих процессов. Он включает в себя передачу и обмен информацией, а также анализ и оценку поведения других людей в организации, которые должны следовать инструкциям сотрудников в соответствии с характером своих обязанностей.

Коммуникационная часть профессиональной деятельности сотрудника ОВД включает получение необходимой информации посредством коммуникации, то есть прямого вербального и невербального взаимодействия с другими людьми в целях решения практических оперативно-служебных задач. Чтобы влиять на людей в процессе коммуникации, личности сотрудников должны гармонично сочетать в себе достаточно высокий интеллект, эрудицию, силу воли, эмпатию, а также комплекс личных свойств, определяющих его общую харизму и привлекательность [2].

Существенной особенностью деятельности сотрудника органов внутренних дел является конфликтный характер тех ситуаций, на фоне которых развертывается и протекает профессиональная деятельность. Конфликтная деятельность проявляется в различных формах при исполнении службы. У сотрудника органа внутренних дел должен быть сформирована конфликтологическая компетентность, которая позволит в критических, конфликтных ситуациях сохранить самообладание, психологическую устойчивость, не поддаваться стрессу и провокациям [6].

Профессиональная деятельность сотрудника органов внутренних дел принадлежит к разряду сложных, предъявляющих высокие требования к работникам правоохранительных органов, так как от принятых ими решений зависят судьбы многих людей. Сотрудник органов внутренних дел представляет государственные органы, защищающие личные и общественные интересы.

Выводы. Таким образом, личностные особенности сотрудника органов внутренних дел отличается сложностью и многогранностью, она складывается и формируется в основном в результате взаимодействия многих факторов, но главным и определяющим является процесс профессионализации, начиная от выбора профессии в юности и получения профильного образования, продолжая этапами профессионального становления человека, и, конечно же, личностные особенности определяются спецификой трудовой деятельности, в процессе которой происходит становление субъекта профессионального труда.

Формирование личности сотрудника полиции - это сложный процесс. Основные качества личности сотрудника органов внутренних дел: личная и гражданская ответственность, исполнительность, дисциплинированность, развитое аналитическое мышление, высокий уровень интеллектуального развития и познавательной активности, высокий уровень социализации, гуманность, толерантность, уважение к людям, стрессоустойчивость, физическое и психическое здоровье, владение навыками личной безопасности и др.

Итак, процесс развития индивидуально-психологических свойств личности сотрудника органов внутренних дел формируется в профессиональной деятельности и проявляется в профессиональной компетентности и определяется как соответствие к требованиям служебной деятельности и потребностям самого индивида в мотивированном выполнении своих служебных, оперативных и социальных обязанностей с высоким осознанием общественного долга.

Литература:

1. Китова Д.А., Семенова Ф.О. Феномен сознания как предмет психологического анализа // Вестник Университета Российской академии образования. 2019. № 4. - С. 49-54.

2. Петруня О.Э. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: Университетская книга, 2012. - 176 с.

3. Простяков В.В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел // Юридическая психология. 2012. № 1. - С. 5-8.

4. Семенова Ф.О. Психология профессионализации: выбор профессии и планирование профессиональной карьеры в юности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ф.О. Семенова. СПб: Копи-Р Групп, 2010. - 324 с.

5. Семенова Ф.О., Узденова А.М. Особенности психологической структуры исполнительской деятельности студентов вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 12. - С. 108-114.

6. Эбзеев М.М., Семенова Ф.О. Формирование конфликтологической компетентности будущего специалиста в процессе обучения в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 10 (92). - С. 174-178.

7. Эбзеев М.М. Формирование компетентностей как стратегическая задача образования в современных условиях // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 5-1. - С. 83-88.

8. Тихомиров С.Н. Психологические особенности профессионального мышления сотрудников оперативных аппаратов милиции. М.: Лекция, 1997.

Психология

УДК 159.99

студентка 4 курса Маринина Алина Евгеньевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студентка 4 курса Васичева Анастасия Николаевна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студентка 3 курса Гайдаренко Светлана Максимовна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск);

ВЗАИМОСВЯЗЬ СКЛОННОСТИ К МАНИПУЛЯТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И ЛИЧНОСТНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается феномен манипулятивного поведения, а конкретно - взаимосвязь склонности к манипулятивному поведению и личностных особенностей у студентов.

Ключевые слова: манипуляции, манипулятивное поведение, личностные особенности, характер, студенты, образовательная среда, высшие учебное заведение.

Annotation. The article examines the phenomenon of manipulative behavior, and specifically - the relationship between the propensity to manipulative behavior and personality traits in students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.