Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / MOTIVE / MOTIVATION OF TEACHING / PHYSICAL CULTURE / PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фалалеев В. В.

В данной статье отражены результаты исследования мотивации учения студентов-медиков, которое проводилось в Казанском государственном медицинском университете с участием в нем 275 человек, и раскрыта сущность понятий «Мотив», «Мотивация», «Мотивационная сфера», а также дана краткая характеристика курса «Физическая культура» в системе подготовки студентов-медиков. Исследование проводилось с применением таких диагностических методов, как беседа, наблюдение, анкетирование. По результатам исследования предложен перечень средств физической культуры, позволяющих повысить уровень мотивации учения, а также развить и воспитать необходимые для достижения успеха в будущей профессиональной деятельности физические и морально-волевые качества студентов-медиков. Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие мотивации учения способствует повышению качества обучения и усвоения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фалалеев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING AS A MEANS OF MOTIVATING MEDICAL STUDENTS TO BE ENGAGED IN PHYSICAL CULTURE

This article reflects the results of a study of the motivation of teaching medical students, which was conducted at the Kazan state medical University with the participation of 275 people, and reveals the essence of the concepts of "Motive", "Motivation", "Motivational sphere", as well as a brief description of the course "Physical culture" in the system of training medical students. The study was carried out using such diagnostic methods as conversation, observation, and questioning. According to the results of the study, a list of physical culture tools is proposed that allows increasing the level of motivation for teaching, as well as developing and educating the physical and moral-volitional qualities of medical students that are necessary for achieving success in future professional activities. The relevance of the study is due to the fact that the development of teaching motivation contributes to improving the quality of teaching and learning.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

УДК 378

Профессионально-прикладная физическая подготовка как средство мотивации студентов-медиков к занятиям физической культурой

Professional and applied physical training as a means of motivating medical students to be engaged in physical culture

Фалалеев В.В., Казанский государственный медицинский университет, vladislav.falaleev@yandex. ru

Falaleev V., Kazan State Medical University, vladislav.falaleev@yandex.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.020

Ключевые слова: мотив, мотивация учения, физическая культура, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Keywords: motive, motivation of teaching, physical culture, professional and applied physical training.

Аннотация. В данной статье отражены результаты исследования мотивации учения студентов-медиков, которое проводилось в Казанском государственном медицинском университете с участием в нем 275 человек, и раскрыта сущность понятий «Мотив», «Мотивация», «Мотивационная сфера», а также дана краткая характеристика курса «Физическая культура» в системе подготовки студентов-медиков. Исследование проводилось с применением таких диагностических методов, как беседа, наблюдение, анкетирование.

По результатам исследования предложен перечень средств физической культуры, позволяющих повысить уровень мотивации учения, а также развить и воспитать необходимые для достижения успеха в будущей профессиональной деятельности физические и морально-волевые качества студентов-медиков.

Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие мотивации учения способствует повышению качества обучения и усвоения знаний.

Abstract. This article reflects the results of a study of the motivation of teaching medical students, which was conducted at the Kazan state medical University with the participation of 275 people, and reveals the essence of the concepts of "Motive", "Motivation", "Motivational sphere", as well as a brief description of the course "Physical culture" in the system of training medical students. The study was carried out using such diagnostic methods as conversation, observation, and questioning.

According to the results of the study, a list ofphysical culture tools is proposed that allows increasing the level of motivation for teaching, as well as developing and educating the physical and moral-volitional qualities of medical students that are necessary for achieving success in future professional activities.

The relevance of the study is due to the fact that the development of teaching motivation contributes to improving the quality of teaching and learning.

Введение. Студенчество - часть молодежи, основной деятельностью которой, является учебная деятельность, направленная на овладение знаниями и способами их получения. Но не все студенты в полной мере осуществляют эту деятельность, слабо осознавая потребность в этих знаниях и не испытывая большого желания учиться. Эту ситуацию можно изменить применением различных средств,

способствующих развитию мотивации учения -«системы целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, сознательно относиться к учению» [1]. Потребности отражаются в сознании в виде

образов. Образы, побуждающие человека к определенному поведению и отражающие объекты удовлетворения потребностей, называются мотивами. Мотив - это осознанная потребность. Потребности являются источником активности человека, а мотив выражает направление этой активности, которая может быть различной по характеру и степени интенсивности. Для осуществления успешной учебной деятельности студенты на занятиях (в т.ч. физической культурой) в вузах должны проявлять активность, т.к. процесс обучения невозможен, если они будут пассивны. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются

в прах, если нет у ученика желания учиться», -писал в своей книге «О воспитании» В.А. Сухомлинский [8].

Высшие учебные заведения Министерства здравоохранения Российской Федерации имеют целью обеспечение подготовки

высококвалифицированных специалистов для учреждений здравоохранения. Следовательно, именно студенты данных вузов должны сознательно относиться к занятиям физической культурой, лучше других понимать всю их значимость для организма человека. Ведь даже Фестиваль спорта студентов медицинских и фармацевтических вузов Российской Федерации проходит под девизом «Физическая культура и спорт - вторая профессия врача».

В системе подготовки студентов-медиков физическая культура должна способствовать укреплению здоровья и поддержанию высокого уровня функциональной дееспособности организма, скорейшему восстановлению работоспособности в процессе обучения, что повысит уровень освоения учебного материала. Физическая культура должна противодействовать влиянию неблагоприятных факторов будущей трудовой деятельности в системе здравоохранения и развитию профессиональных заболеваний. Хорошая физическая

подготовленность студентов расширяет их возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиональными качествами.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что развитие мотивации учебной деятельности способствует повышению качества обучения и усвоения знаний, что является главной целью процесса обучения, а также удовлетворению потребности общества в крепком здоровье и гармоническом развитии подрастающего поколения.

Методы и организация исследования. Исследование мотивации учения студентов-медиков было проведено на базе Казанского государственного медицинского университета с применением метода анкетирования (анкеты-шкалы). В нем приняли участие 275 студентов 1 -

5 курсов без деления их по направлению подготовки.

Шкалирование - система вопросов и перечень готовых вариантов ответов на эти вопросы, следует выбрать наиболее подходящий и оценить в баллах правильность каждого из них. Шкалирование дает возможность количественно обработать полученный материал и позволяет быстро получить данные об исходном состоянии мотивации учения в целом и у каждого студента в отдельности. Проводя время от времени шкалирование, можно более точно, чем при простом наблюдении, заметить сдвиги в развитии мотивации обучающихся и по этим изменениям судить об эффективности развития мотивационной сферы. Данные шкалирования затем уточняются другими методами: наблюдением, беседой и т.д.

Применение диагностических методов позволяет на научной основе осуществлять процесс обучения и формирования мотивации учебной деятельности.

Процедура исследования мотивации учения при помощи шкалирования состоит в том, что студентам предлагается бланк, в который они записывают свои ответы на предлагаемые вопросы в виде символов (05 - уверенно «да»; 04 - больше «да», чем «нет»; 03 - не уверен, не знаю; 02 - больше «нет», чем «да»; 01 - уверенно «нет»).

Для обработки данных шкалирования необходимо сложить все цифры в каждой строке. Всего четыре строки, что соответствует четырем уровням мотивации (Гребенюк, 1983). Та строка, в которой получится наибольшая сумма, будет соответствовать имеющемуся у данного студента уровню мотивации. Верхней строке соответствует первый (низкий) уровень, нижней - четвертый (высокий) уровень мотивации.

Результаты исследования. Анализ двух вариантов ответов: «Активно работаю на занятиях, потому что «Физическая культура» очень нужный для меня предмет» и «Занимаюсь, потому что знания по предмету «Физическая культура» необходимы для моей профессии» из анкеты «Шкалирование мотивации учения» (Гребенюк, 1983) представлен в таблице 1.

Ответ уверенно «да» больше «да», чем «нет» не уверен, не знаю больше «нет», чем «да» уверенно «нет»

«Активно работаю на занятиях, потому что «Физическая культура» очень нужный для меня предмет» 24.7% 36.0% 14.2% 15.3% 9.8%

60.7% 25.1%

Таблица 1. - Анализ анкеты «Шкалирование мотивации учения»

Продолжение таблицы 1

«Занимаюсь, потому что знания по предмету «Физическая культура» необходимы для моей профессии» 12.0% 29.8% 20% 21.1% 17.1%

41.8% 38.2%

Как видно из таблицы, студенты-медики осознают важность для себя курса «Физическая культура», но при этом у некоторых из них снижено понимание его значимости для будущей профессиональной деятельности. Такая ситуация является типичной для учебных заведений. Следовательно, необходимо повышение уровня мотивации учебной деятельности и интереса к занятиям. Это возможно достичь, преподнося студентам курс «Физическая культура» как значимый для них, необходимый для их успешной учебной и трудовой деятельности. Для этого в рамках данного курса необходимо уделять достаточно внимания профессионально-прикладной физической подготовке, т.е. подготовке студентов к их профессиональной деятельности с использованием средств физической культуры и спорта, например, закаливания, плавания, туризма и элементов единоборств.

Подготовка к будущей профессиональной деятельности, наряду с приобретением необходимых знаний, умений и навыков, требует от студентов-медиков физической подготовки, обеспечивающей им высокую

производительность труда. Содержание физической культуры определяется с учетом особенностей этого труда.

Деятельность врача характеризуется сочетанием умственного и физического труда с нагрузкой на отдельные части тела и функции организма и требует большого напряжения центральной нервной системы.

Анализ передового педагогического опыта и собственной практики позволяет определить некоторые эффективные средства физической культуры для включения их в программу физической подготовки студентов-медиков.

Одним из основных разделов физической культуры студентов-медиков, способствующих развитию важных физических качеств и двигательных навыков, от которых зависит успех в процессе овладения избранной профессией, является профессионально-прикладная

гимнастика. На занятиях профессионально-прикладной гимнастикой формируются прикладные умения и навыки правильно ходить, бегать, прыгать, переползать, влезать на шесты и канаты, преодолевать препятствия, переносить тяжести и т.п. Для этого применяются различные

упражнения на гимнастической стенке, скамейке, лестнице, гимнастическом бревне, шестах, канатах и других снарядах, а также опорные и неопорные прыжки.

Профессионально-прикладная физическая подготовка способствует выработке у студентов устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды (закаливание). Закаливание -обязательный элемент физического воспитания, представляющий собой систему использования факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Это достигается во время занятий на открытом воздухе, туризмом, плаванием на открытой воде, в бассейне и т.д.

Важным средством физического воспитания и активного отдыха на природе является туризм. В туристских походах закаляется организм, развиваются физические качества, приобретаются жизненно важные прикладные умения и навыки (ориентирование на незнакомой местности, преодоление естественных препятствий и т.д.). Сегодня требования и нормы по туризму предусмотрены Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом (ВФСК) «Готов к труду и обороне» («ГТО»), начиная с III ступени.

Одним из наиболее эффективных прикладных средств оздоровления и физического воспитания, наряду с туризмом входящее во ВФСК «ГТО», является плавание.

Хорошая физическая подготовленность студентов расширяет их возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиональными качествами.

Наряду с развитием физических качеств, необходимо воспитывать волевые качества, психическую устойчивость, самообладание, внимание, оперативное мышление, которые позволят принимать правильные решения и грамотно действовать в экстремальных ситуациях. Этому способствуют занятия физической культурой с элементами единоборств, например, бокса, кикбоксинга и самбо. Соревнования по боксу, кикбоксингу и самбо входят в программу Спартакиады студентов вузов, в которых наряду с мужчинами принимают участие и женщины. Кроме того, борьба самбо входит в комплекс «ГТО».

Бокс, кикбоксинг и самбо относятся к сложным ситуативным видам единоборств, в

процессе которых занимающиеся выполняют самую различную нагрузку по силе, скорости, по сложности координации движений. Все это определяет важность единоборств как средств физического воспитания.

«Бокс - это отличное средство моральной и физической подготовки, развивающее тактическое мышление. Занятия боксом тренируют нервную систему: совершенствуется вестибулярный аппарат, улучшается координация движений, повышается лабильность нервной системы. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты двигательной реакции и действий, в большей остроте восприятия, возросшей внимательности, уравновешенности и сдержанности» [9].

Кикбоксинг - вид спортивного единоборства, включающий в себя технику классического бокса, обогащенную ударами ногами и способами защит от них.

Дальнейшее улучшение функций нервной системы и координации движений происходит за счет активного включения в работу ног, так как необходимо сочетать удары руками с ударами ногами, сохраняя при этом равновесие и контроль за своими действиями и действиями соперника.

Все лучшее и целесообразное из народных видов борьбы и систем самозащиты впитала в себя борьба самбо, включающая в себя борьбу стоя, в партере и лежа, захваты за руки, ноги, шею и одежду, подсечки, подножки, зацепы, болевые приемы на руки и ноги. Самбо развивает силу, силовую выносливость и другие физические качества.

Кроме боевого применения, самбо имеет большое прикладное значение для повседневной жизни и трудовой деятельности. Так в зимнее время возрастает количество переломов костей при падениях на улице. Овладев приемами самостраховки при падении, человек с меньшей степенью вероятности получит серьезную травму, поскользнувшись на льду. На занятиях физической культурой с элементами самбо студенты проводят различные захваты за тело и одежду партнера, а также поднимают его. При этом происходит развитие тех мышц, которые в случае необходимости помогут перенести или перетащить волоком пострадавшего (раненого). Сильные пальцы помогут тащить пострадавшего, ухватившись за элементы его одежды или снаряжения, дадут возможность крепко и долго держать края плащ-палатки, на которой будет находиться эвакуируемый пострадавший, тренированные спина и ноги будут способствовать продолжительному движению с

пострадавшим при различных способах переноски.

Большая часть предложенных средств применялась автором на уроках физической культуры в школе и применяется сейчас на занятиях физической культурой в Казанском ГМУ, принося только положительные результаты. Это подтверждается результатами наблюдения за студентами на занятиях, а также бесед с ними. В одной из бесед после занятия, на котором изучались способы самостраховки при падении, студентка К, получившая полтора года назад травму позвоночника при падении на улице, сказала: «Если бы тогда я знала как правильно падать, то не получила бы такую серьезную травму». Такое высказывание подтверждает правильность выбора нами средств. На этом примере видно, что обучающиеся начинают лучше понимать нужность для себя получаемых на занятиях физической культурой знаний, умений и навыков, так как они способны приносить очевидную пользу, что приводит к осознанию потребности у студентов получать больше подобных знаний, а осознанная потребность - это мотив. И как было изложено выше, потребности являются источником активности человека, значит студенты на занятиях физической культуры будут проявлять больше активности. Но следует отметить, что процесс обучения в вузе - это процесс взаимодействия студента и педагога, роль которого в этом процессе трудно переоценить.

Чтобы студенты любили предмет и показывали по нему высокий уровень знаний, умений и навыков, педагогу, необходимо самому любить этот предмет, постоянно расширять круг своих знаний в различных областях. Кроме того, ему необходимо владеть множеством различных методов и методик преподавания своего предмета. «Талантливую, творческую, увлеченную, активную личность может взрастить только талантливый же и увлеченный педагог» [8].

Таким образом, при помощи собственных личностных качеств, преподаватель может повысить интерес к занятиям и продуктивность деятельности студентов на них.

Заключение. Развитие мотивации учебной деятельности способствует повышению качества обучения и усвоения знаний студентами, основной деятельностью которых является учебная деятельность. Процесс обучения невозможен, если студенты на занятиях будут пассивны. Для успешного осуществления учебной деятельности они должны проявлять активность, побуждаемую осознанием

потребности в успешном осуществлении данной деятельности. Хорошая физическая

подготовленность студентов расширяет их возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиональными качествами. Следовательно, студентам необходимо добросовестно относиться к занятиям физической культурой.

Подобного отношения можно достичь, преподнося студентам курс «Физическая культура» как значимый для них, необходимый для их успешной учебной и трудовой деятельности. Для этого в рамках данного курса необходимо уделять достаточно внимания профессионально-прикладной физической

подготовке, с использованием таких средств физической культуры и спорта, как, закаливание, плавание, туризм и элементы бокса, кикбоксинга и самбо. Эффективность данных средств подтверждается результатами наблюдения за студентами и бесед с ними, из которых следует, что занятия с применением предложенных средств способствуют повышению уровня

мотивации учения студентов и успешному усвоению ими знаний, вследствие того, что занятия становятся разнообразнее и интереснее.

Наши результаты подтверждает и тот факт, что с 2010 года в России реализуется Всероссийский проект «Самбо в школах», ориентированный на приобщение школьников к изучению основ борьбы самбо, идея создания которого возникла на примере Японии, где дети в школах изучают дзюдо.

Результаты тестирования учащихся показали, что уровень общей физической подготовки школьников, занимающихся самбо, значительно улучшился, выросли такие психофизиологические показатели, как скоростно-силовая подготовленность, силовая выносливость, быстрота, вследствие чего, проект был признан удачным.

Но никакие средства не способны затмить собой личность педагога, способного при помощи собственных личностных качеств повысить интерес к занятиям и продуктивность деятельности студентов на этих занятиях.

Литература:

1. Гребенюк О.С. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся средних ПТУ: методические рекомендации для преподавателей: учебное пособие / О.С. Гребенюк. - Вильнюс, 1983. - 98 с.

2. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - Калининград: Калининградский ун-т, 2000. - 572 с.

3. Залетаев И.П. Физическая культура: учебник для профтехобразования / И.П. Залетаев, В.П. Шеянов, Б.И. Загорский и др. - М.: Высшая школа, 1984. - 287 с.

4. Ибрагимов Г.И. Теория обучения: учебное пособие; под ред. Г.И. Ибрагимова [Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М.]. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 383 с.

5. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов: учебное пособие / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 375 с.

Rreferences:

1. Grebenyuk O.S. Formirovanie motivacii uchebnoj deyateFnosti uchashhixsya srednix PTU: metodicheskie rekomendacii dlya prepodavatelej: uchebnoe posobie / O.S. Grebenyuk. - Vilnyus, 1983. - 98 p.

2. Grebenyuk O.S. Osnovy' pedagogiki individuaTnosti: uchebnoe posobie / O.S. Grebenyuk, T.B. Grebenyuk. -Kaliningrad: Kaliningradskij un-t, 2000. - 572 p.

3. Zaletaev I.P. Fizicheskaya kul'tura: uchebnik dlya proftexobrazovaniya / I.P. Zaletaev, V.P. Sheyanov, B.I. Zagorskij i dr. - M.: Vy sshaya shkola, 1984. - 287 p.

4. Ibragimov G.I. Teoriya obucheniya: uchebnoe posobie; pod red. G.I. Ibragimova [Ibragimova E.M., Andiianova T.M.]. -M.: VLADOS, 2011. - 383 p.

5. Istratova O.N. Psixodiagnostika. Kollekciya luchshix testov: uchebnoe posobie / O.N. Istratova, T.V. E'ksakusto. -Rostov n/D.: Feniks, 2015. - 375 p.

6. Осипов П.Н. Педагогика профессионального образования: учебное пособие / П.Н. Осипов; под ред. д-ра пед. наук, профессора П.Н. Осипова. - Казань: РИЦ «Школа», 2014. - 380 с.

7. Рогов М.Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально-психологический аспект: монография / М.Г. Рогов. - Казань: 1998. - 155 с.

8. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Политиздат, 1973. - 272 с.

9. Трипольский Л.Г. Бокс: учебное пособие для ДСШ и школьных коллективов физической культуры / Л.Г. Трипольский; под ред. Л.Г. Трипольского. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - 256 с.

10. Чумаков Е.М. 100 уроков самбо / Е.М. Чумаков. - 2-е изд., испр. и доп.; под общей ред. Е.М. Чумакова. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 247 с.

6. Osipov P.N. Pedagogika professionaTnogo obrazovaniya: uchebnoe posobie / P.N. Osipov; pod red. d-ra ped. nauk, professora P.N. Osipova. - Kazan': RICz «Shkola», 2014. -380 p.

7. Rogov M.G. Motivaciya uchebnoj i kommercheskoj deyatel'nosti studentov: sociaTno-psixologicheskij aspekt: monografiya / M.G. Rogov. - Kazan: 1998. - 155 p.

8. Suxomlinskij V.A. O vospitanii / V.A. Suxomlinskij. -M.: Politizdat, 1973. - 272 p.

9. Tripol'skij L.G. Boks: uchebnoe posobie dlya DSSh i shkol'ny'x kollektivov fizicheskoj kul'tury' / L.G. Tripol'skij; pod red. L.G. Tripol'skogo. - M.: Fizkul'tura i sport, 1964. - 256 p.

10. Chumakov E.M. 100 urokov sambo / E.M. Chumakov. - 2-e izd., ispr. i dop.; pod obshhej red. E.M. Chumakova. - M.: Fizkul'tura i sport, 1977. - 247 p.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.