Научная статья на тему 'Инновационные технологии в психофизической подготовке студентов вузов управленческого профиля'

Инновационные технологии в психофизической подготовке студентов вузов управленческого профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОССЛУЖАЩИЙ / МЕНЕДЖЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОПЕДАГОГИКА / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНО-БОЕВЫЕ ЕДИНОБОРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагонин Сергей Георгиевич

Статья посвящена проблемам современной профессионально-прикладной физической подготовки работников умственного труда. Автор отмечает, что в настоящее время такая подготовка является по сути общефизической, а не профессионально-прикладной ввиду практического отсутствия психофизической составляющей. В статье предлагаются к внедрению инновационные технологии интенсивной психофизической подготовки, доказавшие свою высокую эффективность при тренировках единоборцев высокого класса. В настоящее время такие технологии внедряются в учебный процесс Северо-Западного института РАНХиГС при Президенте РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в психофизической подготовке студентов вузов управленческого профиля»

Общество и реформы

С.Г. ГАГОНИН S.G. GAGONIN

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PSYCHOPHYSICAL TRAINING OF STUDENTS STUDYING IN THE UNIVERSITIES OF MANAGERIAL PROFILE

Ключевые слова:

госслужащий, менеджер, профессиональноприкладная физическая подготовка, психопедагогика, психофизическая подготовка, спортивно-боевые единоборства

Статья посвящена проблемам современной профессионально-прикладной физической подготовки работников умственного труда. Автор отмечает, что в настоящее время такая подготовка является по сути общефизической, а не профессионально-прикладной ввиду практического отсутствия психофизической составляющей. В статье предлагаются к внедрению инновационные технологии интенсивной психофизической подготовки, доказавшие свою высокую эффективность при тренировках единоборцев высокого класса. В настоящее время такие технологии внедряются в учебный процесс Северо-Западного института РАНХиГС при Президенте РФ.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Целью такой подготовки является достижение психофизической

Key words:

civil servant, manager, professional and applied physical training, psychopedagogy, psychophysical training, sports and martial arts

The article is concerned with the problems of modem professional and applied physical training of knowledge workers. The author notes that at present, such training is essentially a general physical, rather than professionally applied one because of the lack of a psychophysical component. The article proposes for implementation the innovative technologies of intensive psychophysical training, which have proven to be highly effective while preparing of high-class martial artists. Currently, these technologies are being implemented into the educational process of the North-West institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

готовности человека к успешной профессиональной деятельности. Это предусматривает приобретение, воспитание и формирование прикладных знаний, прикладных физических качеств, прикладных психических и личностных качеств, прикладных специальных качеств, прикладных умений и навыков.

Перспективным направлением научных разработок в области управления кадрами можно назвать внедрение психофизических методик подготовки персонала. Менеджер среднего звена — это наиболее значительная часть трудовых ресурсов. В условиях рыночной системы он должен рассчитывать на себя, свои возможности, способности, уметь адаптироваться в новой обстановке, гибко и быстро решать возникающие в ходе трудовой деятельности проблемы. Не менее важно менеджеру являться специалистом по работе с людьми: уметь строить взаимоотношения, слушать, избегать конфликтов, иметь правильную спортивную осанку, обладать высокой психофизической культурой — такой человек оказывается гораздо успешнее и эффективнее развивается в своей профессиональной деятельности.

В связи с этим задача кафедр физической культуры соответствующих высших учебных заведений — способствовать развитию у студентов не только физических, но и психических качеств. Тем более что спортивная психология накопила богатый опыт, который может оказаться востребованным в профессиональной подготовке работников интеллектуального труда, включая менеджеров, государственных служащих, юристов и пр. Очевидно, что различные виды психологического тренинга, ролевые игры, элементы нейролингвистического программирования, синестезия, столь популярные в настоящее время, применялись в боевых искус-

ствах Китая, Японии и других стран Дальнего Востока [1, с. 8].

Определенный интерес представляет внедрение в учебный процесс в целях дальнейшего развития данного компонента средств и методов, используемых в спорте высших достижений. Общеизвестно, что спорт является научно исследовательской «лабораторией», которая разрабатывает самые передовые технологии развития и функционирования человека в экстремальных ситуациях соревновательной деятельности, которые впоследствии становятся

общественным достоянием. Разрабатываются также оптимальные социально-психологические модели функционирования сообществ, начиная от отдельной спортивной команды, федерации и заканчивая соответствующим государственным органом власти. Соревнования высокого уровня привлекают внимание миллиардов зрителей, что позволяет максимально быстро включать обратную связь по коррекции указанных выше социально-психологических моделей для достижения все более высоких результатов [2, с. 9].

Цель данной публикации — предложить способы психофизического характера для достижения оптимальных результатов в различных областях социально значимой деятельности. Данные рекомендации основываются на более чем сорокалетнем опыте работы автора в качестве практического тренера по спортивно-боевым единоборствам, заведующего кафедрой спортивно-боевых едино-

С.Г. Гагонин. Инновационные технологии в психофизической подготовке студентов вузов управленческого профиля

Общество и реформы

борств СПГАФК им. П.Ф. Лесгафта, подготовившего чемпионов мира, Европы, СНГ и Российской Федерации за максимально короткие сроки. Научно-методические аспекты исследования изложены при защите диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме «Развитие теории и практики физической культуры путем обобщения опыта боевых искусств Востока» [3, с. 42], а также более чем в тридцати публикациях.

В настоящее время фрагменты методики профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) на основе спортивно-боевых единоборств (СБЕ) внедряются на занятиях со студентами СевероЗападного института РАНХиГС при Президенте РФ. Выбор СБЕ как средства и метода ППФП был обусловлен, с одной стороны, спецификой выпускников данного института как особой группы работников интеллектуального труда, а с другой — спецификой СБЕ как универсального средства физической культуры. О ведущей роли единоборств, развивающих качества, необходимые управленцам различного уровня, пишет известный специалист в области ППФП, доктор биологических наук, профессор В.Г. Стрелец: «Прежде всего, для самосовершенствования самоуправления необходимы самолюбие, самообладание, самоорганизация, самодисциплина и др., иначе — главные функции самоуправления. Эти качества формируют и развивают все виды спорта, но мы обратили внимание,

что единоборства являются ведущими в этом отношении. Жизнь подтверждает, что представители этих видов спорта впоследствии становятся ведущими менеджерами, управленцами среднего и высшего звена как у нас в стране, так и за рубежом» [7, ^ 14].

Нами было установлено, что коренным отличием боевых искусств Востока от аналогичных европоцентристских систем является представ -ление о них, как о средстве и методе совершенствования человека в его духовной, интеллектуальной и телесной целостности и единстве с природой. Выполнение боевых приемов является своеобразной динамической медитацией, что адекватно внутреннему проявлению отрицания их внешней агрессивности [5, с. 316].

Следует отметить, что значительных успехов на мировой арене достигают не только отдельные личности, но и государства, в основе физической культуры которых лежат боевые искусства. Ярким примером тому являются Китай, Япония, Южная Корея.

Известно, что полноценное формирование действия не только физического, но и, главным образом, умственного, требует прохождения шести этапов: мотивационного, ориентировочного, материального, внешне речевого, беззвучной устной речи, умственного (внутри речевого действия). Очевидно, что, выполняя любые физические упражнения, включая циклические, силовые упражнения на тренажерах с отяго-

щениями, достаточно простые координационно, участники учебных групп не будут мотивированы на занятиях до такой степени, чтобы выполнять упражнения осознанно. Другое дело, спортивное совершенствование, когда внешне координационно несложное действие (типа бега, езды на велосипеде и пр.) становится сложным внутренне, т. е. на уровне межмышечной координации. Однако такое качество выполнения упражнения свойственно единицам, т. е. спортсменам высокой квалификации, т. к. в данном случае мотивация имеет достаточно высокий уровень. Исходя из вышесказанного, необходимо сформулировать требования, предъявляемые к ППФП работниками умственного труда:

— достаточная степень мотивации;

— прикладность физической культуры;

— оздоровительная направленность;

— формирование красивой фигуры;

— развитие физических, психических и волевых качеств;

— долгосрочная перспектива;

— координационная сложность. Следует заметить, что первые

шесть пунктов в той или иной мере взаимосвязаны. Последний же пункт имеет техническую значимость. Очевидно, что данным требованиям в большей мере отвечают единоборства, что подтверждает справедливость тезиса В.Г. Стрельца об их ведущей роли в подготовке управленцев [1, а 15].

Практика преподавания на кафедре физической культуры Северо-Западного института РАНХиГС показа-

ла, что наиболее мотивированным видом СБЕ является кикбоксинг. Приемы защиты и нападения выполняются в виде комплекса упражнений, организованного по фронтальному методу.

Согласно нашим исследованиям, интенсивное развитие психофизических качеств достигается в соответствии с основными принципами боевых искусств Востока (тайцзицюань): принципом целостности, принципом единства и гармонии противоположностей, принципом концентрации и осознанности, принципом воспитывающего выполнения двигательного действия (принцип замедления) [4, ^ 249].

Выполнение комплекса способствует оптимизации: соотношения работы правого и левого полушарий головного мозга, возбуждения и торможения нервных процессов, скорости расслабления и напряжения мышц, кислотных и щелочных составляющих крови [3, ^ 40]. Кроме того, при его выполнении нормализуется статокинетическое равновесие, т. е. устойчивость позы человека, что является объективным показателем функционального состояния его здоровья, работоспособности и психики [7, ^ 28].

Увеличение долевого участия альфа-ритма, т. е. интенсификация работы правого полушария, способствует развитию интуитивного и образного мышления, что является существенным фактором достижения успеха «акме» в любой социально значимой деятельности человека [6, ^ 11].

С.Г. Гагонин. Инновационные технологии в психофизической подготовке студентов вузов управленческого профиля

Общество и реформы

1. Агеевец А.В., Гагонин С.Г., Синюхин Б.Д. Совершенствование специальной подготовки работников управленческого аппарата средствами спортивно-боевых единоборств: учебно-методическое пособие. СПб., 2009.

2. Гагонин С.Г. Искусство бесконтактного боя, или Магия чемпионов: монография. СПб., 2011.

3. Гагонин С.Г. Развитие теории и практики физической культуры путем обобщения опыта боевых искусств Востока (автореферат): автореф. дис ... д-ра пед. наук. СПб., 1999.

4. Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства: от древних ушу и бу-дзюцу до профессионального кикбоксинга: монография. СПб, 1997.

5. Психотехника рукопашной схватки: монография. СПб., 1999.

6. Сильва Х. и Бернд Э. «Управление разумом по методу Сильва для физического совершенствования» / пер. с англ. П.А. Самсонова. Мн., 1997.

7. Стрелец В.Г. Человек и вселенная. Психолого-педагогические и медико-биологические основы духовного и физического совершенствования человека (избранные лекции). СПб., 2005.

References

1. Ageevets A.V., Gagonin S.G., Sinyukhin B.D. Sovershenstvovanie spetsialnoy podgotovki rabotnikov upravlencheskogo apparata sredstvami sportivno-boevykh edinoborstv: uchebno-metodicheskoe posobie. SPb., 2009.

2. Gagonin S.G. Iskusstvo beskontaktnogo boya, ili Magiya chempionov: monografiya. SPb., 2011.

3. Gagonin S.G. Razvitie teorii i praktiki fizicheskoy kultury putem obobscheniya opyta boevykh iskusstv Vostoka (avtoreferat): avtoref. dis ... d-ra ped. nauk. SPb., 1999.

4. Gagonin S.G. Sportivno-boevye edinoborstva: ot drevnikh ushu i bu-dzyutsu do professionalnogo kikboksinga: monografiya. SPb, 1997.

5. Psikhotekhnika rukopashnoy skhvatki: monografiya. SPb., 1999.

6. Silva Kh. i Bernd E. «Upravlenie razumom po metodu Silva dlya fizicheskogo sovershenstvovaniya» / per. s angl. P.A. Samsonova. Mn., 1997.

7. Strelets V.G. Chelovek i vselennaya. Psikhologo-pedagogicheskie i mediko-biologicheskie osnovy dukhovnogo i fizicheskogo sovershenstvovaniya cheloveka (izbrannye lektsii). SPb., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.