Научная статья на тему 'Особенности профессиональной психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел'

Особенности профессиональной психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
897
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивость / профессиональная психологическая устойчивость / правоохранительная деятельность / психологические нагрузки / негативное воздействие / личностные и социально-психологические факторы профессиональной психологической устойчивости / детерминация и методология познания профессиональной психологической устойчивости / готовность к профессиональной деятельности / sustainability / professional psychological stability / law enforcement / psychological stress / negative impact / personal factors and socio-psychological factors of professional psychological stability / the determination and methodology of cognition of professional psychological stability / readiness for professional activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Липницкий Анатолий Владимирович, Недилько Мария Сергеевна

В статье раскрыта актуальность, рассмотрены истоки, сущность, особенности профессиональной психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Липницкий Анатолий Владимирович, Недилько Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of professional psychological resistance of police officers

The article shows the urgency, origins, essence, features of the professional psychological stability of police officers

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел»

УДК. 159.922, 351.741

А.В. Липницкий, М.С. Недилько

Особенности профессиональной психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел

Features of professional psychological resistance of police officers

ЛИПНИЦКИЙ Анатолий Владимирович, профессор кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].

LIPNITSKIY, Anatoliy Vladimirovich, Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Sant-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Psychological Sciences, Professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilutova str., 1. E-mail: [email protected].

НЕДИЛЬКО, Мария Сергеевна, адъюнкт кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: samazha@ mail.ru.

NEDILKO, Maria Sergeevna, adjunct, Department of Pedagogy and Psychology of Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilutova str.,1. E-mail: [email protected].

В статье раскрыта актуальность, рассмотрены истоки, сущность, особенности профессиональной психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: устойчивость, профессиональная психологическая устойчивость, правоохранительная деятельность, психологические нагрузки, негативное воздействие, личностные и социально-психологические факторы профессиональной психологической устойчивости, детерминация и методология познания профессиональной психологической устойчивости, готовность к профессиональной деятельности.

The article shows the urgency, origins, essence, features of the professional psychological stability of police officers.

Keywords: sustainability, professional psychological stability, law enforcement, psychological stress, negative impact, personal factors and socio-psychological factors of professional psychological stability, the determination and methodology of cognition of professional psychological stability, readiness for professional activity.

Одним из условий физической реализуемости любого эволюционного процесса является как изменчивость, так и устойчивость субъектов, в нём участвующих. Иными словами, как без способ -ности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, так и без возможности сохранять свою внутреннюю среду, основные физиологические функции, а также новые свойства и сформированные механизмы, развитие, да и само существование конкретного вида было бы невозможно. Это положение в полной мере относится к различным аспектам профессионального развития, в т.ч. развития профессиональной психологической устойчивости, что, безусловно, определяет актуальность проблемы профессиональной психологической устойчивости.

Сам термин «устойчивость» является общеметодологической категорией и используется в различных науках - математике, физике, экономике, биологии, психологии и др. (устойчивость системы, устойчивость сооружения, устойчивость внимания и т.п.). Понятие «устойчивость / устойчивый» в повседневной жизни не вызывает трудностей и разночтений и связано с такими трактовками, как «надёжный», «крепкий», «основательный», тогда как попытка найти научное определение данного феномена связана с проблемой вариативности имеющихся интерпретаций. Так, в психологических науках используется более 25 терминов для определения тех или иных явлений, свойств и

качеств, связанных с «устойчивостью», зависящих в основном от направления исследования и изучаемых проблем. Приведем только небольшую часть из них: устойчивость личности, нервно-психическая устойчивость, психологическая устойчивость, психо-физиоло-гическая устойчивость, эмоциональная устойчивость, морально-психологическая устойчивость, эмоционально-волевая устойчивость, профессиональная психологическая устойчивость, конфликтоустойчивость, стрессоустойчивость, социально-психологическая устойчивость и многие другие.

Проблема устойчивости также рассматривается современными исследователями в связи с надёжностью (Г.С. Никифоров, В.М. Крук, Ю.Ю. Стрельникова и др.).

Такое многообразие трактовок обусловливает возникновение различных концептуальных подходов к рассмотрению изучаемого феномена и направлений прикладного использования теоретических закономерностей.

Этимология и семантика данного понятия также многообразны. Термин «устойчивость» в языках романской (фр. la stabilité; итал. stabilità; исп. sostenibilidad), германской (нем. die Stabilität, die Resistenz, die Standfestigkeit, die Widerstandsfähigkeit, die Festigkeit, die Beständigkeit, die Dauerhaftigkeit; дат. stabilitet; анг. stability), греческой ф(.штц6тг|та) языковых групп является практически синонимом термина «стабильность» и включа-

ет в своё семантическое поле такие характеристики понятия, как невосприимчивость, непоколебимость, прочность, твёрдость, стойкость, крепость, надёжность, выносливость, постоянство, долговечность, сопротивляемость, резистентность, противодействие, равновесие, жизнеспособность.

В словаре В.И. Даля под ред. проф. И.А. Бодуэна-де-Куртенэ «устойчивость» определяется, как свойство и качество. «Устойчивый - значит стойкий, крепкий, твердый, не шаткий, в прямом и переносном значении. Упрямый, упорный, настойчивый» [14].

В словаре С.И. Ожегова приводится следующее определение понятия «устойчивый»: 1. стоящий твёрдо, не колеблясь, не падая; 2. перен. не подверженный колебаниям, постоянный, стойкий, твёрдый. «Устоять» - перен. остаться стойким, не поддаться чему-нибудь. Устоять перед испытанием. Устоять под чьим-нибудь натиском [12]

Словари синонимов к понятию «устойчивость» относят следующий смысловой ряд: стабильность, фундаментальность, надёжность, крепость, незыблемость, непоколебимость, нерушимость, неуязвимость, основательность, стойкость, твёрдость, испы-танность, постоянность, константность, живучесть.

Таким образом, основными смысловыми характеристиками, относящимися к понятию «устойчивость» являются: равновесность, постоянство, стойкость, неподверженность, сопротивляемость, жизнеспособность.

Сравнительное сопоставление указанных значений показывает, что применительно к человеку в общем смысле термином «устойчивость» можно обозначить свойство или качество, позволяющее сохранять внутреннее равновесное состояние на протяжении длительного времени, в т.ч. при каком-либо воздействии на него.

Для человека как индивида, включённого в социальные связи, в т.ч. и профессиональные, вопрос устойчивости выходит за рамки биологического выживания, осложняясь всей той совокупностью общественных отношений, в которые он включён.

В зависимости от уровня этих отношений возрастает значение устойчивости / неустойчивости субъекта, будет ли это ограничиваться только индивидуальным развитием или иметь более масштабные последствия, для общества в целом, в случае, когда от устойчивости субъекта зависит, например, не только эффективность и принятие ответственных решений, но и вообще возможность выполнения профессиональных обязанностей.

В этой связи особый интерес приобретает рассмотрение феномена «устойчивость» применительно к работе сотрудников органов внутренних дел, значимость деятельности которых по-прежнему актуальна. Ежегодно только в России, по данным Министерства внутренних дел, органами правопорядка регистрируется более двух миллионов преступлений. За последние пять лет эта цифра приблизилась к одиннадцати миллионам; в общем соотношении - это примерно одно преступление на тринадцать человек, проживающих на территории России. А современные социально-экономические разногласия, сохраняющаяся напряженность международной обстановки, к сожалению, не способствуют снижению количества совершаемых преступлений, что ставит

задачи познания и управления указанными негативными явлениями не только перед практиками, но и перед научным сообществом.

Безусловно, в настоящее время любая профессия опосредована человеком, его навыками, умениями и другими его психологическими характеристиками. Вместе с тем и сами условия профессиональной деятельности определяют успешность её осуществления.

Они предъявляют определённые требования к набору тех профессионально значимых личностных и социально-психологических характеристик, которыми должен обладать профессионал - сотрудник ОВД.

Для правоохранительной деятельности такими условиями являются:

1) строгая нормированность служебной деятельности (законы, уставы, приказы, распоряжения и т.п.);

2) высокие нагрузки, которые определяют экстремальный характер деятельности:

- негативная эмоциональная насыщенность деятельности (работа со сложными жизненными ситуациями);

- дефицит информации;

- дефицит времени для оценки ситуации и принятия решения;

- потенциальная возможность применения оружия;

- властные полномочия и высокий уровень социальной ответственности за жизнь и здоровье граждан, коллег;

- необходимость принятия немедленных решений для стабилизации дезорганизованной ситуации и минимизации последствий (на месте происшествия и т.п.);

- большой объём работы, ответственность вплоть до уголовной за правильность осуществления деятельности и т.п.

- ненормированный рабочий день, способствующий возникновению трудностей в построении личных и семейных взаимоотношений;

- контроль со стороны системы и общества за внеслужебным поведением и деятельностью сотрудника и, как следствие, трудности в организации жизнедеятельности;

- «всегда на службе» - невозможность действовать не как сотрудник, даже находясь не при исполнении служебных обязанностей;

3) сложность и многоаспектность служебных задач:

- необходимость использования нестандартного, творческого подхода в условиях строгой ограниченности средств осуществления деятельности;

- необходимость работы с криминальным контингентом;

- потенциальная конфликтность, противодействие, скрытность противоборствующей стороны;

4) широкий круг коммуникации, в т.ч. в экстремальных и конфликтогенных ситуациях, что требует знаний и навыков в различных областях психологии - от общей до социальной, политической и клинической, этнопсихологии и конфликтологии, а также других её отраслей;

5) необходимость постоянного профессионального самосовершенствования и развития;

6) высокий уровень физической и профессио-

нальной подготовленности;

7) постоянный потенциальный риск для жизни и здоровья сотрудника при осуществлении служебных обязанностей;

8) возможность участия в боевых действиях (при проведении контртеррористических операций и т.п.).

Широкий круг обозначенных условий предъявляет высокие требования прежде всего к личности сотрудника, т.к. от возможности качественно и эффективно осуществлять правоохранительную деятельность при соблюдении всех перечисленных условий зависит не только личная успешность сотрудника, но и, по сути, возможность нормального функционирования и существования общества в целом.

Это означает, что при определении возможности сотрудника (будущего сотрудника) осуществлять правоохранительную деятельность необходимо учитывать не только отдельные характеристики его когнитивной, эмоциональной и волевой сфер, т.е. особенности протекания отдельных психических процессов, но и учитывать другие динамические характеристики, обусловленные такими психическими свойствами, как направленность, темперамент, характер, способности личности, в т.ч. его профессиональную психологическую устойчивость.

Основу профессиональной успешности сотрудника, его потенциальную возможность сохранять профессиональную активность при воздействии неблагоприятных факторов определяет его профессиональная психологическая устойчивость. Истоки ее рассмотрения находим в целом ряде специфических психологических исследований.

Различные аспекты готовности к профессиональной деятельности и её успешности рассматривались психологами в основном через готовность к деятельности в экстремальных ситуациях, преодолению воздействия экстремальных факторов, однако профессиональная психологическая устойчивость в её многоаспектном проявлении, показанном в нашем анализе, напрямую не рассматривалась.

Так, в работах O.A. Александровского, Я.Я. Велика, Л.И. Беляевой, В.П. Вахова, И.О. Котене-ва, А.И. Папкина, Г.Г. Романовича, В.Н.Смирнова, A.M. Столяренко, В.В. Юстицкого рассмотрены прежде всего различные аспекты влияния экстремальных ситуаций на сотрудников ОВД через их психические состояния и особенности поведения в указанных условиях.

Даже в работе Е.В. Василенко, посвященной формированию профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям, проблема профессиональной психологической устойчивости, исследованная на выборке будущих специалистов - курсантов образовательной организации, рассматривается также только через готовность к деятельности в экстремальных условиях, что не учитывает иных аспектов профессиональной психологической устойчивости.

По нашим представлениям, профессиональная психологическая устойчивость является таким интегральным качеством личности, которое определяет способность сотрудника надёжно осуществлять свою профессиональную деятельность в широком диапазоне ситуаций манипулятивного воздействия

и другого негативного внешнего и внутреннего влияния, создающего специфические психологические нагрузки, сохраняя при этом способность к достижению необходимых результатов.

Профессиональная психологическая устойчивость как устойчивость к психологическим особенностям профессиональной деятельности, вызывающим психологическую напряжённость, включает в себя несколько уровней.

Первый уровень - уровень психофизиологических реакций, обеспечивающих нервно-психическую устойчивость, т.е. способность выдерживать специфические психологические нагрузки в различных ситуациях профессиональной правоохранительной деятельности, сохраняя работоспособность.

Второй уровень - собственно профессиональная психологическая устойчивость как способность противостоять широкому спектру негативных психологических факторов, вызывающих специфические трудности и определяющих характер психического напряжения, в процессе профессиональной деятельности, которые надежно преодолеваются благодаря сформированности структур личности, обеспечивающих необходимый уровень самодетерминации поведения.

Важными субъективными факторами профессиональной психологической устойчивости являются: качественные характеристики перцептивной, интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и волевой сфер личности; возможности изменения структуры взаимосвязей между ними; соотношение личностных и операциональных характеристик.

Познание широкого спектра субъективных факторов профессиональной психологической устойчивости возможно на основе учёта теоретической, методологической и технологической сторон с их приложением в практике профессиональной деятельности на основе критериев логико-гносеологического подхода (Липницкий, 2016).

В психолого-акмеологическом аспекте профессиональная психологическая устойчивость представляет возможность развития интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных качеств, которые обеспечивают надёжность действий и успешность поведенческих реакций в процессе профессиональной правоохранительной деятельности.

В качестве интегративного критерия профессиональной психологической устойчивости выступает развитая и сформированная результативность в надёжном получении конечного результата профессиональной деятельности.

Акмеологический аспект профессиональной психологической устойчивости проявляется в том, что, с одной стороны, эта устойчивость не только достаточно стабильна, но надёжно достигаема. С другой стороны, она предполагает обязательность взаимосвязанного с результатом деятельности личностного развития и соответствия личности требованиям деятельности, в т.ч. развитых не только субъектно-деятельностных характеристик, но и индивидуальных, личностных, не типичных, а самобытных проявлений, которые характеризуют личность как неповторимую индивидуальность.

Таким образом, профессиональная психологическая устойчивость представляет собой динамиче-

ский механизм, обеспечивающий способность субъекта профессионально и адекватно реагировать на различные по своей природе внешние и внутренние воздействия, вызывающие психическую напряжённость, сохранять оптимальный уровень функционирования при выполнении профессиональных задач, целостность личностных структур, стабильность и надёжность профессионального поведения, поведенческих реакций и профессиональной коммуникации. Это в т.ч. способность противостоять негативному давлению ситуации, сохранять и реализовывать профессиональные требования в ситуациях конфликто-генного характера, манипулятивного и другого негативного воздействия.

Предметное содержание профессиональной психологической устойчивости формируется на основе реального уровня нервно-психической устойчивости личности, адаптивных способностей, профессиональной коммуникативной и конфликтологической компетентности, конфликтоустойчиво-

сти сотрудника ОВД, моральной надёжности, стабильности и нормативности.

Развитие профессиональной психологической устойчивости достигается на основе профессиональной подготовки, целенаправленного формирования и преобразования жизненных стратегий, выработки навыков самоконтроля и совладающего поведения, психической и эмоционально-волевой саморегуляции и в целом - профессионально-компетентного конструктивного коммуникативного поведения.

Указанный подход в формировании и развитии профессиональной психологической устойчивости сотрудников ОВД может достигаться на основе прак-тико-ориентированного когнитивно-поведенческого похода. Данный подход должен учитывать все стороны модели профессиональной психологической устойчивости, а именно: учёт личностных, социально-психологических и ситуативных детерминант профессиональной деятельности [9].

Список литературы

1. Василенко, Е. В. Формирование профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным условиям : дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / Вачмленко Елена Викторовна. -Ставрополь, 2008. - 229 с.

2. Душкин, А. С., Липницкий, А. В. Интеграция когнитивно-поведенческого и практико-ориентиро-ванного подходов при обучении специалистов-психологов для органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - № 2 (78). - С. 203-207.

3. Дьяченко, М. И., Кандыбович, А. А., Пономаренко, A. A. Готовность к деятельности в напряжённых ситуациях: психологический аспект. - Минск: Университет, 1985. - 207 с.

4. Караяни, А. Г., Зинченко, Ю. П. Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика. - М.: МГУ, 2007. - 230 с.

5. Кобозев, И. Ю. Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.06 / Еобозев Игорь Юрьевич. - СПб., 2011. - 24 с.

6. Котенев, И. О. Психологические реакции работников милиции в чрезвычайных обстоятельствах и постстрессовые состояния: предупреждение и психологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1996. - № 1 (3). - С. 76-84.

7. Крук, В. М. Психологическое обеспечение личностной надежности специалиста силовых структур [Текст]: дис....д-ра психол.наук : 19.00.03 / Крук Владимир Михайлович. - М., 2013. - 502 с.

8. Крупник Е. П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория // Научные труды МПГУ - М.: МПГУ 1999. - (Сер. «Психолого-педагогические науки»). - С. 273-274.

9. Липницкий, А. В. Психология познавательной деятельности в образовательных организациях системы МВД России: теория и практика. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016.

10. Липницкий А. В., Недилько М. С. Личностные и социально-психологические детерминанты профессиональной психологической устойчивости сотрудников правоохранительных органов // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2018) : материалы Международной научно-практической конференции. - СПбУ МВД России. - СПб.: СПбУ МВД России, 2018. - С. 245-248.

11. Марьин, М. И. Оценка психического состояния человека в напряженных условиях деятельности // Психологический журнал. - 1990. - Т. 1. - № 1.

12. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 57 000 слов; изд. 12-е, стереотип. / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., Русский язык, 1978. - 846 с.

13. Стрельникова, Ю. Ю. Структурно-динамическая модель личностных изменений специалистов профессий экстремального профиля [Текст]: дис....д-ра психол. наук: 19.00.03 / Стрельникова Юлия Юрьевна. -СПбГУ, Санкт-Петербург, 2016. - 582 с.

14. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. 4 / под ред. И.А. Бодуэна-де-Куртене. - СПб.-М.: Издание т-ва. М.О. Вольф, 1912. - 830 с.

© Липницкий А.В., Недилько М.С., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.