УДК 378
Matsefuk E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd State Pedagogical University (Volgograd, Russia),
E-mail: [email protected]
Razbegaev P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian
Federation, (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF FORMING VALUE CONSCIOUSNESS OF A LEARNING INDIVIDUAL: THEORETICAL ASPECT. The
article substantiates that today one of the most urgent problems of the state and the education system is a problem of formation of the value consciousness of the individual, characterized by factors that determine the process of personal education. The considered problem is investigated through the prism of the categories: "value", "value consciousness of personality", "value attitude", "system of value relations of personality", "axiosphere", "personality". The authors analyze the international and Russian legal documentation in the aspect of the problem. The authors of the article draw attention to a number of contradictions between theory and practice in the implementation of the process of formation of value consciousness of the individual, the consequence of which, in their opinion, should be the need for a methodological justification of this process in the context of the value approach.
Key words: axiosphere, value, value consciousness, value relation, personality.
Е.А. Мацефук, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический
университет», г. Волгоград, E-mail: [email protected]
П.В. Разбегаев, канд. пед. наук, доц., ВА МВД России, г. Волгоград, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье обосновывается, что сегодня одной из наиболее актуальных проблем государства и системы образования является проблема формирования ценностного сознания личности; характеризуются факторы, обусловливающие процесс формирования данного личностного образования. Рассматриваемая проблема исследуется сквозь призму категорий: «ценность», «ценностное сознание личности», «ценностное отношение», «система ценностных отношений личности», «акси-осфера», «личность». Авторы анализируют международную и российскую нормативно-правовую документацию в аспекте исследуемой проблемы. Авторами статьи обращается внимание на ряд противоречий между теорией и практикой в реализации процесса формирования ценностного сознания личности, следствием чего, по их мнению, должна стать необходимость методического обоснования данного процесса в контексте ценностного подхода.
Ключевые слова: аксиосфера, ценность, ценностное сознание, ценностное отношение, личность.
Проблема формирования ценностного сознания личности в процессе обучения обусловлена целым рядом факторов, первым из которых является социальный заказ, подлежащий необходимости осмысления в педагогических категориях (в целях уяснения возможностей формирования данной характеристики личности); вторым выступает обучающийся, как субъект процесса обучения; третьим - учитель как особый субъект, непосредственно способствующий созиданию новой личности. Следует отметить, что исследуемая проблема не рассматривается в педагогической науке в аспекте целеполагания, тогда как тенденции гуманизации и гуманитаризации образования позволяют утверждать, что сущностью обучения является, прежде всего, «ценностно-смысловое освоение бытия». Это означает, что в процессе образовательного процесса происходит присвоение личностью ценностей, следствием чего является становление ценностного сознания, путем созидания обучающимися личностных ценностей, формирования системы ценностных отношений.
Сущность категорий «ценность», «ценностное отношение» и «ценностное сознание личности», безусловно, нуждается в дальнейшем исследовании, поскольку даже в современной аксиологической, психологической и педагогической литературе идут споры о сути и соотношении данных понятий. Смысловая вариативность данных категорий делает необходимым контекстный анализ процесса обучения с позиций ценностного подхода. «Ценность» - категория междисциплинарная. Она используется в философии и этике, психологии и педагогике, теологии и других областях знания; при этом нет единого, общепринятого определения. Данный специфический феномен может отражаться в сознании человека в научной и ненаучной формах. Однако, основой для осмысления этой категории является ее философское обоснование.
Понятие «ценность» многозначно; в нем синтезируется несколько смыслов:
во-первых, - характеристика внешних свойств предметов, выступающих объектом ценностного отношения; во-вторых, -психологические качества личности - субъекта данного отношения; в-третьих, - отношения между людьми, благодаря которому ценности становятся общезначимыми [1; 2].
Данное понимание ценности позволяет трактовать понятие «ценностное отношение» как «интегративное относительно устойчивое личностное образование, которое включает в себя»
[3, с. 85-88]: знание о ценности, осознание ее личностного и социально-значимого смысла, эмоционально-смысловое отношение к данной ценности и реализуется в процессе деятельности личности [3].
Ценностные отношения составляют структурную основу ценностного сознания личности, представляющее собой обращенность, направленность к человеку, традициям, к жизни в целом. Ценностное сознание - «целостная категория образования личности, имеющая три взаимосвязанных компонента: «образ мира», «образ мыслей», «образ Я», в связи с чем, эти категории «наиболее точно характеризуют личность, как субъекта сознания... сознание творит деятельность, а, значит, и самого человека» [4].
Ценности, фиксируя жизненные реалии в менталитете народа, становятся нормой. Таким образом, в системе ценностей воплощается диалектика жизни и образования (социальные ценности коррелируются с ценностью образования). Следовательно, основу содержания образования должны составить наиболее значимые ценности. Вместе с тем, недостаточно ограничиваться перечислением набора ценностей. В процессе обучения должны создаваться условия (аксиосфера) для формирования системы ценностных отношений личности, становления его ценностного сознания. Аксиосфера неоднородна, представляет собой мир ценностей, вне зависимости от трактовки данного понятия. В состав аксиосферы включаются следующие элементы: мир ценностей, ценностное сознание личности в форме системы ценностных отношений и ценностных представлений и оценок, а также результаты деятельности обучающегося. Таким образом, ценностная сущность сознания личности выражается в картине мира человека, представляющей своего рода своеобразную «систему координат», посредством которой воспринимается окружающая действительность и выстраивается «образ мира». Ценностное сознание личности, основными составляющими которого будут социально и личностно значимые ценности, одновременно будет и его системой ценностных отношений.
Поступательное развитие общества, его забота о самосохранении привела к попыткам узаконивания системы общепризнанных ценностей на мировом и государственном уровнях. Данные попытки отражены в ряде нормативно-правовых актов, среди которых: Всеобщая декларация прав человека 1948 года, провозглашающая свободу людей от рождения и равенство их
в своем достоинстве и правах [5]; Женевской декларации прав ребенка 1924 года, Декларации прав ребенка 1959 года, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 года, утверждающих, что каждый ребенок должен быть «воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности» [6]; Конституция Р Ф, статья 2 которой провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а обязанностью государства - «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина» [7].
Понимание проблемы формирования ценностного сознания личности в процессе обучения нашло свое отражение на государственном уровне в нормативных документах, важнейшими из которых являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ^ 273-Ф3 от 2012 г.) [8], Федеральный государственный образовательный стандарт (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего образования) [9], про-фстандартах [10], Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (разработанная в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» и на основе посланий Президента России Федеральному собранию РФ) [11] и др. Государство, в соответствии с вышеперечисленными нормативными документами, одним из ключевых приоритетов видит задачу по формированию в обществе ценностных ориентиров, «моральных норм и нравственных установок» [11, с. 1].
В посланиях главы государства Федеральному собранию Российской Федерации (2007, 2008 гг.) Президент РФ подчеркнул: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [11, с. 2].
Образованию государство отводит ведущую роль в духовно-нравственном единении нашего общества, поскольку «наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере . образования» [11, с. 2].
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования предлагает наиболее совершенный портрет выпускника, аккумулирующий в себе личностные характеристики обучающегося на более ранних ступенях основного образования. Данный Стандарт ориентирован на
Библиографический список
становление следующих личностных характеристик выпускника школы: «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством» [9, с. 4], осознанно принимающий «традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности» [9, с. 5], со сформированными основами «саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества» [9, с. 6].
Одним из установленных Стандартом требований к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы является «готовность и способность к. личностному самоопределению, системы.. ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности» [9, с. 5], «нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей» [9, с. 6], сформи-рованность «мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся» [9, с. 10]. Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы решает задачу формирования «ценностно-смысловой сферы обучающихся, ... приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации» [9, с. 9], следствием чего является формирование ценностного сознания личности, как совокупности представлений о ценностях и системы сформированных ценностных отношений.
Однако, как показывает диагностика состояния педагогической практики, система образования не реализует в полном объеме заложенные возможности по формированию у обучающихся ценностного сознания. В реальном образовательном процессе формирование системы ценностных отношений личности происходит непоследовательно, стихийно, а иногда и совсем не реализуется. Эта коллизийность целей государства и реальных процессов в педагогической практике вызывает необходимость обоснования методических путей формирования ценностного сознания обучающегося, разработки и включения в нормативную документацию критериев сформированности данного личностного образования, поскольку только на основании ряда критериев производится оценка сформированности чего-либо. Следовательно, только по эталону возможно судить о степени сформированности ценностного сознания у обучающегося. Разработанная система критериев позволит осуществлять мониторинг поставленных государством целей, оценить степень их реализации и прогнозировать образовательную деятельность в дальнейшем. Данные задачи встают, прежде всего, перед каждым педагогом в решении им задач, поставленных обществом и государством.
1. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград, 2001.
2. Столович Л.Н. Ценностная природа категории прекрасного и этимология слов, обозначающих эту категорию. Проблема ценности в философии. Москва, Ленинград, 1966.
3. Мацефук Е.А. Модель процесса формирования у старшеклассников отношения к ответственности как социально значимой ценности. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009; 1 (35): 85 - 88.
4. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. Новые ценности образования. 1996; Выпуск 6: 10 - 37.
5. Всеобщая декларация прав человека. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/8dd76fa744c4a215c388d 6a7b97017be1e8fe80d/
6. Конвенция о правах ребенка. Available at: https://27.мвд.рф/Pravovoe_informirovanie/Pravovaja_pomoshh_detjam/KONVENCIJA_ O_PRAVAH_REBENKA
7. Конституция Российской Федерации. Available at: http://constrf.ru/
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Available at: http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5 d18289c6432/#ixzz5RjS0s0D
9. Федеральные государственные образовательные стандарты. http://fgos.ru/
10. Профессиональный стандарт педагога. Available at: http://www.edustandart.ru/wpcontent/uploads/2017/04/rofessionalnyj_standart_ pedagoga
11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Available at: http://mosmetod.ru/ metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html
References
1. Razbegaeva L.P. Cennostnye osnovaniya gumanitarnogo obrazovaniya. Volgograd, 2001.
2. Stolovich L.N. Cennostnaya priroda kategorii prekrasnogo i 'etimologiya slov, oboznachayuschih 'etu kategoriyu. Problema cennosti v filosofii. Moskva, Leningrad, 1966.
3. Macefuk E.A. Model' processa formirovaniya u starsheklassnikov otnosheniya k otvetstvennosti kak social'no znachimoj cennosti. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009; 1 (35): 85 - 88.
4. Gazman O.S. Pedagogika svobody: put' v gumanisticheskuyu civilizaciyu HHI veka. Novye cennosti obrazovaniya. 1996; Vypusk 6: 10 - 37.
5. Vseobschaya deklaraciya prav cheloveka. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/8dd76fa744c4a215c388 d6a7b97017be1e8fe80d/
6. Konvenciya o pravah rebenka. Available at: https://27.mvd.rf/Pravovoe_informirovanie/Pravovaja_pomoshh_detjam/KONVENCIJA_ O_PRAVAH_REBENKA
7. Konstituciya RossijskojFederacii. Available at: http://constrf.ru/
8. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Available at: http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6 432/#ixzz5RjS0s0D
9. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty.
10. Professional'nyj standartpedagoga. Available at: http://www.edustandart.ru/wpcontent/uploads/2017/04/rofessionalnyj_standart_pedagoga
11. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Available at: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html
Статья поступила в редакцию 01.10.18
УДК 373
Mongush V.Sh., teacher, Kyzyl Pedagogical College, Tuva State University (Kyzyl, Khakassia), E-mail: [email protected]
Mongush Sh.S., teacher, Kyzyl Pedagogical College, Tuva State University (Kyzyl, Khakassia), E-mail: [email protected]
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN OF YOUNG SCHOOL AGE. In this work, the bases of spiritual and moral education of younger schoolchildren are considered. People's pedagogues of different nations and ethnic groups preserved in their development national-regional specifics, reflecting the features of natural-geographical, historical and religious factors that determine the whole system of values and behavior of people of this ethnos. The work considers the formation of moral education of children through folk traditions. The research reveals a problem of popular education, namely the role of folklore in the upbringing and formation of the personality of children of primary school age. In the course of the work, the scientific and cognitive and educational significance of oral folk art was revealed.
Key words: family, spiritual and moral education, popular pedagogy, pedagogical conditions, junior schoolchild.
В.Ш. Монгуш, преп. Кызылского педагогического колледжа Тувинского государственного университета, г. Кызыл,
E-mail: [email protected]
Ш.С. Монгуш, преп. Кызылского педагогического колледжа Тувинского государственного университета, г. Кызыл,
E-mail: [email protected]
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной работе рассматриваются основы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Народные педагогики разных наций и этносов сохранили в процессе своего развития национально-региональную специфику, отражающую особенности природно-географических, исторических и религиозных факторов, определяющих всю систему ценностей и поведение людей данного этноса. В работе также рассматривается формирование нравственного воспитания детей через народные традиции. Также в работе раскрывается проблема народного воспитания, а именно роль фольклора в деле воспитания и формирования личности детей младшего школьного возраста. В ходе работы было выявлено научно-познавательное и воспитательное значение устного народного творчества.
Ключевые слова: семья, духовно-нравственное воспитание, народная педагогика, педагогические условия, младший школьник.
Воспитание нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем жизненном пути. Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности [1].
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности к различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и - той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители - люди, составляющие ближайшее социальное окружение
ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
Народная педагогика, являясь итогом коллективной многовековой творческой мысли многих поколений, выражением интересов большинства, порождает свои воспитательные традиции. Отражая общечеловеческие идеи, народная педагогика отражает особенности каждого народа. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «У каждого народа своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать свои силы» [2, с. 120].
Как отмечают Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина, «именно сейчас, в тяжелых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед» [3, с. 4].
Народные педагогики разных наций и этносов имеют много общего. И в то же время они, выступая жизнесмыслами, сохранили в процессе своего развития национально-региональную специфику, отражающую особенности природно-географиче-ских, исторических и религиозных факторов, определяющих всю