Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КАК ИНТЕГРАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КАК ИНТЕГРАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / PROFESSIONAL TRAINING / POLICE OFFICER / JUVENILE OFFENDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мироненкова Ольга Леонидовна, Ерофеева Мария Александровна, Евсеева Ирина Георгиевна, Дорошенко Ольга Марковна

Актуальность исследования обусловлена тем, что сложившаяся современная система профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования сотрудников полиции, констатируется, что проблеме формирования у них готовности к работе с подростками в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) уделяется неоправданно мало внимания. В связи с этим функционирование ЦВСНП осуществляется в условиях профессионального дефицита, проявляющегося в отсутствии у большинства сотрудников полиции профессиональных компетенций (необходимых для работы с делинквентно развивающимися подростками) и их низкой теоретической, практической и личностной подготовленности к соответствующей деятельности. Цель нашего исследования заключалась в выявлении актуального состояния подготовленности сотрудников полиции к работе с подростками в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Материалы и методы. Базой исследования являлся ЦВСНП ГУ МВД России по г. Москве. В эмпирическом исследовании приняли участие 154 сотрудника полиции, работающих в ЦВСНП от 3-х до 10-ти лет, из них 77 сотрудников, принадлежащих к офицерскому составу, и 77 - не имеющих офицерского звания. Исследование осуществлялось с помощью как экспертной оценки уровня развития у респондентов компетенций, необходимых для работы с подростками, так и диагностических методик, ориентированных на выявление особенностей их взаимодействия, в том числе и коммуникативного. Среди них тест А. Ассингера, опросник В.В. Бойко «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности», метод Семантического дифференциала и опросник «Нравственная устойчивость» А.В. Сажина. Результаты. Определено, что основная деятельность сотрудников полиции направлена на социальную адаптацию несовершеннолетнего, привитие ему нравственных и моральных ценностей, обучение правилам человеческого общежития. При этом результаты исследования свидетельствуют о том, что в целом, сотрудники полиции, работающие с подростками в ЦВСНП, в достаточной степени уязвимы и подвержены негативным воздействиям условий служебно-профессиональной деятельности. Нравственная устойчивость сотрудника полиции связана с общей духовно-нравственной культурой личности и проявляется в ее поведении, убеждениях, мыслях, чувствах, в умении в любых ситуациях действовать в соответствии с общепринятыми моральными законами и нормами. Было выявлено, что почти половина сотрудников ЦВСНП, отличается повышенной агрессивностью, это проявляется в периодически неуравновешенном их отношении к доставленным в центр несовершеннолетним правонарушителям (41,56% офицеров и 42,86% сотрудников рядового состава). Все это обосновывает необходимость и целесообразность разработки технологии подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мироненкова Ольга Леонидовна, Ерофеева Мария Александровна, Евсеева Ирина Георгиевна, Дорошенко Ольга Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF MORAL STABILITY AS AN INTEGRAL PROFESSIONAL IMPORTANT QUALITY OF THE PERSONALITY OF POLICE OFFICERS

The relevance of the study is due to the fact that the current system of professional training and additional professional education of police officers, it is stated that the problem of forming their readiness to work with teenagers in the temporary detention Center for juvenile offenders (Center) is given unjustifiably little attention. In this regard, the functioning of the Central police Center is carried out in conditions of professional deficit, which is manifested in the lack of professional competence of the majority of police officers (necessary for working with delinquent adolescents) and their low theoretical, practical and personal readiness for the corresponding activity. The purpose of our study was to identify the current state of preparedness of police officers to work with teenagers in the temporary detention Center for juvenile offenders. The base of the study was the Center of the Ministry of internal Affairs of Russia in Moscow. The empirical study involved 154 police officers working in the Central police Center from 3 to 10 years, including 77 officers who belong to the officer staff, and 77 who do not have an officer rank. The research was carried out using both expert assessment of the level of development of the respondents' competencies necessary for working with adolescents, and diagnostic methods aimed at identifying the features of their interaction, including communication. Among them are the Assinger test, the Boyko questionnaire, the Semantic differential method, and the Sazhin Moral stability questionnaire. As a result, it was determined that the main activity of police officers is aimed at social adaptation of minors, instilling them with moral and moral values, and teaching them the rules of human community. At the same time, the results of the study indicate that, in General, police officers working with teenagers in the Center are sufficiently vulnerable and subject to negative impacts of the conditions of service and professional activity. The moral stability of a police officer is related to the General spiritual and moral culture of the individual and is manifested in his behavior, beliefs, thoughts, feelings, and ability to act in accordance with generally accepted moral laws and norms in any situation. It was found that almost half of the employees of the Central Police Department are characterized by increased aggression, this is manifested in their periodically unbalanced attitude to juvenile offenders brought to the center (41.56% of officers and 42.86% of enlisted personnel). All this justifies the need and expediency of developing a technology for training police officers to work with teenagers in the Center.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КАК ИНТЕГРАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojoumal.wordpress.com/archive20/20-02/ Дата публикации: 30.04.2020 УДК 316.4

О. Л. Мироненкова, М. А. Ерофеева, И. Г. Евсеева, О. М. Дорошенко

Формирование нравственной устойчивости как интегрального профессионального важного качества личности сотрудников полиции

Актуальность исследования обусловлена тем, что сложившаяся современная система профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования сотрудников полиции, констатируется, что проблеме формирования у них готовности к работе с подростками в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) уделяется неоправданно мало внимания. В связи с этим функционирование ЦВСНП осуществляется в условиях профессионального дефицита, проявляющегося в отсутствии у большинства сотрудников полиции профессиональных компетенций (необходимых для работы с делинквентно развивающимися подростками) и их низкой теоретической, практической и личностной подготовленности к соответствующей деятельности.

Цель нашего исследования заключалась в выявлении актуального состояния подготовленности сотрудников полиции к работе с подростками в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Материалы и методы. Базой исследования являлся ЦВСНП ГУ МВД России по г. Москве. В эмпирическом исследовании приняли участие 154 сотрудника полиции, работающих в ЦВСНП от 3-х до 10-ти лет, из них 77 сотрудников, принадлежащих к офицерскому составу, и 77 - не имеющих офицерского звания. Исследование осуществлялось с помощью как экспертной оценки уровня развития у респондентов компетенций, необходимых для работы с подростками, так и диагностических методик, ориентированных на выявление особенностей их взаимодействия, в том числе и коммуникативного. Среди них тест А. Ассингера, опросник В.В. Бойко «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности», метод Семантического дифференциала и опросник «Нравственная устойчивость» А.В. Сажина.

Результаты. Определено, что основная деятельность сотрудников полиции направлена на социальную адаптацию несовершеннолетнего, привитие ему нравственных и моральных ценностей, обучение правилам человеческого общежития. При этом результаты исследования свидетельствуют о том, что в целом, сотрудники полиции, работающие с подростками в ЦВСНП, в достаточной степени уязвимы и подвержены негативным воздействиям условий служебно-профессиональной деятельности. Нравственная устойчивость сотрудника полиции связана с общей духовно-нравственной культурой личности и проявляется в ее поведении, убеждениях, мыслях, чувствах, в умении в любых ситуациях действовать в соответствии с общепринятыми моральными законами и нормами. Было выявлено, что почти половина сотрудников ЦВСНП, отличается повышенной агрессивностью, это проявляется в периодически неуравновешенном их отношении к доставленным в центр несовершеннолетним правонарушителям (41,56% офицеров и 42,86% сотрудников рядового состава). Все это обосновывает необходимость и целесообразность разработки технологии подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, сотрудник полиции, несовершеннолетние правонарушители

Ссылка для цитирования:

Мироненкова О. Л., Ерофеева М. А., Евсеева И. Г., Дорошенко О. М. Формирование нравственной устойчивости как интегрального профессионального важного качества личности сотрудников полиции // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 149162. doi: 10.32744^е.2020.2.12

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-02/ Accepted: 21 January 2020 Published: 30 April 2020

O. L. Mironenkova, M. A. Erofeeva, I. G. Evseeva, O. M. Doroshenko

The formation of moral stability as an integral professional important quality of the personality of police officers

The relevance of the study is due to the fact that the current system of professional training and additional professional education of police officers, it is stated that the problem of forming their readiness to work with teenagers in the temporary detention Center for juvenile offenders (Center) is given unjustifiably little attention. In this regard, the functioning of the Central police Center is carried out in conditions of professional deficit, which is manifested in the lack of professional competence of the majority of police officers (necessary for working with delinquent adolescents) and their low theoretical, practical and personal readiness for the corresponding activity.

The purpose of our study was to identify the current state of preparedness of police officers to work with teenagers in the temporary detention Center for juvenile offenders.

The base of the study was the Center of the Ministry of internal Affairs of Russia in Moscow. The empirical study involved 154 police officers working in the Central police Center from 3 to 10 years, including 77 officers who belong to the officer staff, and 77 who do not have an officer rank. The research was carried out using both expert assessment of the level of development of the respondents' competencies necessary for working with adolescents, and diagnostic methods aimed at identifying the features of their interaction, including communication. Among them are the Assinger test, the Boyko questionnaire, the Semantic differential method, and the Sazhin Moral stability questionnaire.

As a result, it was determined that the main activity of police officers is aimed at social adaptation of minors, instilling them with moral and moral values, and teaching them the rules of human community. At the same time, the results of the study indicate that, in General, police officers working with teenagers in the Center are sufficiently vulnerable and subject to negative impacts of the conditions of service and professional activity. The moral stability of a police officer is related to the General spiritual and moral culture of the individual and is manifested in his behavior, beliefs, thoughts, feelings, and ability to act in accordance with generally accepted moral laws and norms in any situation. It was found that almost half of the employees of the Central Police Department are characterized by increased aggression, this is manifested in their periodically unbalanced attitude to juvenile offenders brought to the center (41.56% of officers and 42.86% of enlisted personnel). All this justifies the need and expediency of developing a technology for training police officers to work with teenagers in the Center.

Key words: professional training, police officer, juvenile offenders

For Reference:

Mironenkova, O. L., Erofeeva, M. A., I. G. Evseeva, & Doroshenko, O. M. (2020). The formation of moral stability as an integral professional important quality of the personality of police officers. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 44 (2), 149-162. doi: 10.32744/pse.2020.2.12

_Введение

есмотря на достаточно объемный материал по проблемам как делинквентного поведения несовершеннолетних, его профилактики и коррекции, так и формирования у специалистов разного профиля готовности к профилактической, реабилитационной и коррекционной деятельности, вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП остаются практически неизученными: отсутствуют научно обоснованные сведения о содержании профессиональных компетенций, необходимых сотрудникам ЦВСНП, критериях и показателях уровня их теоретической, практической и личностной подготовленности, формах, средствах, методах и технологиях формирования у них готовности к работе с подростками в ЦВСНП.

Наблюдается противоречие между объективными требованиями к личности сотрудников полиции, работающих с подростками в ЦВСНП, и их низкой мотивацией к своему непрерывному профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию;

Проблема делинквентного поведения несовершеннолетних, как показывает теоретический анализ, изучена достаточно глубоко. В отечественной и зарубежной педагогике и психологии исследованы сущность и содержание делинквентного поведения подростков (К. Бартол [2], Н.В. Бондаренко [5], Ю.А. Клейберг [15] и др.), психологические и социально обусловленные факторы его формирования С.А. Беличева [4], , Г.Г. Бочкарева [6], Б.С. Братусь [7], А.Е. Личко [17] и др.), личностные особенности делинк-вентных подростков (Дозорцева [11] и др.), особенности мотивационной (Г.Г. Бочкарева [6], В.Г. Деев [10] и др.) и ценностной (Н.А. Гончарова [9] и др.) сферы их личности. Специфика межличностных отношений в преступной группе несовершеннолетних исследована И.П. Башкатовым [3] Я.В. Жировым [13], В.М. Поздняковым [18] и другими исследователями [16]; особо следует подчеркнуть исследования факторов доверия несовершеннолетних правонарушителей (Н.Б. Астанина [1]).

Одним из субъектов в системе органов внутренних дел, обеспечивающих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП), основная деятельность которых направлена на социальную адаптацию несовершеннолетнего, привитие ему нравственных и моральных ценностей, обучение правилам человеческого общежития.

ЦВСНП - это учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, основная функция которого состоит в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В ЦВСНП установлены жесткие режимные условия пребывания несовершеннолетних, что предполагает их изоляцию от широкого социального окружения.

Несовершеннолетние, с которыми приходится работать сотрудникам полиции, чья служебно-профессиональная деятельность осуществляется в ЦВСНП, относятся к категории трудновоспитуемых и педагогически запущенных подростков, характеризующихся устойчивым девиантным поведением, детерминированным социальной ситуацией их развития и семейно-обусловленными факторами. Многие из них отличаются конфликтностью, неуравновешенностью, агрессивностью, безответственностью, несформированно-стью духовно-нравственных и социально-приемлемых ценностей и жизненных принци-

пов. Подростки, помещенные в ЦВСНП, часто имеют серьезные проблемы со здоровьем, связанные с задержанным психическим развитием, отклонениями в психоэмоциональном состоянии, несформированностью у многих из них навыков самообслуживания и социальной гигиены, низкой восприимчивостью к педагогическим воздействиям.

Работа с такими детьми и подростками зачастую становится сложной проблемой даже для специалистов, имеющих соответствующее педагогическое или психологическое образование. Что касается сотрудников полиции, работающих в ЦВСНП, то среди них есть как специалисты, обучавшиеся по соответствующим программам подготовки, так и лица, не имеющие профильного образования. В связи с этим, проблема их подготовки к работе с подростками в ЦВСНП является весьма актуальной и значимой. От ее решения зависит качество выполнения ЦВСНП возложенных на них функций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, коррекции их девиантного, в том числе делинквентного и криминогенного поведения.

Основная задача сотрудников ЦВСНП заключается в разработке и реализации, по сути, социально-педагогической программы, ориентированной на педагогическую поддержку несовершеннолетних правонарушителей.

Сотрудник ЦВСНП должен обладать навыками применения в работе с подростками методов перевоспитания. К таким методам традиционно относят:

• метод переубеждения, заключающийся в использовании таких средств и приемов, которые позволят изменить мировоззрение подростка, систему его ценностных ориентаций, обусловливающую мотивы его поведения и деятельности;

• метод создания нового образа для подражания - метод, взаимосвязанный с методом переубеждения и включающий в себя технологии и приемы завоевания авторитета у подростка;

• метод переучивания, заключающийся в создании нового нравственного опыта подростка;

• метод переключения, направленный на включение подростка в социально одобряемую деятельность - творчество, спорт и др.

С точки зрения М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, готовность представляет собой избирательную и прогнозируемую активность личности, формируемую в период его подготовки к деятельности [12]. В концепции М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича готовность трактуется как состояние личности, имеющее сложную структуру [12].

Очевидно, что повышение качества профессиональной подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП достигается за счет реализации формирования у них системы теоретических знаний, профессиональных компетенций и профессионально важных качеств личности, а также практических умений устанавливать психологических контакт с данной категорией правонарушителей

Вопросы профессиональной компетентности сотрудников полиции рассматриваются в работах таких исследователей, как А.С. Весельев [8], М.А. Ерофеева [19; 20], И.В. Ульянова [19], И.Г. Евсеева [20] и др.

Профессиональные компетенции представляют собой целостное образование, интегрирующее в себе систему знаний, умений, навыков, а также личностных качеств сотрудников и способы их реализации в практической служебно-профессиональной деятельности.

Целью нашего исследования является выявление уровня подготовленности сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП (теоретической, практической и личностной подготовленности). Выявление уровня сформированности у сотрудников полиции профессиональных компетенций, необходимых для работы с подростками в ЦВСНП.

_Методы исследования

Исследование уровня подготовленности сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП осуществлялось с помощью: экспертной оценки; теста А. Ассингера, представляющего собой экспресс-диагностику уровня развития у респондента агрессивности; опросника В.В. Бойко «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности», предназначенного для выявления не только общего уровня агрессивности респондента, но и особенностей ее проявления в коммуникациях с другими людьми; метода Семантического дифференциала, для изучения установки сотрудников полиции к подросткам как к социальным группам; опросника «Нравственная устойчивость» А.В. Сажина, предназначенного для выявления уровня устойчивости респондента к соблюдению нравственных норм и правил как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

База исследования. 154 сотрудника полиции, работающих в ЦВСНП (г. Москвы) от 3-х до 10-ти лет, из них 77 сотрудников, принадлежащих к офицерскому составу, и 77 - не имеющих офицерского звания.

В эмпирическом исследовании использовался статистический критерий х2, для определения степени выраженности у сотрудников полиции ЦВСНП нравственной устойчивости как профессионально важного качества их личности.

_Результаты и интерпретация исследования

Исследование уровня подготовленности сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП осуществлялось с помощью экспертной оценки. Экспертами выступили начальники структурных подразделений. Каждый респондент оценивался тремя экспертами. В качестве итогового показателя выступает среднее арифметическое.

Результаты экспертной оценки, представленные на рисунках 1-3, свидетельствуют о том, что большинство сотрудников полиции, работающих в ЦВСНП, характеризуются достаточно низким уровнем подготовленности как теоретической, так и практической и личностной.

48,05% 49,35%

45,46%

низким уровень

средний уровень

высокий уровень

■ офицеры ■ не имеющие офицерского звания Рисунок 1 Процентное распределение сотрудников полиции по уровню теоретической подготовленности к работе с подростками в ЦВСНП

Большинство сотрудников полиции характеризуются низким уровнем теоретической подготовленности к работе с подростками в ЦВСНП: 48,05% офицеров и 49,35% полицейских, не имеющих специального высшего образования и соответственно офицерского звания, продемонстрировали достаточно поверхностные, приближенные к обыденным, знания в области психологии и педагогики девиантного поведения. В группе офицеров, однако, около 20% составляют те из них, кто характеризуется устойчивыми и глубокими знаниями теории и методики воспитания несовершеннолетних правонарушителей.

Еще более низкими оказались результаты оценки практической подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНТ (см. рис. 2).

64,93%

1

40,26%

6,49%

0%

низкий уровень средний уровень высокий уровень

■ офицеры ■ не имеющие офицерского звания

Рисунок 2 Процентное распределение сотрудников полиции по уровню практической подготовленности к работе с подростками в ЦВСНП

Абсолютное большинство сотрудников полиции, работающих в ЦВСНП и принявших участие в нашем исследовании, продемонстрировали низкий уровень развития умений устанавливать психологический контакт с «трудным подростком», создавать для него ситуацию доверия и искренности; умений слушать и слышать его, убеждать его, оказывать позитивное воздействие на его сознание.

Следует обратить внимание на тот факт, что ни одного сотрудника полиции, не имеющего специального высшего образования, не были отнесены экспертами к группе высокого уровня практической подготовленности к работе с трудными подростками.

Что касается личностной подготовленности, то экспертное оценивание показало отсутствие у многих сотрудников полиции не только теоретических знаний и практических умений, но и достаточного уровня сформимрованности профессионально важных качеств личности, необходимых для успешного осуществления сотрудниками своих служебно-профессиональных функций (см. рис. 3).

53,25% сотрудников полиции, не имеющих специального высшего образования, характеризуются низким уровнем сформированности профессионально важных качеств, отражающих особенности когнитивной, мотивационно-потреб-ностной, ценностной, эмоциональной, регуляторно-волевой и поведенческой сфер их личности. Отсутствие таких качеств во многом препятствует достижению положительного результата в деле профилактики и коррекции делинквентного поведения подростков.

53,25%

37,66% 1 38,96%

18,18%

7,79%

низкий уровень средний уровень высокий уровень

■ офицеры ■ не имеющие офицерского звания

Рисунок 3 Процентное распределение сотрудников полиции по уровню личностной подготовленности к работе с подростками в ЦВСНП

Несмотря на временное пребывание подростков в центре, сотрудники центра могут оказывать позитивное воздействие на мысли и чувства подростка, социальная ситуация развития которого не может обеспечить ему выход из его жизненного кризиса. Однако при неподготовленности сотрудников к такой работе и развития у них синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации их личности может наблюдаться обратный эффект: во время пребывания подростка в ЦВСНП подросток может убедиться в правильности своих ценностей и жизненных взглядов, что обусловливает высокую их устойчивость.

Результаты исследования скрытой агрессивности сотрудников полиции, осуществляющих свою служебную деятельность в ЦВСНП, проведенного с помощью Теста А. Ассингера, свидетельствуют о том, что проблема профилактики их агрессивного поведения является достаточно актуальной и требует поиска ее решения в целях совершенствования системы непрерывного профессионального образования работников ЦВСНП.

Было выявлено, что более половины сотрудников ЦВСНП, принявших участие в нашем исследовании, отличаются повышенной агрессивностью, что проявляется в периодически неуравновешенном и чрезмерно жестоком их отношении к доставленным в центр несовершеннолетним правонарушителям (см. рис. 4).

Сравнительный анализ процентного распределения сотрудников полиции, имеющих и не имеющих офицерского звания, по уровню развития у них агрессивности показал отсутствие достоверно значимых различий (х2 = 1,643, р > 0,05). Вместе с тем на уровне тенденций мы можем говорить о том, что отсутствие образования и соответствующей подготовки обусловливает развитие у сотрудников полиции агрессивности как свойства их личности.

Так, 53,25% сотрудников ЦВСНП, не принадлежащих к офицерскому составу, характеризуются достаточно высокой степенью вероятности проявления разрушительной агрессии. Их непродуманные поступки, в сочетании с пренебрежительным отношением к другим людям и, в частности, к несовершеннолетним правонарушителям, доставленным в ЦВСНП, могут стать одним из факторов снижения эффективности

функционирования системы временного содержания подростков. Среди офицерского состава повышенным уровнем развития агрессивности отличаются 40,54% респондентов. Многим из них свойственно стремление к профессиональной карьере и достижению карьерных «высот» вне учета других интересов и приоритетов.

52,97% 53,25%

низкий (< 35 баллов) средний (36 - 4-4-балла) высокий (>4-4- баллов)

■ офицеры ■ без офицерского звания

Рисунок 4 Процентное распределение сотрудников ЦВСНП по уровню развития агрессивности как свойства их личности (методика А. Ассингера)

Результаты исследования, проведенного с помощью методики В.В. Бойко, позволяют нам говорить о необходимости и целесообразности организации специальных педагогических условий для профессиональной подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП.

Было выявлено, что у многих сотрудников полиции, прослуживших в ЦВСНП от 3-х до 10-ти лет, наблюдаются признаки профессиональной деформации их личности, проявляющиеся, в частности, в их агрессивном отношении к окружающим их людям. 19,48% сотрудников ЦВСНП, не имеющих офицерского звания, и 10,39% офицеров характеризуются очень высоким уровнем агрессии, обусловливающим их способность получать удовольствие от агрессии, провоцировать у других людей вспышки агрессивного поведения. Большинство из опрошенных сотрудников ЦВСНП характеризуются повышенным уровнем агрессии, отражающим их неспособность вовремя сдерживать себя при провоцирующих обстоятельствах, направлять обиду или вспыхнувшее чувство гнева на другую, общественно приемлемую деятельность, останавливать и контролировать себя в ситуациях агрессивности толпы.

Анализ параметров агрессии, предложенных автором методики, показал, что многие сотрудники ЦВСНП, как офицеры, так и не офицеры, осознают, что при некоторых обстоятельствах бывают излишне агрессивны и жестоки, что вспышки агрессии во многом обусловлены, по их мнению, спецификой работы с «трудными подростками» и особенностями их служебно-профессиональной деятельности.

Профили агрессивности у сотрудников ЦВСНП, имеющих и не имеющих офицерские звания, во многом идентичны, что свидетельствует о влиянии специфики работы в ЦВСНП на их личностно-профессиональное развитие (см. рис. 6).

отсутствие агрессии невысокий уровень средний уровень повышенный уровень очень высокий

агрессии агрессии агрессии уровень агрессии

■ офицеры ■ без офицерского звания

Рисунок 5 Процентное распределение сотрудников ЦВСНП по уровню развития агрессивности как свойства их личности (методика В.В. Бойко)

спонтанная агрессия

склонность к отраженной агрессии

«»офицеры без офицерского звания

Рисунок 6 Профили агрессивности сотрудников ЦВСНП

Коммуникативная агрессивность, проявляющаяся во время общения, имеет, как правило, и ответную агрессию, уже со стороны подростков, доставленных в ЦВСНП. Эффект взаимовлияния блокирует эффективное функционирование центра и достижение основной его цели - профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Именно в коммуникациях с подростком происходит воздействие на их сознание, на их мысли и чувства. Следует отметить также, что одной из важных характеристик подросткового возраста является неосознанная потребность подростков в коммуникативном взаимодействии со значимым взрослым. Именно в этом возрасте неудовлетворение обозначенной потребности может стать основной причиной формирования девиантного, в том числе и делинквентного и криминогенного поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для работы с несовершеннолетними правонарушителями важным является характер отношения со стороны сотрудников полиции к данной категории детей.

Результаты исследования установок сотрудников ЦВСНП к подросткам с девиант-ным поведением как к определенной группе детей свидетельствуют о наличии у большинства из них негативного их восприятия. На вопрос о том, какие чувства вызывают у сотрудников взаимодействие с воспитанниками, помещенными в ЦВСНП, были получены ответы, наглядно представленные на рисунке 7.

з

I I I

: I | ц г I ■ ■

отсутст

превре ние-уважен ие жесток ость-мил осе рдяе волиу щение-успоко ение апатия-си м.пэт ия недоЕе рие-доЕери е &еспок ОЙСТВ.СН ураЕно Еешенн ость негодо Еание-удовле творен ие жалост ь- сурово сть гнев-до брод ушие вме интере саза и нте ресова нность равнод ушие-сочувст еие

офицеры -0,9 1.2 -1,6 1,5 -0,6 -0,9 -1 -2,2 0,4 1,3 2,6

&ез офицерского зван и я -0,2 -2,5 -о,е -1,7 0,2 -1,6 -0,3 -0,3 -0,4 -0,5

■ офицеры ■ без офицерского звания

Рисунок 7 Профили эмоциональных состояний сотрудников полиции при взаимодействии с воспитанниками ЦВСНП

В зоне негативных эмоциональных состояний и чувств сотрудников полиции, принявших участие в нашем исследовании, оказались такие континуумы, как «презрение

- уважение» (от -1,3 в группе сотрудников, не имеющих офицерского звания, до - 0,9

- в группе офицеров), «возмущение - успокоение» (от -2,5 до -1,6), «антипатия - симпатия», «недоверие - доверие», «негодование - удовлетворение». Многие сотрудники полиции, работающие в условиях ЦВСНП, не доверяют воспитанникам. Подростки вызывают у них, с одной стороны, жалость и сочувствие, а с другой - негодование, возмущение, антипатию, презрение или, что еще хуже, равнодушие, апатию и гнев.

Процентное распределение сотрудников ЦВСНП, принявших участие в нашем исследовании, по характеру эмоциональных состояний, вызванных их взаимодействие с подростками, свидетельствует о том, что большинство из них испытывают все-таки нейтральные чувства. Однако велик процент и тех сотрудников, в ком общение с подростками, доставленными в ЦВСНП, порождает негативные чувства (см. рис. 8).

О своем равнодушном отношении заявили 14,28% офицеров и 10,40% сотрудников полиции, не имеющих офицерского звания. У 35,06% сотрудников полиции без офицерского звания и 28,57% офицеров взаимодействие с воспитанниками ЦВСНП вызывает чаще негативные эмоции, чем позитивные. Нейтральное отношение к под-

росткам, помещенных в ЦВСНП, продемонстрировали большинство сотрудников, принявших участие в нашем исследовании.

нейтральное позитивное негатиЕное равнодушие

■ офицеры ■ не имеющие офицерского звания

Рисунок 8 Процентное распределение сотрудников полиции по частоте возникновения чувств и эмоций в процессе взаимодействия с воспитанниками

ЦВСНП

Одним из профессионально важных качеств сотрудников полиции является их нравственная устойчивость.

Исследование, проведенное с помощью методики А.В. Сажина, показало, во-первых, отсутствие достоверно значимых различий между группами сотрудников полиции - офицеров и сотрудников полиции без офицерского звания. Во-вторых, сред-негрупповые показатели степени выраженности всех составляющих нравственной устойчивости находятся в диапазоне средних значений (см. табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования степени выраженности у сотрудников ЦВСНП нравственной устойчивости как профессионально важного качества их личности

Структурные компоненты нравственной устойчивости Офицеры Не имеющие офицерского звания 1 Р

Личная ответственность за соблюдение моральных норм и правил поведения 4,46 ± 0,5 4,23 ± 0,4 0,36 > 0,05

Уважение других людей и их интересов 4,84 ± 0,6 4,28 ± 0,5 0,78 > 0,05

Ценности долга и справедливости, их учет при принятии решений 4,54 ± 0,6 4,14 ± 0,5 0,56 > 0,05

Самостоятельность принятия решения 5,24 ± 0,6 3,26 ± 0,4 2,78 < 0,01

Устойчивость к потребительским потребностям 4,12 ± 0,4 3,66 ± 0,4 0,81 > 0,05

Непринятие обмана и ценностей криминальной субкультуры 3,96 ± 0,5 3,44 ± 0,4 0,93 > 0,05

Устойчивость к эгоизму и гедонизму 3,84 ± 0,4 3,22 ± 0,3 1,19 > 0,05

По данным проведенного исследования, из 154 сотрудников полиции, осуществляющих свою служебно-профессиональную деятельность в ЦВСНП, только 5,84% можно назвать нравственно устойчивыми (см. рис. 9).

63,64%

1 I ■ ■ '

36,36%

3 2ЛЬиЛ 1

Ч о%

сознательно устойчивая социально конформная прагматическая криминальная

стадия

■ офицеры I не имеющие офицерского звания

Рисунок 9 Процентное распределение сотрудников полиции по стадиям развития

нравственной устойчивости их личности

У большинства же сотрудников, как имеющих, так и не имеющих специального высшего образования, развитие нравственной устойчивости находится на стадии социальной конформности. 63,64% офицеров и 58,44% сотрудников рядового состава характеризуются своей подчиненностью социальным и моральным нормам поведения, однако нравственные ценности не стали для них внутренними потребностями, определяющими их поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Более трети обследованных сотрудников характеризуются прагматической стадией развития нравственной устойчивости, не позволяющей им осуществлять воспитательную функцию в ЦВСНП.

_Выводы

Нравственная устойчивость сотрудника полиции связана с общей духовно-нравственной культурой личности и проявляется в ее поведении, убеждениях, мыслях, чувствах, в умении в любых ситуациях действовать в соответствии с общепринятыми моральными законами и нормами. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в целом, сотрудники полиции, работающие с подростками в ЦВСНП, в достаточной степени уязвимы и подвержены негативным воздействиям условий служебно-профессиональной деятельности. Среднегрупповые значения по всем показателям нравственной устойчивости находятся в диапазоне средней выраженности. Достоверно значимые различия между двумя группами сотрудников полиции были выявлены только в показателях способности личности к самостоятельному принятию решений, что вполне объяснимо должностными инструкциями, действующими в ЦВСНП. В группе офицеров зафиксированы достаточно низкие показатели степени выраженности устойчивости к потребительским ценностям и потребностям а также отрицания обмана, мошеннических действий и криминальной субкультуры. Что касается рядового состава, то среди них многие характеризуются низкой устойчивостью.

В этой связи, одним из важных и обязательных направлений подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП, должна стать работа по формированию у них нравственной устойчивости как интегрального профессионально важного качества их личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астанина Н.Б. Особенности феномена доверия у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 23 с.

2. Бартол К. Психология криминального поведения; пер. с англ. А. Боричев [и др.]. 7-е междунар. изд. СПб.: Прайм-Еврознак ; М. : Олма-Пресс, 2004. 352 с.

3. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности). М.: Просвещение, 1993. 256 с.

4. Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. М., 1995.

5. Бондаренко Н.В. Личностно-характерологическая изменчивость подростков с криминальным стереотипом поведения: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Ставрополь, 2005. 22 с.

6. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972. С. 259-349.

7. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

8. Весельев А.С. Формирование готовности курсантов образовательных учреждений МВД России к профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями // Наука и школа. 2012. С. 149-152.

9. Гончарова Н.А. Ценностные детерминанты личности несовершеннолетних правонарушителей // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 2. С. 45-53.

10. Деев В.Г. Психология направленности личности осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях: (на материале исследования осужденных молодежного возраста): автореф. дис. . д-ра психол. наук: 19.00.06. М., 1986. - 37 с.

11. Дозорцева Е. Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении: диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2007. 128 с.

12. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М. И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. Минск: Изд-во «Университетское», 1985. 206 с.

13. Жиров Я.В. Типичные свойства личности несовершеннолетних преступников в составе преступных групп / Я.В. Жиров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 127. С . 174-179

14. Кикоть В. Я. Система образования МВД России. Вчера. Сегодня. Завтра // Вестник кадровой политики МВД России. 2008. № 3. С. 13-19.

15. Клейберг Ю. А. Основы психологии социальной работы с девиантными подростками: монография. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2007. 416 с.

16. Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М., Ерофеева М. А., Полякова Л. В. Формирование личности безопасного типа поведения у школьников как одно из условий комфортности образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 223-235. doi: 10.32744/pse.2019.1.16

17. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999. 406 с.

18. Поздняков В. М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность: монография. М.: Изд-во Акад. Управления МВД России, 2000. 270 с.

19. Salakhova V.B., Belinskaya D.B., Erofeeva M.A., Ulyanova I.V., Zotova L.E., Khammatova R.S., Mizonova O.V. Modern methods of diagnosing addiction to psychoactive substances: neurophysiological aspects. Electronic Journal of General Medicine. 2018. Т. 15. № 6. С. em94.

20. Erofeeva M.A., Stolyarova A.N., Evseeva I.G., Popova T.A., Lobzhanidze A.A., Luchenkova M.A., Kalinin I.V. The Development of a Safe Educational Environment at a Higher Education Institution within the Framework of the Ecopsychological Approach. Ekoloji, 2019, Issue 107, Pages: 5089-5093, Article No: e107586

REFERENCES

1. Astanina N. B. Features of the phenomenon of trust in male juvenile offenders: Abstract Diss. PhD Sci., Moscow, 2011. 23 p. (in Russian)

2. Barthol K. Psychology of criminal behavior. A. Borichev [et al.]. 7th international. ed. Saint-Petersburg, Prime-Euroznak; Moscow: OLMA-Press, 2004. 352 p. (in Russian)

3. Bashkatov I. P. Psychology of groups of juvenile offenders (socio-psychological features). Moscow, Enlightenment Publ., 1993. 256 p. (in Russian)

4. Belicheva S. A. Socio-psychological bases of prevention of desocialization of minors. Moscow, 1995 (in Russian)

5. Bondarenko N. V. Personality and characterological variability of adolescents with criminal behavior stereotype: Abstract Diss. Psychol. Sci., Stavropol, 2005. 22 p. (in Russian)

6. Bochkareva G. G. Psychological characteristics of the motivational sphere of adolescent offenders. Study of motivational behavior of children and adolescents / ed. by L. I. Bozhovich, L. V. Blagonadezhina. Moscow, 1972. pp. 259-349 (in Russian)

7. Bratus B. S. Anomalies of personality. Moscow, 1988 (in Russian)

8. Veselev A. S. Formation of readiness of cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia for preventive work with minor offenders. Science and school, 2012, pp. 149-152(in Russian)

9. Goncharova N. A. Value determinants of the personality of juvenile offenders. Domestic journal of social work, 2012, no. 2, pp. 45-53 (in Russian)

10. Deev V. G. Psychology of the orientation of the personality of convicts serving their sentence in correctional labor institutions: (based on the research of youth convicts): Abstract Diss. Dr Psychol. Sci., Moscow, 1986. 37 p. (in Russian)

11. Dozortseva E. G. Psychological trauma in adolescents with behavioral problems: diagnosis and correction. Moscow, Genesis Publ., 2007, 128 p. (in Russian)

12. Dyachenko M. I. Readiness to work in stressful situations: psychological aspect / M. I. Dyachenko, L. A. Kandybovich, V. A. Ponomarenko. Minsk, Universitetskoe publishing House, 1985. 206 p. (in Russian)

13. Zhirov Ya. V. Typical personality traits of juvenile delinquents in criminal groups. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Herzena, 2011, pp. 174-179 (in Russian)

14. Kikot V. J. the educational System of the MIA of Russia. Yesterday. Today. Tomorrow. Bulletin of personnel policy of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2008, no. 3, pp. 13-19 (in Russian)

15. Kleiberg Yu. A. Fundamentals of psychology social work with deviant teenagers: monograph. Krasnodar, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2007. 416 p. (in Russian)

16. Kodjaspirov A. Yu., Kodjaspirova G. M., Erofeeva M. A., Polyakova L. V. Formation of the personality of a safe type of behavior in schoolchildren as one of the conditions of comfort of the educational environment. Perspectives of science and education, 2019, no. 1 (37), pp. 223-235. doi: 10.32744/pse.2019.1.16 (in Russian)

17. Lichko A. E. Types of character accentuations and psychopathies in adolescents. Moscow, April Press: EKSMO-Press, 1999. 406 p. (in Russian)

18. Pozdnyakov V. M. Domestic penitentiary psychology: history and modernity: monograph. Moscow, Akad publishing House. Department of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2000. 270 p. (in Russian)

19. Salakhova V.B., Belinskaya D.B., Erofeeva M.A., Ulyanova I.V., Zotova L.E., Khammatova R.S., Mizonova O.V. Modern methods of diagnosing addiction to psychoactive substances: neurophysiological aspects. Electronic Journal of General Medicine, 2018, vol. 15, no. 6. C em94.

20. Erofeeva M.A., Stolyarova A.N., Evseeva I.G., Popova T.A., Lobzhanidze A.A., Luchenkova M.A., Kalinin I.V. The Development of a Safe Educational Environment at a Higher Education Institution within the Framework of the Ecopsychological Approach. Ekoloji, 2019, issue 107, pp. 5089-5093, Article No: e107586

Информация об авторах Мироненкова Ольга Леонидовна

(Россия, Москва) Преподаватель кафедры педагогики Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: ol.mironenkova@gmail.com

Information about the authors Olga L. Mironenkova

(Russia, Moscow) Lecturer of the Department of Pedagogy Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot E-mail: ol.mironenkova@gmail.com

Ерофеева Мария Александровна

(Россия, Москва) Доктор педагогических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: erofeeva-ma72@yandex.ru ORCID ID: 0000-0001-7176-513X

Maria A. Erofeeva

(Russia, Moscow) Doctor of Education, Professor Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot E-mail: erofeeva-ma72@yandex.ru ORCID ID: 0000-0001-7176-513X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Евсеева Ирина Георгиевна

(Россия, Москва) Кандидат психологических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: irina.evseeva14@mail.ru

Irina G. Evseeva

(Russia, Moscow) PhD in Psychological sciences, Professor Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot E-mail: irina.evseeva14@mail.ru

Дорошенко Ольга Марковна

(Россия, Москва) Кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры педагогики Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: olka-olga@yandex.ru

Olga M. Doroshenko

(Russia, Moscow) PhD in Law, Deputy head of the Department of pedagogy

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot E-mail: olka-olga@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.