Научная статья на тему 'Тестовая оценка эффективности использования различных видов единоборств в процессе повышения уровня физической подготовленности студентов'

Тестовая оценка эффективности использования различных видов единоборств в процессе повышения уровня физической подготовленности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / СПОРТИВНЫЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ / STUDENTS / COMBAT SPORTS / SPORTS SPECIALIZATION / PHYSICAL FITNESS / FUNCTIONAL TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Приходов Дмитрий Сергеевич, Лукин Андрей Валентинович

Специалисты указывают на необходимость модернизации системы физического воспитания студенческой молодежи путем внедрения технологий спортивной деятельности в процесс физического воспитания молодых людей. Многие эксперты рекомендуют активно использовать для повышения уровня физического развития студентов различные спортивные единоборства. Авторы оценивают степень эффективности использования различных видов единоборств: бокса, дзюдо, вольной борьбы в процессе повышения физических и функциональных кондиций студентов. Для оценки использовалась батарея функциональных тестов Functional fitness assessment tests. Результаты тестов показывают, что уровень физической пригодности студентов-единоборцев достоверно (Р<0,01) превосходит уровень физической пригодности студентов, занимающихся на других спортивных специализациях. Однако было выявлено также значимое (Р<0,01) несоответствие тестовых результатов студентов-единоборцев эталонным тестовым показателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Приходов Дмитрий Сергеевич, Лукин Андрей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEST EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF VARIOUS TYPES OF COMBAT SPORTS IN THE PROCESS OF IMPROVING THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS

Experts point to the need to modernize the system of physical education of students through the introduction of sports technologies in the process of physical education of youth. Many experts recommend to use actively for increase of level of physical development of students various sports combats. The authors assess the degree of effectiveness of the use of different types of martial arts: boxing, judo, freestyle wrestling in the process of improving the physical and functional conditions of students. The battery of functional tests Functional fitness assessment tests-was used for evaluation. The test results show that the level of physical fitness of studentscombat athletes significantly (P<0.01) exceeds the level of physical fitness of students engaged in other sports specializations. However, it was also revealed a significant (P<0.01) discrepancy between the test results of students-combat athletes benchmark test indicators.

Текст научной работы на тему «Тестовая оценка эффективности использования различных видов единоборств в процессе повышения уровня физической подготовленности студентов»

Педагогика

УДК: 378.172:796.082

кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный

медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск),

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

доцент кафедры физической культуры и валеологии,

кандидат педагогических наук Приходов Дмитрий Сергеевич

Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск), Сибирский государственный

университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск);

старший преподаватель кафедры физической культуры Лукин Андрей Валентинович

Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

ТЕСТОВАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЕДИНОБОРСТВ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. Специалисты указывают на необходимость модернизации системы физического воспитания студенческой молодежи путем внедрения технологий спортивной деятельности в процесс физического воспитания молодых людей. Многие эксперты рекомендуют активно использовать для повышения уровня физического развития студентов различные спортивные единоборства. Авторы оценивают степень эффективности использования различных видов единоборств: бокса, дзюдо, вольной борьбы в процессе повышения физических и функциональных кондиций студентов. Для оценки использовалась батарея функциональных тестов - Functional fitness assessment tests. Результаты тестов показывают, что уровень физической пригодности студентов-единоборцев достоверно (Р<0,01) превосходит уровень физической пригодности студентов, занимающихся на других спортивных специализациях. Однако было выявлено также значимое (Р<0,01) несоответствие тестовых результатов студентов-единоборцев эталонным тестовым показателям.

Ключевые слова: студенты; спортивные единоборства; спортивные специализации; физическая подготовленность; функциональные тесты.

Annоtation. Experts point to the need to modernize the system of physical education of students through the introduction of sports technologies in the process of physical education of youth. Many experts recommend to use actively for increase of level of physical development of students various sports combats. The authors assess the degree of effectiveness of the use of different types of martial arts: boxing, judo, freestyle wrestling in the process of improving the physical and functional conditions of students. The battery of functional tests - Functional fitness assessment tests-was used for evaluation. The test results show that the level of physical fitness of students- combat athletes significantly (P<0.01) exceeds the level of physical fitness of students engaged in other sports specializations. However, it was also revealed a significant (P<0.01) discrepancy between the test results of students-combat athletes benchmark test indicators.

Keywords: Students; combat sports; sports specialization; physical fitness; functional tests.

Введение. Специалисты отмечают высокий уровень популярности различных видов спортивных единоборств в современной молодежной среде, в том числе и у студентов различных вузов [1; 20]. По мнению О.В. Долганова, использование значительного опыта, накопленного в практике спортивной подготовки единоборцев, является довольно перспективным направлением модернизации существующей системы физического воспитания студенческой молодежи [6]. Использование элементов различных видов единоборств (как ударных видов: бокса, кикбоксинга, рукопашного боя, так и видов спортивной борьбы: дзюдо, самбо, вольной борьбы) для целенаправленного повышения уровня физической подготовленности студентов рекомендуется специалистами [5; 9; 10; 14; 18]. По данным ученых, регулярные занятия единоборствами, в частности видами спортивной борьбы, способны обеспечить равномерное развитие основных физических качеств и двигательных способностей молодых людей [7]. В настоящее время ученые разрабатывают комплексные технологии формирования и укрепления здоровья современных студентов средствами различных видов спортивных единоборств [12; 15; 20]. Успешная реализация данных технологий, по мнению ученых, будет возможна при использовании в образовательном процессе отечественной высшей школы спортивно-ориентированного физического воспитания обучающихся, представляющего собой организацию и проведение занятий по физической культуре со студентами на основе избранных самими молодыми людьми видов спорта [8; 17].

Однако многие специалисты подчеркивают, что эффективность процесса спортивно-ориентированного физического воспитания студентов, построенного на базе проведения занятий избранными видами спорта, существенно зависит от наличия целевого, содержательного, организационно-методического и научно-обоснованного программного обеспечения проводимых учебных занятий, учитывающего все особенности избранной студентами спортивной специализации [4; 13; 19]. Также успех занятий различными единоборствами в процессе физического воспитания студентов будет зависеть от наличия в вузах достаточной материально-технической базы учреждений, укомплектованного штата квалифицированных преподавателей-специалистов в различных видах спортивных единоборств, методически правильной организации академических занятий [2]. Специалисты выявили противоречие между уровнем физической готовности значительной части студентов, занимающихся различными единоборствами, в частности боксом, и требованиями преподавателей к уровню физической пригодности занимающихся к тренировочным воздействиям [13]. Обнаружен значимый недостаток методических и практических рекомендаций к проведению учебных занятий по различным видам единоборств у девушек-студенток [12]. Специалисты отмечают, что при овладении техническими элементами разных видов единоборств, в частности бокса, эффект обучения у юношей и девушек достаточно различается, несмотря на добросовестное выполнение ими всех учебных заданий. Причиной этому может быть разный уровень физической пригодности занимающихся [16], что в свою очередь требует поиска новых методик проведения занятий с различным контингентом

обучающихся. На потребность поиска наиболее эффективных форм, средств и методов организации и проведения занятий единоборствами, адекватных уровню физического состояния и функциональному статусу занимающихся, способствующих сохранению и укреплению их физического здоровья, указывают ученые [3]. Таким образом, в ходе анализа научной литературы авторы статьи обнаружили противоречие между достаточно высоким уровнем популярности различных видов спортивных единоборств в молодежной студенческой среде и недостаточным уровнем физической и функциональной подготовленности значительной части студентов к занятиям физической культурой, проводимым на основе углубленного изучения единоборств. Также авторами было выявлено практически полное отсутствие научно-методической литературы по проблеме организации и проведения занятий различными видами единоборств у девушек-студенток, с учетом их физического и функционального статуса. Кроме этого в научной литературе имеются большое количество работ, обосновывающих высокую эффективность использования различных спортивных игр в деле повышения физической и функциональной пригодности студентов, что вступает в некоторое противоречие с научными работами авторов, призывающими взять за основу физического воспитания современной студенческой молодежи различные единоборства.

Для устранения имеющихся в теории и практике спортизированного физического воспитания студенческой молодежи противоречий авторы провели исследование со студентами Сибирского федерального университета (СФУ), выбравшими для себя занятия различными видами спортивных единоборств (бокс, вольная борьба, дзюдо) в рамках академических занятий по физической культуре. Целью исследования была определена объективная оценка уровня физической и функциональной пригодности данных студентов и соответствие полученных показателей эталонным параметрам. Также в ходе исследования планировалось провести сравнительный анализ полученных результатов с данными тестовых испытаний уровня физической пригодности студентов, посещающих иные спортивные специализации, в том числе и спортивные игры.

Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе Сибирского федерального университета (СФУ), в 2018 году. В исследовании приняли участие студенты 3 курса обучения, различных направлений и специальностей, выбравшие на 1 курсе для занятий физической культурой специализации: бокс (n=49), вольная борьба (n=43) и дзюдо (n=41). Также для объективного сравнения полученных данных в исследовании приняли участие студенты 3 курса обучения СФУ, посещающие в рамках занятий физической культурой специализации: волейбол (n=42), футбол (n=24), и общую физическую подготовку (n=47). Общее количество студентов СФУ, принимавших участие в исследованиях - 246 человек - юноши (n=137), девушки (n=109). Занятия на основе изучения избранных молодыми людьми видов спорта проводились 2 раза в неделю. Длительность каждого занятия - 90 минут. Возраст студентов на момент проведения исследования составил - 20-21 год. Все участники исследования успешно прошли медицинский осмотр в поликлинике СФУ и получили допуск к занятиям физической культурой без каких-либо ограничений.

Для оценки эффективности использования различных видов спортивных единоборств в процессе повышения уровня физической подготовленности студентов авторы использовали батарею функциональных тестов - Functional fitness assessment tests, позволяющую довольно объективно оценить уровень физической и функциональной подготовленности занимающихся. Данная батарея тестовых испытаний включает в себя: бег на расстояние в 1 милю (1,6 км) с последующим отдыхом в течение 5 минут, сгибание и разгибание рук в положении - упор лежа (отжимания) с последующим отдыхом в течение 3 минут, приседания не менее 100 раз с последующим отдыхом в течение 3 минут, сохранение баланса тела в положении - упор лежа на локтях (планка) в течение определенного времени. Данная батарея тестовых испытаний уже используется специалистами для оценки функциональных кондиций студентов, занимающихся различными видами силового и функционального тренинга [11]. Полученные в ходе тестирования результаты студентов всех специализаций были обработаны с помощью программы статистической обработки данных SPSS20. Для оценки уровня достоверности полученных данных использовался t-критерий Стьюдента.

В тестовом испытании бег на 1 милю у студентов-юношей выявлено некоторое несоответствие полученных результатов эталонным параметрам, впрочем, у большинства специализаций недостоверное. Лишь у студентов специализации ОФП средний результат тестирования оказался достоверно (Р<0,01) больше эталонных данных. В тесте - упор лежа на локтях (планка) выявлено существенное (Р<0,01) несоответствие эталонным показателям у студентов всех специализаций. Результаты тестирования представлены на рисунке 1.

Результаты тестовых испытаний студентов-юношей в тестах:

бег и планка

9

□ эталон

□ бокс

3

6

□ борьба

□ дзюдо

□ футбол

0

□ волейбол

□ офп

бег

планка

Рисунок 1

В тестах: сгибание и разгибание рук в упоре лежа и приседания было выявлено довольно значимое (Р<0,01) отклонение результатов студентов всех специализаций от эталонных параметров оценки. Следует отметить, что в тесте на определение уровня силовых способностей (отжимания) обнаружено значимое (Р<0,01) преимущество в результатах у студентов, представляющих единоборства. В тесте - приседания было выявлено достоверное (Р<0,01) преимущество студентов, представляющих спортивные единоборства над студентами, представляющими специализации: футбол и ОФП. Результаты тестирования студентов представлены на рисунке 2.

Результаты тестовых испытаний студентов-юношей в тестах: отжимания и приседания

100 80 60 40 20 0

отжимания

присед

□ эталон

□ бокс

□ борьба

□ дзюдо

□ футбол

□ волейбол

□ офп

Рисунок 2

Результаты тестирования девушек-студенток в тесте бег на 1 милю показали некоторое несоответствие полученных данных студенток эталонным показателям. Впрочем, достоверное (Р<0,01) различие в результатах было выявлено лишь у студенток специализации ОФП. Средние результаты студенток остальных специализаций были примерно одного уровня. В тесте - упор лежа на локтях (планка) обнаружены достоверные (Р<0,01) и довольно значительные несоответствия эталонным данным у студенток всех спортивных специализаций. Впрочем, следует отметить, что результаты тестирования девушек, представляющих единоборства, несколько выше, чем у студенток иных специализаций. Результаты данных тестов представлены на рисунке 3.

Результаты тестовых испытаний девушек-студенток в тестах:

бег и планка

□ эталон

□ бокс

□ борьба

□ дзюдо

□ волейбол

□ офп

бег

планка

9

6

3

0

Рисунок 3

В тестовых испытаниях: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) и приседания было выявлено значительное (Р<0,01) отставание результатов девушек всех исследуемых специализаций от эталонных значений. Впрочем, результаты студенток, представляющих специализации: бокс и вольная борьба несколько превышают тестовые результаты студенток других специализаций в тесте - отжимания. В тесте - приседания зафиксировано некоторое превосходство в результатах у девушек, представляющих бокс и дзюдо над остальными студентками. Полные данные тестов представлены на рисунке 4.

Результаты тестовых испытаний девушек-студенток в тестах: отжимания и приседания

100 80 60

40

20 0

отжимания присед

Рисунок 4

Выводы. Результаты исследования позволяют авторам утверждать, что:

1. Результаты тестовых испытаний - Functional fitness assessment tests, позволяющие определить уровень физической и функциональной пригодности испытуемых молодых людей, показывают достоверное (Р<0,01) преимущество студентов (юношей) занимающихся на специализациях: бокс и единоборства, над своими сверстниками, посещающими специализации: спортивные игры и общая физическая подготовка. Таким образом, следует согласиться с мнением ряда специалистов, рекомендующих более активно использовать различные виды спортивных единоборств в практике физического воспитания студентов-юношей.

2. К сожалению, не удалось выявить значимого преимущества в уровне физической подготовленности у девушек, занимающихся единоборствами, над студентками, посещающими другие спортивные специализации (волейбол). Следует признать, что учебно-тренировочный процесс для девушек-студенток, занимающихся единоборствами, нуждается в значимой коррекции и внедрении новых, эффективных методик повышения уровня физической пригодности студенток.

3. В ходе тестирования было выявлено значимое (Р<0,01) несоответствие показателей физической и функциональной пригодности студентов (юношей и девушек) эталонным тестовым значениям. Согласно проведенным тестам, общий уровень физической и функциональной подготовленности студентов всех специализаций, в том числе и спортивных единоборств, не соответствует оптимальным параметрам. Авторы считают, что причиной этому является недостаточное количество учебно-тренировочных занятий в течение недели у студентов в период их обучения в вузах.

Литература:

1. Айгубов Н.М. Физическая подготовка студентов нефизкультурного вуза средствами кикбоксинга: Автореф. дис...канд. пед. наук. Шуя, 2010. 23 с.

2. Альжанов Х.Х., Курицына Е.А., Иванов Д.А. Формирование основ ведения единоборств в физическом воспитании студентов в вузе. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. 132 с.

3. Аминов Р.Х. Квалификационный подход на этапе начальной подготовки юных боксеров 11-13 лет: Дис.канд. пед. наук. Тюмень, 2001. 150 с.

4. Бурцев В.А., Зотова Ф.Р., Бурцева Е.В. Технологическая модель формирования спортивной культуры студентов в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. 2015. №2-23. С. 5178-5182.

5. Гаськов А.В., Кузьмин В.А., Кудрявцев М.Д., Ермаков С.С. Успешность развития общих и специальных физических качеств на различных стадиях подготовки боксеров - студентов // Физическое воспитание студентов. 2016. №1. С. 4-11.

6. Долганов О.В. Организация физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов в процессе занятий борьбой дзюдо: Дис.канд. пед. наук. Тюмень, 2006. 177 с.

7. Дюкина Л.А., Игнатьев С.В. Физическая подготовленность студентов занимающихся вольной борьбой // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. №60-2. С. 131-134.

8. Костромин О.В., Зайцев А.В. Спортивно ориентированные упражнения с использованием приемов бокса в системе физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 2017. №5. С. 17-18.

9. Литвиненко А.Н. Эффективность применения средств спортивной подготовки единоборцев в физическом воспитании студентов технического вуза // Физическое воспитание студентов. 2013. №2. С. 49-53.

10. Нижегородцев Д.В., Раковецкий А.И., Тимофеев А.Ю., Шамсутдинов Р.Р. Специализированные занятия боксом у девушек-студенток Сибирского федерального университета с целью повышения уровня их профессионально-прикладной физической подготовки // European Social Science Journal. 2014. №7-1 (46). С. 174-178.

11. Осипов А.Ю., Логинов Д.В., Патаркацишвили Н.Ю. Оценка уровня подготовленности студентов, занимающихся различными видами функционального тренинга // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. №59-4. С. 112-116.

□ эталон

□ бокс

□ борьба

□ дзюдо

□ волейбол

□ офп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Осипов А.Ю., Вапаева А.В., Пазенко В.И., Раковецкий А.И., Шубин Д.А. Специализированные занятия боксом, как средство укрепления здоровья студенток // В мире научных открытий. 2015. №1-1 (61). С. 622-634.

13. Осипов А.Ю., Раковецкий А.И., Нижегородцев Д.В., Тулупов А.П. Повышение эффективности специализированных учебных занятий по боксу у девушек-студенток // В мире научных открытий. 2013. 11-2 (47). С. 76-88.

14. Осипов А.Ю., Пазенко В.И., Акулов В.Ю., Дунаева М.В. Динамика развития основных физических качеств у студентов, посещающих различные спортивные специализации // В мире научных открытий. 2013. 3-3 (39). С. 189-198.

15. Понарина О.С. Технология формирования здоровья студентов высших учебных заведений нефизкультурного профиля на основе дзюдо: Автореф. дис...канд. пед. наук. Москва, 2010. 23 с.

16. Раевский Д.А., Харатов В.С. Выявление предрасположенности, как показателя индивидуальных способностей студентов на занятиях боксом // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. №5 (87). С. 98-103.

17. Уткин В.И., Ревенко Е.М., Сальников В.А. Спортивно ориентированная направленность в системе физического воспитания студентов // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 2010. №5. С. 53- 58.

18. Яременко В.В., Малинский И.Й., Колос Н.А., Шандригось В.И. Использование элементов единоборств в физическом воспитании студенческой молодежи // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2011. №5. С. 121-124.

19. Osipov A., Kudryavtsev M., Iermakov S., et al. Comparative analysis of effectiveness of some students' physical culture training methodic // Physical education of students. 2017. №4. P. 176-181. D0I:10.15561/20755279.2017.0405

20. Osipov A., Kudryavtsev M., Iermakov S., Jagiello W. Topics of doctoral and postdoctoral dissertations devoted to judo in period 2000-2016 - overall analysis of works of Russian experts // Archives of Budo. 2017. №1 (13). P. 1-10.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Павлекович Ольга Борисовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск);

аспирант кафедры изобразительного искусства Тыченко Анастасия Михайловна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

СИНХРОНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ НАТУРЫ И ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ КАК МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье представлены основные аспекты профессионального становления студентов художественных специальностей в учебном процессе вуза. Особое внимание уделено вопросу синхронизации процессов восприятия натуры, умению создавать на его основе зрительные представления посредством мысленных актов и их воплощению в материале посредством ответных моторных действий художника. Научный подход к методу «мысленного рисования», как одному из основных составляющих творческого процесса художника, позволит повысить качество профессионального становления будущего специалиста.

Ключевые слова: синхронизация процессов восприятия и изображения, мысленное рисование, зрительное представление.

Annotation. The article presents the main aspects of the professional development of art students in the educational process of the university. Particular attention is paid to the issue of synchronization of the processes of perception of nature, the ability to create on its basis of visual representations through mental acts and their implementation in the material through the response motor actions of the artist. The scientific approach to the "mental drawing" method, as one of the main components of the artist's creative process, will improve the quality of the professional development of the future specialist.

Keywords: synchronization of the processes of perception and image, mental drawing, visual representation.

Введение. Разработка новых педагогических технологий требует глубокого осмысления процессов обучения в части механизмов развития способностей и качеств личности будущего специалиста. Изобразительное творчество - специфическая область человеческой деятельности, в которой устанавливается глубокая взаимосвязь процессов мышления, восприятия действительности её отображения средствами искусства. Данные процессы не поддаются осознанному программированию и линейной последовательности осуществления, но в своей взаимосвязи они обуславливают целенаправленность и содержание познавательного процесса художника по формированию последовательных изобразительных действий при создании произведений искусства. Исследования П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и других психологов доказали не только взаимосвязь двух форм деятельности - внутренней умственной по формированию образа и внешней практической по его воплощению, но и совпадение компонентов их структур.

Под внутренней умственной деятельностью художника по формированию образа или, по выражению известного французского живописца Энгра, «мысленным рисованием» следует подразумевать зрительное представление процесса и результата изобразительной деятельности - одну из важных способностей художника. Чтобы стать профессионалом, отмечал Энгр, художник должен рисовать «беспрестанно», при отсутствии материала - рисовать мысленно [5]. Отечественный художник-педагог Е.И. Игнатьев эмпирическим путем доказывает, что человек не сможет в подробностях мысленно нарисовать предмет не имея личного опыта в осуществлении данной деятельности [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.