Научная статья на тему 'Прикладные и спортивные единоборства на кафедре физического воспитания творческого вуза'

Прикладные и спортивные единоборства на кафедре физического воспитания творческого вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. А. Сомкин, С. А. Константинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прикладные и спортивные единоборства на кафедре физического воспитания творческого вуза»

3. Курысь В.Н. Спортивная акробатика: теория и методика обучения прыжкам на дорожке. Т.1. - Ставрополь: [б. и.], 1994. - 200 с.

4. Менхин Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям в видах спорта со сложной координацией движений: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1990. - 48 с.

5. Солодянников В.А. Технологическая концепция формирования профессионально-педагогических умений специалиста по спортивной гимнастике: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2002. - 272 с.

6. Солодянников В. А., Люйк Л. В., Львова Л. Г. Слагаемые деятельности специалиста при обучении двигательным действиям // Европейский журнал социальных наук. - №8. - 2015. - С. 242.

А. А. Сомкин, С. А. Константинов

Прикладные и спортивные единоборства на кафедре физического воспитания творческого вуза

Формирование устойчивой потребности в постоянных и систематических занятиях физической культурой является важнейшей задачей дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» в творческом вузе, каким является Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ). Это предполагает постепенный переход от обязательных форм учебных занятий к индивидуальному выбору вида физкультурной или спортивной деятельности самими студентами. В настоящее время многие из них проявляют повышенный интерес к так называемым «прикладным» видам спорта - к различным единоборствам и системам самообороны. Единоборства являются одними из древнейших видов спорта, которые вобрали в себя и творчески трансформировали большинство естественных двигательных действий человека, способствуя не только его выживанию, но и гармоничному развитию. С момента зарождения, благодаря своей состязательной сущности, они стали своеобразной моделью социальных процессов, происходящих в обществе [1]. Следует отметить, что в СПбГИКиТ 50 % всех спортивных секций, которые посещают студенты, - это единоборства. Проблема индивидуальной самозащиты человека в условиях современного мегаполиса становится в настоящее время чрезвычайно актуальной. Структура развития прикладных и спортивных единоборств на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ состоит из следующих направлений.

1. Для тех студентов, которые не имеют желания тренироваться для участия в соревнованиях, организованы секции так называемой «прикладной» направленности - «Самозащита» и «КЭНПО - Реальный рукопашный бой».

Секция «Самозащита» ориентирована, в основном, на девушек и базируется на технике школ традиционного китайского ушу. Тренировки в этой секции не требуют от занимающихся высокого уровня развития их физических способностей и освоения сложных технических приёмов. Желающие же испытать свои силы в соревновательных условиях могут это сделать на турнирах на первенство СПбГИКиТ по разработанному на кафедре физического воспитания соревновательному единоборству - «дапо сюй-ши» («борьба на линии»). В таких соревнованиях могут принимать участие все студенты института (юноши и девушки), даже не имеющие никакой предварительной подготовки в «прикладных» видах спорта. Во время «контактных поединков» минимизирована возможность получения любой незначительной травмы, а Правила судейства просты и понятны участникам, ознакомившимся с ними непосредственно перед самим турниром [3].

«Реальный рукопашный бой» (по-японски «син-дзюцу кэнпо») был разработан петербургским мастером единоборств О.Ю. Шепру-том в начале 1990-х годов. К настоящему времени Ассоциация реального рукопашного боя России разработала структуру соревнований и аттестации тренеров. На кафедре физического воспитания СПбГИКиТ развивается, как основное, «прикладное» направление «син-дзюцу кэнпо» - как эффективная система самозащиты. Для этих целей разработана инновационная программа освоения системы «син-дзюцу кэнпо» студентами, не имевшими ранее спортивной подготовки. Большое внимание на занятиях уделяется психологической подготовке студентов и их адекватному поведению в экстремальных стрессовых ситуациях. «Син-дзюцу кэнпо» включает в себя следующие разделы [5]:

- специальная физическая подготовка и «прикладная акробатика»;

- самозащита от невооружённого противника (от ударов рукой или ногой, удушения, «сковывания» - захватов рук, туловища, одежды) - в стойке на ногах, на коленях, сидя и лёжа;

- основы «ударной» (руками и ногами) и «бросковой» техники;

- самозащита от вооружённого противника: «коротким» оружием - ножом, кастетом; «длинным» оружием - палкой, бейсбольной битой, дубинкой; стрелковым оружием - травматическим или газовым;

- защита от нескольких противников и поведение в агрессивной неуправляемой толпе.

Вместе с тем, студенты, желающие участвовать в соревнованиях, могут выступать на турнирах, проводимых Ассоциацией.

2. Для студентов, которые хотят совмещать обучение в институте с дозированными тренировками и возможным участием в соревнованиях на уровне чемпионатов Санкт-Петербурга среди высших учебных заведений могут выбрать физкультурно-кондиционный

(«массовый») спорт. Это тип общедоступного спорта, направленный главным образом на физкультурно-спортивные тренировки, которые способствуют сохранению приобретённой ещё в школьном возрасте физической формы, но со строго регламентированным участием в соревнованиях. Здесь целевой итог деятельности ориентирован не на максимально возможный результат, а на необходимый студенту уровень физического и духовного развития для поддержания его дееспособности и адекватного состояния здоровья. Затраты времени на тренировочные занятия и участие в соревнованиях должны быть оптимально минимизированы и не мешать основному социально-необходимому виду деятельности студента, получающего высшее образование [2]. На кафедре физического воспитания СПбГИКиТ организованы две секции, в которых студенты осваивают такие виды единоборств как армрестлинг и тхэквондо. Из студентов, посещающих данные секции, формируются сборные команды института, для которых основными соревнованиями является Спартакиада высших учебных заведений Санкт-Петербурга.

3. Для студентов, желающих совершенствовать своё спортивное мастерство в «жёстком» контактном единоборстве и участвовать не только в городских, но и во Всероссийских и международных турнирах организована секция ушу саньда, как некоммерческого спорта высших достижений. Здесь имеется в виду выступление на соревнованиях высокого уровня, но без получения существенного финансового вознаграждения [2]. Для студентов СПбГИКиТ, специализирующихся в единоборстве ушу саньда, - это чемпионаты России, крупные и престижные международные турниры, в том числе и в Китае. Соревнования по ушу саньда являются неотъемлемой составной частью Всемирных игр боевых искусств (World Combat Games). Ушу было одним из видов спорта, претендовавших на включение в официальную программу XXXII Олимпийских игр 2020 г. Международная Федерация ушу развивает этот популярный во всём мире вид спорта и насчитывает в своём составе уже около 150 стран.

Ушу саньда является комбинированным видом единоборства, вобравшим в себя лучшие технические приёмы из китайских боевых искусств. Широкий арсенал приёмов, разрешённых Правилами соревнований по ушу саньда, позволяет спортсменам применять в поединках удары руками и ногами в «полный контакт», захваты противника и броски на помост. Оригинальным техническим действием, присущим ушу саньда, является «выведение» (выталкивание) противника за пределы соревновательной площадки [4].

При этом, на высоком уровне подготовки ведущие спортсмены-студенты по этому виду спортивного единоборства (технической, функциональной, физической, тактической) достаточно успешно способны, при определённой адаптации учебно-тренировочного

процесса, представлять сборную команду СПбГИКиТ на турнирах в рамках Спартакиада высших учебных заведений Санкт-Петербурга по различным «смежным» спортивным дисциплинам. Например, они достаточно успешно представляли сборную команду института на студенческих соревнованиях по следующим видам:

- ударные единоборства (кикбоксинг, тхэквондо, карате);

- бросковые единоборства (самбо, дзюдо);

- смешанные единоборства (боевое самбо, джиу-джитсу).

Таким образом, в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения разработана чёткая и перспективная структура развития «прикладных» и спортивных единоборств на кафедре физического воспитания неспециализированного (творческого) высшего учебного заведения.

Список литературы

1. Карелин А.А. Спортивная подготовка борцов высокой квалификации: моногр. - Новосибирск, 2002. - 480 с.

2. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005. - 384 с.

3. Подшибякин С.П., Сомкин А.А. Дапо сюй-ши - новое спортивное единоборство для массовых соревнований студентов // Физическая культура студентов: материалы 64-й Санкт-Петербургской межвузовской научно-практической конференции по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений России. - СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2015. - С. 147-151.

4. Сомкин А.А., Макаров О.Р. Развитие смешанного единоборства «ушу саньда» в неспециализированном высшем учебном заведении // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (28 февраля 2015 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 165-170.

5. Konstantinov S.A., Somkin A.A., Demidenko O.V., Sheprut O.Yu. Innovation pedagogical technologies on physical education in unspecialized higher education institutions // "Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives": Proceeding of the 6th International symposium (January 15, 2015). Vienna. - 2015. - PP. 77-81.

С. В. Тутов, С. В. Бульбанович

Практические пути формирования мотивации к занятиям физической культурой

Проблемы мотивации к занятиям физической культурой на сегодняшний день становятся достаточно актуальными. Анкетирование пришедших студентов первого курса показало, что мотивация к занятиям физической культурой достаточно низкая. В основном сказывается их отрицательный опыт (в школе, в семье), многие студенты не видят в этом необходимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.