6. Бабушкин, Е. Г. Физическая культура. В 2 ч. Ч. 1 : учеб. пособие / Е. Г. Бабушкин, В. А. Барановский, М. Ю. Моор. — Омск : Изд-во ОГИС, 2011. - 127 с.
7. Бабушкин, Е. Г. Физическая культура. В 2 ч. Ч. 2 : учеб. пособие / Е. Г. Бабушкин, В. А. Барановский, Л. Н. Вериго. — Омск : Изд-во ОГИС, 2012. — 124 с.
БАТЕНКО Евгений Михайлович, старший преподаватель кафедры физического воспитания. Адрес для переписки: Ъа1епко/75@ша11.ги
Статья поступила в редакцию 26.10.2015 г. © Е. М. Батенко
УДК 796.81:378
К. М. ВАИСОВ Е. В. МУДРИЕВСКАЯ
Омский государственный технический университет
МОТИВИРОВКИ ВЫБОРА СТУДЕНТАМИ БОРЬБЫ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В статье представлены результаты анкетирования по выявлению побудительных причин выбора студентами борьбы в качестве основного средства физического совершенствования на период обучения в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: анкетирование, физкультурно-спортивные интересы, борьба, физическое совершенствование, мотивировка, студенты.
В современных условиях высшего профессионального образования студенты имеют право на выбор основного средства своего физического совершенствования на период обучения в учебном заведении. Свой выбор они делают из списка, представленного кафедрой физического воспитания, в котором перечень видов спорта или оздоровительных систем лимитирован, прежде всего, материально-техническими возможностями вуза и уровнем профессиональной компетентности преподавателей. В связи с этим не каждый физкультурно-спортив-ный интерес может быть удовлетворен в процессе обучения. В качестве средств физического воспитания в учебных заведениях, как правило, предлагаются наиболее популярные и распространенные в студенческой среде виды физических упражнений — баскетбол, волейбол, футбол, плавание, легкая атлетика, лыжные гонки, атлетическая гимнастика, спортивная борьба [1, 2].
Выявление физкультурно-спортивных интересов студентов осуществляется посредством опроса, проводимого в начале учебного года. В данной статье рассмотрены результаты сплошного анкетирования студентов первого курса радиотехнического факультета (РТФ) Омского государственного технического университета (ОмГТУ) 2010 — 2013 годов поступления.
Ежегодный опрос на протяжении четырех лет показал, что из 574 юношей, по состоянию здоровья отнесенных к основной медицинской группе, 46 % проявили интерес к спортивным играм, 17 % — атлетической гимнастике, по 12 % — борьбе и плаванию, 6 % — лыжным гонкам, 5 % — легкой атлетике (рис. 1). Незначительное число студентов — 2 % —
12%
12%
15%
15%
17%
□ футбол В волейбол 0 баскетбол
□ атлетическая гимнастика
Ш борьба
Ш плавание
Ш лыжные гонки
^ легкая атлетика
■ общая физическая подготовка
Рис. 1. Физкультурно-спортивные интересы студентов 1-го курса (юноши)
не имеет явных предпочтений к какому-либо виду физических упражнений, предложенных для изучения по дисциплине «Физическая культура». Полученные статистические данные незначительно отличаются от результатов опроса студентов 2009 года набора, проведенного на факультете транспорта нефти и газа ОмГТУ [3].
Таким образом, педагогические наблюдения в течение четырех-пяти лет за спортивными предпочтениями студенческой молодёжи указывают на то, что юноши 17—18 лет в большинстве своем увлечены спортивными играми. Немало из их числа и тех, ко-
торые интересуются упражнениями, имеющими прикладное значение в жизни человека — плавание, борьба, атлетическая гимнастика.
Цель нашего исследования — выявить качественный состав мотивировок выбора борьбы как основного средства физического совершенствования студентов высшего учебного заведения первого года обучения (на примере РТФ ОмГТУ).
Контингент студентов, пожелавших изучать спортивные виды борьбы, неоднороден по качественному составу двигательного опыта — от новичка до кандидата в мастера спорта. Из 70 респондентов только 39 человек (56 %) до поступления в высшее учебное заведение приобрели двигательный опыт в единоборствах (бокс, греко-римская борьба, дзю-до, кикбоксинг, рукопашный бой, самбо, тхэквондо), 31 человек (44 %) в школьные годы занимался физическими упражнениями только на уроках по физической культуре. Из числа юношей, занимавшихся единоборствами, 12 человек (31 %) подтверждали уровень своего спортивного мастерства выполнением квалификационных нормативов на соревнованиях.
По нашему мнению, неоднородный по уровню технической подготовленности состав учебных групп создает для преподавателей трудности организационно-методического порядка в процессе обучения спортивным видам борьбы.
Физкультурно-спортивный интерес человека отражает его направленность и стремление на познание определенных видов спорта или оздоровительных систем. Студенты свой интерес, как правило, объясняют тем, что выбранный вид упражнений им нравится. Однако «нравится» не является единственным и достаточно обоснованным объяснением причин выбора того или иного средства физического совершенствования. Имеются ещё и другие, более скрытые причины, направляющие активность человека. В ходе анкетирования мы сделали попытку для их выявления, поэтому в анкету включили вопрос: «Объясните, пожалуйста, почему Вы выбрали именно этот вид физических упражнений? ». Для ответа респондентам было предложено несколько мотивировок — объяснения причин выбора борьбы в качестве основного средства физического совершенствования.
Мотивировка — это объяснение человеком причин поступка посредством указания на обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Она может как соответствовать, так и не соответствовать истинным причинам поведения человека, поскольку в ней отражено его субъективное понимание действительности [4].
Содержание ответов на поставленный вопрос было следующим:
1) считаю, что способности, сформированные в ходе занятий названными упражнениями, будут востребованы;
2) этот вид двигательной активности популярен;
3) хочу войти в состав сборной команды по данному виду спорта;
4) занятия указанными упражнениями в наибольшей степени способствуют моему физическому совершенствованию;
5)этот вид занятий советовали и предпочли друзья и знакомые;
6) занятия проводятся на хорошей материально-технической базе;
7) получаю удовлетворение от эмоциональных переживаний и мышечных ощущений;
8) безразлично, какие упражнения будут использованы в физической подготовке.
В смысловое содержание представленных ответов включены некоторые компоненты мотиваци-онной сферы физкультурной деятельности. Первый ответ отражает понимание прикладного значения способностей, умений и навыков, сформированных в ходе занятий физическими упражнениями; второй — направленность быть современным человеком; третий — наличие амбиций в реализации своих способностей; четвертый — понимание назначения упражнений и стремление к физическому совершенствованию; пятый — отсутствие собственного мнения, суждения о значении двигательной активности, как правило, ввиду малого двигательного опыта; шестой — предпочтение комфорту; седьмой — стремление к получению чувственного удовлетворения; восьмой — отсутствие убеждений, целей, установок в физкультурной деятельности.
Из перечня ответов студенты могли выбрать один, два и более варианта мотивировок. В ходе анкетирования получено 105 ответов, относительно которых наиболее высокий процент был у первого — 40 % (его выбрали 42 респондента), третьего — 16 % (17 респондентов), четвертого — 17 % (18 респондентов) и седьмого — 19 % (20 респондентов) вариантов объяснения причин выбора борьбы.
Из числа респондентов, выбравших первую мотивировку, 50 % имели опыт занятий единоборствами и, соответственно, 50 % его не имели. Тем не менее ответы и тех, и других указывают на значимость перспективы освоения средств борьбы. Мы полагаем, что выбор первой половины респондентов является осознанным, поскольку он опирается, в отличие от второй половины, не на представления об эффекте занятий физическими упражнениями, а на реальный опыт применения сформированных способностей, умений и навыков.
Все студенты, выбравшие третью мотивировку, занимались каким-либо видом единоборств и достигли определенного уровня спортивной квалификации. Желание войти в состав сборной команды по виду спорта указывает на наличие у них потребности в самореализации.
Из числа выбравших четвертую и седьмую мотивировки более половины респондентов имели спортивные увлечения и возможность прочувствовать эффекты от занятий физическими упражнениями, что является весомым обстоятельством для веры в искренность и ненадуманность их ответов.
Малый процент от общего количества ответов имели вторая, пятая, шестая и восьмая мотивировки — 2 %. Данный факт свидетельствует о том, что незначительное число респондентов ориентируется на модные виды двигательной активности или советы однокурсников, задумывается о комфортных условиях или не осознает мотивы занятий физическими упражнениями.
Анализ результатов анкетирования студентов первого курса специализации «борьба» позволил нам выявить, что наиболее значимыми побудительными причинами выбора борьбы в качестве средства физического совершенствования явились представления (для новичков в борьбе), предшествующие знания об оздоровительном, прикладном значении занятий данным видом упражнений (для студентов с опытом занятий единоборствами), стремление к самореализации (для студентов, имеющих спортивную квалификацию) и желание получить удовлетворение от двигательной деятельности (для студентов с различным уровнем готовности к обучению).
Библиографический список 4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. —
СПб. : Питер, 2008. - 512 с.
1. Андрющенко, Л. Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» /
Л. Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. — ВАИСОВ Куат Мулкыбаевич, доцент кафедры фи-
2002. — № 2. — С. 47—54. зического воспитания и спорта.
2. Шилько, В. Г. Спортивно-видовые технологии формиро- Адрес для переписки: [email protected]
вания физической культуры студентов / В. Г. Шилько // Теория МУДРИЕВСКАЯ Елена Владимировна, кандидат пе-
и практика физической культуры. — 2002. — № 9. — С. 50 — 52. дагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры
3. Мудриевская, Е. В. Анализ физкультурно-спортивных физического воспитания и спорта. интересов студентов первого курса высшего учебного заведе- Адрес для переписки: [email protected] ния / Е. В. Мудриевская, О. Г. Ковальчук // Омский научный
вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2010. — Статья поступила в редакцию 12.10.2015 г.
№ 4 (89). — С. 143 — 146. © К. М. Ваисов, Е. В. Мудриевская
Информация
Конкурсный отбор на обучение в Чешской Республике в 2016/17 учебном году
В соответствии с Соглашением между Минобрнауки России о приеме на обучение российских студентов и Министерством образования, молодежи и спорта Чешской Республики от 9 октября 2001 года осуществляется прием на обучение в Чешской Республике в 2016/17 учебном году. Чешская сторона предоставляет бесплатное обучение. Все остальные расходы по пребыванию в Чехии, по проезду до места стажировки (учебы) и обратно и по оплате консульских сборов при получении виз несет направляющий российский вуз или командируемый.
В соответствии с действующими правилами Чешской Республики командируемые кандидаты на стажировку или обучение должны представить следующие документы:
обучение или стажировка до 30 дней:
— две заполненные установленные формы на предоставление стипендии,
— автобиографию (СУ) и перечень публикаций (если есть) в двух экземплярах;
обучение или стажировка более 30 дней:
— две заполненные установленные формы на предоставление стипендии,
— автобиографию (С У) и перечень публикаций (если есть),
— медицинскую справку,
— два рекомендательных письма от преподавателей вуза или работодателя,
— ксерокопию диплома (если имеется),
— заверенную выписку сданных зачетов и экзаменов (академическая справка), все в двух экземплярах.
Все представленные документы должны быть на одном из следующих языков: чешский, английский, немецкий, французский (либо обеспечены переводом на любой из языков) и заверены печатью и подписью.
Установленные формы и более подробная информация на сайте: www.msmt.cz/mezinarodni-vztahy/
Документы кандидатов необходимо направить по адресу:
Люсиновская ул., д. 51, г. Москва, 117997
(16 — Международный департамент Минобрнауки России), тел. 8-495-788-65-91.
Контактное лицо от Минобрнауки России:
Полещук Ольга Дмитриевна, тел. 8(495) 788-65-91, e-mail: [email protected]
Общее письмо Минобрнауки России о приеме зарубежными странами на обучение в 2016/17 учебном году российских студентов, аспирантов и научно-педагогических работников:
http://www.rsci.ru/grants/grant_news/297/238328.php
Источник информации: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/268/238678.php (дата обращения: 08.12.2015)