Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональном обучении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации'

К вопросу о профессиональном обучении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / LAW ENFORCEMENT OFFICERS / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OPERATIONAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андрианов Александр Сергеевич

В статье рассматриваются основные позиции и направления профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Изучаются мнения авторов о проблеме эффективного выполнения оперативно-служебных задач и профессиональных функций сотрудниками полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the main positions and directions of professional training of employees of the internal Affairs bodies of the Russian Federation. We study the authors view on the problem of efficient execution of operational tasks and professional functions of the police service.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональном обучении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»

педагогической культуры профессорско-преподавательского состава, структуры образовательного процесса, развития личностных качеств студентов, формирования устойчивой мотивации молодёжи к занятиям физической культурой и спортом.

Литература:

1. Агаев Н.Ф. Деятельность преподавателя по формированию физкультурно-оздоровительной мотивации на занятиях физической культурой. «Инновации в системе непрерывного профессионального образования». XII Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, учёных и специалистов. 7 апреля. ВГИПУ, Нижний Новгород, 2011. С. 52-54

2. Аварханов М.Я. Технология формирования здоровьесберегающего поведения студентов в процессе физического воспитания в вузе. Вестник Московского государственного областного университета Серия: Педагогика. 2017. №2.

3. Артамонов В.Н. Медико-биологические основы здорового образа жизни (Методологическая разработка для студентов и слушателей факультета повышения квалификации. М: ГЦОЛИФК, 1992.

4. Беляков Н.И. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни средствами физической культуры на основе личностно- деятельного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2001. 21 с.

5. Викторов Д.В. Физкультурное образование: фактор здоровьесберегающей компетентности студенческой молодёжи. Вестник Томского государственного университета. 2014. №17. С. 194-202.

6. Воронин С.М. Формирование у студентов мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2011 №1 (15). С. 34-36.

7. Гаркуша Н.С. Историко-педагогические предпосылки развития в России системы воспитания культуры здоровья подрастающего поколения. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№10. - Т. 80. - С. 64-68.

8. Гендим А.М. Студенты о здоровом образе жизни: желаемая ситуация и реальная действительность // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. - С. 15-19.

9. Лобыгина Н.М. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2016. № 1 (2). С. 65-71.

10. Малоземов О.Ю. Проблемы здоровьесбережения и физического воспитания молодежи в аспекте представления о здоровье и жизненных реалиях // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой. Томск: ТГПУ, 2003. С. 268-273.

11. Малозёмов О.Ю. Здоровье сбережение интеллектуально-одарённых старших школьников средствами физической культуры: Монография / УрО РАО; Урал.гос.пед.ун-т.-Екатеринбург, 2003. - 255 с.

12. Побединская И.В. Здоровьесберегающая деятельность педагога: тезаурус исследования. Известия ВГПУ. №1 (274), 2017. С. 32-41.

13. Полиенко И.Н. Мотивация и личностная ориентация студентов на занятиях по физической культуре. Вестник КрасГАУ. 2011. №12. С. 303-306.

14. Пономарёва К.А., Тюмасева З.И. Ценностное отношение к здоровью у студентов: дефинитивная характеристика, компонентный состав, содержательный аспект. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 9-2. С. 114-120.

15. Туренков А.Н. К вопросу о повышении уровня мотивации студентов высших учебных заведений к занятиям физической культурой и спортом. Вестник КемГУ №3. 2009. С. 90-94.

16. Челнокова Е.А., Терёхина А.Е. Эмоциональная компетентность педагога как фактор формирования эмоциональной культуры студента. Электронный научный журнал «Международный студенческий вестник». 2017. №6.

Педагогика

УДК: 37.037

старший преподаватель Андрианов Александр Сергеевич

Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул)

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные позиции и направления профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Изучаются мнения авторов о проблеме эффективного выполнения оперативно-служебных задач и профессиональных функций сотрудниками полиции.

Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, профессиональная подготовка, профессиональное обучение, профессиональное образование, сотрудники правоохранительных органов, оперативно-служебная деятельность.

Annotation. The article deals with the main positions and directions of professional training of employees of the internal Affairs bodies of the Russian Federation. We study the authors view on the problem of efficient execution of operational tasks and professional functions of the police service.

Keywords: employees of internal Affairs bodies, professional training, vocational training, professional education, law enforcement officers, operational activities.

Введение. Прежде всего, хотелось бы более подробно ознакомиться с понятием профессиональное обучение и определить его место в системе профессионального образования. Профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации - это вид обучения, с помощью которого сотрудников полиции готовят к профессиональной деятельности [3].

Формулировка цели статьи. Профессиональная деятельность должна быть направлена на служение интересам общества и государства. В свою очередь, наблюдается и некоторая взаимосвязь, заключающаяся в заинтересованности общества и государства в профессиональной деятельности, поскольку именно она позволяет постоянно подготавливать специалистов, готовых осуществлять свои должностные обязанности в

соответствии с современными требованиями общества. В результате профессиональной деятельности, личность занимает место в системе производственных и социальных отношений, которое и регулирует его круг общения, а также возможности карьерного роста [5].

Изложение основного материала статьи. Выбор профессиональной деятельности или самоопределение являются очень важными процессами на пути становления и развития личности и общества, а в целом и всей системы образования.

Обучение, по мнению Л. М. Фридмана, «это процесс, в результате которого учащийся приобретает новые знания, умения и навыки, развивает способности, овладевает новыми способами и видами деятельности»[12, с. 215].

Понятие «профессиональное обучение» сотрудников органов внутренних дел, неразрывно связано со знаниями - информацией, которую полицейские получают в процессе обучения с применением ее в служебной деятельности, с умениями - определенными действиями, которые сотрудники полиции обучаются выполнять, основываясь на приобретенные знаниях, и навыками - умениями, доведенные за счет неоднократных повторений до автоматизма.

Профессиональное образование по А. Н. Лейбович - «процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся владением, установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям» [6, с. 232]. Только при развитии способностей и видов деятельности, определенные знания, умения и навыки, которые были получены в образовательном процессе, могут быть использованы для разрешения целого перечня вопросов, в том числе и в процессе профессиональной деятельности.

Следует обратить внимание, что кроме озвученных определений обучения, имеется еще достаточное множество его вариаций. Их связывает общий психолого-педагогический контекст, который и состоит в формировании и развитии личностно-профессиональных качеств. Если рассматривать процесс обучения с психологической стороны, то он всегда ассоциируется с развитием новых психических функций.

После изучения понятия «обучение», можно рассмотреть и определение «профессиональная деятельность». По мнению А. Н. Леонтьева, профессиональной деятельностью обозначается «общественно полезная деятельность взрослого индивида, которая является основным источником его существования и определяющим фактором его социального статуса» [7]. Имеется достаточное количество исследований таких выдающихся деятелей как Е. А. Козловская, Л. В. Кондратюк, А. В. Буданов, С. А. Вахов, Г. М. Истомина, Л. О. Иванов, В. И. Коваленко, В. Я. Кикоть, И. Б. Лебедев, А. М. Лукашов, Н. П. Мышляев, А. М. Столяренко, которые внесли огромный вклад в профессиональное развитие и становление сотрудников органов внутренних дел.

Ряд авторов считает, что для эффективного выполнения оперативно-служебных задач и профессиональных функций сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, совершенствования у них практических навыков необходим более взвешенный и ответственный подход к подготовке в формировании высоких морально-нравственных и развитии личностно-профессиональных качеств сотрудников органов правопорядка. Организационная составляющая взаимоотношений в службах и подразделениях органов внутренних дел закреплена нормативно-правовыми актами МВД Российской Федерации, должностными инструкциями сотрудников полиции и подчинена жесткой иерархии и субординации как внутри коллектива, так и с вышестоящим руководством. В связи с чем к личности сотрудника органов внутренних дел, к уровню его личностно-профессиональных качеств выдвигаются серьезные требования [9].

Сегодня профессию правоохранителя в России можно рассматривать как представителя экстремальных специальностей, работа которых связана с гражданами. Их оправданно можно отнести к составу занятий, связанных с работой в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей, большие материальные ценности [2].

Ответственное отношение сотрудника правоохранительных органов к морально-этическим значениям и смысловой области личности способствует достижению высокого уровня обучения и ведёт к необходимому овладению экстремальной деятельностью. Исследования показывают, что в процессе профессионализации происходит перестройка представлений о личностных особенностях профессионала в направлении наполнения его личности профессиональным содержанием. Например, по мере профессионального становления личности происходит смещение акцента с общечеловеческих, морально-нравственных качеств в сторону профессиональных и организаторских характеристик [8].

Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации является психологическая подготовка сотрудников полиции. Целью психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов является формирование и развитие у них знаний, умений и навыков действовать профессионально правильно, четко, с повышенной работоспособностью в тех или иных возникающих экстремально-сложных условиях профессиональной деятельности. Задачи психологической специализации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации заключаются в повышении психологической устойчивости к действиям в условиях возникновения стрессовых ситуаций, что свойственно для правоохранительных органов, а также в развитии психологических качеств, формировании необходимых умений и навыков, способствующих эффективному выполнению задач в профессиональной деятельности.

Важным моментом в формировании профессиональной направленности сотрудников правоохранительных органов является развитие у них профессиональных интересов к служебной деятельности. Это наблюдается и в формировании у сотрудников органов внутренних дел непримиримости к различным правонарушениям, в безоговорочном исполнении норм правового характера, в остром чувстве справедливости и законности.

Налицо возросшая необходимость в развитии психологической ориентированности в разных направлениях профессиональной деятельности, которая может заключаться, в том числе, и в формировании у сотрудников органов внутренних дел умений и навыков вникать в психологические особенности граждан в служебной деятельности.

Именно уже на стадии первоначального обучения в образовательном учреждении МВД России необходимо формировать у сотрудников полиции знание психологических особенностей проводимых оперативно-розыскных, следственных и иных действий, так как пробел в каком-либо из видов

профессиональной деятельности приводит к негативным последствиям [2]. Повседневная деятельность сотрудников органов внутренних дел протекает в весьма специфическом круге общения, сопровождается психическими и физическими перегрузками, что может привести к развитию ненужных личностно-профессиональных качеств, а также и к профессиональной деформации. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации - это неблагоприятное изменение его личностно-профессиональных качеств, приводящее к профанации социальной и моральной направленности его профессиональных действий.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие группы условий, ведущих к возникновению и развитию профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел:

1. Условия, определяемые спецификой деятельности органов внутренних дел (нормативно-правовая регламентация, властные полномочия по отношению к гражданам, корпоративность их деятельности, высокая ответственность за результаты своей работы, психологические и физические перегрузки, экстремальный вид деятельности, контакты с нарушителями правопорядка и законности).

2. Условия, отражающие личностно-профессиональные особенности сотрудников правоохранительных органов (недостаточный уровень профессиональной подготовки, особенности психолого-социальной направленности, искажение мотивационной составляющей).

3. Условия общественно-психологического характера (несоответствующий стиль общения руководства с подчиненными, низкий общественный рейтинг деятельности органов внутренних дел, проблемы в кругу семьи).

Предупреждение профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел заключается в профилактических мероприятиях, направленных на снижение риска развития ее предпосылок. Задачи такого предупреждения заключаются в сглаживании указанных выше групп условий, которые способствуют развитию профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, важным условием поддержания у сотрудника органов внутренних дел надлежащего уровня психологического и нравственного развития является проведение в системе первоначального обучения психологической работы со слушателями. В рамках реформирования системы Министерства внутренних дел отмечена необходимость в изменении организации как организационно-управленческой, так и психолого-педагогической работы с сотрудниками органов внутренних дел [11].

По мнению С. Ю. Платоновой развитие личностно-профессиональных качеств, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в образовательных учреждениях МВД России должно строиться, прежде всего, в соответствии с требованиями принципов историзма, научности и преемственности. Главными условиями их реализации являются:

1. Прохождение сотрудниками органами внутренних дел Российской Федерации первоначального обучения в соответствии с экономическими, политическими, общественными и другими процессами, происходящими в обществе, правоохранительных органах и образовательной сфере МВД России.

2. Определение условий и факторов совершенствования системы первоначального обучения правоохранителей образовательных учреждений МВД России.

Автор считает, что с целью более квалифицированного обучения и воспитания слушателей первоначальной подготовки, в настоящее время, происходят глубокие изменения в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации, педагогической практике профессорско-преподавательского состава и служебных функциях командного состава, специалистов воспитательных отделов образовательных учреждений МВД России. В результате чего объективно возникает необходимость в разработке основных положений теории профессиональной подготовки как систематизированного, логически связанного комплекса научных знаний, содержащих описание и объяснение функционирования первоначального обучения в интересах более эффективного решения правоохранительных задач [10].

Как показывает жизненный опыт и правоохранительная практика, для более эффективного развития личностно-профессиональных качеств у сотрудников органов внутренних дел в системе первоначального обучения образовательных учреждений МВД России, необходимо проводить специальные занятия, направленные главным образом на:

• формирование у населения позитивного отношения к системе МВД России в целом и сотрудникам органов внутренних дел в частности;

• правовое просвещение и воспитание у сотрудников органов внутренних дел нужной жизненной позиции в работе с населением;

• профилактику преступлений и правонарушений;

• профессиональную ориентацию сотрудников органов внутренних дел в системе первоначального обучения;

• взаимодействие сотрудников органов внутренних дел, как внутри системы МВД России, так и с государственными и негосударственными организациями и предприятиями;

• взаимодействие сотрудников правоохранительных органов со средствами массовой информации;

• проведение необходимой работы с общественностью, привлекаемой к охране общественного порядка.

Успешным развитием личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в системе первоначального обучения, по мнению С. Ю. Платоновой, является комплекс общественно-значимых процессов обучения, воспитания и развития к профессионально-служебной деятельности, самосовершенствования.

Выводы. Важными факторами, оказывающим влияние на профессиональное становление и развитие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации является изучение закономерностей, принципов и методов педагогического процесса развития личности правоохранителя, овладение им нужными знаниями, практическими навыками и умениями, а также анализ и выявление основных тенденций развития профессиональной подготовки сотрудников.

Литература:

1. Андрианов, А. С. К вопросу о системе первоначального обучения как средстве развития личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [Текст] / А. С.

Андрианов, И. В. Медведев // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. -№ 52 (7). - С. 21-26.

2. Андрианов, А. С. Организационно-педагогические условия развития личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел и их реализация в системе первоначального обучения [Текст] / А. С. Андрианов // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №52 (4). - С. 3-9.

3. Андрианов, А. С. Особенности развития профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [Текст] / А. С. Андрианов // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50 (3). - С. 3-9.

4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Е. А. Климов. - М.: Академия, 2005. - 304 с.

5. Крайник, В. Л. Взаимосвязь личностных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [Текст] / В. Л. Крайник, А. С. Андрианов // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6. - С. 144-146.

6. Лейбович, А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования [Текст] / А. Н. Лейбович. - М., 1996. - 344 с.

7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

8. Орёл, В. Е. Психология труда [Текст] / А. В. Карпов, Орёл В.Е. и др.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 350 с.

9. Осинцева, А. В. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в зависимости от вида деятельности [Текст] / А. В. Осинцева, О. В. Гарманова // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2009. - №4. - С. 16-19.

10. Платонова, С. Ю. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки курсантов

(слушателей) образовательных учреждений МВД России [Текст]: дисс.....канд. пед. наук: 13.00.01 / Светлана

Юрьевна Платонова. - Москва, 2000. - 269 с.

11. Простяков, В. В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел [Текст] / В. В. Простяков // Юридическая психология. - 2012. - №1. -С. 24-26.

12. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя [Текст] / И. Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 1991. - 288 с.

Педагогика

УДК 376(045)

кандидат педагогических наук, доцент Архипова Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант факультета психологии и дефектологии Стёпкина Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. В материалах представленной статьи рассматривается технология организации и проведения диагностики уровня актуального развития детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, обсуждаются результаты проведенного исследования. В статье дается оценка: социальному поведению дошкольников с расстройством аутистического спектра, возможности их коммуникации, уровень познавательных процессов, речевой и игровой деятельности, крупной и мелкой моторики, навыки самообслуживания и уровень дезадаптивного поведения.

Ключевые слова: диагностика, актуальное развитие, расстройство аутистического спектра, дошкольники с расстройствами аутистического спектра.

Annotation. In the materials of the presented article, the technology of organization and conducting of diagnostics of the level of actual development of children of the senior preschool age with autism spectrum disorder is considered, the results of the conducted study are discussed. The article gives an assessment: of the social behavior of preschool children with autism spectrum disorder, the possibility of their communication, the level of cognitive processes, speech and game activity, large and small motor skills, self-service skills and the level of disadaptive behavior.

Keywords: diagnostics, actual development, autism spectrum disorder, preschool child with autism spectrum disorder.

Введение. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается, что образовательная организация должна обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) [14, с. 93]. Провозглашенная тенденция в области образования требует интегрированных форм воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Каждый ребенок с ОВЗ имеет возможность реализовать свое право на получение образования в любом типе образовательной организации при осуществлении психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса [8, с. 27]. Это в полной мере относится и к детям с расстройством аутистического спектра (далее РАС), как одной из категорий детей с ОВЗ, число которых в последнее время существенно возросло [10, с. 532].

Расстройства аутистического спектра - это симптомокомплекс, связанный с отрывом от реальности, уходом в себя, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воздействия, пассивностью и сверхранимостью в контактах со средой [9, с. 11]. Данный симптомокомплекс приводит к дезадаптации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.