Научная статья на тему 'Проблемы женщин-сотрудников правоохранительных органов'

Проблемы женщин-сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1270
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRAINING / WOMEN OFFICERS / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / LAW ENFORCEMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЖЕНЩИНЫ-СОТРУДНИКИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андрианов А.С., Медведев И.В., Семенов В.В.

Специфичность служебной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации требует от сотрудников высокого уровня физической и психологической подготовленности, который может отсутствовать или быть представлен в недостаточном объёме, особенно у женщин-сотрудников. Не менее значимым фактором является и отсутствие дифференцированного похода в предъявлении служебных задач и обязанностей к сотрудникам в зависимости от их половой принадлежности. Вследствие этого психологические проблемы возникают с большей частотой вероятности именно у женщин-сотрудников правоохранительных органов. Проблема службы женщин в органах внутренних дел Российской Федерации является актуальной, особенно в настоящее время, когда общая стратегия и приоритетные направления государственной политики в области улучшения положения женщин в России направлены на создание условий и правовых норм, необходимых для осуществления на практике конституционного принципа равных прав и возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андрианов А.С., Медведев И.В., Семенов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF WOMEN LAW ENFORCEMENT OFFICERS

The specificity of official activities in bodies of internal affairs of the Russian Federation requires a high level of physical and psychological preparedness of employees, which may be absent or underrepresented, especially among female employees. Equally important is the lack of a differentiated approach in the presentation of official tasks and responsibilities to employees, depending on their gender. As a result, psychological problems are more likely to occur in female employees. The problem of women’s service in bodies of internal affairs of the Russian Federation is relevant, especially at the present time when the general strategy and priorities of the state policy for the advancement of women in Russia are aimed at creating conditions and legal norms that are necessary for the implementation in practice of the constitutional principle of equal rights and opportunities.

Текст научной работы на тему «Проблемы женщин-сотрудников правоохранительных органов»

References

1. Buerov A.S., Bezymyannaya A.D. Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov vysshej shkoly v usloviyah realizacii obrazovatel'nogo kursa «Robototehnika i trehmernoe modelirovanie». Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2018; T. 7, № 4: 49 - 51.

2. Nasyrova 'E.F., Danilov A.A. Informacionno-metodicheskaya kompetenciya pedagoga. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2019. T. 8, № 1: 94 - 97.

3. Buerov A.S., Kosenok S.M. Rol' uchebno-metodicheskogo posobiya v formirovanii konstruktorskoj kompetencii studentov pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti robototehniki. V sbornike: Sovremennye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya sbornik statej, Cheboksary, 2019: 14 - 18.

4. Osipova S.I., Erckina E.B. Formirovanie proektno-konstruktorskoj kompetentnosti studentov-buduschih inzhenerov v obrazovatel'nom processe Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2007; 14.

5. Vorldskills Rossiya. Available at: https://worldskills.ru

6. Prakticheskaya psihologiya. Treningi. Proekt. Available at: https://uchebnik.online/prakticheskaya-psihologiya-treningi/proekt-46262.html

7. Varlakova Yu.R. Formirovanie gotovnosti k proektnoj deyatel'nosti buduschih pedagogov v usloviyah vvedeniya FGOS 3++ v VUZe. Luchshaya nauchnaya stat'ya 2018: sbornik statej XIX Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa. 2018: 41 - 43.

8. Hudozhestvenno-konstruktorskj proekt. Available at: http://stoneholdbooks.com

9. Slovar' special'nyh terminov. Available at: http://www.pgsga.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.19

УДК 37.032

Andrianov A.S., senior teacher, Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul Russia), E-mail: vyzemsky@bk.ru

Medvedev I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul Russia),

E-mail: vyzemsky@bk.ru

Semenov V.V., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul Russia),

E-mail: vyzemsky@bk.ru

PROBLEMS OF WOMEN LAW ENFORCEMENT OFFICERS. The specificity of official activities in bodies of internal affairs of the Russian Federation requires a high level of physical and psychological preparedness of employees, which may be absent or underrepresented, especially among female employees. Equally important is the lack of a differentiated approach in the presentation of official tasks and responsibilities to employees, depending on their gender. As a result, psychological problems are more likely to occur in female employees. The problem of women's service in bodies of internal affairs of the Russian Federation is relevant, especially at the present time when the general strategy and priorities of the state policy for the advancement of women in Russia are aimed at creating conditions and legal norms that are necessary for the implementation in practice of the constitutional principle of equal rights and opportunities.

Key words: training, women officers, bodies of internal affairs, law enforcement.

A.С. Андрианов, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: vyzemsky@bk.ru

И.В. Медведев, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: vyzemsky@bk.ru

B.В. Семенов, канд. техн. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: vyzemsky@bk.ru

ПРОБЛЕМЫ ЖЕНЩИН-СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Специфичность служебной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации требует от сотрудников высокого уровня физической и психологической подготовленности, который может отсутствовать или быть представлен в недостаточном объёме, особенно у женщин-сотрудников. Не менее значимым фактором является и отсутствие дифференцированного похода в предъявлении служебных задач и обязанностей к сотрудникам в зависимости от их половой принадлежности. Вследствие этого психологические проблемы возникают с большей частотой вероятности именно у женщин-сотрудников правоохранительных органов. Проблема службы женщин в органах внутренних дел Российской Федерации является актуальной, особенно в настоящее время, когда общая стратегия и приоритетные направления государственной политики в области улучшения положения женщин в России направлены на создание условий и правовых норм, необходимых для осуществления на практике конституционного принципа равных прав и возможностей.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, женщины-сотрудники, органы внутренних дел, правоохранительная деятельность.

Недостаточное рассмотрение данного вопроса в педагогической теории и практики, его социальная и научная значимость, а также современные требования к качеству профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов обусловили постановку цели настоящего исследования - изучить проблемы женщин-сотрудников правоохранительных органов.

Для реализации намеченной цели предполагается решить следующие задачи исследования:

1. Провести анализ теоретических основ и практических предпосылок проблемы женщин-сотрудников правоохранительных органов.

2. Рассмотреть проблемы характерные для женщин, принадлежащих к определённой профессии в структуре правоохранительных органов.

3. Выявить проблемы женщин-сотрудников правоохранительных органов, возникающих в ходе изучения дисциплины «Огневая подготовка» на базе образовательного учреждения системы МВД России.

Одна из проблем, которая встречается при прохождении службы женщинами в органах внутренних дел в настоящее время, это гендерные стереотипы [1]. Исходя из традиционных гендерных убеждений, мужчины-сотрудники правоохранительных органов считают, что работа в силовых структурах государства - это исконно мужская сфера деятельности. Для женщины непринятие её мужчинами-коллегами как сотрудника правоохранительной деятельности, как человека, способного эффективно и качественно исполнять поставленные перед ним задачи в области обеспечения охраны правопорядка - это большая проблема. Мужчины проявляют недоверие к женщинам-сотрудникам, часто считают их некомпетентными в профессиональной деятельности и ещё более осторожно относятся к женщинам-руководителям, вышестоящим по должности. Гендерные стереотипы в системе правоохранительных органов - весьма распространённая проблема, которая существенно мешает адекватно воспринимать профессиональные качества женщин-сотрудников, препятствует эффективному взаимодействию внутри рабочего коллектива, может сильно повлиять

на его микроклимат и даже сказываться на работе целых структурных подразделений.

Следующая группа проблем - это отсутствие психодиагностической базы для профотбора женщин-кандидатов в сотрудники правоохранительных органов. Главной целью профессионального психологического отбора сотрудников является определение психологических профессионально важных качеств личности, подходящих для исполнения служебных обязанностей и функций, а также прогнозирование успешности их служебной деятельности. Психодиагностическая база и психологическое сопровождение служебной деятельности женщин положительно повлияют на эффективность работы сотрудников, повышение их профессионализма и улучшение кадрового состава в правоохранительных органах [2].

Теперь рассмотрим специфические проблемы, характерные для женщин, принадлежащих к определённой профессии в структуре правоохранительных органов. Одной из них является синдром эмоционального выгорания, точнее специфические признаки эмоционального выгорания и скорость его развития именно у женщин. В научной литературе ряд работ посвящён изучению специфической проблемы для женщин-следователей - синдрому эмоционального выгорания, который обусловлен следующими причинами:

1. Неоправданная трата собственных сил, отсутствие признания со стороны руководства и коллег.

2. Жёсткая регламентация времени работы, сжатые сроки её выполнения.

3. Повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа.

4. Напряжённость и конфликтность в профессиональной среде, постоянная критика проделанной работы.

5. Наличие конфликтных ситуаций в личной жизни и другое.

На женщин-следователей указанные выше факторы оказывают своё влияние ещё в большей степени. Женщины по своей природе более эмоционально отзывчивы, чем мужчины, они в меньшей мере способны абстрагироваться

от ситуаций, связанных с их профессиональной деятельностью. Кроме того, на женщинах лежит ответственность не только в сфере профессиональной деятельности следователя, но и поддержание семейного благополучия. Постоянное воздействие стрессогенов усугубляется и личными проблемами, поэтому, учитывая приведённые выше объяснения, можно утверждать, что эмоциональному выгоранию более всего подвержены представительницы женского пола [3].

Проблема эмоционального выгорания женщин-следователей остро нуждается в разработке путей её решения. Одним из самых действенных способов борьбы с эмоциональным выгоранием считается его профилактика. К профилактическим направлениям можно отнести следующие рекомендации:

1. Информирование сотрудниц об особенностях работы следователей и о риске возникновения эмоционального выгорания.

2. Поддержание благоприятного климата в общении с коллегами и руководством.

3. Обучение эффективным навыкам профессиональной коммуникации.

4. Соблюдение по возможности режима труда и отдыха, забота о собственном здоровье.

5. Наличие широких социальных контактов помимо рабочего общения и другое.

Можно выделить и ещё одну специфическую проблему: высокий уровень проявления различных форм агрессии. Данная проблема чаще всего характерна для женщин-сотрудников уголовно-исполнительной системы. В организационной культуре уголовно-исполнительной системы наиболее распространён «маскулинный» тип поведения, то есть все ценности, нормы поведения, установки, проявления эмоциональных реакций должны соответствовать скорее мужскому типу поведения, чем женскому. К женщине-сотруднику предъявляются такие же требования, вследствие чего они утрачивают свои типичные «феминные» черты: мягкость, чувствительность, доброту, эмоциональность и т. д. На их месте появляются «маскулинные» черты - агрессия, грубость, суровость, рациональность и т. д. Можно предположить, что это своего рода адаптация к мужскому коллективу уголовно-исполнительной системы, где преобладают мужские черты характера и стремление соответствовать своему месту работы, на котором излишни проявления женских качеств вообще.

С предыдущей специфической проблемой тесно связана и проблема маскулинизации женщин-сотрудников правоохранительных органов, что существенно снижает их качество жизни. Приобретённые женщинами-сотрудниками уголовно-исполнительной системы типичные мужские черты характера проявляются не только в профессиональной деятельности, но вне рабочего места, например, в семейном кругу, где они способны к своему ещё более сильному проявлению. Так, в ряде некоторых исследований указывалась косвенная взаимосвязь проявления различных форм агрессии в семье женщин-сотрудников уголовно-исполнительной системы и уровня агрессии членов её семьи, в особенности детей. В связи с этим, необходимо совершенствование способов психологического консультирования работников уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей. Необходима разработка грамотных, соблюдающих все этические и правовые нормы, методов психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В системе профессиональной подготовки значительная роль отводится обучению сотрудников ОВД грамотному обращению с огнестрельным оружием. И именно более серьёзное внимание уделяется женщинам-сотрудникам правоохранительных органов. Чтобы раскрыть и понять суть проблем возникающих у женщин-сотрудников правоохранительных органов в ходе изучения дисциплины «Огневая подготовка», которые ещё только проходят первоначальную подготовку на базе Барнаульского юридического института МВД России, авторским коллективом был проведён опрос на базе, в котором приняли участие 64 женщин-сотрудников. Перед анкетируемыми были поставлены следующие вопросы:

1. «Имелся ли у Вас навык стрельбы из огнестрельного оружия до поступления на службу в ОВД»? На данный вопрос было предложено два варианта ответа: «да» и «нет». Из 64 человек, 20 человек ответили, что имели навык стрельбы из огнестрельного оружия до поступления на службу в правоохранительные Российской Федерации, что составило 32% и 68% (44 человека) ответили, что навыков стрельбы не имели.

2. «Если навыки стрельбы имелись, то из какого вида огнестрельного оружия Вам приходилось стрелять»? На данный вопрос 20 человек (32%) из 64 ответили, что имели опыт стрельбы из огнестрельного оружия, а именно: ПМ, АК, СВД.

3. «Нравятся ли Вам занятия по дисциплине «Огневая подготовка» на базе Барнаульского юридического института МВД России»? Были предложены следующие варианты ответов: «да» и «нет». Результаты проведённого анкетирования показали, что занятия по дисциплине «Огневая подготовка», проводимые на базе Барнаульского юридического института МВД России, нравятся всем анкетируемым, что составило 100%.

Библиографический список

4. «Возникают ли у Вас трудности в процессе обучения по дисциплине «Огневая подготовка»? 92% анкетируемых ответили, что трудности возникают, 8% анкетируемых ответили, что трудностей не испытывают. После ответа на данный вопрос возникла необходимость в уточнении, в ходе чего был задан следующий вопрос: «Какие трудности возникают у женщин-сотрудников правоохранительных органов в ходе изучения дисциплины «Огневая подготовка»? 52% анкетируемых ответили, что трудность заключается в страхе перед выстрелом из огнестрельного оружия, 8% ответили, что не понимают, как нужно верно осуществлять прицеливание, 40% анкетируемых отметили, что недостаточное количество времени, боеприпасов отводится на осуществление тренировок по стрельбе, что, по их мнению, влияет на снижение результатов стрельбы.

5. «Что мешает Вам при выполнении упражнений на занятиях по дисциплине «Огневая подготовка» добиваться должного результата»? На данный вопрос ответили 42% анкетируемых. В своих ответах были указаны основные причины: «ожидание выстрела», «страх перед выстрелом», «желание поразить цель всеми пулями», «волнение».

6. «Испытываете ли Вы страх во время выстрела»? 91% анкетируемых ответили, что испытывают страх во время выстрела, 9% страха не испытывают.

По итогам проведённого анкетирования можно сделать следующий вывод, что самым важным условием формирования навыков стрельбы является психологическая подготовка и настрой женщин-сотрудников правоохранительных органов. Специалисты выделяют несколько уровней психологической подготовленности женщин-сотрудников:

1. Психологическая дисциплина - это способность концентрироваться только на своём действии и полностью исключать все остальные.

2. Способность мыслить только позитивно и управлять каждым этапом процесса производства выстрела.

3. Психологическая дисциплина - это глубоко укоренившееся чувство уверенности в том, что сотрудник (стрелок), вне всяких сомнений, сможет точно повторить свое лучшее действие, совершенное перед этим. Начинающие стрелки должны достигнуть необходимого уровня психологической подготовленности и уметь контролировать все процессы и свои эмоции, связанные с производством выстрела. Чаще всего при производстве выстрела у стрелков появляется желание показать наилучший результат стрельбы за ограниченное количество времени, вследствие чего появляются различные отрицательные факторы, такие как:

- отсутствие контроля над прицельным приспособлением;

- неплотное удержание оружия;

- ожидание выстрела;

- дерганье спускового крючка.

Важным фактором является психологический настрой женщин-сотрудников правоохранительных органов и их эмоциональный уровень. При выполнении учебных упражнений в ходе изучения дисциплины «огневая подготовка» большинство женщин-сотрудников правоохранительных органов чувствуют в себе неуверенность и проявляют её. В результате при выполнении учебных упражнений у женщин-сотрудников возникает дрожание рук, становятся влажными ладони, и именно происходит это от волнения и внутренней неуверенности. Чтобы решить эту проблему, прежде всего, требуется разобраться в самом себе.

Таким образом, в ходе проведённого исследования, можно сделать следующий вывод: работа в правоохранительных органах создаёт для женщины определённые сложности. Это не только риск и опасность выбранной ими профессии, но и психологические проблемы, возникающие в результате взаимодействия внутри коллектива сотрудников, в процессе профотбора на службу. Также это проблемы, касающиеся несоответствия личностных особенностей требованиям службы и синдром эмоционального выгорания. При увеличении количества женщин-сотрудников правоохранительных органов становится важным поиск решения представленных в статье проблем для обеспечения их эффективной служебной деятельности [4].

Поэтому, анализ полученных результатов по исследованию проблем женщин-сотрудников правоохранительных органов позволяет утверждать, что поставленные задачи решены, цель достигнута. Полученные данные позволяют рекомендовать проведённое исследование для изучения и внедрения в педагогический процесс образовательных учреждений МВД Российской Федерации.

Все вышеперечисленные проблемы постепенно решаются, тем более соотношение женщин-сотрудников правоохранительных органов МВД России в настоящее время неуклонно растёт. В некоторых подразделениях территориальных органов внутренних дел их численность достигает 30-50% от общей численности подразделения. На январь 2019 года в подразделениях МВД России проходили службу 193,5 женщин-сотрудников.

Кроме того, прогнозируется, что количество женщин в структурах правоохранительных органов России с каждым годом будет только увеличиваться. Об этом свидетельствует увеличение численности девушек - курсантов ведомственных вузов и ещё более - девушек-абитуриентов.

1. Андрианов А.С. Условия, влияющие на развитие профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в процессе служебной деятельности. Государство и право в эпоху глобальных перемен: материалы международной научно-практической конференции. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2017.

2. Aндрианов A.O. Проблема совершенствования профессионально-психологической подготовки сотрудников полиции. Итоги науки в теории и практике 2015: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции Евразийского Научного Объединения. 2015: 65 - 67.

3. Баранов В.Е. Формирование готовности к боевой деятельности у курсантов вузов МВД России с использованием комплексных занятий по физической и огневой подготовке. Сборник материалов X международной научно-практической конференции. ФГКОУ ВО «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В.В. Лукьянова», 2016: 75 - 79.

4. Aндрианов АС., Медведев И.В. Aдаптированность слушателей первоначального обучения образовательных учреждений МВД России к учебной деятельности средствами пропаганды здорового образа жизни. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: сборник научных трудов. Ялта: РИО rriA, 2017; Вып. 55; Ч. 4.

References

1. Andrianov A.S. Usloviya, vliyayuschie na razvitie professional'nyh kachestv sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii v processe sluzhebnoj deyatel'nosti. Gosudarstvo i pravo v 'epohu global'nyh peremen: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: Barnaul'skij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2017.

2. Andrianov A.S. Problema sovershenstvovaniya professional'no-psihologicheskoj podgotovki sotrudnikov policii. itogi nauki v teorii i praktike 2015: sbornik materialov XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Evrazijskogo Nauchnogo Ob'edineniya. 2015: 65 - 67.

3. Baranov V.E. Formirovanie gotovnosti k boevoj deyatel'nosti u kursantov vuzov MVD Rossii s ispol'zovaniem kompleksnyh zanyatij po fizicheskoj i ognevoj podgotovke. Sbornik materialov X mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. FGKOU VO «Orlovskij yuridicheskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossii imeni V.V. Luk'yanova», 2016: 75 - 79.

4. Andrianov A.S., Medvedev I.V. Adaptirovannost' slushatelej pervonachal'nogo obucheniya obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii k uchebnoj deyatel'nosti sredstvami propagandy zdorovogo obraza zhizni. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2017; Vyp. 55; Ch. 4.

Статья поступила в редакцию 04.07.19

УДК 379.8

Surtayeva N.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: nsurtaeva@yandex.ru

Milovanova N.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector in Scientific Activity of TOGIRRO (Tyumen, Russia), E-mail: natamil2004@mail.ru Ivanova O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Continuing Professional Education of MSPU (Moscow, Russia), E-mail: ivanova_msc@mail.ru

SOCIO-CULTURAL AND SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITIES IN THE BASIS OF SOCIO-CULTURAL APPROACH. The article discusses the issue of evolution of the occurrence of a socio-cultural approach to the practice of modern scientific research in the study and description of socio-cultural processes and phenomena in society. The researchers study conceptions by A.G. Asmolov, E.A. Tyugashev, A.M. Tsirulnikov and other scientists, which describe the components of sociocultural activities, characterize these activities (terminology, principles, methods, functions, procedural component) and focus on the relationship between socio-educational and socio-cultural activities. The authors show how the sociocultural approach is implemented, naming as a specific toolkit (a set of sociocultural technologies, forms and methods), naming as examples the following technologies and methods: a method for analyzing sociocultural situations, a technology of sociocultural education design, an educational network technology, a scientific and educational technology expeditions, technology "educational fair" technology educational expedition - as a kind of socio-cultural technology.

Key words: socio-cultural and socio-pedagogical activities, socio-cultural approach, socio-civility, social-oriented technologies, socio-cultural concept.

Н.Н. Суртаева, д-р пед. наук, проф. каф. воспитания и социализации, института педагогики, РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: nsurtaeva@yandex.ru

Н.Г. Милованова, д-р пед. наук, проф., проектор по научной работе, Тюменский государственный областной институт развития регионального образования, г. Тюмень, E-mail: natamil2004@mail.ru

О.А. Иванова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогических технологий непрерывного профессионального образования, Московский государственный педагогический университет, г. Москва, E-mail: ivanova_msc@mail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОСНОВЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА

В статье рассматривается вопрос эволюции вхождения социокультурного подхода в практику современных научных исследований при изучении и описании социально-культурных процессов и явлений в обществе. Рассматриваются концепции А.П Асмолова, Е.А. Тюгашева, А.М. Цирульникова и других, в которых описываются составляющие социокультурной деятельности, даётся характеристика этой деятельности (терминология, принципы, методы, функции, процессуальная составляющая) и акцентируется внимание на вопросах соотношения социально-педагогической и социально-культурной деятельности. Автор показывает, как реализуется социокультурный подход, называя в качестве определённого инструментария (совокупность социокультурных технологий, форм и методов), называя в качестве примеров следующие технологии и методы: метод анализа социокультурных ситуаций, технологию социокультурного проектирования образования, технологию образовательной сети, технологию научно-педагогической экспедиции, технологию «образовательная ярмарка», технологию образовательная экспедиция - как разновидность социально-культурной технологии.

Ключевые слова: социокультурность, социокультурная концепция, социокультурный подход, социально-культурная и социально-педагогическая деятельность, социоориентированные технологии.

Усиление социальной обусловленности образования связано с усилением социальной составляющей государственной политики России не только в сфере образования, но и в других сферах. В научных исследованиях появилось множество работ терминологического, содержательного, технологического и методологического характера затрагивающих различные социальные аспекты, что также объясняется и выделением таких научных направлений, как социальная педагогика, социальная работа, породивших множество исследований о деятельности социозащитных учреждений и других учреждений социальной сферы. Сегодня трудно выстроить хронологическую последовательность появления терминов, описывающих социальную обусловленность образования (стратегические ориентиры социокультурной модернизации, социокультурная концепция образования, социокультурный подход, социокультурная деятельность, социально-педагогическая деятельность, культурно-досуговая деятельность, социокультурные технологии, социальные технологии, культуроцентрированные технологии, социо-ориентированные технологии, социализация, социокультурность и др.).

Понятие «социокультурный» как ключевую характеристику предлагаемых подходов к образованию активно использовали в 1980 - 1990-х годах А.М. Цирульников и Е.Е. Шулешко Почти одновременно (первенство трудно установить) с этим начинает использоваться этот термин в социологии П.С. Писарским, В.С. Сопкиным [1]. Еще ранее при рассмотрении вопросов предмета социологии, термин социокультурный использует в своих работах П.А. Сорокин, который отмечает, что социокультурному взаимодействию характерно 3 аспекта: 1) личность в качестве субъекта взаимодействия, 2) общество в качестве совокупности взаимодействующих субъектов, 3) культура в качестве совокупности ценностей и норм, значений, которыми владеют взаимодействующие.

На современном этапе следует отметить А.П Асмолова, который в своём исследовании, рассуждая о социокультурности, подчёркивает такой контекст, как «отношение»: «понятие социокультурности предполагает отношение к образованию как к опережающему, прогнозирующему институту развития общества. Отмечает, что возможны два принципиально разных подхода: или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.