Научная статья на тему 'Информация как ценность в образовательном процессе'

Информация как ценность в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION / VALUE / VALUE RELATION / VALUE RELATION TO INFORMATION / EDUCATIONAL PROCESS / REPRESENTATION / CONCEPT / PATTERNS / ИНФОРМАЦИЯ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИНФОРМАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ПОНЯТИЕ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацефук Е. А., Разбегаев П. В.

В статье обосновывается место и роль информации в современном образовательном процессе, раскрываются основные интерпретации категории «информация» и ее виды. Авторы отмечают, что сегодня, на этапе ускоренного и неконтролируемого роста информации, возникает необходимость понимания ее как образовательной ценности. В статье акцентируется внимание на данной трактовке «информации». Исследователями поднимается проблема целесообразности включения информации в качестве основополагающей ценности в существующие ценностные классификации. Авторами прослеживается роль информации на каждом из этапов образовательного процесса (при целеполагании, реализационных составляющих и его результате). В работе обосновывается, что корреляция категорий «информация» и «ценностное отношение личности к информации» необходимое условие успешности образовательного процесса и, как следствие, социализации обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AS A VALUE IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article substantiates the place and role of information in the modern educational process, reveals the main interpretations of the category “information” and its types. The authors note that today, at the stage of accelerated and uncontrolled growth of information, it becomes necessary to understand it as an educational value. The article focuses on this interpretation of what “information” is. The researchers raise a problem of the expediency of including information as a fundamental value in the existing value classifications. The authors trace the role of information at each stage of the educational process (with goal-setting, implementation components and its result). The paper substantiates that the correlation between the categories “information” and “a person's value attitude to information” is a necessary condition for the success of the educational process and, as a result, the student's socialization.

Текст научной работы на тему «Информация как ценность в образовательном процессе»

4. Гаджиева П.Д., Раджабова РВ. Историко-педагогические основы гражданско-правового воспитания учащейся молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 197 - 198.

5. Гаджиева П.Д., Раджабова Р.В. Реализация возможности образовательного пространства вуза в воспитании будущего педагога. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 200 - 201.

6. Микаилов Д.А. Содержание и программное обеспечение формирования правовой компетентности бакалавра педагогического образования. Мир науки, культуры, образования. 2018; 4 (71): 309.

7. Борзенко И.Л., Комаристая Л.А. Кадровое обеспечение национальной школы в период её становления. Мир науки, культуры, образования. 2018; 4 (71): 22 - 24.

8. Сиволобова Н.А., Погребная О.С., Соина В.М. Содержание и технологии патриотического воспитания студентов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2018. 6 (73): 107 - 108.

References

1. Koncepciya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii. Available at: http://lib.convdocs.org/docs/index-277984.html

2. Sivolobova N.A. Rol' studencheskih ob'edinenij v patrioticheskom vospitanii molodezhi. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 190 - 191.

3. Mamalova H.'E. Voenno-patrioticheskoe i internacional'noe vospitanie studencheskoj molodezhi v vuzah Rossii. News of Science and Education. 2018; T. 12; № 3: 007-010.

4. Gadzhieva P.D., Radzhabova R.V. Istoriko-pedagogicheskie osnovy grazhdansko-pravovogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 197 - 198.

5. Gadzhieva P.D., Radzhabova R.V. Realizaciya vozmozhnosti obrazovatel'nogo prostranstva vuza v vospitanii buduschego pedagoga. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 200 - 201.

6. Mikailov D.A. Soderzhanie i programmnoe obespechenie formirovaniya pravovoj kompetentnosti bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 4 (71): 309.

7. Borzenko I.L., Komaristaya L.A. Kadrovoe obespechenie nacional'noj shkoly v period ee stanovleniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 4 (71): 22 - 24.

8. Sivolobova N.A., Pogrebnaya O.S., Soina V.M. Soderzhanie i tehnologii patrioticheskogo vospitaniya studentov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018. 6 (73): 107 - 108.

Статья поступила в редакцию 03.03.19

УДК 373

Matsefuk E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd State Pedagogical University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]

Razbegaev P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgograd, Russia),

E-mail: [email protected]

INFORMATION AS A VALUE IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The article substantiates the place and role of information in the modern educational process, reveals the main interpretations of the category "information" and its types. The authors note that today, at the stage of accelerated and uncontrolled growth of information, it becomes necessary to understand it as an educational value. The article focuses on this interpretation of what "information" is. The researchers raise a problem of the expediency of including information as a fundamental value in the existing value classifications. The authors trace the role of information at each stage of the educational process (with goal-setting, implementation components and its result). The paper substantiates that the correlation between the categories "information" and "a person's value attitude to information" is a necessary condition for the success of the educational process and, as a result, the student's socialization.

Key words: information, value, value relation, value relation to information, educational process, representation, concept, patterns.

Е.А. Мацефук, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград,

Е-mail: [email protected]

П.В. Разбегаев, канд. пед. наук, доц., ВА МВД России, г. Волгоград, Е-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИЯ КАК ЦЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье обосновывается место и роль информации в современном образовательном процессе, раскрываются основные интерпретации категории «информация» и ее виды. Авторы отмечают, что сегодня, на этапе ускоренного и неконтролируемого роста информации, возникает необходимость понимания ее как образовательной ценности. В статье акцентируется внимание на данной трактовке «информации». Исследователями поднимается проблема целесообразности включения информации в качестве основополагающей ценности в существующие ценностные классификации. Авторами прослеживается роль информации на каждом из этапов образовательного процесса (при целеполагании, реализационных составляющих и его результате). В работе обосновывается, что корреляция категорий «информация» и «ценностное отношение личности к информации» - необходимое условие успешности образовательного процесса и, как следствие, социализации обучающегося.

Ключевые слова: информация, ценность, ценностное отношение, ценностное отношение к информации, образовательный процесс, представление, понятие, закономерности.

Информация всегда имела ценность. Это подтверждает известное выражение, приписываемое молвой Натану Ротшильду: «Кто владеет информацией -тот владеет миром». С тех пор важность цены и обладания информацией возросла многократно. Время сегодня - время информации. Информационная среда стала системообразующим общественным фактором. «Информационная среда, как любая открытая самоорганизующаяся система, включает в себя, в качестве структурных составляющих» [1, с. 57] постоянно увеличивающиеся разнообразные информационные потоки, суммирующие разнородную информацию.

Категория «информация» многоаспектна, единой ее трактовки не существует.

Информация (Погтайо) в буквальном переводе с латинского языка - есть ознакомление, разъяснение, изложение. В самом широком представлении, «информацию», возможно, интерпретировать как:

- описание фактов, сообщение;

- сведения о лицах, предметах, событиях или процессах, «вне зависимости от формы их представления и используемые при принятии решений, а также в целях получения знаний» [1, с. 57];

- пространство значений и смыслов (в семантическом аспекте);

- некий трансцендентальный феномен (с точки зрения неотомизма);

- воспринимаемые в процессе коммуникации сведения, отражающие факты окружающего мира (духовного мира или материального) и др.

Информацию можно классифицировать по разным критериям, например, по способу восприятия, форме представления, назначению, истинности, значению. Основные классификации представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды информации

Информация

По истинности По способу восприятия По форме представления По назначению По значению

Истинная Визуальная Текстовая Массовая Актуальная

Ложная Аудиальная Числовая Специальная Достоверная

Тактильная Графическая Секретная Полная

Вкусовая Звуковая Приватная Полезная

Понятная

Основными свойствами информации являются: актуальность, адекватность, достоверность, объективность, полнота, точность, доступность и др. При этом, информация, обладая не только количеством и содержанием, но, прежде всего, - ценностью, «характеризуется формой представления, содержанием и затратами интеллектуального труда человека на ее создание» [2, с. 30]. Следовательно, информацию, возможно, рассматривать также как образовательную ценность. Данный тезис проходит красной нитью в рамках ценностного подхода в образовании.

Полученная обучаемым информация (вне зависимости от ее формы) моделирует смысловую реальность личности в аксиологическом контексте его деятельности. Информация представляет собой в таком случае, «некое ценностно-смысловое пространство, в рамках которого могут возникать новые смыслы и значения» [3, с. 144; 4], освоение которых станет содействовать формированию ценностного сознания личности в качестве элемента ее выстраивающейся системы ценностных отношений. «Последняя, при этом, находит свое определение как единство ... сознания с реальностью существующего для него мира опыта, ценностей, смыслов и значений» [3, с. 144; 4]. Такая информация, воспринятая личностью и ставшая элементом ее ценностно-смысловых отношений, может содействовать моделированию собственной ценностно-смысловой структуры в аксиосфере.

Владение необходимой информацией, умение ею пользоваться, а главное, умение ее получать из всевозможных источников, являются в современном обществе важнейшими условиями развития «свободной и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в постоянно изменяющемся, развивающемся информационном обществе» [1, с. 58]. Отсутствие у личности интереса к получению новых знаний, в итоге обойдется дороже, чем отсутствие конкретно-предметных знаний. В условиях непрерывного роста информации понимание ее ценности обеспечивает способность личности ориентироваться в информационных потоках, применять ее в решении конкретных задач, позволит обеспечить обучающемуся саморазвитие, способность к непрерывному образованию. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

- «..креативный и критически мыслящий,

- активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки,.....

- способный осуществлять учебно-исследовательскую,

- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.» - проектную и информационно-познавательную деятельность [4, с. 4 - 5].

Стандартом устанавливаются следующие требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательной программы, включающим «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.» [4, с. 5].

Метапредметные результаты, установленные Федеральным государственным образовательным стандартом освоения образовательной программы «должны отражать:

- умение .... использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности,..

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,

- владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов,

- умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; ...

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности» [4, с. 6 - 8].

Следовательно, в целях достижения всех поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом целей рассматривать информацию контекстуально вне ценностного подхода нецелесооб разно.

Именно ценности выступают в обществе стратегическим целями, побуждающими людей к совместным действиям, социальной жизни.

Ценности - это цели, обеспечивающие интеграцию общества, помогающие личности осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Обратимся к основным классификациям ценностей по предметному содержанию (таблица 2 [5]) и по субъектной принадлежности (табл. 3 [5]).

Таким образом, среди многочисленного ряда ценностей, выделяемых различными исследователями, к общепризнанными относятся - Жизнь, Человек, Познание (Знание), Красота (Культура), Труд, Отечество, Земля, Мир (А.В. Ки-рьякова, В.А. Караковский, З.И. Равкин), Отечество, Мир, Традиции, Новации, Человек цивилизации (Л.П. Разбегаева) [3]. Данные ценности являются структурообразующими, базовыми, аккумулирующими в себе широкий круг социальных ценностей.

Таблица 2

Классификации понятия «ценность» по предметному содержанию

Ценности

В. П. Тугаринов: [6] Г. П. Выжлецов: [7] Б. И. Додонов: [8] О. ГДробницкий: [9]

- материальные, - экономические, - витальные, - экономические,

- духовные, - социально-политические, - социальные, - моральные,

- социально-политические. - духовные. - политические, - эстетические,

- моральные, - правовые,

- религиозные, - идеологические,

- эстетические. - политические.

Таблица 3

Классификации понятия «ценность» по субъектной принадлежности

Ценности

общечеловеческие социально-значимые личностно-значимые

ценности, принадлежащие всему человечеству, в трактовке Л.П. Разбегаевой -«универсальные гуманистические ценности», совокупность которых создает целостную ценностную картину мира ценности социокультурной группы ценности каждого конкретного человека

А.В. Кирьякова: [10] В.А. Караковский: [11] Л.П. Разбегаева: [3] - ответственность, - самоуважение и самопочитание,

- Жизнь, - Земля, - Человек Цивилизации, - семья, - уверенность,

- Человек, - Человек, - Отечество, - гражданственность, - доверие,

- Познание, - Знание, - Мир, - дружба, - мужество,

- Красота, - Культура, - Традиции, - честность, - порядочность,

- Труд, - Труд, - Новации. - прогресс,

- Отечество. - Отечество - время,

- Мир. - пространство.

Таблица 4

Структура ценностного отношения

Компонент Структура компонента Содержание компонента

Когнитивный знание о ценностях «импульсные идеи» (конкретной ценности)

знание о компонентах ценности

знание о роли ценности для личности и социума

Эмоционально-смысловой эмоциональное отношение к ценности Эмоциональный фон, переживания, устойчивая эмоциональная реакция на восприятие ценности

оценка и степень осознанности значимости ценности осознание личностной и социальной значимости ценности

Мотивационно-дея-тельностный деятельностные аспекты активность, основанная на мотивах умения отбора и анализа признаков ценности, обоснования собственного отношения к ценности, прогнозировать и корректировать деятельность, связанную с проявлением ценности

Представляется, что информация сегодня может быть включена в классификации ценностей, как одна из основополагающих ценностей современного общества.

Результатом присвоения ценностей является система ценностных отношений школьников. Отношение не дается человеку извне, оно всегда представляет собой результат «личных усилий человека, развития его личностного опыта, следствие его переживаний» [12]. Отношения не появляются одномоментно, они формируются постепенно и могут быть на разных этапах осознанными, частично осознанными или неосознанными, сформированными или нет, постоянными или эпизодически проявляющимися. Ценностное отношение является, таким образом, процессом и результатом присвоения ценностей, одной из «форм освоения действительности человеком» [12]. Структура ценностного отношения представлена в таблице 4.

Базовым элементом системы ценностных отношений современной личности является также и ценностное отношение к информации. Структура данного ценностного отношения представлена в таблице 5.

ние работать с различными источниками информации, а также формирование ценностного сознания личности.

Во-вторых, на этапе работы с информацией. Информация, как наиболее динамичный и вариативный элемент данного этапа образовательного процесса имеет разные формы (визуальной, слуховой, тактильной, обонятельной), виды (устной, письменной, наглядной и др.) и соответствующее им содержание, представленное на уровне представлений, уровне понятий или уровне идей и закономерностей, используемые для достижения предполагаемых результатов процесса образования.

В-третьих, на этапе достижения результата, когда понимание ценности информации преобразуется в ценностное отношение - элемент системы ценностных отношений личности, ее ценностного сознания и личностного результата обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результативность образовательного процесса зависит как от объема профессиональной информации и личных качеств учителя, так и объема инфор-

Таблица 5

Структура знаний личности о ценности «информация»

Элементы знаний о ценности «информация» Ключевые идеи элементов Базовые понятия идей

знание о ценностях идея ценностной структуры общества «ценности», «аксиосфера», «универсальные ценности», «социально значимые ценности», личностно значимые ценности.

знание о компонентах ценности «информация» идея свободы выбора «свобода», «выбор», «безопасность», «моральный вред», «психологический вред», «информационная безопасность личности», «совесть», «бессознательная ответственность», «нравственный выбор».

идея знаний как основного фактора личностного роста «знание», «познание», «образование», «образовательный процесс», «развитие», «личностный рост».

идея об информации как фундаменте и ключевом факторе социального прогресса «социум», «Другой», «прогресс».

знание о глобальной роли ценности «информация» Идея ответственного выбора «Человек Цивилизации», «власть», «выбор», «информационная безопасность государства», «национальная безопасность», «мировая безопасность», «глобализация», «глобальные проблемы».

Представляется целесообразным утверждать, что значение ценности «информация» сегодня принимается повсеместно, в том числе, и в образовательном процессе. Образовательный процесс не является замкнутой, механической частью системы образования. Он всегда педагогически обусловлен и логически завершен.

Понимание информации, как образовательной ценности, просматривается на всех этапах образовательного процесса.

Во-первых, на этапе целеполагания. Это наиболее важный, и наиболее трудный момент в образовательной деятельности. Цель - это предвосхищаемый в сознании результат деятельности. «Цели являются систематизирующим звеном планирования.» [13, с. 16] любого процесса, в том числе, образовательного. Только «всесторонне проанализировав содержание учебного материала, подлежащего изучению, определив его место» [13, с. 16] в структуре знаний, формулируется цель изучения и усвоения информации. При этом цель усвоения данной информации не сводится к запоминанию содержания объема, но и уме-

Библиографический список

мации, которой владеет обучающийся и его умений работать с ней в условиях постоянного ее приращения. Чрезмерная динамичность современного социума требует от личности осознания невозможности обладания огромного объема информации; понимания чрезвычайной целесообразности способности ее поиска, усвоения и переработки с целью получения новой более значимой информации [14]. Обучающиеся на современном этапе общественного развития должны свободно ориентироваться в информационном поле, уметь максимально эффективно использовать новые информационные технологии.

Следует отметить, что образовательный процесс станет более результативным при наличии сформированного у обучаемого ценностного отношения к информации. Информация, таким образом, становится ведушим компонентом в достижении как предметного, метапредметного, так и личностного результатов обучения. Актуальная на данный момент для обучаемого информация, формулирует цель предстоящей деятельности, определяет её содержание и смысл, и подводит к желаемому предполагаемому результату.

1. Мацефук Е.А., Разбегаев П.В. Проблема формирования ценностного сознания личности обучающегося: теоретический аспект. Мир науки, культуры, образования. 2018; 5 (72): 283 - 285.

2. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. Evartis. Available at: http://www.evartist.narod.ru/text24/0027.htm

3. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград: Перемена, 2001.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Available at: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf

5. Мацефук Е.А., Разбегаев П.В., Разбегаева Л.П. Методические материалы к курсу «Ценностные основы социально-гуманитарного образования». Современная школа: сборник статей участников IX Всероссийского конкурса инновационных образовательных технологий «Современная школа», проведённого AHO ДП0 «МЦИТО», г Киров (1 июня 2017 года - 18 декабря 2017 года). Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. Вып. 9: 98 - 109.

6. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1960.

7. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 1996.

8. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. Москва: Политиздат, 1977.

9. Дробницкий O.T Мир оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия. Москва: Политиздат, 1967.

10. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. 0рeнбург: Изд-во 0рeнбургcкого государственного педагогического института, 1996.

11. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва: Творческая педагогика; Новая школа, 1993.

12. Мацефук Е.А., Разбегаева Л.П. Ценностное отношение к ответственности: сущностные и процессуальные характеристики. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.

13. Разбегаева Л.П., Самоходкина Т.В., Крутова И.В. Проектирование уроков истории: методические рекомендации для студентов специальности «История». Волгоград: Перемена, 2009.

14. Мацефук Е.А., Разбегаев П.В. Познавательный интерес и информационная безопасность личности в современном обществе. Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016; Э (38): 132 - 135.

References

1. Macefuk E.A., Razbegaev P.V. Problema formirovaniya cennostnogo soznaniya lichnosti obuchayuschegosya: teoreticheskij aspekt. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 5 (72): 283 - 285.

2. Manojlo A.V. Gosudarstvennaya informacionnaya politika v osobyh usloviyah. Evartis. Available at: http://www.evartist.narod.ru/text24/0027.htm

3. Razbegaeva L.P. Cennostnye osnovaniya gumanitarnogo obrazovaniya. Volgograd: Peremena, 2001.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Available at: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf

5. Macefuk E.A., Razbegaev P.V., Razbegaeva L.P. Metodicheskie materialy k kursu "Cennostnye osnovy social'no-gumanitarnogo obrazovaniya". Sovremennaya shkola: sbornik statej uchastnikov IX Vserossijskogo konkursa innovacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij «Sovremennaya shkola», provedennogo ANO DpO «MCITO», g. Kirov (1 iyunya 2017 goda - 18 dekabrya 2017 goda). Kirov: Izd-vo MCITO, 2018. Vyp. 9: 98 - 109.

6. Tugarinov V.P. O cennostyah zhizni i kul'tury. Leningrad: Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta, 1960.

7. Vyzhlecov G.P. Aksiologiya kul'tury. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij universitet, 1996.

8. Dodonov B.I. 'Emociya kak cennost'. Moskva: Politizdat, 1977.

9. Drobnickij O.G. Mir ozhivshih predmetov: Problema cennosti imarksistskaya filosofiya. Moskva: Politizdat, 1967.

10. Kir'yakova A.V. Teoriya orientacii lichnosti v mire cennostej. Orenburg: Izd-vo Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta, 1996.

11. Karakovskij V.A. Stat' chelovekom. Obschechelovecheskie cennosti - osnova celostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa. Moskva: Tvorcheskaya pedagogika; Novaya shkola, 1993.

12. Macefuk E.A., Razbegaeva L.P. Cennostnoeotnosheniekotvetstvennosti: suschnostnyeiprocessual'nyeharakteristiki. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.

13. Razbegaeva L.P., Samohodkina T.V., Krutova I.V. Proektirovanie urokov istorii: metodicheskie rekomendaciidlya studentov special'nosti «Istoriya». Volgograd: Peremena, 2009.

14. Macefuk E.A., Razbegaev P.V. Poznavatel'nyj interes i informacionnaya bezopasnost' lichnosti v sovremennom obschestve. Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2016; Э (38): 132 - 135.

Статья поступила в редакцию 18.03.19

УДК 37.032

Medvedev I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

PROBLEM-ORIENTED PROFESSIONAL TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS. Fire training in the units of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation is one of the priority areas in the system of training and vocational training of police personnel. As a rule, in most departments and police departments fire training sessions are held once a week and in the content part include only the implementation of practical exercises of the shooting course. According to the same scheme, with some variations and a lot of training time, classes are held, and in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. This model of training (training) classes is aimed solely at the formation of the skill of production of the shot when shooting at different distances. However, the specifics of the professional activities of law enforcement officers the main component, which is the detention of the offender, imposes a certain imprint on the use and use of firearms.

Key words: fire training, professional qualities, internal Affairs bodies, law enforcement.

И.В. Медведев, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Огневая подготовка в подразделениях МВД РФ относится к числу приоритетных направлений в системе профессиональной подготовки и профессионального обучения кадрового состава полиции. Как правило, в большинстве отделов и отделений полиции занятия по огневой подготовке проводятся один раз в неделю и в содержательной части включают только выполнение практического упражнения курса стрельб [1]. По той же схеме с некоторыми вариациями и большим количеством учебного времени проводятся занятия, и в образовательных организациях МВД России. Данная модель учебного (тренировочного) занятия направлена исключительно на формирование навыка производства выстрела при стрельбе на различные дистанции. Однако специфика профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, главная составляющая которой - задержание правонарушителя, накладывает определённый отпечаток на применение и использование огнестрельного оружия [2].

Ключевые слова: огневая подготовка, профессиональные качества, органы внутренних дел, правоохранительная деятельность.

Когда в силовом противостоянии с правонарушителем стоит задача задержать, а не уничтожить, изменяется весь спектр приемов и навыков обращения с огнестрельным оружием. Во-первых, изменяется дистанция применения оружия, вплоть до критических величин рукопашного боя. Изменение дистанции в сторону сокращения отодвигает на второй план собственно производство выстрела и выводит на главные роли развитие физических и психических качеств, которые при обучении классической модели стрельбы практически не развиваются. Речь идёт о скоростно-силовых качествах работы с противником на ближней дистанции наподобие тех, которые присущи бойцам-рукопашникам. Здесь мы подошли к главному вопросу данной статьи, принципам движения (перемещения) при силовом противостоянии, главным образом с применением огнестрельного оружия [3].

Вопросам передвижения стрелка во время огневого столкновения посвящено достаточно много методических работ и видеосюжетов. Из всего многообразия предлагаемых технических действий можно выделить три основных направления:

- организация защиты путем создания физической преграды между атакующим и обороняющимся;

- защита маневром с последующей контратакой;

- упреждающие действия при угрозе нападения [4].

Если говорить об использовании физической преграды, проще говоря, укрытия, это на наш взгляд был и остается самый простой, надежный и эффективный способ уйти от выстрела и правильно оценить обстановку. При ослож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.