Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ВИДЫ ЕДИНОБОРСТВ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ВИДЫ ЕДИНОБОРСТВ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL EDUCATION / MARTIAL ARTS / HEALTHY LIFESTYLE / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЕДИНОБОРСТВА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митюков Евгений Александрович

Применение видов единоборств как эффективное средство физического воспитания студентов не физкультурных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL FITNESS AND MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES. TYPES OF MARTIAL ARTS AS AN EFFECTIVE MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

The use of martial arts as an effective means of physical education of students of non-physical education institutions.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ВИДЫ ЕДИНОБОРСТВ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

APPLIED PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

UDC 37

Mityukov E.A. Physical fitness and motor activity of students in the conditions of development of information technologies.

Types of martial arts as an effective means of physical

education

Физическая подготовленность и двигательная активность студентов в условиях развития информационных технологий. Виды единоборств как эффективное средство

физического воспитания

Mityukov E.A.

NRU Higher School of Economics, Moscow Митюков Евгений Александрович НИУ Высшая Школа экономики, г. Москва

Abstract. The use of martial arts as an effective means of physical education of students of non-physical education institutions.

Keywords: physical education, martial arts, healthy lifestyle

Аннотация. Применение видов единоборств как эффективное средство физического воспитания студентов не физкультурных учебных заведений.

Ключевые слова: физическое воспитание, единоборства, здоровый образ жизни.

Рецензент: Кузьменко Наталья Ивановна, к.п.н., доцент ВАК. ГБПОУ "Магнитогорский педагогический колледж"

ХХ1 век характеризуется циркуляцией чрезмерных объемов информационных потоков в обществе и усовершенствованием возможностей интернета. Появление новых цифровых технологий и их незаменимость в создании картины мира, добавила в жизнь студентов такие положительные факторы, как экономия времени на поиск и обработку информации, возможность общения в социальных интернет пространствах с охватом аудитории исчисляемой миллионами человек, полюбоваться красотами мира в режиме онлайн не выходя из дома и другие возможности глобальной сети.

Однако, казалось бы, исключительно позитивные передовые технологии имеют и обратную сторону. Молодые люди под воздействием информационных благ растут равнодушными, малоактивными и несамостоятельными. Одним из самых негативных факторов влияния современных инструментов технологического развития является «Вред для здоровья». Гиподинамия, нервные перегрузки, стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие - нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно-сосудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни. В этих условиях роль физической культуры и спорта еще более возрастает.

Физическая культура - часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, всестороннее совершенствование и развитие тела путём упражнения мускулов, развития физических способностей человека и спортивных достижений, а также входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие. Совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности студентов, минуя средства физической культуры в настоящее время практически невозможно.

Физическое воспитание - педагогический процесс, который направлен на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его основных жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний (Матвеев Л.П., Новиков А.Д., 1967).

Физическое воспитание должно начинаться, прежде всего, с заинтересованности. Современному студенту необходимо донести, что сегодняшнее высшее образование требует достаточно высокого уровня здоровья, с каждым днем возрастают требования к специалисту и порой очень трудно успевать за всеми современными тенденциями развития технологий. Физическая культура в высших учебных заведениях выступает как необходимая часть образа жизни студента, направленная на оздоровление и развитие его физических способностей, является средством удовлетворения жизненно необходимых потребностей, способствует развитию гармоничной личности, физического совершенствования и позволяет ему наиболее полно реализовать свои творческие возможности.

Для этого помимо совершенствования методик проведения плановых занятий по физической подготовки, необходимо обратить внимание на такой модуль как

дополнительное физическое воспитание. В данном направлении можно использовать факультативные занятия, секции и другие виды учебных программ.

Возникает вопрос, какие направления в физическом воспитании студенческой молодежи лучше использовать? Прежде всего необходимо брать во внимание, географическое расположение, национальные традиции и предпочтения данного региона, но и конечно же учитывать мнение самих студентов. Традиционно мальчишек привлекают различные виды единоборств, атлетизм, девочки же склонны к аэробике, гимнастике, но всех объединяет желание повысить свою выносливость и работоспособность, так необходимых в современном процессе обучения.

В высших учебных заведениях многих стран успешно используется организация занятий по физической культуре в группах по видам спорта по выбору самих студентов. Например, в Германии физическое воспитание не является обязательной учебной дисциплиной системы высшего образования. Но она всесторонне реализуется в университетах через факультативную систему обучения. Организация и содержание самого процесса развития спорта и физического воспитания зависит от законодательной базы всех земель Германии, преподавателей вузов, руководителей спортивных клубов, а также заинтересованности самих студентов в том или ином виде спорта. Таким образом физическое воспитание студентов немецких вузов является соблюдением национальных стандартов и оперативных инструкций, рекомендаций общественных и земельных организаций, которые имеют отношение к совершенствованию учебно-воспитательного процесса данного вида деятельности. Программа по физической культуре в немецких вузах является одной из самых совершенных в Европе.

При организации физического воспитания необходимо учитывать положительный опыт других стран. При выборе того или иного вида спорта, студент сознательно, осмысленно должен осуществлять выбор форм двигательной активности, удовлетворяющих индивидуальной физической и психологической потребности. При этом следует учитывать популярность вида спорта среди студентов, которое необходимо определить путем анкетного опроса, возможности и состояние спортивных сооружений, которыми располагает высшее учебное заведение, а также наличие специалистов по видам спорта в преподавательском составе кафедры физического воспитания. Наряду с самыми массовыми и популярными циклами игровых видов спорта и циклом фитнесса практически в каждом высшем учебном заведении можно сформировать менее массовый, но не менее эффективный цикл единоборств.

Корни единоборств уходят глубоко в историю развития человечества. Единоборства являются проявлением внутривидовой борьбы - древней как само человечество и характерной для него. Физические и психологические упражнения, применяемые для подготовки к противоборству с противником, привлекают студентов и весьма эффективны, как средство двигательной активности. Одним из факторов, стимулирующих интерес к единоборствам, является освоение арсенала умений и навыков, которые обеспечивают личную безопасность в различных жизненных ситуациях. Использование упражнений на развитие координации и элементов акробатики в процессе подготовки при занятиях единоборствами также привлекает студентов к данным видам двигательной активности [1].

С точки зрения теоретических знаний, студенты проявляют интерес к философским категориям форм и содержания единоборств. В форме единоборств обращает на себя внимание многообразие их видов, неполнота правил, взаимосвязь с образом жизни, климатическими условиями, верованиями, средствами единоборств, наличие телесного или условного контакта между соперниками [2].

Например, восточные единоборства такие как каратэ-до, ушу, тхэквондо и другие, объединяет в себе приемы единоборства и идеологию восточного боевого искусства средневековья, совокупность физического и духовного самосовершенствование, является одним из направлений современного вида спорта. Другая категория единоборств, такие как Сават (французский бокс и кикбоксинг), Бартитсу (Великобритания) проповедуют минимум благородства, максимум эффективности, но в то же время это пример воспитания характера, дисциплины и стрессоустойчивости.

Возможности существующих видов единоборств очень велики, в укреплении здоровья, коррекции осанки и телосложения, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, повышении самооценки и наконец, в формировании личности.

На мой взгляд, существующие сегодня виды единоборств можно разделить на несколько категорий.

Спортивные единоборства. Победить соперника в рамках строго определенных правил. Правила устанавливаются в рамках соревнования, которое является характерным отличительным признаком спортивных единоборств. Таким образом, тренировочный процесс и психологическая подготовка в рамках спортивных видов единоборств подчинены основной цели - победе спортсмена на соревнованиях. К спортивным следует отнести такие единоборства, как бокс, дзюдо, борьба, тэквондо, спортивные виды каратэ, кикбоксинг, ушу саньда, панкратион, кудо, спортивный

рукопашный бой и др.

Прикладные (боевые) единоборства. Готовность и способность в ситуации поединка вывести противника из строя, травмировав или физически устранив его. Соревнования в боевых школах отсутствуют. Тренировочный процесс, как правило, отличается созданием жесткой обучающей среды, призванной адаптировать занимающихся к деятельности в сильных стрессовых ситуациях.

К прикладным единоборствам следует отнести боевое самбо, сават, баритсу, боевые виды карате и др.

Духовно традиционные единоборства. Отличительной чертой является присутствие в практике ритуалов, кодексов поведения, правил, регламентирующих тренировочные процесс. Цель - физическое и духовное совершенствование, достижение гармонии человека с собой и с миром, сохранение исторических традиций. Как правило соревнования проводятся в рамках показательных выступлений с оценкой комплексов формализованных упражнений (ката, таолу). К традиционным единоборствам следует отнести такие, как танланцюань, капоэйра, Вин Чун, айкидо, некоторые виды

ушу и т.д.

Военно-прикладные единоборства. Тщательная, взаимосвязанная комплексная система обучения, включающая тактическую подготовку, рукопашный бой, медицину, огневую подготовку, горную подготовку и т.д.

К таким единоборствам следует отнести систему Кадочникова, БАРС (боевая армейская система) и др.

Какую из вышеперечисленных систем использовать в качестве факультативных физических занятий в учебном заведении, необходимо определить после проведения ряда аналитических мероприятий, которые должны включать изучение географического положения, исторических традиции и национальных особенности региона, возможности спортивной учебно-материальной базы, подготовленности специалистов и желания студентов, которое выявляется в ходе проведения анкетирования, личных бесед с использованием компетентностного подхода и личностно ориентированного образования, при которых личность студента находится в центре внимания.

Все вышеперечисленные категории широко применяются для наращивания и совершенствования физического уровня молодежи. Но, к сожалению, многие учебные

заведения отказываются от такого рода физического воспитания, делая акцент на травмопасность единоборств как вида факультативных занятий. Многие спортивные интернет-издания в рейтинге травмоопасных видов спорта ставят единоборства лишь на четвертое место, уступая позиции таким видам как футбол, дайвинг с аквалангом и даже велоспорт. Профессионализм специалистов, грамотная организация занятий и продуктивная методика позволят качественно без нарушений требований безопасности совершенствовать физическое воспитание средствами единоборств, развивая в студентах такие качества как тактическое мышление, целеустремленность и собранность.

В заключении отметим, виды единоборств — это универсальные системы физического воспитания, представляющие собой совокупность различных двигательных действий, объеденные условным сюжетом и характеризуются комплексным проявлением основных физических способностей в условиях непрерывной и внезапной смены соревновательной ситуации.

References

1. Долганов, О.В. Организация физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов в процессе занятий борьбой дзюдо [Текст] / О.В. Долганов //Автореф. дис. канд. пед. наук. - Тюмень, 2006. - 25 с.

2. Литвинов, С.А., Иванков, Ч.Т. Восточные единоборства в системе физической подготовки студентов [Текст] / С.А. Литвинов, Ч.Т. Иванков //Перспективы развития физической культуры в начале третьего тысячелетия: Всеросс. науч.-практ. конф. 18-19 апреля 2001 г. - М.: МГЛУ, 2001 .-С. 37.

3. ADVANCES IN SCIENCE AND TECHNOLOGY Сборник статей VII международной научно-практической конференции. Под редакцией В.Б. Соловьева. 2017. Физическое воспитание студентов в учебных заведениях Германии на современном этапе.

4. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях [Текст] /Б.А. Вяткин//М: Физкультура и спорт 2000.

5. https://blog.decathlon.ru/interesnye-fakty/top-5-samyh-travmoopasnyh-vidov-sporta.html Топ 5 самых травмоопасных видов спорта.

6. Ашкинази С.М. Единоборства в мире спортивной науки // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 11. - С. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.