Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СКЛОННОСТИ К МАНИПУЛЯТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СКЛОННОСТИ К МАНИПУЛЯТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
738
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИИ / МАНИПУЛЯТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ХАРАКТЕР / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЫСШИЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маринина Алина Евгеньевна, Васичева Анастасия Николаевна, Гайдаренко Светлана Максимовна

В статье рассматривается феномен манипулятивного поведения, а конкретно - взаимосвязь склонности к манипулятивному поведению и личностных особенностей у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маринина Алина Евгеньевна, Васичева Анастасия Николаевна, Гайдаренко Светлана Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF TENDENCY TO MANIPULATIVE BEHAVIOR AND PERSONAL FEATURES IN STUDENTS

The article examines the phenomenon of manipulative behavior, and specifically - the relationship between the propensity to manipulative behavior and personality traits in students.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СКЛОННОСТИ К МАНИПУЛЯТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ»

Коммуникационная часть профессиональной деятельности сотрудника ОВД включает получение необходимой информации посредством коммуникации, то есть прямого вербального и невербального взаимодействия с другими людьми в целях решения практических оперативно-служебных задач. Чтобы влиять на людей в процессе коммуникации, личности сотрудников должны гармонично сочетать в себе достаточно высокий интеллект, эрудицию, силу воли, эмпатию, а также комплекс личных свойств, определяющих его общую харизму и привлекательность [2].

Существенной особенностью деятельности сотрудника органов внутренних дел является конфликтный характер тех ситуаций, на фоне которых развертывается и протекает профессиональная деятельность. Конфликтная деятельность проявляется в различных формах при исполнении службы. У сотрудника органа внутренних дел должен быть сформирована конфликтологическая компетентность, которая позволит в критических, конфликтных ситуациях сохранить самообладание, психологическую устойчивость, не поддаваться стрессу и провокациям [6].

Профессиональная деятельность сотрудника органов внутренних дел принадлежит к разряду сложных, предъявляющих высокие требования к работникам правоохранительных органов, так как от принятых ими решений зависят судьбы многих людей. Сотрудник органов внутренних дел представляет государственные органы, защищающие личные и общественные интересы.

Выводы. Таким образом, личностные особенности сотрудника органов внутренних дел отличается сложностью и многогранностью, она складывается и формируется в основном в результате взаимодействия многих факторов, но главным и определяющим является процесс профессионализации, начиная от выбора профессии в юности и получения профильного образования, продолжая этапами профессионального становления человека, и, конечно же, личностные особенности определяются спецификой трудовой деятельности, в процессе которой происходит становление субъекта профессионального труда.

Формирование личности сотрудника полиции - это сложный процесс. Основные качества личности сотрудника органов внутренних дел: личная и гражданская ответственность, исполнительность, дисциплинированность, развитое аналитическое мышление, высокий уровень интеллектуального развития и познавательной активности, высокий уровень социализации, гуманность, толерантность, уважение к людям, стрессоустойчивость, физическое и психическое здоровье, владение навыками личной безопасности и др.

Итак, процесс развития индивидуально-психологических свойств личности сотрудника органов внутренних дел формируется в профессиональной деятельности и проявляется в профессиональной компетентности и определяется как соответствие к требованиям служебной деятельности и потребностям самого индивида в мотивированном выполнении своих служебных, оперативных и социальных обязанностей с высоким осознанием общественного долга.

Литература:

1. Китова Д.А., Семенова Ф.О. Феномен сознания как предмет психологического анализа // Вестник Университета Российской академии образования. 2019. № 4. - С. 49-54.

2. Петруня О.Э. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: Университетская книга, 2012. - 176 с.

3. Простяков В.В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел // Юридическая психология. 2012. № 1. - С. 5-8.

4. Семенова Ф.О. Психология профессионализации: выбор профессии и планирование профессиональной карьеры в юности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ф.О. Семенова. СПб: Копи-Р Групп, 2010. - 324 с.

5. Семенова Ф.О., Узденова А.М. Особенности психологической структуры исполнительской деятельности студентов вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 12. - С. 108-114.

6. Эбзеев М.М., Семенова Ф.О. Формирование конфликтологической компетентности будущего специалиста в процессе обучения в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 10 (92). - С. 174-178.

7. Эбзеев М.М. Формирование компетентностей как стратегическая задача образования в современных условиях // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 5-1. - С. 83-88.

8. Тихомиров С.Н. Психологические особенности профессионального мышления сотрудников оперативных аппаратов милиции. М.: Лекция, 1997.

Психология

УДК 159.99

студентка 4 курса Маринина Алина Евгеньевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студентка 4 курса Васичева Анастасия Николаевна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студентка 3 курса Гайдаренко Светлана Максимовна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск);

ВЗАИМОСВЯЗЬ СКЛОННОСТИ К МАНИПУЛЯТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И ЛИЧНОСТНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается феномен манипулятивного поведения, а конкретно - взаимосвязь склонности к манипулятивному поведению и личностных особенностей у студентов.

Ключевые слова: манипуляции, манипулятивное поведение, личностные особенности, характер, студенты, образовательная среда, высшие учебное заведение.

Annotation. The article examines the phenomenon of manipulative behavior, and specifically - the relationship between the propensity to manipulative behavior and personality traits in students.

Keywords: manipulations, manipulative behavior, personality traits, character, students, educational environment, higher education institution.

Введение. Феномен манипулятивного поведения становится все более и более распространенным с каждым годом. Он пронизывает все сферы общества. Свое начало он берет в младенческом возрасте, когда ребенок при помощи плача или крика начинает неосознанно манипулировать родителями, а со временем это перерастает в более осознанное поведение и становится заметным в образовательной среде (в школе или в ВУЗе). В итоге, он наблюдается и в рамках трудовой карьеры, когда человек начинает осознанно прибегать к манипулированию окружающими для достижения поставленных целей.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим содержание понятий «манипуляция» и «манипулятивное поведение». Термин «манипуляция» подразумевает под собой неявное, скрытое психологическое воздействие манипулятора на собеседника, целью которого является желаемое поведение или результат. Как правило, она всегда включает игру на чувствах и эмоциях. Она иррациональна по своей природе и доставляет психологический дискомфорт, поэтому в большинстве случаев человек осознает, что в данный момент речи собеседник прибегнул к манипуляциям в его адрес, но что-то предпринять оказывается уже невозможно. Рядом с манипулятором люди чувствуют себя угнетенными, ощущают незащищенность и подавленность [5].

Манипуляции сопровождают развитие человека на протяжении всей жизни, а манипулятивное поведение формируется у него под влиянием жизненных обстоятельств. Если рассматривать термин «манипулятивное поведение», то следует заострить внимание на том, что это некое взаимодействие с окружающими людьми, которое возникает для достижения желаемого, применяя при этом приемы манипулирования [2].

В образовательной среде ВУЗа обучающиеся и преподаватели также используют разные варианты манипуляций в общении. Владение различными приемами управления окружающими людьми у студентов сочетается с малой долей информированности об альтернативных формах поведения и общения, а также с недостаточной сформированностью умения защитить себя от манипуляций со стороны сверстников и взрослых в момент общения. Не стоит забывать, что у обучающихся во время обучения в ВУЗе происходят значительные изменения во всех сферах самосознания. Ярко выраженные личностные особенности студентов находят свое отражение в характерных нарушениях норм и правил, желании переступить границы установленных договоренностей.

Зарубежные ученые выявили, что к манипулятивному поведению в основном прибегают люди со средним уровнем самооценки. Если у обучающихся или преподавателей выявлена завышенная самооценка, то уровень манипулирования будет низким или средним. Это указывает на то, что у людей с завышенной самооценкой нет необходимости применять манипуляции и управлять людьми. Обычно они являются автономными личностями: «проявляется на поведенческом уровне - самостоятельность решений; на эмоциональном уровне - независимость привязанностей, увлечений, симпатий; на морально-ценностном уровне - выражение собственных взглядов и мнений» [6].

У людей с заниженной самооценкой желание прибегнуть к манипулятивному поведению появляется довольно редко, зачастую они становятся на противоположную сторону - сторону жертвы манипулирования, или же создают свои собственные приемы манипулирования. Возможно, это причина того, что данная категория людей очень доверчивая и готова к подсознательному управлению окружающими их людьми [6].

Помимо самооценки на проявление человеком манипулятивного поведения могут влиять и другие факторы. Например, манипуляции тесно связаны с экстравертированной или интровертированной направленностью личности. Известно, что данные понятия были введены в психологию К.Г. Юнгом и модифицированы Г. Айзенком. Понятие «интроверт» характеризует тип личности, сосредоточенный на своем внутреннем мире (для таких людей характерны замкнутость, отчужденность, ценность и нужда в личном пространстве). Понятие «экстраверт» используется для описания личности, чья жизненная энергия направлена на окружающих и внешний мир (для них свойственны энергичность, коммуникабельность, доброжелательность, открытость и потребность в постоянном общении с другими людьми). Синтез понятий «экстраверт» и «интроверт» образуют понятие «амбиверт». Человек амбивертированного типа аккумулирует в себе черты обоих типов (такие люди легко и с удовольствием проводят время в компании, но периодически нуждаются в уединении. Долгое пребывание в компании может утомить амбивертированную личность, а долгое пребывание в одиночестве спровоцировать подавленность и чувство одиночества. Именно поэтому данный тип нуждается в постоянной смене ситуаций) [1].

Кроме того, на проявление манипуляций сильно влияет уровень самоконтроля личности. Категория самоконтроля подробно рассматривалась британским психологом Р. Кеттелом. Он рассматривал самоконтроль как целенаправленную, сильную волю, способность личности контролировать свои эмоции, поведение и реакции. Главной предпосылкой самоконтроля выступает собранность - состояние готовности действовать четко и оперативно. Р. Кеттел выделяет два полюса: высокий самоконтроль и низкий самоконтроль. Низкий уровень самоконтроля характерен для психологически слабой и неустойчивой личности и требует коррекции. Высокий уровень самоконтроля характерен для психологически устойчивой и сильной личности. Однако вопрос о чрезвычайно сильном самоконтроле имеет вокруг себя множество споров и разных точек зрения [4].

Немаловажным (и тесно связанным с самоконтролем) фактором в проявлении личностью манипулятивного поведения выступает эмоциональная устойчивость личности. Данная психологическая категория означает способность человека сдерживать свои эмоции и взвешенно реагировать на неблагоприятные ситуации или обстоятельства. Психологическая устойчивость человека определяется типом темперамента, уровнем развития его культуры, а также умением выстраивать жизненные ценности и приоритеты. Эмоциональная устойчивость чрезвычайно важная способность человека: чем ниже уровень эмоциональной устойчивости, тем скорее развивается эмоциональная напряженность [7].

Таким образом, после анализа литературы нами было проведено исследование, направленное на установление взаимосвязи личностных особенностей и склонности к манипулятивному поведению.

Базой для проведения исследования стал Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет». Выборка исследования составила 30 человек (12 юношей, 18 девушек). Возраст испытуемых 20-21 год (студенты 3 курса). Данное исследование проводилось с помощью следующих методик:

1. Шкала манипулятивного отношения, разработанная Т. Бантом. Методика состоит из двадцати вопросов и предназначена для диагностики уровня манипулятивного отношения личности к другим людям. Респонденту представлены суждения, отвечая на которые, следует указать согласие или несогласие с ними, используя предложенную шкалу.

2. Шкала макиавеллизма личности (Мак-шкала), разработанная Р. Кристи и Ф. Гейс, состоящая из двадцати вопросов. В методике респондент должен выразить меру своего согласия или несогласия с каждым утверждением по семибалльной шкале.

3. Пятифакторный опросник личности 5PFQ - был разработан американскими психологами Р. Мак-Крае и П. Коста. Опросник включает в себя набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, которые соответствуют характеристикам поведения человека. В основу стимульного материала положена пятиступенчатая оценочная шкала Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия - интроверсия; привязанность - обособленность; самоконтроль - импульсивность; эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость; экспрессивность - практичность).

Исследование проводилось дистанционно. В ходе анализа ответов испытуемых были получены следующие результаты:

1. Низкий уровень склонности к манипулятивному поведению обнаружен у 10% испытуемых (3 человека). У этих людей диагностирован показатель манипулятивного отношения с тенденцией к низкому по шкале манипулятивного отношения Банта и низкий уровень макиавеллизма по Мак-шкале. У данной категории респондентов ярко выражена интроверсия, они стремятся быть независимыми и самостоятельными, у них обычно высокий или средний уровень самоконтроля. Однако способность контролировать свои эмоции и импульсивные поступки почти размыта. В поведении мы можем наблюдать это, как отсутствие чувства ответственности или капризность. Данный тип людей больше всего подвержен манипулятивному поведению со стороны окружающих. Этому виной их интроверсия и доверчивость по отношению к окружающим людям. Они пытаются найти того, кто наставит их на верный путь, но при этом рискуют столкнуться с манипулятором или доминантном. Однако если человек данного типа решает прибегнуть к манипуляциям, то чаще всего он выбирает роль «жертвы». Его личностные особенности хорошо помогут ему в этом. Также он постарается разработать собственные методы манипулятивного поведения. Они будут значительно отличатся от существующих, что поможет ему оставаться незамеченным.

2. Средний уровень склонности к манипулятивному поведению обнаружен у 83,3% испытуемых (25 человек). У этих людей диагностирован средний уровень манипулятивного отношения по МАК-шкале и средний с тенденцией к низкому/высокому по шкале Банта, также высокий уровень по МАК-шкале и средний с тенденцией к низкому/высокому по шкале Банта. Респонденты из этой подгруппы отличаются экстраверсией, оптимизмом и беззаботностью. К жизни относится как к игре, совершая поступки, за которыми окружающие видят проявление легкомыслия. Они испытывают ярко выраженную потребность в других людях, в их общении с ними. У таких людей ярко выражен высокий уровень самоконтроля поведения и эмоциональной устойчивости. Для них манипуляция - это игра. Многие из них даже не замечают того, как прибегают к использованию манипуляций по отношению к другим. Это может быть разовым или мимолетным действием, небольшой просьбой и т.д.

3. Высокий уровень склонности к манипулятивному поведению обнаружен у 6,7% испытуемых (2 человека). У этих людей диагностирован показатель манипулятивного отношения с тенденцией к высокому по шкале манипулятивного отношения Банта и высокий уровень макиавеллизма по Мак-шкале. Они склонны к интроверсии, любят планировать свое будущее, всегда взвешивают свои поступки, не доверяют первым побуждениям и увлечениям. Однако средний показатель по шкале Пятифакторного опросника личности (5PFQ) между привязанностью и обособленностью говорит о том, что респондентам комфортно, как в окружении людей, так и наедине с собой. Такие люди любят порядок и комфорт, они настойчивы в деятельности и обычно достигают в ней высоких результатов. На жизнь смотрят серьезно и реалистично. Люди, у которых завышен уровень макиавеллизма, являются более успешными для выбора правильной манеры поведения, которая способствует манипулированию другими и формирует ложное впечатление о себе. Они управляют людьми как марионетками, «дергают их за веревочки» для достижения собственной выгоды.

Выводы. Так, исходя из результатов нашего исследования, нами было замечено, что у студентов существует взаимосвязь склонности к манипулятивному поведению и личностных особенностей. Респонденты, у которых исследование показало низкие результаты по пятифакторному опроснику личности (5PFQ), имеют низкий уровень манипулятивного поведения. Им присуще подвергаться манипуляциям со стороны окружающих их людей. Они склонны к интроверсии и импульсивным поступкам.

Студенты со средними показателями чаще встречаются среди манипуляторов. Они экстравертны, позитивны и всегда нуждаются в общении с окружающим миром. Их беззаботность скрывает основные черты манипулятивного поведения.

Испытуемые с высокими результатами довольно необычны и интересны. У них отмечается как интроверсия, так и экстраверсия. Им комфортно как в одиночестве, так и в шумной компании. Такие люди очень рассудительно подходит к манипуляциям окружающими. Они просчитывают все до мельчайших деталей и умело управляют своими близкими или друзьями.

Таким образом, можно сделать вывод, что фактором, влияющим на манипулятивное поведение студентов в образовательной среде ВУЗа, являются их личностные особенности. Человек не рождается манипулятором, а становится и развивает эту манеру поведения в себе. Благодаря ей, существование человека становится более комфортным, но благодаря ей же, он утрачивает способность переживать ценность и полноту своего существования.

Литература:

1. Айзенк, Г. Структура личности / Г. Айзенк. - Санкт-Петербург: Ювента, 1999. - 464 с.

2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн. - Санкт-Петербург: Лениздат, 1992. - 400 с.

3. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. - Москва: Эксмо, 2007. - 416 с.

4. Кириенко, А.А. О понятии направленности личности, ее структуры и содержания / А.А. Кириенко // Образование и саморазвитие. 2010 - т. 3. - №19. - С. 161-166.

5. Непряхин, Н.Я манипулирую тобой. Методы противодействия скрытому влиянию / Н.Я. Непряхин. -Москва, 2018.

6. Петрова, Н.П. Специальная воспитательная работа в вузе как способ социально-психологической адаптации студентов-иностранцев / В сборнике: Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики / Н.П. Петрова. - Москва, 2015. - С. 143-146.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 г. - С. 136-164.

Психология

УДК 159.9

преподаватель Матвеева Ольга Сергеевна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказания России Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования (г. Вологда)

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ОСУЖДЕННЫХ С НИЗКИМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ

СТАТУСОМ

Аннотация. Статья посвящена описанию исследования проведенного автором в рамках изучения особенностей акцентуаций характера у осужденных женщин-рецидивистов, имеющих низкий социометрический статус. Полученные результаты могут быть использованы сотрудниками исправительного учреждения при работе с осужденными женщинами в рамках проведения психологической работы направленной на проведение различных типов и видов мероприятий в рамках выявления и корректировки акцентуаций характера осужденных, имеющих низкий социометрический статус, выявления взаимосвязи между типами акцентуаций характера и социометрическим статусом осужденной.

Ключевые слова: акцентуация, акцентуации характера, осужденные, социометрический статус, черты личности, личность.

Annotation. The article is devoted to the description of the research conducted by the author in the framework of studying the features of character accentuations in convicted female recidivists with a low sociometric status. The obtained results can be used by correctional institution employees when working with convicted women in the framework of psychological work aimed at carrying out various types and types of activities in the framework of identifying and correcting the character accentuations of convicts with low sociometric status, identifying the relationship between the types of character accentuations and the sociometric status of the convict.

Keywords: character accentuations, convicts, sociometric status, personality traits, personality.

Введение. Одной из важнейших потребностей для каждого человека начиная с момента рождения, является потребность находиться среди людей и быть включенным в конкретные социальные группы, которые обеспечивают ему определенный уровень комфортного существования. Он развивается и раскрывается в данных группах через присущие ему свойства и личностные особенности.

В настоящее время, достаточно важное значение, для исправительного учреждения занимают проблемы взаимодействия, общения осужденных внутри отряда. Особенности взаимодействия и, конечно же, общения, влияют на работу осужденных в трудовых бригадах, при их исправлении и на их дальнейшую социальную адаптацию внутри и вне учреждения и в дальнейшем процесс ресоциализации.

Условия исправительного учреждения, а также наличие у осужденных акцентуированных черт характера влияет на положение осужденного в иерархии межличностных отношений. Внутри нее каждый из них занимает определенное место, имеет свой социометрический статус.

На социометрический статус влияет ряд таких личностных особенностей, как свойства характера, темперамента, особенности высшей нервной деятельности, поведение, внешний вид, соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он является и прочее.

Особое внимание следует обращать на осужденных, имеющих наличие акцентуированных черт и низкий социометрический статус, так как именно у данной категории возникают проблемы с мотивацией каких-либо достижений и социально-психологической адаптацией в учреждении и в социуме в целом.

Данный аспект достаточно широко изучается в настоящее время в психологической науке. Большое количество исследований по данной теме является тому подтверждением. Такие исследователи, как Е.А. Аркин, А.С. Залужный, П.П. Блонский, Б.В. Беляев и др. занимались изучением изменений, которым подвергается личность в коллективе осужденных, дали всесторонний социально-психологический анализ личности в группе и т.д.

Изложение основного материала статьи: Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университета К. Леонгард. Им же была в дальнейшем разработана и описана классификация акцентуаций личности. В своих работах он использовал как сочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера», К. Леонгард заменил термин «психопат» на термин «акцентуированная личность» [1].

Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению, акцентуированные личности - это не больные люди, а здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями [1].

А.Е. Личко уточнил термин «акцентуированные личности», изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий [1]. Он их рассматривал как временные изменения характера, но в то же время указывал, что многие из них могут перейти в какое-либо психическое заболевание или могут сохранятся на всю жизнь.

Таким образом, акцентуации - это черты своеобразия характера, которые иногда могут при определённых условиях затруднять взаимодействие человека с окружающими. Появлением акцентуации могут служить различные внутренние и внешние факторы.

Анализируя теоретические источники, можно сделать выводы, что существует достаточно большое количество классификаций акцентуаций характера. Основной упор делается на классификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.