УДК 796.855
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ УШУ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
USE OF WUSHU FACILITIES IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY
Черкасов Алексей Юрьевич
кандидат технических наук, доцент кафедра «Прикладной физической культуры» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Cherkasov Alexey Yurievich candidate of technical Sciences, associate professor department «Applied physical culture» Oryol state University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В своей статье автор рассматривает средства ушу в образовательном процессе (на примере Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева), их влияние на повышение физической выносливости студентов, оздоровление, мотивации к активному образу жизни и совершенствования волевых и интеллектуальных качеств.
Abstract. In this article, the author examines the means of Wushu in the educational process (on the example of the Oryol state University named after I. S. Turgenev), their impact on improving the physical endurance of students, health improvement, motivation to an active lifestyle and improving volitional and intellectual qualities.
Ключевые слова: ушу, студенты, вуз, физическое воспитание, оздоровление, физическая культура и спорт.
Keywords: Wushu, students, University, physical education, health improvement, physical culture and sport.
Реформирование системы российского образования повлекло за собой интенсификацию процессов обучения, что в свою очередь привело к возрастанию нагрузки на организм студентов на протяжении всех ступеней образования; ухудшению здоровья, физической подготовленности и психоэмоционального состояния. По данным ВОЗ на протяжении только последних трех лет, хроническая заболеваемость подростков увеличилась в 1,5 раза, основная причина - повышенная гиподинамия.
Согласно данным Минздрава и Госсанэпиднадзора РФ, всего 15% российских студентов имеют первую группу здоровья, у 50% обучающихся в вузе отмечены функциональные отклонения, 35-40% уже имеют хронические заболевания.
Первое место среди заболеваний среди студентов занимают заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и органов дыхания, т.е. болезни наиболее значимых жизнеобеспечивающих систем.
Согласно отчетам НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, современный образовательный процесс сильно влияет на психосоматическом здоровье учащихся (малоподвижный образ жизни, умственные нагрузки, интенсификация учебного процесса и др.). Отклонения функционального состояния нервной системы регистрируется у 33 % девушек и 16 % юношей. Количество абитуриентов, отнесенных к специальной медицинской группе, возросло в 2 раза по сравнению с 2010 годом и составляет 23-25 % [2, 6 ,7].
Повсеместный переход к цифровым технологиям, зависимость от электронных устройств и цифровых приложений, отсутствие элементарных знаний по ведению здорового образа жизни (далее ЗОЖ) и низкая мотивация способствуют ухудшению здоровья студентов. Неадекватная оценка состояния собственного организма и консервативный подход к проведению занятий по физической культуре со стороны преподавательского состава в учебных заведениях, в том числе в вузах, приводят к формированию у студентов формального отношения к своему здоровью и ценности здоровья.
Наряду с обозначенными проблемами, тем не менее, можно отметить возросший у студенческой молодежи интерес к восточным единоборствам, смешанным направлениям боевых искусств, спортивной борьбе, кроссфиту, бодибилдингу и фитнесс направлениям оздоровления [14], который формируется, во-первых, благодаря развитию в современном обществе индустрии фитнеса и единоборств, а, во-вторых, благодаря их популяризации в СМИ.
Одним из востребованных восточных единоборств в молодежной среде является ушу как комплексное средство профилактики, коррекции и оздоровления, имеющее как спортивный, так и прикладной характер. Ушу развивает морально-волевые качества личности, психологическую устойчивость, осмысленное отношение к собственному здоровью на долговременную перспективу.
В России восточные единоборства стали популярны с конца 80-х годов ХХ века и по факту являлись совокупностью состязательных видов спорта родом из азиатских стран - Китая, Японии, Кореи. Основной смысл единоборств - совершенствование духовного начала через физические упражнения и наоборот.
В настоящее время с развитием физкультурно-спортивной индустрии, восточные единоборства выступают в качестве социообразующей культурной среды, превосходящей по своей глубине и содержанию физическую подготовку и являющейся способом развития духовных способностей человека [14].
Студенческая молодежь выбирает восточные единоборства по ряду объективных факторов: привлекательность самого культурного феномена; внешняя красота и эстетика движений; ориентация на здоровый образ жизни и ценность долголетия; всеобщая связь боевых искусств различных направлений; ритуальность; медитатив-ность; возможность научиться защищаться физически и психологически; экзотичность. Присутствует также фактор моды, которая широко транслируется рекламой, печатной, кино- и видеопродукцией.
В немалой степени интерес к восточным единоборствам детерминирован социально-психологическими особенностями студенческой молодежи: влечение ко всему необычному; особая пластичность взглядов; эскапизм как способ разрешения неизбежных юношеских проблем взаимодействия с социальной средой.
Некоторые авторов отмечает, что занятия восточными единоборствами в силу их группового характера способны решать определенные социально-психо-логичес-кие проблемы современной молодежи. Занятия осуществляются в коллективе, в котором молодой человек постоянно взаимодействует с другими людьми, и в котором формируются личностные отношения, часто выходящие за рамки коллектива и спортивных соревнований.
Наличие в коллективе представителей разных этнических групп помогает молодежи развивать навыки толерантности, решаются проблемы с внутренними страхами и низкой самооценкой. Выбор студенческой молодежью восточных единоборств объясняется также ее досуговыми предпочтениями, которые можно рассматривать как отражение социальных, культурных и других особенностей, как условие для самореализации [14].
Многообразие видов ушу делает его доступным средством физической культуры для разных возрастных групп и контингентов занимающихся. Ушу способствует развитию таких физических качеств, как ловкость, сила, выносливость, быстрота; развивает координацию, навыки самообороны; совершенствует такие качества психики, как внимательность, концентрация, осознанность движений. Важной положительной чертой является и то, что занятия ушу не требуют специального инвентаря и оборудования и к ним не предъявляют завышенных требований к объему и месту проведения [13].
Ушу имеет сложную классификацию. Например, одна из них базируется на технических элементах: искусство кулачного боя, все стили и формальные комплексы, выполняемые без оружия; упражнения с оружием; парные упражнения, невооруженных или вооруженных партнеров; групповые упражнения-выступления; боевые поединки, носящие спортивный характер, т.е. ведущиеся по определенным правилам (ушу-саньда и туйшоу - «толкающие руки» из стиля тайцзи-цюань) [1,10].
По признаку внутренних и внешних (жестких и мягких) направлений выделяются: ушу-саньда, сочетающая в себе мощную ударную и бросковую техники и являющаяся аналогом российских систем армейского рукопашного боя; боевое самбо, основанное на синтезе восточных и западных направлений - ушу, муай-тай, бокс, кик-боксинг, греплинг, самбо, рукопашный бой [7].
Анализируя опыт использования средств ушу в образовательном процессе, многие авторы отмечают положительные тенденции в укреплении и коррекции здоровья обучающихся [1,4,11,12]. Регулярные занятия ушу положительно влияют на релаксацию, саморегуляцию, процесс восстановления функционального состояния центральной нервной системы. Спортивные направления ушу повышают мотивацию к занятиям и уровень достижений в соревновательной форме.
Кафедрой «Прикладная физическая культура» Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева в образовательный процесс были введены
занятия ушу в виде секционной формы и элементов ОРУ на практических занятиях по физической культуре для студентов 1 и 2 курсов.
Занятия проводились в рамках двух направлений: оздоровительное, ориентированное на тайцзи-цюань, и спортивное, ориентированное на ушу-саньда (включающее элементы спортивной борьбы и ударной техники).
Анализ теоретического материала и опыта использования средств ушу в физ-культурно-спортивной деятельности высшей школы определил выбор и использование учебно-тренировочных методов, включающих три основных компонента: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка и спортивно-техническая подготовка [13].
Речь идет о следующих методах обучения: метод наглядности (на начальном этапе разучивания комплексов упражнений); фронтальный метод (на этапе освоения); равномерный, переменно-непрерывный метод для развития выносливости; повторный метод для развития мобильности в суставах и гибкости; метод повторных усилий для развития скоростно-силовых способностей и эмоциональной окрашенности занятий [12].
На практических занятиях по физической культуре для студентов 1 и 2 курсов разных факультетов университета предлагается выполнять в подготовительной части занятия комплекс суставной гимнастики ушу, дыхательные упражнения, элементы ушу на формирование навыков правильной осанки, нормализации психоэмоционального состояния.
В силовом блоке подготовительной части используется упражнения на развитие четырехглавой мышцы бедра, гибкости и подвижности тазобедренных суставов.
Оздоровительное направление базируется на китайской оздоровительной гимнастике направления тайцзи-цюань стиля Чень. Важной особенностью этой оздоровительной гимнастики является отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья. Регулярные тренировки благотворно влияют на повышение жизненного тонуса человека, способствуют улучшению физиологических и психосоматических характеристик организма, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы, увеличивается интенсивность обменных процессов [1,4,13].
Занятия в рамках данного направления включают следующие элементы:
1) комплексы суставной гимнастики,
2) обучение базовым видам двигательной деятельности в традиции ушу,
3) разучивание и выполнение комплексов движений - таолу,
4) дыхательные упражнения,
5) упражнения на корректировку осанки,
6) ОРУ с предметами и без,
7) изометрические упражнения.
Для физической подготовки используется дополнительное спортивное оборудование - скакалки, подвесные петли, амортизаторы, гимнастические палки, мячи, упражнения в парах на отработку базовых движений.
В подготовительной части оздоровительного занятия выполняются комплекс суставной гимнастики, улучшающий функциональную и физическую готовность
организма к предстоящей нагрузке, легкие беговые упражнения и упражнения на гибкость.
В основной части занятия используется комплекс психофизических упражнений, изометрические и динамические силовые упражнения. Комплекс движений сочетается с внимание за дыханием, переключением внимания, концентрацией на положениях тела. Улучшается координационная способность, силовая, гибкость, формируется правильная осанка.
В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения, индивидуальный самомассаж, упражнения на расслабления, элементы пассивной медитации [12].
Занятия проходят босиком с целью профилактики плоскостопия, используется музыкальное сопровождение, оказывающее положительное влияние на психическую сферу личности студентов. Применяются индивидуализированные домашние задания на коррекцию и проработку отклонений от нормы в физическом развитии и физической подготовленности.
Занятия спортивного направления строятся на основе ушу-саньда и включают следующие компоненты: отработку элементов ударов руками и ногами, борьбы в стойке и партере, комбинаций ударной техники и борьбы, разучивание приемов и тактики поединка, базовых основ перемещения в положении партера, самостраховки, акробатики, физической подготовки. Большое количество времени уделяется работе в парах с ограничениями по правилам.
Физическая подготовка разделяется на общую и специальную и включает упражнения, направленные на: увеличение выносливости при работе переменной интенсивности; развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Важной составляющей тренировок по физической подготовке являются циклические упражнения, такие как бег, упражнения со скакалкой. В структуру занятий включается и блок изучения упражнений, используемых для физической подготовки. Основой физической подготовки является тренировка гибкости, силовое развитие мышечных групп ног, кора, рук [13].
В качестве специальной физической подготовки используются упражнения для тренировки мышечного корсета, прыгучести, применения техники ушу, приемов борьбы - бросков, захватов и удержаний, специальной выносливости.
Спортивно-техническая подготовка включает совокупность методов, направленных на овладение техническими элементами ушу, выполняемыми в ходе соревнований, и доведение исполнения этих элементов до требуемой степени совершенства. Техническая подготовка строится по принципу многократного повторения, постепенности и предполагает поэтапное объединение изученных базовых элементов в комбинации движений, а затем отработки на лапах, снарядах и в спаррингах.
Тренировка базовой техники состоит из отработки с партнерами техники ударов ногами и руками, захватов и защитных движений руками, ударов в прыжках, акробатических элементов.
На занятиях преподавателем применяются методы демонстрации и наблюдения, речевой метод, метод подводящих упражнений, разучивания по частям, целостный метод, соревновательный метод [1]. При этом в рамках каждого метода
ставятся специальные задачи, например, ориентированные на совер-шенствование тактики проведения приемов, координационных механизмов, физических качеств, способности контроля собственных достижений, совер-шенствования волевых и интеллектуальных качеств.
На занятиях спортивного направления ушу практикуются восстановительные процедуры, как традиционные для физической культуры и спорта (массаж, самомассаж), так и присущие исключительно ушу - тайцзи-цюань, цигун, сидячая медитация, упражнения из хатха-йоги [3, 4]. В свободные от занятий дни рекомендуется посещение бани.
Анализ опыта использования средств ушу в учебном процессе свидетельствует о том, для российского менталитета наибольшую сложность представляет восприятие обучающимися идей, принципов и терминологии ушу, которые необходимы для объяснения характерных движений, ударов и перемещений, как в ушу-саньда, так и в тайцзи-цюань [9]. При объяснении преподаватель вынужден использовать близкие по смыслу термины из русского словаря или других стилей, прибегать к аналогии с движениями животных и к сравнению с бытовыми прак-тиками.
На начальном этапе обучения комплексы психофизических упражнений целесообразно позиционировать как метод физического воспитания, так, как тренировочный процесс в ушу является многоступенчатым. Исключительное внимание приходиться уделять базовой технике, положению тела, принципам перемещения. Как показывает опыт, парное взаимодействие в форме тайцзи-туйшоу позволяет быстрее студентам осваивать принципы и особенности движений единоборства.
Возможность занимающихся студентов принимать участие в соревнованиях повышает интерес к тренировкам и является мощным стимулом к повышению мастерства, служит адаптивным фактором [12].
Четкая организация тренировочного процесса, при которой предельно понятно определены цели и перспективы занятий, а также наглядная демонстрация умений и навыков в рамках соревновательной практики, являются необходимым условием образовательного процесса [11].
Предоставление возможности свободного посещения других секций позитивно влияет на спортивный кругозор студентов, обучаемость, пластичность психических процессов. Введение дополнительного специализированного занятия в тренажерном зале способствует повышению силовых показателей, улучшает физическую форму и самооценку занимающихся студентов.
Анализ опыта секционных занятий по ушу в ОГУ имени И.С. Тургенева позволил выявить и дополнительные факторы, обеспечивающие позитивные эффекты для личности студента, а именно:
- регулярность проведения занятий преподавателем с постоянным контингентом занимающихся;
- участие и достижения в соревнованиях регионального значения по смежным направлениям боевых искусств;
- участие и достижения в соревнованиях регионального значения по смежным направлениям боевых искусств;
- регулярное посещение студентами секционных занятий в течение года.
Констатирование положительного воздействия средств ушу на физическое, психическое и нравственное здоровье студенческой молодежи позволяет рассматривать научно-исследовательскую работу в области педагогических технологий с использованием средств ушу перспективной, как с научной, так и прак-тической точек зрения.
Литература
1. Алтанчулуу. Повышение эффективности физического воспитания в вузе средствами психофизического тренинга ушу : дис. ... кан. пед. наук. 13.00.04. Улан-Удэ, 2007. 160 с.
2. Виленский М. Я. Физическая культура. М. : КноРус, 2012. 424 с.
3. Воронов И. А. Психотехника восточных единоборств. М. : ACT, Мн. : Харвест, 2006. 432 с.
4. Вон Кью-Кит. Искусство цигун. М. : ФАИР-Пресс, 1999. 320 с.
5. Гагонон С. Г. Развитие теории и практики физической культуры путем обобщения опыта боевых искусств Востока : автореф. дис. ... кан. пед. Наук : 13.00.04. СПб, 1997. 22 с.
6. Железняк Ю. Д. Лейфа А. В. Физическая активность и здоровье студентов вузов нефизкультурного профиля // Теория и практика физической культуры. 2006. № 12. С.46—47.
7. Здравоохранение в России. 2019 : Статистический сборник // Росстат. М., 2019. 170 с.
8. Лен Фен. Саньда для начинающих. Пекин : Народный спорт, 1993. 193 с.
9. Лю Шухуей. Пути адаптации тайцзи-цюань к системе физической культуры России : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. Санкт-Петербургская гос. академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 1999. 24 с.
10. Лопатина Р. Ф., Лопатин А. Н. Здоровье студентов вуза как актуальная социальная проблема // Вестник КазГУКИ. 2017. №1. С.135-140.
11. Макаров А. В. Методика комплексного использования средств китайской оздоровительной гимнастики ушу в процессе непрерывных занятий по физическому воспитанию со студентами : дис.... канд. пед. Наук: 13.00.04. Киров. 2010. 219 с.
12. Макаров А. В. Влияние китайской оздоровительной гимнастики ушу на здоровье и физическую подготовку студентов // Вестник ВятГАУ, 2012. № 1-3. С. 73-78.
13. Музруков Г. Н. Основы ушу: учебник для отделений ушу ДЮСШ, СДЮСШОР, ДЮКФП, техникумов и институтов физической культуры. М. : Пик, 2001. 623 с.
14. Популяризация восточных единоборств среди молодежи в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Библиофонд. Электронная библиотека студента. Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=901509 (дата обращения 01.03.2020)
15. Тай Энчжен. Саньда: обучение и подготовка. Пекин : Народный спорт. 2004. 372 с.
16. Хорошева Т. А. Сидорова И. Г. Здоровье современных первокурсников // Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения : сборник статей к Международной научно-практической конференции. 2015. С. 421-425.
17. Черкасов А. Ю. Формирование этнической толерантности студенческой молодежи средствами физической культуры и спорта // Автономия личности. 2020. № 1(21). С. 16-19.
18. Янь Хай. Традиционные китайские оздоровительные системы и физическая подготовка в вузах // Цигун и спорт. 1991. № 2. С. 40-46.
References
1. Altanchuluu. Povyshenie effektivnosti fizicheskogo vospitaniya v vuze sredstvami psikhofizicheskogo treninga ushu. Dis. kan. ped. nauk [Improving the effectiveness of physical education in higher education by means of psychophysical training Wushu. Diss. kan. ped. sci.]. Ulan-Ude, 2007. 160 p.
2. Vilenskiy M. Ya. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]. Moscow, KnoRus Publ., 2012, 424 p.
3. Voronov I. A. Psikhotekhnika vostochnykh edinoborstv [Psychotechnics of Eastern martial arts]. Minsk. 2005, 432 p.
4. Von K'yu-Kit. Iskusstvo tsigun [The art of qigong]. Moscow, Fair-Press Publ., 1999, 320 p.
5. Gagonon S. G. Razvitie teorii i praktiki fizicheskoy kul'tury putem obobshcheniya opyta boevykh iskusstv Vostoka. Avtoref. dis. kan. ped. nauk [The Development of the theory and practice of physical education through lessons learned martial arts of the East. Author. diss. kan. ped. sci.]. St. Petersburg, 1997, 22 p.
6. Zheleznyak Yu. D. Leyfa A. V. Fizicheskaya aktivnost' i zdorov'e studentov vuzov nefizkul'turnogo profilya [Physical activity and health of University students of non-physical culture profile]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2006, no. 12, pp. 46-47.
7. Zdravookhranenie v Rossii. 2019 : Statisticheskiy sbornik [Health in Russia. 2019: Statistical Digest]. Rosstat [Rosstat]. Moscow, 2019, 170 p.
8. Len Fen. San'da dlya nachinayushchikh [Sanda for beginners]. Pekin, People's sport Publ., 1993, 193 p.
9. Lyu Shukhuey. Puti adaptatsii taytszi-tsyuan' k sisteme fizicheskoy kul'tury Rossii. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Ways to adapt Taiji-Chuan to the system of physical culture in Russia. Autoref. diss . cand. ped. sci.]. St. Petersburg, 1999, 24 p.
10. Lopatina R. F., Lopatin A. N. Zdorov'e studentov vuza kak aktual'naya sotsial'naya problema [Health of University students as an actual social problem]. Vestnik KazGUKI - Bulletin of Kazguki, 2017, no. 1, pp. 135-140.
11. Makarov A. V. Metodika kompleksnogo ispol'zovaniya sredstv kitayskoy ozdorovitel'noy gimnastiki ushu v protsesse nepreryvnykh zanyatiy po fizicheskomu vospitaniyu so studentami. Dis. kand. ped. nauk [Method of integrated use of Chinese health-improving gymnastics Wushu in the process of continuous physical education classes with students. Diss. cand. ped. sci.]. Kirov, 2010, 219 p.
12. Makarov A. V. Vliyanie kitayskoy ozdorovitel'noy gimnastiki ushu na zdorov'e i fizicheskuyu podgotovku studentov [Effect of improving gymnastics Chinese Wushu for health and physical training of students]. Vestnik VyatGAU - Herald of Wachau, 2012, no. 1-3, pp. 7378.
13. Muzrukov G. N. Osnovy ushu: uchebnik dlya otdeleniy ushu DYuSSh, SDYuSShOR, DYuKFP, tekhnikumov i institutov fizicheskoy kul'tury [Basics of Wushu: a textbook for Wushu
departments of DYUSSH, SDYUSSHOR, DYUKFP, technical schools and institutes of physical culture]. Moscow, PIK Publ., 2001, 623 p.
14. Populyarizatsiya vostochnykh edinoborstv sredi molodezhi v Rossiyskoy Federatsii [Promotion of martial arts among young people in the Russian Federation]. Bibliofond. Elektronnaya biblioteka studenta - Bibliofond. The electronic library of the student. Available at: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=901509 (accessed 01.03.2020).
15. Tay Enchzhen. San'da: obuchenie i podgotovka [Sanda: education and training]. Pekin, People's sport Publ., 2004, 372 p.
16. Khorosheva T. A. Sidorova I. G. Zdorov'e sovremennykh pervokursnikov [Health of modern first-year students]. Evraziyskoe obrazovatel'noe prostranstvo: prioritety, problemy i resheniya : sbornik statey k Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Eurasian educational space: priorities, problems and solutions collection of articles for the International scientific and practical conference]. 2015, pp. 421-425. (In Russ.).
17. Cherkasov A. Yu. Formirovanie etnicheskoy tolerantnosti studencheskoy molodezhi sredstvami fizicheskoy kul'tury i sporta [Formation of ethnic tolerance of student youth by means of physical culture and sports]. Avtonomiya lichnosti - Autonomy of the individual, 2020, no. 1(21), pp. 16-19.
18. Yan' Khay. Traditsionnye kitayskie ozdorovitel'nye sistemy i fizicheskaya podgotovka v vuzakh [Traditional Chinese health systems and physical training in universities]. Tsigun i sport - Qigong and sport, 1991, no. 2, pp. 40-46.