Проведённое нами исследование (Смирнова Ю.В., Ишунькин В.С. 2016) по внедрению кроссфита в дополнительные занятия по специальной физической подготовке сотрудников спецподразделений, определило эффективное влияние кроссфита на повышение уровня скоростно-силовой выносливости испытуемых, а также наличие интереса к данному направлению занятий, что является важным условием успеха и содействует положительному эмоциональному настрою бойцов.
Резюмируя изложенное, можно прогнозировать дальнейшее развитие кроссфита в России, его популяризацию и расширение сферы применения в практике физической подготовки силовых ведомств, в первую очередь - представителей Росгвардии.
Список литературы
1. Оруджев А.М., Силкин Н.Н., Хальзов В.И. Подготовка курсантов ВУЗов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях средствами физического воспитания и самовоспитания: учеб.-метод. пособие. - СПб.: «А и Б». - 2014. -126 с.
2. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2009. - 477 с.
3. Силкин Н.Н., Косицкая С.Ю. Кроссфит в системе МВД [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_23627658 _22725961.pdf. (дата обращения: 10.03.2017).
4. Смирнова Ю.В., Ишунькин В.С. Возможности применения кроссфита в специальной физической подготовке сотрудников спецподразделений // ХХ Юбилейные Царскосельские чтения: материалы междунар. науч.-практ. конф., 20-21 апр. 2016 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: Изд-во ЛГУ им А.С. Пушкина, 2016. - С. 313-316.
5. Хамидуллин Р.Х. Дополнительная подготовка сотрудников специальных подразделений МВД РФ к исполнению служебно-боевых задач в экстремальных условиях: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2009. - 211 с.
В. А. Солодянников, Л. В. Люйк
Помощь и страховка в структуре технико-физической подготовленности тренера по гимнастике
Актуальность. В.Н. Курысь [3] пишет: «Представляется целесообразным ввести и пользоваться понятиями "техническая" и "физическая" подготовка тренера, что позволит в дальнейшем целенаправлено воздействовать на него в процессе его подготовки как профессионала высокой квалификации». Автор под технической подготовкой понимает процесс, направленный на овладение педагогом техникой двигательных действий, связанных с оказанием помощи и страховки. Под физической же - процесс направленный на совершенствование физических качеств, обеспечивающий техническое мастерство тренера [4]. Ограничение, связанное с выполнени-
265
ем только помощи и страховки в деятельности тренера, по-видимому, связан с тем, что приводятся данные о спортивной акробатике, где другие прак-тические действия в профессиональных умениях тренера занимают незначительное место, или по крайне мере не изучены.
Анализ деятельности тренера по спортивной гимнастике при обучении упражнениям показал [6], что помощь и страховка в её структуре занимает одно из центральных мест. Под помощью понимается непосредственный физический контакт преподавателя при выполнении упражнения гимнастом. Страховка - готовность прийти на помощь в случаях невозможности по каким-либо причинам выполнить упражнение в результате сильного страха спортсмена или падания. Помощь как практико-педагогическое действие обеспечивает создание двигательных ощущений на начальных этапах освоения гимнастических упражнений и обеспечение условий надёжности при углубленном разучивании движений. Осуществление страховки решает задачи:
• создания психологической уверенности ученика;
• обеспечения безопасности при выполнении упражнения.
Физическая помощь тренера рассматривается как «универсальный тренажёр» [3] для подготовки спортсменов, умеющих осуществлять как прямую связь с обучаемым, так и эффективно реагировать на обратную. На тренера при этом полностью ложатся функции «искусственной управляющей среды» [1]. Тренер должен обладать способностью действовать и принимать те или иные решения с соответствующим конкретной ситуации пространственно-временным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий. Это связано, во-первых, с предвосхищением (антиципацией) и ожиданием тех или иных ситуаций в процессе выполнения гимнастом упражнения, а во-вторых, с готовностью к встрече этих событий и упреждений травмоопасных последствий [3].
Важность осуществления ведущих профессионально-педагогических умений тренера обуславливает необходимость их исследования и формирования в процессе обучения в вузе будущего специалиста.
Методика исследования. Для исследования технико-физической подготовленности тренера по гимнастике применялись: педагогическое наблюдение в виде хронометрирования; опрос тренеров и преподавателей физкультурных вузов; видеорегистрация действий тренеров и студентов при осуществлении помощи и страховки; исследование быстроты двигательной реакции. Для оценки быстроты двигательной реакции проводился тест, в котором испытуемый из удобной ему позы ожидания по визуальному сигналу (визуальный сигнал использовался потому, что при осуществлении страховки и помощи в реальной практической деятельности «пуск» практических
действий тренера происходит с помощью зрения), загорающейся лампочке, должен нажатием рукой на контакт выключить начинающий работать одновременно с сигналом секундомер. Использовался электронный секундомер с точностью до 0,001 с, расстояние до места контакта было 1,0 м от испытуемого. Данное растояние было выбрано на основании анализа видеозаписей ситуаций в учебно-тренировочном процессе. Анализ показывает, что страхующий стоит или непосредственно около гимнаста, или на расстоянии более метра. Выбрано среднее расстояние. Ситуация тестирования стандартна для всех - сигнал пуска известен. Тестированию подвергались студенты НГУ им. П.Ф. Лесгафта различных годов обучения, специализирующиеся по гимнастике и ряд практических тренеров по спортивной гимнастике.
Для определения взаимосвязи быстроты двигательной реакции, показанной в стандартных условиях с проявлением её в условиях близких к реальным, проводилось тестирование в специально созданных модельных ситуациях, максимально приближённых к реальным. С этой целью был изготовлен тренажёр «Срыв». Тренажёр представлял собой макет гимнаста размером 1,5 м и весом 5 кг. Внутри чучела проходил пластмассовый стержень, который специальным способом закреплялся на грифе перекладины. С помощью выдёргивающегося штыря макет имел возможность при раскачиваниях или вращениях срываться со снаряда в запланированном исследователем месте.
В момент выдёргивания штыря включался электронный секундомер. Покрышка чучела выполнена из дерматина, заполнена ветошью и кусочками поролона. Под покрышкой находился специально изготовленный фольговый контакт, который при ловле чучела или падении выключал секундомер. Использовалась проводная система. Таким образом, создавались условия моделирования выполнения упражнений на перекладине с произошедшим срывом. Задача испытуемого - после определения срыва модели поймать макет. Определялось время с момента срыва до момента выключения секундомера. Фиксировались только удачные попытки (в дальнейшем данный тренажёр без фиксации времени выполнения практических действий использовался в технологии формирования формирования умений выполнять старховку вместе с помощью). Условия были не стандарты, испытуемый не знал когда и где будет срыв. Давалось 10 попыток.
Результаты исследований и их обсуждение. Хронометрирование деятельности педагога при выполнении помощи и страховки показало, что данные умения составляют 41±12 %; У-27 % от всего времени практических действий тренера.
Необходимость практически постоянного осуществления страховки вызывается спецификой гимнастических упражнений, относящихся к травмоопасным рискованным движениям:
1) все гимнастические упражнения сложные по координационной структуре;
2) упражнения выполняются на сложных конструкциях - снарядах, ограничивающих пространственные характеристики движений спортсменов, и могут являться препятствиями;
3) практически все движения вращательные, в связи с чем возникает большая нагрузка на вестибулярный аппарат, а программа упражнений требует высокой точности её воспроизведения;
4) все комбинации заканчиваются соскоками, имеющими фазу полёта и последующее приземление, связанное с ударными нагрузками.
Основные практические действия по оказанию помощи при выполнении гимнастических упражнений выделены в соответствии с имеющейся в гимнастике и акробатике классификацией базовых приёмов помощи [2; 3] и на основании биомеханического анализа техники оказания помощи и страховки по данным видеозаписи практической деятельности тренеров, проведённого в настоящем исследовании.
Практические действия: проводка по движению; фиксация; подталкивание; подкрутка подробно описаны в специальной литературе. Такие же как:
- поддержка - кратковременная помощь при перемещениях сверху вниз и при осуществлении страховки. Для выполения страховки также широко применяется приём фиксации, чаще всего при приземлениях;
- выбор места и активная поза ожидания - определение возможного места срыва при выполнении упражнения и удобная для быстрого оказания помощи поза тренера;
- перемещения - прыжком, выпадами, бегом для того, чтобы находиться непосредственно вблизи гимнаста и определённого места падения спортсмена;
- ловля - снижение скорости падения удержанием гимнаста;
- выталкивание - кратковременная помощь с целью изменения траектории падения спортсмена - до настоящего времени в специальной литературе не выделялись.
Реализация профессионально-педагогических умений, выраженных в практической и латентной частях требует существенной теоретической и двигательной подготовленности специалиста по гимнастике, определяемое как педагогическое мастерство.
На наш взгляд, техническая составляющая в деятельности специалиста по гимнастике выражается в технике всех видимых частей умений оказывать помощь и страховку, а при осуществлении показа связана со спортивно-технической подготовленностью тренера. Это особенно важно и в деятельности учителя по гимнастике в школе [5], где показ является ведущим на протяжении всей профессиональной карьеры педагога [6].
Профессионально-техническая подготовленность педагога по гимнастике первична по отношению к его физической подготовленности. Такой подход предопределён тем, что гимнастика связана с проявлением сложной координации и в конечном счёте с искусством движений. Достижение высокой степени мастерства осуществляется через прямую и обратную связь тренера и спортсмена. Утончённость двигательных действий обучаемого неизменно требует таких же действий от тренера, особенно при выполнении приёмов помощи и страховки. Последнее в свою очередь требует специального подхода к формированию и взаимодействию физических качеств преподавателя. Физическая подготовка тренера рассматривается как целенаправленный процесс воздействия на физические качества, системы и функции его организма, построенный на основе исследования техники движений тренера при выполнении педагогических приёмов показа и особенно помощи и страховки. В связи с этим существует настоятельная необходимость на ценаправленных исследований техники движений тренера в педагогической деятельности с последующей разработкой методики обучения приёмам, обеспечивающей высокий профессиональный эффект деятельности тренера-профессионала.
В настоящем исследовании мнение экспертов, в качестве которых выступали тренеры и преподаватели, осуществляющие подготовку будущих тенеров по гимнастике, и биомеханический анализ техники тренеров при осуществлении физической помощи при обучении гимнастическим упражнениям на основании видеорегистрации позволил выделить перечень практических действий и их мысленное обоснование тренером. Анкетирование же показало, что важную роль, как элементы профессиональной подготовленности специалиста по гимнастике играют:
- сила, силовая выносливость (первое ранговое место), для успешного выполнения помощи, особенно проводки по движению, фиксации, и страховки;
- быстрота двигательной реакции (второе ранговое место), для успешного выполнения страховки и помощи в следствии падений;
Если первое положение имеет место при подготовке будущих специалистов, то вопросам быстроты двигательной реакции в публикациях по профессиональной подготовке тренера по гимнастике не уделяется внимания.
Анализ ситуаций, связанных с необходимостью осуществления стаховки и переходу к последующей за ней помощи выявил неблагоприятные условия, которые вызывают необходимость переходить от активного ожидания во время выполнения страховки, к применению помощи тренером. Это:
- падение, без отрыва от опоры - 47 % наблюдаемых случаев;
- срыв со снаряда, с отходом от снаряда - 36 %;
- удары о снаряд, с необходимостью оказания поддержки - 12 %;
- прочие - 5 % (сбой ритмо-темповых параметров движений).
Анализ взаимосвязи быстроты двигательной реакции и количества удачных попыток выполнения помощи и страховки показал, что у студентов эти параметры тесно зависят друг от друга (г достигает 0,88), в то время как у тренеров коэффициент корреляции составляет 0,47 (средняя взаимосвязь). У девушек-студенток взаимосвязи между этими параметрами не выявлено. Количество удачных попыток составляет менее половины возможного (четыре). Результаты исследования свидетельствуют, что студенты, не имеющие достаточного практического опыта, решают задачу ловли сорвавшегося макета за счёт быстроты реакции, а тренеры за счёт качественных практических действий и быстроты двигательной реакции. Они рациональнее выбирают место активного ожидания, эффективнее перемещаются к месту возможного падения и т. п.
Заключение. Таким образом, результаты комплексных исследований профессиональной деятельности специалиста по гимнастике при обучении движениям позволили заключить:
1. Структура профессионально-педагогического умения, выраженного в технико-физических действиях тренера при обучении движениям состоит из практической (внешней) и мыслительной (латентной) частей. Практические навыки (действия) являются составляющей педагогического умения и их реализация обеспечивается мыслительными операциями. «Сплав» знаний и навыков (действий) создаёт условия для творческого и оперативного применения умений.
2. Технико-физическая подготовленность тренера по гимнастике является слагаемой его профессиональной подготовки и выражается в проявлениях силы, быстроты двигательной реакции при осуществлении ведущих умений при обучении гимнастическим упражнениям - помощи и страховки, показа (демонстрационные умения).
Список литературы
1. Евсеев С.П. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1995. - 79 с.
2. Кузнецов Ю.Л., Перминов И.Ф. Особенности обучения приёмам физической помощи страховки в акробатических прыжках // Современные проблемы совершенствования системы физкультурного образования: материалы межд. науч. конф. Т. 1. - Кишинёв, 1993. - С. 84-85.
3. Курысь В.Н. Спортивная акробатика: теория и методика обучения прыжкам на дорожке. Т.1. - Ставрополь: [б. и.], 1994. - 200 с.
4. Менхин Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям в видах спорта со сложной координацией движений: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1990. - 48 с.
5. Солодянников В.А. Технологическая концепция формирования профессионально-педагогических умений специалиста по спортивной гимнастике: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2002. - 272 с.
6. Солодянников В. А., Люйк Л. В., Львова Л. Г. Слагаемые деятельности специалиста при обучении двигательным действиям // Европейский журнал социальных наук. - №8. - 2015. - С. 242.
А. А. Сомкин, С. А. Константинов
Прикладные и спортивные единоборства на кафедре физического воспитания творческого вуза
Формирование устойчивой потребности в постоянных и систематических занятиях физической культурой является важнейшей задачей дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» в творческом вузе, каким является Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ). Это предполагает постепенный переход от обязательных форм учебных занятий к индивидуальному выбору вида физкультурной или спортивной деятельности самими студентами. В настоящее время многие из них проявляют повышенный интерес к так называемым «прикладным» видам спорта - к различным единоборствам и системам самообороны. Единоборства являются одними из древнейших видов спорта, которые вобрали в себя и творчески трансформировали большинство естественных двигательных действий человека, способствуя не только его выживанию, но и гармоничному развитию. С момента зарождения, благодаря своей состязательной сущности, они стали своеобразной моделью социальных процессов, происходящих в обществе [1]. Следует отметить, что в СПбГИКиТ 50 % всех спортивных секций, которые посещают студенты, - это единоборства. Проблема индивидуальной самозащиты человека в условиях современного мегаполиса становится в настоящее время чрезвычайно актуальной. Структура развития прикладных и спортивных единоборств на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ состоит из следующих направлений.
1. Для тех студентов, которые не имеют желания тренироваться для участия в соревнованиях, организованы секции так называемой «прикладной» направленности - «Самозащита» и «КЭНПО - Реальный рукопашный бой».