Научная статья на тему 'Основные причины выбора средств физического совершенствования студентами высшего учебного заведения'

Основные причины выбора средств физического совершенствования студентами высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / SPORT INTERESTS / ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / PHYSICAL PERFECTION / МОТИВИРОВКА / MOTIVATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мудриевская Е.В., Мамонтов С.С.

В статье представлен анализ данных анкетирования по выявлению побудительных причин выбора средств физического совершенствования студентами высшего учебного заведения первого года обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мудриевская Е.В., Мамонтов С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN REASONS OF CHOOSING WAYS OF PHYSICAL PERFECTION BY THE STUDENTS OF PUBLIC HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article presents an analysis of data according to the survey of revelation of impulsive causes of choosing ways of physical perfection by the first-year education students of public higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Основные причины выбора средств физического совершенствования студентами высшего учебного заведения»

УДК 378:796:316-057.875

Е.В. Мудриевская, E.V. Mudrievskaya, e-mail: elena_mudray55@mail.ru С.С. Мамонтов, S.S. Mamontov, e-mail: thejixel@gmail.com Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВЫБОРА СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

MAIN REASONS OF CHOOSING WAYS OF PHYSICAL PERFECTION BY THE STUDENTS OF PUBLIC HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

В статье представлен анализ данных анкетирования по выявлению побудительных причин выбора средств физического совершенствования студентами высшего учебного заведения первого года обучения.

The article presents an analysis of data according to the survey of revelation of impulsive causes of choosing ways of physical perfection by the first-year education students of public higher education institutions.

Ключевые слова: физкультурно-спортивные интересы, физическое совершенствование, мотивировка, студенты, анкетирование

Keywords: sport interests, physical perfection, motivation, students, questioning

В высших учебных заведениях студенческой молодежи предоставляется возможность выбора вида двигательной активности для своего физического совершенствования. В данной ситуации возрастает роль личностной позиции студента, которая проявится, прежде всего, в принятии решения заниматься конкретным видом упражнений, а в отдаленной перспективе - несении ответственности за сделанный выбор.

Направленность и стремление человека на познание физических упражнений, видов спорта, оздоровительных систем определены как физкультурно-спортивные интересы [2]. Несомненно, есть причины, определяющие предпочтение тому или иному виду двигательной активности. Поэтому цель нашего исследования - выявление побудительных причин выбора средств физического совершенствования студентами высшего учебного заведения первого года обучения (на примере радиотехнического факультета Омского государственного технического университета).

Для достижения поставленной цели использовали метод сплошного анкетирования студентов первого курса 2010-13 годов поступления. В статье рассмотрены результаты опроса 574 юношей по состоянию здоровья отнесенных к основной медицинской группе.

Респонденты в предложенном списке обозначали вид двигательной активности, желаемый ими в качестве предмета изучения по дисциплине «Физическая культура», а так же аргументировали свой выбор.

Результаты анкетирования, проводимого в Омском государственном техническом университете в течение нескольких лет, свидетельствуют о том, что юноши наибольший интерес проявляют к спортивным играм (46 %), затем атлетической гимнастике (18 %), единоборствам (12 %), плаванию (12 %). Заинтересованность лыжными гонками (6 %) и легкой атлетикой (6 %) среди студентов наиболее низкая.

Свой интерес студенты, как правило, объясняют тем, что выбранный вид физических упражнений им нравится. Однако «нравится» не является единственным и достаточным основанием для принятия решения в пользу того или иного рода занятий. Имеются еще другие, более скрытые причины, направляющие активность человека [1]. Для их выявления в анкете использовали вопрос «Почему Вы выбрали именно этот вид упражнений?».

В качестве ответа респондентам было предложено восемь вариантов мотивировок (объяснение причин), которые сформулированы нами в ходе более ранней поисковой работы:

1) считаю, что способности, сформированные на занятиях названными упражнениями, будут востребованы;

2) этот вид двигательной активности популярен;

3) хочу войти в состав сборной команды по данному виду спорта;

4) занятия указанными упражнениями в наибольшей степени способствуют моему физическому совершенствованию;

5) этот вид занятий советовали и предпочли мои друзья и знакомые;

6) занятия проводятся на хорошей материально-технической базе;

7) получаю удовлетворение от эмоциональных переживаний и мышечных ощущений;

8) безразлично, какие упражнения будут использованы в физической подготовке.

В смысловое содержание представленных ответов включены компоненты мотивационной сферы физкультурной деятельности респондента. Первый ответ отражает понимание прикладного значения способностей, умений и навыков, сформированных в ходе занятий физическими упражнениями. Второй ответ - направленность быть современным человеком. Третий ответ - наличие амбиций в реализации своих способностей. Четвертый ответ - понимание назначения упражнений и стремление к физическому совершенствованию. Пятый ответ - отсутствие собственного мнения, суждения о значении двигательной активности в виду малого двигательного опыта. Шестой ответ -предпочтение комфорту. Седьмой ответ - стремление к получению чувственного удовлетворения. Восьмой ответ - отсутствие убеждений, целей, установок в физкультурной деятельности.

Из предложенного перечня студенты могли выбрать один, два и более варианта мотивировок. В ходе анкетирования получено 916 ответов, относительно которых наиболее высокий процент был у первого (23,8 %), третьего (20, 8 %), четвертого (22,5 %) и седьмого (20 %) вариантов объяснения причин выбора физических упражнений.

Малый процент от общего количества ответов имели восьмая (3,75 %) и пятая (1,75 %) мотивировки, констатирующие у респондентов отсутствие мотивов физического совершенствования.

Также нами установлено, что незначительное число студентов задумывается о комфортных условиях для занятий физическими упражнениями или ориентируется на модные виды двигательной активности (шестая мотивировка представлена 3 % ответов, вторая - 4,5 %).

Анализ результатов анкетирования, позволил нам сделать вывод о том, что для студентов первого курса, наиболее значимыми побудительными причинами выбора средств физического совершенствования явились представления, предшествующие знания об оздоровительном, прикладном значении занятий физическими упражнениями, стремление к самореализации и получению удовлетворения от двигательной деятельности.

Библиографический список

1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 512 с.

2. Мудриевская, Е. В. Анализ физкультурно-спортивных интересов студентов первого курса высшего учебного заведения / Е. В. Мудриевская, О. Г. Ковальчук // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2010. - N° 4(89). - С. 143-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.