Научная статья на тему 'Проблемные направления профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов'

Проблемные направления профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FIRE TRAINING / PROFESSIONAL QUALITIES / INTERNAL AFFAIRS BODIES / LAW ENFORCEMENT / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев И.В.

Огневая подготовка в подразделениях МВД РФ относится к числу приоритетных направлений в системе профессиональной подготовки и профессионального обучения кадрового состава полиции. Как правило, в большинстве отделов и отделений полиции занятия по огневой подготовке проводятся один раз в неделю и в содержательной части включают только выполнение практического упражнения курса стрельб [1]. По той же схеме с некоторыми вариациями и большим количеством учебного времени проводятся занятия, и в образовательных организациях МВД России. Данная модель учебного (тренировочного) занятия направлена исключительно на формирование навыка производства выстрела при стрельбе на различные дистанции. Однако специфика профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, главная составляющая которой задержание правонарушителя, накладывает определённый отпечаток на применение и использование огнестрельного оружия [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM-ORIENTED PROFESSIONAL TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Fire training in the units of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation is one of the priority areas in the system of training and vocational training of police personnel. As a rule, in most departments and police departments fire training sessions are held once a week and in the content part include only the implementation of practical exercises of the shooting course. According to the same scheme, with some variations and a lot of training time, classes are held, and in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. This model of training (training) classes is aimed solely at the formation of the skill of production of the shot when shooting at different distances. However, the specifics of the professional activities of law enforcement officers the main component, which is the detention of the offender, imposes a certain imprint on the use and use of firearms.

Текст научной работы на тему «Проблемные направления профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов»

3. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград: Перемена, 2001.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Available at: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf

5. Мацефук Е.А., Разбегаев П.В., Разбегаева Л.П. Методические материалы к курсу «Ценностные основы социально-гуманитарного образования». Современная школа: сборник статей участников IX Всероссийского конкурса инновационных образовательных технологий «Современная школа», проведённого АНО ДПО «МЦИТО», г Киров (1 июня 2017 года - 18 декабря 2017 года). Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. Вып. 9: 98 - 109.

6. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1960.

7. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 1996.

8. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. Москва: Политиздат, 1977.

9. Дробницкий О.Г Мир оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия. Москва: Политиздат, 1967.

10. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного педагогического института, 1996.

11. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва: Творческая педагогика; Новая школа, 1993.

12. Мацефук Е.А., Разбегаева Л.П. Ценностное отношение к ответственности: сущностные и процессуальные характеристики. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.

13. Разбегаева Л.П., Самоходкина Т.В., Крутова И.В. Проектирование уроков истории: методические рекомендации для студентов специальности «История». Волгоград: Перемена, 2009.

14. Мацефук Е.А., Разбегаев П.В. Познавательный интерес и информационная безопасность личности в современном обществе. Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016; 3 (38): 132 - 135.

References

1. Macefuk E.A., Razbegaev P.V. Problema formirovaniya cennostnogo soznaniya lichnosti obuchayuschegosya: teoreticheskij aspekt. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 5 (72): 283 - 285.

2. Manojlo A.V. Gosudarstvennaya informacionnaya politika v osobyh usloviyah. Evartis. Available at: http://www.evartist.narod.ru/text24/0027.htm

3. Razbegaeva L.P. Cennostnye osnovaniya gumanitarnogo obrazovaniya. Volgograd: Peremena, 2001.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Available at: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf

5. Macefuk E.A., Razbegaev P.V., Razbegaeva L.P. Metodicheskie materialy k kursu "Cennostnye osnovy social'no-gumanitarnogo obrazovaniya". Sovremennaya shkola: sbornik statej uchastnikov IX Vserossijskogo konkursa innovacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij «Sovremennaya shkola», provedennogo ANO DpO «MCITO», g. Kirov (1 iyunya 2017 goda - 18 dekabrya 2017 goda). Kirov: Izd-vo MCITO, 2018. Vyp. 9: 98 - 109.

6. Tugarinov V.P. O cennostyah zhizni i kul'tury. Leningrad: Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta, 1960.

7. Vyzhlecov G.P. Aksiologiya kul'tury. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij universitet, 1996.

8. Dodonov B.I. 'Emociya kak cennost'. Moskva: Politizdat, 1977.

9. Drobnickij O.G. Mir ozhivshih predmetov: Problema cennosti imarksistskaya filosofiya. Moskva: Politizdat, 1967.

10. Kir'yakova A.V. Teoriya orientacii lichnosti v mire cennostej. Orenburg: Izd-vo Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta, 1996.

11. Karakovskij V.A. Stat' chelovekom. Obschechelovecheskie cennosti - osnova celostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa. Moskva: Tvorcheskaya pedagogika; Novaya shkola, 1993.

12. Macefuk E.A., Razbegaeva L.P. Cennostnoeotnosheniekotvetstvennosti: suschnostnyeiprocessual'nyeharakteristiki. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.

13. Razbegaeva L.P., Samohodkina T.V., Krutova I.V. Proektirovanie urokov istorii: metodicheskie rekomendaciidlya studentov special'nosti «Istoriya». Volgograd: Peremena, 2009.

14. Macefuk E.A., Razbegaev P.V. Poznavatel'nyj interes i informacionnaya bezopasnost' lichnosti v sovremennom obschestve. Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2016; 3 (38): 132 - 135.

Статья поступила в редакцию 18.03.19

УДК 37.032

Medvedev I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: vyzemsky@bk.ru

PROBLEM-ORIENTED PROFESSIONAL TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS. Fire training in the units of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation is one of the priority areas in the system of training and vocational training of police personnel. As a rule, in most departments and police departments fire training sessions are held once a week and in the content part include only the implementation of practical exercises of the shooting course. According to the same scheme, with some variations and a lot of training time, classes are held, and in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. This model of training (training) classes is aimed solely at the formation of the skill of production of the shot when shooting at different distances. However, the specifics of the professional activities of law enforcement officers the main component, which is the detention of the offender, imposes a certain imprint on the use and use of firearms.

Key words: fire training, professional qualities, internal Affairs bodies, law enforcement.

И.В. Медведев, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: vyzemsky@bk.ru

ПРОБЛЕМНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Огневая подготовка в подразделениях МВД РФ относится к числу приоритетных направлений в системе профессиональной подготовки и профессионального обучения кадрового состава полиции. Как правило, в большинстве отделов и отделений полиции занятия по огневой подготовке проводятся один раз в неделю и в содержательной части включают только выполнение практического упражнения курса стрельб [1]. По той же схеме с некоторыми вариациями и большим количеством учебного времени проводятся занятия, и в образовательных организациях МВД России. Данная модель учебного (тренировочного) занятия направлена исключительно на формирование навыка производства выстрела при стрельбе на различные дистанции. Однако специфика профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, главная составляющая которой - задержание правонарушителя, накладывает определённый отпечаток на применение и использование огнестрельного оружия [2].

Ключевые слова: огневая подготовка, профессиональные качества, органы внутренних дел, правоохранительная деятельность.

Когда в силовом противостоянии с правонарушителем стоит задача задержать, а не уничтожить, изменяется весь спектр приемов и навыков обращения с огнестрельным оружием. Во-первых, изменяется дистанция применения оружия, вплоть до критических величин рукопашного боя. Изменение дистанции в сторону сокращения отодвигает на второй план собственно производство выстрела и выводит на главные роли развитие физических и психических качеств, которые при обучении классической модели стрельбы практически не развиваются. Речь идёт о скоростно-силовых качествах работы с противником на ближней дистанции наподобие тех, которые присущи бойцам-рукопашникам. Здесь мы подошли к главному вопросу данной статьи, принципам движения (перемещения) при силовом противостоянии, главным образом с применением огнестрельного оружия [3].

Вопросам передвижения стрелка во время огневого столкновения посвящено достаточно много методических работ и видеосюжетов. Из всего многообразия предлагаемых технических действий можно выделить три основных направления:

- организация защиты путем создания физической преграды между атакующим и обороняющимся;

- защита маневром с последующей контратакой;

- упреждающие действия при угрозе нападения [4].

Если говорить об использовании физической преграды, проще говоря, укрытия, это на наш взгляд был и остается самый простой, надежный и эффективный способ уйти от выстрела и правильно оценить обстановку. При ослож-

нении оперативной обстановки внимание сотрудника должно быть направлено на постоянный поиск и фиксацию предметов окружающей обстановки, которые потенциально могут служить в качестве укрытия от возможной стрельбы и скрытного сближения с противником. Защитный барьер может иметь только визуальный характер, например густая тень, или наоборот яркий свет препятствующие противнику своевременному определению цели. Отступив в тень, сливаясь с окружающей обстановкой, или двигаясь, закручивая противника против света, сотрудник тем самым решает задачи визуального блокирования. Если вопрос использования укрытия при огневом контакте не вызывает серьезных противоречий, то на маневрирование при огневом столкновении имеются различные точки зрения. Разберем наиболее распространенные из них.

Одна из точек зрения, которой хотелось бы коснуться, присуща в основном специалистам, работающим в области контактных единоборств. Они переносят принципы движения в рукопашной схватке на ситуации огневого контакта, считая, что алгоритм движения в этих случаях однотипен. С их точки зрения уходы с линии возможного выстрела целесообразно осуществлять, выполняя резкие перемещения из стороны, в сторону совмещая их с периодическими нырками, понижая тем самым центр тяжести тела и уменьшая площадь попадания. Данные перемещения рекомендуется комбинировать с быстрыми рывками по прямой линии избегая шаблонных, повторяющихся движений. Предложенный подход на наш взгляд имеет один существенный недостаток - отсутствие практической целесообразности и большая степень надуманности и теоретизации в решении данного вопроса.

Большинство предложенных на этой методической основе техник и снятых видеосюжетов производят, мягко говоря, не слишком убедительное впечатление и вызывает у специалистов - стрелков справедливую критику

С их точки зрения главное в огневом контакте это быстрота работы с оружием, минимум движения которое мешает стабилизации оружия и тела в пространстве, и ментальный контроль противника. Нужно заметить, что их методические и практические наработки на хорошем уровне реализуются в условиях тира и полигона с моделированием различных ситуаций с использованием статичного и движущегося мишенного оборудования. Данная модель работы с огнестрельным оружием, на наш взгляд гораздо практичнее и более соответствует реалиям профессиональной деятельности сотрудников полиции, хотя здесь, также имеются моменты, которые требуют совершенствования, и которых мы коснемся позднее [5].

Что касается упреждающих действий при угрозе нападения, то здесь на наш взгляд немного пространства для сколько-нибудь серьезных методических и практических экспериментов. Дело в том, что при всяком виде агрессии в отношении сотрудника полиции, законодательно его действия будут выстраиваться только как защитные, то есть, в подавляющем большинстве случаев сотрудник вынужден работать вторым номером от обороны. В тех случаях, когда нападение на сотрудника спланировано заранее, шансов на успех, работая вторым номером немного. Ведущую роль в таких ситуациях играет опыт, наблюдательность, развитая интуиция. Эти и другие необходимые качества, целенаправленно и систематически развиваемые в период профессиональной подготовки во время учебных занятий и дальнейшей служебной деятельности сотрудника позволяют нивелировать преимущество противника во времени, тем самым получая возможность перехвата инициативы и дальнейших успешных действий. Все эти моменты лучше всего тренировать в различного плана ролевых играх, организованных и спланированных по принципу ситуативного тренинга.

С целью проверки эффективности вышеуказанных двигательных моделей огневого контакта в Барнаульском юридическом институте с каждым набором слушателей факультета профессиональной подготовки в течение двух лет (2016 - 2018 гг.) проводилась экспериментальная работа. Эта работа кроме того имела задачу поиска наиболее оптимальных форм обучения тактике огневого контакта, характерных именно для данной категории слушателей образовательных организаций МВД.

Экспериментальным путем проверялось насколько тезисов:

- насколько эффективна стрельба в состоянии движения, или резкого изменения положения в пространстве;

- возможен ли уход с линии выстрела с помощью быстрых перемещений в различных направлениях, находясь на открытом пространстве;

- каким образом сблизиться с противником сведя к минимуму риск поражения от его стрельбы;

- способы защиты и контратаки при огневом контакте на сверхкоротких дистанциях (0,5-2 м).

Рассмотрим тезис об эффективности стрельбы в движении (изменении направления движения, положения в пространстве). Работа проводилась с группой стрелков, имеющих отличные результаты выполнения контрольных упражнений для сотрудников полиции.

Вначале стрельба велась при равномерном, прямолинейном движении вперед-назад (стопа к стопе) с минимальным отклонением оружия по горизонтали. Результативность стрельбы составила 65% попаданий в зачетную зону в начале эксперимента и возросла до 85% в процессе практических занятий, что является отличным показателем.

При движении в горизонтальной плоскости результативность стрельбы колебалась в районе 15-20% и в процессе экспериментальной работы изменилась незначительно. Подчеркну, что движение в процессе стрельбы было равномерным и медленным.

Смена положения с попеременным понижением и повышением центра тяжести (позиции: стоя, полуприсед, на коленях, лежа на спине, животе, боку и т. д.) так же оказывает серьезное влияние на эффективность стрельбы. В первую очередь это касается значительных пауз между выстрелами при смене положений, требующихся для стабилизации оружия. Попытки уменьшить эти паузы, или стрелять вообще без них приводит к потере результативности в пределах 35%, что в итоге составляет 12 - 16%. Необходимо уточнить, что вся стрелковая работа проводилась с дистанции 15 метров (экспериментально выведенный усредненный показатель) [4].

Анализ проделанной работы позволяет сделать следующий вывод: в состоянии движения необходимая результативность возможна только в результате прямолинейного движения вперед, или назад. Попытки любого горизонтального смещения даже в невысоком темпе приводят к большой погрешности в стрельбе, что в специфике профессиональной деятельности сотрудника полиции недопустимо. Кроме того необходимо отметить, что при уходе с линии выстрела именно горизонтальные смещения и на большой скорости позволяют надеяться на положительный результат. Следовательно, резюмируем: быстрые движения в горизонтальной плоскости, или резкая смена положения для стрельбы при одновременном производстве выстрела малоэффективны и поэтому не рекомендуются нами в практической деятельности, даже для хороших стрелков.

Что касается возможности уходов от выстрелов на открытом пространстве, в методической литературе этому вопросу посвящено достаточно много внимания. Предлагаются различные техники ухода от стрельбы, начиная от простых, маятникообразных движений, до более сложных комбинированных форм передвижений. Большое влияние на этот вопрос также оказывает художественная литература и кинематограф. Это приводит к тиражированию с виду эффектных, но практически непроверенных, и, следовательно, нежизнеспособных техник, на основе которых снято достаточное количество видеосюжетов.

В нашей работе для проверки данного тезиса использовалось лазерное оружие, благодаря которому точка прицеливания и сам выстрел хорошо видимы на условном противнике, делающем попытки перемещения в различных направлениях. В перемещениях нами использовались различные техники и те, на которые мы ссылались выше, и вновь разработанные по ходу экспериментальной работы. Итог работы показал следующее: с дистанции 15 - 20 метров центр тяжести человека (уровень пояса) легко контролируется направлением ствола, независимо от того как бы, и в каком направлении человек не перемещался, и чем ближе эта дистанция, тем более простой становиться задача для стрелка.

В этом случае, для того чтобы создать реальные помехи для стреляющего нужно перемещаться просто с фантастической скоростью недоступной физиологии человека. И, само собой разумеется, маловероятно, двигаясь на максимуме своих скоростных возможностей, в попытке уйти с линии стрельбы, и при этом одновременно эффективно использовать свое оружие.

Организуя экспериментальную работу по двум первым направлениям, мы составили вполне определенное мнение и по третьему тезису. Единственный, относительно безопасный способ сближения с вооруженным противником, это использование естественных преград (укрытий), создание помех для прицельной стрельбы, например заградительный огонь напарника, или же сосредоточенный огонь с нескольких направлений, что возможно только в составе группы. Сверхкороткие дистанции в огневом контакте требуют особого внимания, так как в последнее время статистика случаев применения огнестрельного оружия показывает устойчивую тенденцию сокращения дистанции его применения. В ситуациях ближней дистанции (от полутора до двух метров) техника производства выстрела уходит на второй план, предпочтение в данном случае отдается скоростным качествам человека.

Для работы с оружием это быстрота реакции, уверенная работа с кобурой, умение стрелять, не пользуясь прицельными приспособлениями. Именно в этих случаях необходимы навыки правильного, оптимального движения, поскольку только на данных дистанциях возможен уход с линии выстрела. В нашей работе мы использовали следующие схемы работы:

- защита перемещением с блокированием вооруженной руки противника;

- перемещение с ответной контратакой.

При отработке указанных схем выяснилась определенная закономерность, если в момент нападения оружие противника обнажено и готово к применению, а оружие обороняющегося находится в кобуре, не следует делать попыток его извлечь, находясь на ближней дистанции. В этих случаях, когда оружие противника находится в прямой досягаемости, целесообразно с помощью быстрого сближения обеспечить контакт с вооруженной рукой противника с последующим проведением болевого приема. Только нейтрализуя угрозу выстрела, имеет смысл дальнейшее извлечение и использование своего оружия.

Тактические и технические особенности работы с вооруженным противником на сверхкоротких дистанциях, находятся на стыке учебных дисциплин огневой и физической подготовки и вызывают определенные трудности для стрелков тренирующихся исключительно в условиях мишенной обстановки без использования партнеров в качестве условного противника. Это является недостатком всех стрелковых методик ориентированных на поражение мишени независимо от дистанции. По нашему мнению только ситуативная работа с партнером на занятиях по огневой подготовке позволяет расширить возможности владения огнестрельным оружием и в целом силового задержания правонарушителей.

Библиографический список

1. Андрианов А.С. Условия, влияющие на развитие профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в процессе служебной деятельности. Государство и право в эпоху глобальных перемен: материалы международной научно-практической конференции. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2017.

2. Андрианов А.С. Проблема совершенствования профессионально-психологической подготовки сотрудников полиции. Итоги науки в теории и практике: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции Евразийского Научного Объединения. 2015: 65 - 67.

3. Баранов В.Е. Формирование готовности к боевой деятельности у курсантов вузов МВД России с использованием комплексных занятий по физической и огневой подготовке. Сборник материалов X международной научно-практической конференции. ФГКОУ ВО «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В.В. Лукьянова». 2016: 75 - 79.

4. Иванов-Катанский С.А. Искусство уклонения от выстрелов, методы скоростной стрельбы и техника обезоруживания. Москва, 2002.

5. Андрианов А.С., Медведев И.В. Адаптированность слушателей первоначального обучения образовательных учреждений МВД России к учебной деятельности средствами пропаганды здорового образа жизни. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 55; Ч. 4.

References

1. Andrianov A.S. Usloviya, vliyayuschie na razvitie professional'nyh kachestv sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii v processe sluzhebnoj deyatel'nosti. Gosudarstvo i pravo v 'epohu global'nyh peremen: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: Barnaul'skij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2017.

2. Andrianov A.S. Problema sovershenstvovaniya professional'no-psihologicheskoj podgotovki sotrudnikov policii. Itoginauki v teoriiipraktike: sbornik materialov XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Evrazijskogo Nauchnogo Ob'edineniya. 2015: 65 - 67.

3. Baranov V.E. Formirovanie gotovnosti k boevoj deyatel'nosti u kursantov vuzov MVD Rossii s ispol'zovaniem kompleksnyh zanyatij po fizicheskoj i ognevoj podgotovke. Sbornik materialov X mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. FGKOU VO «Orlovskij yuridicheskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossii imeni V. V. Luk'yanova». 2016: 75 - 79.

4. Ivanov-Katanskij S.A. Iskusstvo ukloneniya ot vystrelov, metody skorostnoj strel'by i tehnika obezoruzhivaniya. Moskva, 2002.

5. Andrianov A.S., Medvedev I.V. Adaptirovannost' slushatelej pervonachal'nogo obucheniya obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii k uchebnoj deyatel'nosti sredstvami propagandy zdorovogo obraza zhizni. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2017. Vyp. 55; Ch. 4.

Статья поступила в редакцию 13.03.19

УДК 37 02

Pavlova E.I., postgraduate, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: sve862@yandex.ru

MORAL AND ETHICAL EDUCATION OF STUDENTS IN A COLLEGE. The work is dedicated to a problem of moral and ethical education of students of a college. The author conducts research, theoretical and practical justification of success of development of this direction in college students. The main thing is to reveal necessary pedagogical conditions which will allow this direction to become successful within a college. For this purpose it is necessary to reveal forms of the organization of educational influence, the means and material resources of the educational environment. The author concludes that morals, principles, categories, ideals, learned and adopted by the person at a young age, express a definite personal attitude towards other people, towards himself, towards his work and to the world. The contents of the educational work on moral and ethical education should be guided by principles of humanism, participation, social compensation, social partnership, unity, mutual responsibility and equal opportunities.

Key words: moral and ethical education, pedagogical conditions, collective activity, public installations, traditions, charity events, volunteer activity.

Е.И. Павлова, аспирант, Гжельский государственный университет, п. Электроизолятор, E-mail: sve862@yandex.ru

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Работа посвящена проблеме нравственно-этического воспитания студентов колледжа. Проблема заключается в поиске, теоретическом и практическом обосновании успешности развития этого направления у студентов колледжа. Главное - выявить необходимые педагогические условия, которые позволят данному направлению в рамках колледжа стать успешным. А для этого необходимо выявить формы организации воспитательного воздействия, средства и материальные возможности образовательной среды. Автор делает вывод о том, что усвоенные и принятые личностью в молодом возрасте нравственные нормы, принципы, категории, идеалы выражают определённое личностное отношение к другим людям, к себе, к своему труду, к окружающему миру. Содержание воспитательной работы по нравственно-этическому воспитанию должно опираться на принципы гуманизма, участия, социальной компенсации, социального партнёрства, единства, взаимной ответственности и равных возможностей.

Ключевые слова: нравственно-этическое воспитание, педагогические условия, коллективная деятельность, общественные установки, традиции, благотворительные акции, волонтёрская деятельность.

В настоящее время очень важная роль в воспитании молодёжи принадлежит нравственно-этическому направлению, поэтому нужно рассмотреть необходимые педагогические условия, которые позволят данному направлению в рамках колледжа стать успешным.

Под педагогическими условиями мы понимаем организацию, содержание, формы и методы воспитания, способствующие решению задач в этом направлении. Педагогические условия следует рассматривать как компонент педагогической системы, влияющей на личность и обеспечивающих эффективность образовательно-воспитательного процесса (А.М. Столяренко) [1].

В целом, можно выделить комплекс педагогических условий, способствующих эффективности процесса нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи в образовательной организации:

1) развитие молодёжного студенческого коллектива,

2) использование опыта традиционной народной культуры, изучение содержания и символики народных традиций,

3) использование потенциала традиций профессионального образовательного учреждения,

4) участие студенческой молодёжи в благотворительных акциях и волонтёрской деятельности,

5) участие студенческой молодёжи в дискуссионной площадке киноклуба,

6) выявление и конкретизация задач и содержания нравственно-этического воспитания студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности.

Рассмотрим их подробнее.

Первым основным из педагогических условий является создание студенческого коллектива в колледже и взаимодействия личности в нём.

Такая коллективная деятельность становится успешной при совместной деятельности учебной, трудовой, творческой и воспитательной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направленность деятельности и цели любого коллектива формируют характер взаимодействий внутри коллектива, поскольку они строятся на единой основе. В.А. Бабицына, ПН. Воронкова, Н.М. Жукова [2; 3; 4] отмечают, что детерминантами жизнедеятельность любого молодёжного коллектива являются самостоятельность, ответственность, взаимное доверие. Развития этих характеристик для любой личности коллектива является критерием общего уровня развития студенческого коллектива. Деятельность коллектива должна быть правильно организована. А для этого необходимо чтобы все члены коллектива качественно выполняли порученные им задания, стремились к достижению поставленной цели. При правильной организации учитываются интересы и мнения всех студентов в коллективе.

В трудах И.Н. Дворниковой, Д.А. Ефремова, В.К. Криворученко [5; 6; 7; 8] отмечено, что «молодёжный коллектив, организованный взрослыми (педагогами), становится механизмом в формировании нравственных качеств и чувств молодёжи». Участие студентов в решение общественных задач, развивает общение в группе, а, следовательно, и личность студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.