производительность гии 10. Принятие решений в соревновательной
2 Восприятие 3 Воображение (Визуализация) деятельности
3 Принятие решений 4 Мотивация 11. Интуиция и интуитивность в спорте
4 Время реакции 5 Концентрация 12. Психология спортивного соревнования
5 Антиципация 6 Тревожность 13. Психические состояния в спорте и их регу-
6 Память 7 Спортсмены высокого уровня ляция
7 Управление движениями (спортивные эксперты) 14. Психологическое обеспечение подготовки
8 Обучение 8 Приобретение спортивных спортсменов
9 Практика навыков 15. Психологический контроль в системе под-
10 Активация и производи- 9 Команды готовки спортсменов
тельность (работоспособ- 10 Карьера спортсмена 16. Проявление психомоторной сферы спортс-
ность) 11 Физические упражнения и мена
11 Заключение психическое здоровье. 17. Психодиагностика в спорте
ВЫВОД
Каждый из перечисленных учебников и книги по спортивной психологии, указанные в настоящей статье, имеют свои плюсы и минусы. В зависимости от решаемых задач, видов спорта и личностных характеристик спортсменов и тренеров все указанные публикации рекомендуются к прочтению и изучению. С другой стороны, даже на основе такого кратного анализа весьма узкого количества публикация, явно становится сложность становления психологической науки в настоящее время и ряд задач, стоящих перед спортивной психологией в ближайшем будущем.
Контактная информация: [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.05.2021
УДК 159.922
ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК СОТРУДНИКОВ-ЖЕНЩИН ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации; Сергей Алексеевич Яковцов, кандидат педагогических наук, профессор, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Московская область, г. Домодедово
Аннотация
В статье раскрыта особенности мотивационно-ценностных установок у женщин-полицейских выявлен состав мотивационно-ценностного компонента личностных качеств сотрудника полиции. Цель работы: выявить основные мотивационно-ценностные установки сотрудников-женщин органов внутренних дел (ОВД) России на различных этапах профессиональной деятельности. В работе авторами выявлено, что мотивационно-ценностные ориентации являются ведущими факторами в профессиональной деятельности сотрудника полиции, в т.ч. и женщин. Они формируются в процессе профессиональной подготовки в период обучения в образовательной организации и последующей оперативно-служебной деятельности. Представленные нами характеристики особенностей профессиональной деятельности, личностных качеств сотрудников полиции существенно влияют на формирование, развитие их мотивационно-ценностных установок, которые являются ключевым аспектом профессиональной пригодности.
Ключевые слова: сотрудники-женщины ОВД России, адаптация к профессиональной деятельности, профессиональная подготовка, мотивация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p491-497
CHARACTERISTICS OF MOTIVATIONAL AND VALUE ATTITUDES OF FEMALE EMPLOYEES OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AT VARIOUS STAGES OF PROFESSIONAL ACTIVITY
Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs; Sergey Alekseevich Yakovtsov, the candidate ofpedagogical sciences, professor, Advanced Training Institute of the MIA of Russia,
Moscow region, Domodedovo
Abstract
The article reveals the features of motivational-value attitudes in female police officers and reveals the composition of the motivational-value component of the personal qualities of a police officer. The purpose of the work: to identify the main motivational and value attitudes of female employees of the Department of Internal Affairs of Russia at various stages of professional activity. In the work, the authors revealed that motivational and value orientations are the leading factors in the professional activity of a police officer, including women. They are formed in the process of professional training during the period of training in an educational organization and subsequent operational and service activities. The characteristics of the features of professional activity and personal qualities of police officers presented by us significantly affect the formation and development of their motivational and value attitudes, which are a key aspect of professional fitness.
Keywords: female employees of the Department of Internal Affairs of Russia, adaptation to professional activity, professional training, motivation.
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность является одной из важнейших областей, где осуществляется становление и развитие человека как личности, индивидуальности, профессионала, где он получает возможность для самореализации, саморазвития и самосовершенствования.
Кадровая политика органов внутренних дел МВД России направлена на практическую реализацию повышения уровня профессиональной деятельности сотрудников ОВД, в т. ч. и женщин-полицейских. Мотивационно-ценностные установки в оперативно-служебной деятельности женщин-сотрудников полиции имеют большое значение, т.к. именно они оказывают непосредственное влияние на поведение, поступки, действия. И насколько они эффективно будут реализовываться, настолько будет результативнее оперативно-служебная деятельность.
Цель работы: выявить основные мотивационно-ценностные установки сотрудников-женщин ОВД России на различных этапах профессиональной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Одним из ведущих условий успешности служебно-профессиональной деятельности сотрудниц ОВД являются их личностно-психологические качества. Следует отметить, что на современном этапе развития гендерной психологии все больше присущи направления, рассматривающие межличностные отношения и взаимодействие, социальные отношения, стереотипные проявления женственности, мужественности. Профессиональная деятельность силовых структур с точки зрения гендерной психологии мало изучены.
Так, Д.Б. Штрикова [11] анализирует различные направления исследований женской профессиональной деятельности, подразделяет изученные исследования в шесть основных направлений:
«1. Исследование индивидуально-психологических свойств личности, их влияния на успешность/неуспешность в профессиональной деятельности.
2. Влияние социальных стереотипов на профессиональный рост и продвижение женщин.
3. Исследование всего спектра взаимосвязей по линии «семья - работа».
4. Исследование системы ценностных ориентаций женщин в динамике.
5. Профессиональная деятельность женщин в разных сферах (политика, спорт, педагогика и т. д.).
6. Влияние динамики развития социально-экономической ситуации в стране на профессиональный рост и экономическое поведение женщин».
Женская профессиональная ментальность рассматривается автором в качестве основы для формирования и развития женской профессиональной деятельности. Результатами исследования автора являются выделенные типы женской профессиональной мен-тальности.
«1. Специалист по призванию / Материально заинтересована. Желание работать, финансовая необходимость присутствуют - мастерица, успешна, находит в работе удо -вольствие. Основной мотив - интерес к профессиональной деятельности и стремление к самоактуализации в сочетании с финансовой необходимостью.
2. Вынужденный специалист / Материально заинтересована. Желание работать отсутствует, есть финансовая необходимость — средний уровень профессиональной успешности по итогам самооценки и оценки со стороны. Основной мотив — обеспечение финансовой стабильности.
3. Специалист по призванию / Материально индифферентна. Желание работать присутствует, нет финансовой необходимости. Работа как развлечение, удовольствие, самоактуализация.
4. Профессионально инфантильный тип. Желание работать, финансовая необходимость отсутствуют. Основной мотив — ориентация на себя и на семью».
Ф.О. Семенова [7] на основе изучения субъективных представлений карьерно-успешных женщин выявила три основных направления построения карьерной идеи: карьера как стремление к самоактуализации; карьера как средство достижения материального благосостояния; карьера как способ достижения публичности.
Е.М. Гончарова [2], проведя анализ многочисленных исследований, посвященных психологическим особенностям женщин, отмечает существенное отличие женщин от мужчин по доверчивости, тревожности, экстраверсии, заботливости. «Женщины как субъект профессиональной деятельности чаще пассивны в планировании условий карьеры, менее организованы на состязание, конкуренцию, оптимистичны, работоспособны, исполнительны, дисциплинированны, самостоятельны и независимы».
В.В. Романов, М.В. Кроуз [6], характеризуя основные особенности правоохранительной деятельности и факторы, способствующие формированию профессиональной пригодности, указывают следующие: правовую регламентацию профессионального поведения; властный, обязательный характер профессиональных полномочий; экстремальный характер правоохранительной деятельности; нестандартные, творческие подходы к решению оперативно-служебных задач; процессуальную самостоятельность, персональную ответственность.
Т.Б. Баирова [1] считает указанные особенности общими и дополняет их другими важными профессиональными особенностями, к которым относит разнообразие, сложность и ответственность задач, которые решаются в условиях дефицита времени; наличие служебных ситуаций, связанных с риском и опасностью для собственной жизни; конфиденциальность деятельности, ограничение общения с близкими людьми на профессиональные темы; ненормированного рабочего дня и трудовой недели, которые способствуют нарушению физиологических потребностей в сне и отдыхе. Выделенные особенности накладывают серьезный отпечаток на мотивационно-ценностные установки, адаптационные возможности женщин в профессиональной деятельности.
Г.С. Човдырова [10] разработала и научно обосновала поэтапную систему изначальной теоретической и профессиональной адаптации и последующей реабилитации сотрудников полиции к особо сложным условиям деятельности. Автор выделили основные этапы профессиональной адаптации:
- 0-й этап - нулевой или теоретический, этап адаптации. В него входит психологическая адаптация курсантов к обучению, а затем к деятельности. Автор выделила и охарактеризовала физиологические, социально-психологические барьеры на пути адаптации.
- 1-й этап - этап начального формирования личности профессионала - отбор и стажировка сотрудников (диагностика психологических профессионально важных качеств). Этот этап так называемой стажировки в подразделениях.
- 2-й этап - этап формирования - прием на службу и полное включение в оперативно-служебную деятельность, расстановка сотрудников на конкретные направления деятельности (специальности). На данном этапе изучаются личностные качества и личностные особенности сотрудника в ходе выполнения им оперативно-служебных задач, осуществляется психокоррекция.
- 3-й этап - этап сформированной устойчивой адаптации к профессиональной деятельности - является самым длительным, может иметь несколько периодов в зависимости от характера адаптации каждого сотрудника, от ее успешности и безуспешности. На этой стадии выделяются группы сотрудников, имеющих определенный стаж работы (до 3 лет, 3-7 лет, 8-15 лет, свыше 15 лет).
- 4-й этап - этап завершения профессиональной деятельности в органах внутренних дел, реабилитация, подготовка к выходу на пенсию и реадаптация к другим условиям.
По нашему мнению, применяемый индивидуальный подход на начальном этапе профессионального роста позволяет реализовать на практических занятиях возможности ситуационного характера, что способствует развитию профессионально значимых качеств будущего сотрудника полиции на начальном этапе освоения специальности.
А.С. Гричанов [3] выявил и обосновал комплекс условий совершенствования профессионально ориентированного образовательного процесса профессиональной подготовки сотрудников полиции на этапе начального освоения специальности. Основные из них: «ценностно-мотивационная ориентация и повышение эффективности профессиональной подготовки обучающихся; в процессе выбора содержания профессиональной подготовки следует учитывать специфику выполняемых служебно-профессиональных обязанностей сотрудника полиции; организация образовательного процесса основывается на особенностях внедрения в систему общепедагогических и дидактических процедур, приемов и средств, обеспечивающих взаимодействие преподавателя и обучаемого на основе учета индивидуальных способностей». Автор указывает на то, что профессиональная подготовка специалиста включает в себя формирование трех групп профессионально значимых качеств, отражающих систематизированный комплекс требований, предъявляемых к профессиональной деятельности сотрудника ОВД. К которым отнес коммуникативность (направленность профессиональных умений и навыков на общую коммуникацию), адаптивность (способность сотрудника ОВД адекватно и оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию), специальные качества (умения, навыки и теоретические знания профессионального характера).
В соответствии с Федеральным законом «О полиции», предназначением полиции является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Эти общие требования конкретизируются в основных направлениях деятельности и обязанностях полиции, которые в свою очередь требуют определенной специализированной подготовленности сотрудников по тому или иному должностному предназначению в конкретной службе. Спектр профессиональных компетенций сотрудника должен органи-
чески включать как профессиональные, так и личностные качества.
М.И. Марьин, В.Е. Петров, А. Д. Сафронов [4] считают, что профессионально важные качества личности должны базироваться на основе таких гражданственно-важных качеств, как гражданская зрелость, патриотизм, высокая общественная активность, правосознание и уважение к закону, социальные ценности правового государства, честь и достоинство граждан, высокое нравственное сознание, твердость моральных убеждений, чувство долга.
Авторы выделяют также коммуникативные качества и умения, интеллектуальные качества, особенности памяти, внимание и наблюдательность, волевые качества, эмоциональные особенности, моторные свойства у сотрудников ОВД.
Р.Н. Черкашин [9] обращает внимание на формирование у сотрудника полиции деловых качеств и принципов, носящих повелительный, категоричный характер, уважительного отношения к человеческому достоинству, ориентации сотрудника ОВД на проявление объективности и всесторонности, необходимость сохранения служебной тайны, неподкупности и справедливости, мужества, проявления гуманизма даже по отношению к лицам, совершившим противоправные действия. Автор, подчеркивая экстремальный характер профессиональной деятельности сотрудников полиции, отмечает необходимость формирования и подготовки морально-волевых качеств у них. Морально-волевые качества сотрудника необходимы для точной и правильной квалификации действий лиц, совершивших противоправные действия, при принятии решений в экстремальных ситуациях. На наш взгляд большое значение имеет мотивационно-ценностный компонент личностных качеств сотрудника полиции, в т.ч. и женщин, к содержанию которого мы относим положительное отношение к службе, осознание важности добросовестного, ответственного отношения к выполнению оперативно-служебных задач, сознательное стремление к исполнению профессионального долга, дисциплинированность, нравственность, совестливость, принципиальность.
По нашему мнению, на основе вышеуказанных качеств могут быть сформированы профессионально важные качества личности сотрудников полиции.
Важным элементом в становлении сотрудника полиции женского пола является профессиональная адаптация. Адаптационные процессы к профессиональной деятельности женщин-сотрудников является сложным явлением. Следует выделить в них три этапа: подготовительный, профессиональной адаптации, саморазвития. И в зависимости от психологических особенностей, образовательного уровня, эмоциональной устойчивости, мобильных, коммуникативных и др. способностей, период адаптации проходит или быстро, или затягивается [5].
Для сотрудников-женщин, находящихся на этапе профессиональной подготовки (профессионального образования) (курсанты и слушатели, поступающие на очную форму обучения (с 18 лет до 25 лет), а также категория лиц с 18 до 29 лет, которые поступают на службу с профильным или без профильного образования, проходящие перед непосредственной службой профессиональную подготовку по должности «Полицейский») период адаптации будет длиться весь срок обучения в образовательной организации и до начала поступления на службу. Для сотрудников от 30 до 40 лет поступившие на службу с профильным или без профильного образования, проходящие перед непосредственной службой профессиональную подготовку по должности «Полицейский» адаптационные процессы могут длится от полугода и более после поступления на службу. У этого возраста, как правило, нет чувства профессиональной опасности, они мобильны, раскованы, быстрее приспосабливаются к сложным профессиональным нагрузкам. Для сотрудников, в т.ч. и женщин, осуществляющих профессиональную деятельность, прошедших обучение в возрасте от 18 до 45 и старше лет адаптационный период может уменьшаться, а может увеличиваться. Увеличиваться он будет у тех женщин, которые оказываются перед выбором семья или карьера. Разрешение этой проблемы может повлечь за собой стресс, эмо-
циональное выгорание, сформированность самооценки профессиональной деятельности до самой низкой и т.д. У тех женщин, которые нацелены на стабильность в профессиональной деятельности, он будет уменьшаться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мотивационно-ценностные ориентации являются ведущими факторами в профессиональной деятельности сотрудника полиции, в т.ч. и женщин. Они формируются в процессе профессиональной подготовки в период обучения в образовательной организации и последующей оперативно-служебной деятельности. Представленные нами характеристики особенностей профессиональной деятельности, личностных качеств сотрудников полиции существенно влияют на формирование, развитие их моти-вационно-ценностных установок, которые являются ключевым аспектом профессиональной пригодности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баирова Т.Б. Изменение личностных особенностей сотрудников на разных этапах профессиональной деятельности / Т.Б. Баирова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 14. - С. 97-102.
2. Гончарова Е.М. Профессиональная деятельность и психологический отбор в системе МВД России с учетом гендерных различий / Е.М. Гончарова // Вестник Московского университета МВД России. -2010. - № 5. - С. 16-18.
3. Гричанов А.С. Особенности профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции на этапе начального освоения специальности / А.С. Гричанов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 2 (44). - С. 118-119.
4. Марьин М.И. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности: учеб. метод. пособие / М.И. Марьин, В.Е. Петров, А.Д. Сафронов. - Домодедово, Московская обл. : ВИПК МВД России, 2014. - 156 с.
5. Панова О. С. Интеграция знаний онтокинезиологии в управлении профессионально-прикладной физической подготовкой сотрудниц органов внутренних дел России / О.С. Панова // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 73-75.
6. Романов В.В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации: метод. пособие / В.В. Романов, М.В. Кро-уз. - Москва : Генпрокуратура РФ, 1994. -116 с.
7. Семенова Ф.О. Психологическая характеристика карьерной идеи женщин, успешно самореализующихся в профессиональной деятельности / Ф.О. Семенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 183-187.
8. Цилик В.А. Оценка профессионально-личностных качеств сотрудников ОВД в зависимости от вида профессиональной деятельности / В.А. Цилик // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 3 (62). - С. 113-116.
9. Черкашин Р.Н. Требования к профессиональным качествам сотрудников ОВД и подготовка специалистов на современном этапе / Р.Н. Черкашин // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : сборник материалов XXII всероссийской научно-методической конференции : в 2 ч. - Иркутск, 2017. - Ч. 1. - С. 148-151.
10. Човдырова Г.С. Этапы адаптации сотрудников органов внутренних дел к напряженным условиям профессиональной деятельности / Г.С. Човдырова // Психолого-педагогические аспекты становления и развития личности. - 2018. - № 4 (75). - С. 5-10.
11. Штрикова Д.Б. Женская профессиональная деятельность и женская профессиональная ментальность / Д.Б. Штрикова // Инициативы XXI века. - 2015. - № 3. - С. 80-82.
REFERENCES
1. Bairova, T.B. (2012), "Changes in the personal characteristics of employees at different stages of professional activity", Bulletin of the Buryat State University, No. 14, pp. 97-102.
2. Goncharova, E.M. (2010), "Professional activity and psychological selection in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia taking into account gender differences", Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 5, pp. 16-18.
3. Grichanov, A.S. (2016), "Features of professional training of future police officers at the stage of initial development of the specialty", Bulletin of the Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 2 (44), pp. 118-119.
4. Maryin M.I., Petrov, V.E. and Safronov, A.D. (2014), Psychological training of police officers for professional activity: textbook, Moscow region, Domodedovo.
5. Panova, O.S. (2021), "Integration of knowledge of ontokinesiology in the management of professional and applied physical training of employees of the internal affairs bodies of Russia", Theory and practice of physical culture, No 3, pp. 73-75.
6. Romanov, V.V. and Krouz, M.V. (1994), Guide to professional psychological selection of candidates for service in the prosecutor's Office of the Russian Federation, Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Moscow.
7. Semenova, F.O. (2011), "Psychological characteristics of the career idea of women who successfully self-actualize in professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (73), pp. 183-187.
8. Tsilik, V.A. (2015), "Evaluation of professional and personal qualities of police officers depending on the type of professional activity", Psychopedagogy in law enforcement agencies, No. 3 (62),pp. 113-116.
9. Cherkashin, R.N. (2017), "The qualifications for police officers and training at the present stage", Training for law enforcement agencies: modern approaches and educational technologies: proceedings of the twenty-second all-Russian scientific-methodical conference, Irkutsk, pp. 148-151.
10. Chovdyrova, G.S. (2018), "Stages of adaptation of employees of internal affairs bodies to stressful conditions of professional activity", Psychological and pedagogical aspects offormation and development of the personality, No. 4 (75), pp. 5-10.
11. Shtrikova, D.B. (2015), "Women's professional activity and women's professional mentality", Initiatives of the XXI century, No. 3, pp. 80-82.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.05.2021
УДК159.9.072
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
Лариса Петровна Петухова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Валерьевна Серегина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Павловна Катунина, доктор биологических наук, профессор, Елена Николаевна Стратиенко, доктор медицинских наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика
И.Г. Петровского
Аннотация
В статье приводятся результаты эмпирического исследования профессионально-психологических особенностей личности педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Для проведения исследования применялись методики: Многофакторный опросник личности Кеттелла Р.Б., «Диагностика уровня эмпатии» Бойко В.В., «Организаторские и коммуникативные качества специалиста-профессионала» Л.П. Калининского. По результатам эмпирического исследования у педагогов со стажем профессиональной деятельности свыше 5 лет была выявлена более высокая степень сформированности таких профессионально-психологических особенностей личности как психологический такт, отзывчивость, дисциплинированность, моральные качества, эмпатия, неконфликтность, сдержанность, эмоциональная устойчивость.
Ключевые слова: профессионально-психологические особенности, личность педагога, профессиональная деятельность, личностные особенности, педагогическая деятельности.