10. Матвеев, Л.П. К теории построения спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 12. - С. 11 - 20.
11. Матвеев, Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1964. - 248 с.
12. Платонов, В.Н. О "концепции периодизации спортивной тренировки" и развитии общей теории подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 8. - С. 23 - 26, 39 - 46.
13. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 584 с.
14. Платонов, В.Н. Подготовка высококвалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.
15. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - К. : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
16. Шустин, Б.Н. Моделирование в спорте (теоретические основы и практическая реализация) : дис. ... д-ра пед. наук в виде науч. докл. / Шустин Б.Н. - М., 1995.
- с.
17. Шустин, Б.Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной подготовки // Современная система спортивной подготовки. - М. : СААМ, 1995. - С. 226 - 237.
18. Шустин, Б.Н. Проблемы прогнозирования модельных характеристик сильнейших спортсменов на отдельных этапах подготовки // Основы теории прогнозирования спортивных достижений : сб. науч. тр. / Ком. по физ. культуре и спорту при Совете Министров СССР, Всесоюзн. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1983. - С. 81
- 87.
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В КОМПЛЕКСНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЦЕЛЯХ ВОЕННОПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ
Валерий Алексеевич Котко, соискатель Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
При использовании единоборств как средства военно-патриотического воспитания и профессиональной ориентации, поднимаются вопросы о неприемлемости жестко-контактных правил соревнований на восходящем этапе обучения и о соблюдении щадящих режимов педагогического контроля.
Ключевые слова: комплексные единоборства, военно-патриотическое воспитание, педагогический контроль.
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL CONTROL IN COMPLEX SINGLE COMBATS WITCH ARE USED FOR PATRIONIC PROFESSIONAL APPLIED ORIENTATION
Valeriy Alexeevich Kotko, post-graduat student,
Cuban state university of physical edication, sport and tourism,
Krasnodar
Abstract
Fiercecontact rules of competitions during ascending stage of training are considered inadmissible and adherence to sparing regimen of pedagogical control to be necessary when single combat is used as a means of military - patriotic education and professional orientation.
Keywords: complex single combats, military - patriotic education, the pedagogical control.
Боевые искусства издревле используются в интересах обеспечения профессионально-прикладной физической подготовки представителей различных силовых структур. Тренировка духа и тела в боевых искусствах [2, 5] требует больших энергетических затрат и объемного произвольного внимания. В то же время они по законам биологии являются социально привлекательными для всех категорий людей.
Значительная часть боевых искусств ограничивается или упражнениями демонстрационно-артистического характера с программированной основой, или условноконтактными упражнениями программно-ситуативного характера [10].
Традиционно на Востоке широко распространены именно эти системы. Однако при желании копировать системы боевых искусств Востока на Западе (в том числе и в России) преобладает тенденция к превращению боевых искусств в единоборство. Это стремление обеспечивает формирование устойчивости нервной системы к психо-стрессорным условиям реального боя. Однако многие приемы боевых искусств трудно выполнить в спортивном единоборстве при встрече с равным соперником.
Именно этот фактор обусловливает наличие в системах Востока преобладания «черновой» работы путем изучения совершенствования сложнокоординационных действий в режиме одиночной имитации и условного контакта.
Попытки представителей западных «школ» ускорить процесс боевой подготовки и перевести его в русло спортивного единоборства провоцирует неуверенность в реальности многих приемов боя, в связи с чем, технический арсенал единоборцев в значительной мере сужается, а это ведет к преимущественному напряжению функциональных резервов организма вместо использования разнообразных, адекватных технических действий.
Эти факты и составляют неразрешимое диалектическое противоречие в данной области, о чем будет сказано ниже.
Повышенный интерес детей и юношей к единоборствам и боевым искусствам дает возможность использовать их в качестве средства военно-патриотического воспитания и профессиональной ориентации, особенно в преддверии контрактной службы в армии. В конце 90-х годов ХХ столетия в программе средней школы имелась специальность «Допризывная и физическая подготовка», в соответствии с которой предполагалось обучение детей военному делу и прикладной физической подготовке, начиная с 5-го класса. В период «псевдо-демократизации» нашего общества партии либерального толка добились ликвидации данной специальности в средней школе, мотивируя этот шаг тем, что решением этой задачи следует нагрузить работников военкоматов. В связи с этим, военно-физическая подготовка должна быть направлена на работу с юношами призывного возраста.
В настоящее время военные комиссариаты пытаются осуществлять допризывную подготовку юношей, достигших 16 лет, что, на наш взгляд, мало эффективно по многим позициям (период полового развития в особенности).
Однако педагогически обоснованная тенденция к ранней специализации в формировании двигательных умений и физических качеств в спорте вообще требует более ранней подготовки и к военному делу, поскольку обогащение специфического двигательного опыта, а не беспощадная эксплуатация функциональных физиологических резервов, обеспечивает не только качество подготовки вообще, но и сохранение профессионально ориентированных кадров. В настоящее время для оказания помощи военным комиссариатам начали функционировать военно-патриотические клубы, в которых основную мотивирующую роль играет армейский рукопашный бой [1].
В этой связи следует возвратиться к диалектичности боевых искусств и единоборств, в особенности комплексных единоборств (боевое самбо, комплексный бой, кудо, милицейский рукопашный бой, саньда, Mix-Fight).
1. Комплексные единоборства содержат в себе технику ударных единоборств и технику борьбы, что значительно усложняет проблему спортивной подготовки в плане
последовательности изучения и закрепления технико-тактических действий, поскольку технико-тактические арсеналы участников ведомственных соревнований свидетельствуют о том, что большинство из них являются выходцами или из видов спортивной борьбы, или ударных единоборств, что обусловливает ограниченность и однобокость их технико-тактических арсеналов [7, 8].
2. Программы по подготовке бойцов - «рукопашников» на сегодняшний день практически отсутствуют или являются компиляцией с программами по моноединоборствам без учета необходимого времени усвоения и объема технических действий, связанных с техникой борьбы и ударной техники.
3. Жесточайшие правила соревнований по армейскому рукопашному бою и боевому самбо, где можно бить лежащего противника ногами по голове [1], являются, на наш взгляд, вреднейшими для военно-физической подготовки сотрудников силовых структур, поскольку наличие таких правил провоцирует массовое выбывание значительной части соревнующихся из числа активно участвующих в военно-прикладной физической подготовке по причине травматизма.
4. Содержание и последовательность изучения технико-тактического материала в программах многолетней подготовки по рукопашному бою не соответствуют возрасту обучаемых, если им занимаются дети в возрасте 10 - 12 лет. Автоматический перенос требований правил соревнований по рукопашному бою армейской версии приводит к усиленной эксплуатации функциональных резервов еще не сформированных вегетативных и управляющих биологических структур детского и юношеского организма [4, 6].
Таким образом, попытки осуществить военно-патриотическое воспитание и профессиональную ориентацию детей и подростков на контрактную службу в Российской армии путем занятий ведомственными видами рукопашного боя на сегодняшний день имеют невысокий коэффициент полезного действия.
Если возвратиться к методологии военизированной подготовки в странах Востока, то, по всей видимости, следует учесть нервную типологию наций. Менталитет Запада вообще и России, в особенности, пока не позволяет организовать систему подготовки в боевых искусствах по подобию Востока. По всей видимости, физиологическое качество мозга - внимание - у представителей Запада абстрагируется в меньшей степени и требует большей конкретизации, приближения к реальной действительности.
Все усилия приблизить технологию подготовки в боевых искусствах и, в особенности, единоборствах Запада к технологии Востока приводят к профанации процесса длительной подготовки в режиме демонстрации и условного контакта [7].
К сожалению, результаты проведенного нами опроса специалистов в сфере единоборств свидетельствуют о том, что большая часть из них (87%) считает слабой стороной подготовки единоборцев специальную выносливость. При попытках повысить ее уровень используются упражнения, связанные с увеличением общей выносливости (при имитации специального компонента в виде бросков противника каким-либо приемом). Кроме того, согласно данным одной из комплексных научных групп России, по единоборствам приводится такое процентное соотношение влияния различных сбивающих факторов на эффективность соревновательных результатов, в котором на самом деле фигурирует в различных ипостасях один и тот же фактор психологического толка.
Создавшееся положение в практике профессионально-прикладной физической подготовки настоятельно требуют внесения коррективов, прежде всего, в содержание педагогического контроля, поскольку именно он формирует установку педагога на преимущественное использование тех или иных средств подготовки.
При работе с детьми и подростками в области профессиональной ориентации, прежде всего, необходимо предусмотреть щадящие режимы физической и техникотактической подготовки. В особенности это касается постепенности усиления контакта в единоборстве и усложнения ситуативности в условно-контактных упражнениях
самозащиты.
При этом, содержание занятий и методика их проведения должны обеспечивать высокий эмоциональный фон за счет конкретизации учебных и контрольных ситуаций. Прецеденты в области постепенного усложнения сенсомоторных и психомоторных задач в единоборствах имеются не только в каратэ-до, но и в таких западных ударных единоборствах, как кикбоксинг и сават [3, 9].
Создавшаяся ситуация требует при организации ранней спортивной специализации в области прикладных единоборств использования в педагогическом контроле нескольких поэтапных, постепенно усложняющихся номинаций:
1. Демонстрация изученных приемов с оценкой в баллах за качество.
2. Демонстрация изученных приемов в условном контакте с возникающей ситуацией проприоцептивно-моторного состава.
3. Демонстрация изученных приемов в условном контакте с возникающей ситуацией зрительно-моторного состава [7].
4. Соревнования с попеременной сменой ролевых функций и оценкой за деятельность при выполнении обеих функций.
5. Соревнования без ударного контакта.
6. Соревнования в контакте с остановками после каждой удавшейся атаки.
7. Соревнования с ограничением серийных атак.
8. Соревнования без ограничения серийных атак.
В процессе экспериментальной организации педагогического контроля в военно-патриотических клубах с использованием вышеперечисленных постепенно усложняющихся номинаций достигнута высокая степень сохранения контингента учащихся (76% в сравнении с остальными контрольными клубами), что является основным критерием эффективности в деятельности данного рода.
Таким образом, профессионально-ориентированная прикладная военнофизическая подготовка как в ориентационных целях, так и в целях повышения сохранения контингента учащихся должна претерпеть вышеуказанные изменения в пользу продления сроков подготовки и соблюдения основного педагогического постулата -постепенности и доступности в области как вегетативных, так и психологических нагрузок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Военно-спортивная классификация и правила соревнований по армейскому рукопашному бою. - М. : Принт Центр, 1997. - 28 с.
2. Долин, А.А. КЭМПО : (традиции воинских искусств) / А.А. Долин, Г.П. Попов. - М. : Наука. 1990. - 427 с.
3. Иванов, А. Кикбоксинг / А. Иванов. - Киев : Книга-сервис Перун. 1995. -
310 с.
4. Лях, В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В.И. Лях // Теория и практика физ. культуры. - 1990. - №
3. - С. 15-18.
5. Маслов, А.А. Традиция и тайны китайского Ушу. Т. 1 / А.А. Маслов. - М. : ГАЛА-ПРЕСС, 2000. - 512 с. - (Энциклопедия восточных боевых искусств).
6. Никитюк, Б.А. Очерки теории интегральной антропологии / Б.А. Никитюк.
- Москва, Майкоп : [б.и.], 1995. - 199 с.
7. Носуля, В.Н. Технология обучения самозащите без оружия в учебных заведениях ВМД России : дис. ... канд. пед. наук / Носуля В.Н. - Краснодар, 1998. -144 с.
8. Саликов, А.А. Пути повышения эффективности обучения ударным единоборствам в системе учебных заведений МВД Российской федерации : дис. . канд. пед. наук / Саликов А.А. - Краснодар, 1998 . - 173 с.
9. Тарас, А. Французский бокс САВАТ / А.Е. Тарас. - Минск : Харвест, 1997.
- 304 с.
10. Шулика, Ю.А. О классификационном обеспечении функционирования физической культуры, как средства здорового образа жизни / Ю.А. Шулика // Материалы науч.-практ. конф. «Проблемы теории и практики интегративной антропологии» / Адыгейский гос. ун-т. - Майкоп, 1996. - С. 270 - 276.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»
Ирина Николаевна Маркова, кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ)
г. Санкт-Петербург
Аннотация
Проанализированы особенности формирования учебных планов третьего поколения в переходный период на примере организации учебного процесса по направлению подготовки “Прикладная информатика”. Сформулированы практические рекомендации по их внедрению в учебный процесс на примере проблемного поля направления подготовки “Прикладная информатика в дизайне”.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование стандарты третьего поколения, бакалавр, магистр, прикладная информатика, дизайн, информационные системы и технологии.
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE DIRECTION «APPLIED INFORMATION SCIENCE»
IrinaNikolaevna Markova, the candidate of technical sciences, senior lecturer,
St. Petersburg state polytechnical university (SPbSPU),
St. Petersburg
Abstract
Features of creation of programs of the third generation in a transition period on an instance of the organization of educational process in a direction “Applied information science” are analysed. Practical recommendations on their usage in educational process on an example of a problem field of a direction “Applied information science in design” are formulated.
Keywords: the higher professional education, standards of the third generation, the bachelor degree, the master degree, the applied information science, the design, the informational systems and technologies.
Глобальная информатизация общества на стыке XX-XXI веков привела к изменению приоритетов в высшем образовании: появилась острая необходимость в подготовке специалистов в области компьютерных технологий практически для всех сфер человеческой жизнедеятельности, в том числе в области дизайна.
В 2000 году Министерством образования России был разработан и принят государственный стандарт по специальности 351400 "Прикладная информатика (по областям)". Квалификация, присваиваемая по этой специальности - информатик (в области). В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ) была подготовлена учебная программа по специальности "Прикладная информатика (в дизайне)" и получена лицензия Министерства образования России на ее реализацию. Специальность вызвала большой интерес у абитуриентов, о чем говорит стабильно высокий конкурс: 3-4 человека на место. В 2004/2005 учебном году институт международных образовательных программ СПбГПУ выпустил первых специалистов информатиков - дизайнеров.
В связи с необходимостью перехода к стандартам третьего поколения актуальной в переходный период, на наш взгляд, становится задача рассмотрения возможности непрерывного образования: бакалавр-специалист-магистр. Такого рода логическая цепочка продиктована не только необходимостью плавно и достаточно безболезненно влиться в единое европейское образовательное пространство, но и желанием обеспечить право оптимального выбора траектории образования (научная, педагогическая