Научная статья на тему 'О влиянии учебной деятельности в высших учебных заведениях на отношение студентов к физическому воспитанию'

О влиянии учебной деятельности в высших учебных заведениях на отношение студентов к физическому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УМСТВЕННЫЙ ТРУД / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / CURRICULUM ACTIVITIES / BRAINWORK / NERVOUSLY MENTAL STRESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мудриевская Елена Владимировна

В статье обобщены сведения об особенностях учебного труда в высших учебных заведениях и отношении студентов к физическому воспитанию как процессу в составе учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the influence of training activity in the institutions of higher education on students' attitude toward physical education

In the article there are summarized the data about features of the work in the institutions of higher education and students' attitude toward physical education.

Текст научной работы на тему «О влиянии учебной деятельности в высших учебных заведениях на отношение студентов к физическому воспитанию»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

УДК 796

Е. В. МУДРИЕВСКАЯ

Омский государственный технический университет

О ВЛИЯНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В статье обобщены сведения об особенностях учебного труда в высших учебных заведениях и отношении студентов к физическому воспитанию как процессу в составе учебной деятельности.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, учебная деятельность, умственный труд, нервно-психические нагрузки.

Проблема эффективности физического воспитания студентов высших учебных заведений является актуальной на протяжении многих лет. Это, несмотря на наличие различных средств, методов и технологий реализации названного педагогического процесса. На наш взгляд, данная реальность обусловлена, прежде всего, необходимостью учета не одного и не двух, а целого ряда факторов, оказывающих влияние на планирование и реализацию физического воспитания студентов.

Специфика практических занятий по дисциплине «Физическая культура» состоит в том, что выполнение любого физического упражнения, по отношению к состоянию покоя, активизирует функционирование организма, способствует раскрытию его резервных возможностей. Функциональные возможности у всех студентов различны, поскольку они зависят, прежде всего, от состояния здоровья, половой принадлежности, возраста, уровня физического развития и физической подготовленности. Если учитывать перечисленные факторы, то реакции организма студентов на физическую нагрузку можно предвидеть.

Однако это далеко не полный перечень влияний на ход физического воспитания в вузе. Немаловажное значение имеют срочные и отставленные эффекты профессиональной учебы, которая является основным видом деятельности студентов. Поэтому цель данной статьи — обобщение сведений об особенностях учебного труда в высших учебных заведениях и отношении студентов к физическому воспитанию как процессу в составе учебной деятельности.

Студенчество представляет собой общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. По сравнению с другими группами населения, оно отличается профессиональной направленностью интересов, активным потреблением культуры, высоким уровнем интеллектуального развития и познавательной мотивации. Обучение в вузе характеризуется усложнением умственной деятельности молодых людей, что являет собой наибольшие возможности для развития их интеллекта, структура которого динамично меняется на протяжении всего студенческого возраста [1].

Умственный труд не только благоприятствует интеллектуальному развитию. Он сопровождается

определенными нервно-психическими нагрузками, называемыми напряженностью труда. Нервная и сердечно-сосудистая системы студентов первыми испытывают влияние интеллектуальной, сенсорной и эмоциональной нагрузок. Выполнение умственной работы средней напряженности повышает у человека частоту сердечных сокращений (ЧСС) до 84 ударов в минуту, сильной напряженности — до 93 ударов в минуту [2].

Умственный труд отличается от физического труда длительным нервным напряжением и повышенными требованиями к психической выносливости. Его специфика состоит в том, что после прекращения трудовых действий «рабочая доминанта» полностью не угасает и автоматического прекращения работы не происходит, как в случае наступления физического утомления. Умственное утомление вызвано, прежде всего, перевозбуждением нервной системы. Установлено, что после напряженной умственной работы наступает фаза пониженной умственной работоспособности продолжительностью от 72 до 96 часов, для которой характерно снижение показателей оперативной памяти, логического и оперативного мышления [3].

По нашим наблюдениям и наблюдениям других исследователей (Н. В. Белкина, М. Я. Виленский, В. В. Митрохина), учебная деятельность в высшем учебном заведении занимает в среднем от 9 до 12 часов в день: время на аудиторные занятия составляет 6 — 8 часов, на самостоятельные занятия — 3 — 5 часов. Согласно гигиеническим требованиям к условиям труда, режим работы, включающий 3 — 4 пары учебных занятий в одну дневную смену с регламентированными перерывами и самоподготовку во второй половине дня, соответствует напряженности труда средней степени.

Тем не менее, результаты исследований (И. А. Ду-богрызова, Д. Е. Егоров, О. А. Цепко) показывают, что от 70 до 100 % студентов к концу учебного дня испытывают психоэмоциональное напряжение, общую усталость, отсутствие познавательного интереса. Надо полагать, что причинами таких субъективных ощущений являются воздействия интеллектуальных, сенсорных нагрузок и их монотонности.

По данным ряда авторов (Л. Б. Андрющенко, В. П. Плотников, П. Л. Стукалов, А. Ю. Щербакова), 60 — 63% студентов осуществляют свою жиз-

недеятельность в условиях хронического психологического напряжения и стресса. Показателями напряженности трудового процесса, наряду с интеллектуальными и сенсорными нагрузками, являются эмоциональные нагрузки. Большинство негативных эмоций студентов связаны с понятиями «оценка», «зачет», «сессия», «экзамен». В периоды текущих и итоговых аттестаций студенческой молодежи свойственно переживать эмоциональные состояния беспокойства и ожидания чего-либо неизвестного и опасного. Поэтому перед входом в аудиторию, где идет экзамен, у студентов фиксируется повышение ЧСС до 130—144 ударов в минуту [2].

В результате воздействия нервно-психических нагрузок у человека могут возникнуть неблагоприятные физиологические реакции и заболевания. Субъективно это отражается в ослаблении памяти и внимания, слуха и зрения, появлении слабости. При медицинском осмотре может отмечаться повышение частоты пульса, кровяного давления. В дальнейшем не исключаются бессонница, беспокойство, эмоциональная неустойчивость, иммунодефицит-ное состояние, которое может стать основой для возникновения и развития различных заболеваний [4].

Нейтрализовать негативное воздействие нервно-психических нагрузок учебной деятельности помогают занятия физическими упражнениями. Согласно социологическим исследованиям (К. Г. Габриелян, Р. И. Мархваидзе), студенческая молодежь в целом позитивно относится к физической культуре и спорту. Тем не менее, среди мотивов, определяющих регулярное посещение студентами занятий по дисциплине «Физическая культура», выявлен приоритет мотива долженствования — 41%, далее следуют мотив дружеской солидарности — 16% и физического совершенствования — 7% [5].

По данным М. Я. Виленского, суммарная двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет 56 — 65%, во время экзаменационной сессии — 39 — 46% от уровня двигательной активности на каникулах, что отражает естественную потребность молодых людей в движениях. У студентов, которые не занимаются спортом, в течение 80% времени учебного года существует дефицит движений.

Недостаточный уровень двигательной активности вызван прежде всего тем, что у юношей и девушек мало свободного времени, которое можно использовать для оздоровления или занятий спортом, поскольку значительные временные затраты приходятся на учебу и на передвижения по городу. Это обстоятельство подтверждается и результатами анкетирования, проведенного среди студентов (п = 280) Омского государственного технического университета. Из числа респондентов 59% считают, что основной причиной, не позволяющей дополнительно к учебным занятиям по физическому воспитанию в вузе заниматься физическими упражнениями, является недостаточное количество свободного времени, 86% занимаются физическим совершенствованием только в условиях вуза [6].

Организация учебной деятельности во многих высших учебных заведениях такова, что занятия по физическому воспитанию проводятся в дневное время согласно общему расписанию, т. е. студенты до выполнения физических упражнений и после их завершения заняты изучением общих или профессиональных дисциплин.

Выполнение физической работы может способствовать снижению умственной работоспособности

и ухудшению состояния психических процессов. Установлено, что физическая нагрузка при частоте сердечных сокращений 105— 130 уд/мин оказывает положительное воздействие на состояние свойств внимания студентов со слабой физической подготовленностью. Нагрузка при ЧСС 130—150 уд/мин лучше всего воздействует на оптимальность свойств внимания студентов с всесторонней физической подготовленностью. Для студентов со слабой подготовленностью она утомительна и к концу учебного дня показатели их внимания резко падают ниже исходного уровня [7].

По некоторым сведениям (Ю. П. Кобяков), снижение умственной работоспособности от занятий физическими упражнениями 47% студентов оценивают как отрицательный эффект, который снижает качество учебного труда в течение дня. По материалам наших исследований, 42% опрошенных студентов с помощью физических упражнений хотели бы улучшить работоспособность и самочувствие, 27% — телосложение, 19% — здоровье и только 7% — двигательные способности, а 5% — качества характера [6]. Данные факты указывают на то, что студенческая молодежь усматривает в физическом воспитанииприкладноеназначение,заключающееся в создании условий для комфортной учебной деятельности.

Обобщая собственный педагогический опыт и сведения из литературных источников о характере и условиях учебного труда студентов можно заключить следующее:

1. Процесс обучения в вузе характеризуется как преимущественно умственный труд, требующий большого напряжения многих функций организма и, в первую очередь, нервной и сердечно-сосудистой систем. Поэтому в период профессиональной учебы, наряду с оптимумом развития интеллектуальных способностей, отмечается ухудшение психофизиологического состояния студентов.

2. Нервно-психические нагрузки являются основным вредным психофизиологическим фактором учебной деятельности в высших учебных заведениях: в течение семестров — это интеллектуальные и сенсорные нагрузки, их монотонность, нерациональный режим работы, а в период аттестаций к перечисленным показателям напряженности учебного труда добавляются эмоциональные нагрузки.

3. Большие временные затраты на учебную деятельность в вузе не позволяют многим юношам и девушкам иметь свободное время для оздоровительных и спортивных мероприятий. Основной формой занятий физическими упражнениями для них являются учебные занятия по дисциплине «Физическая культура».

4. Улучшение работоспособности и самочувствия является для значительного числа студентов наиболее значимым эффектом от физического воспитания как процесса в составе учебной деятельности.

5. Учитывая особенности учебного труда в высших учебных заведениях и отношение студентов к физическому воспитанию, преподавателям следует разрабатывать методики учебных занятий по дисциплине «Физическая культура», обеспечивающие достижение вышеназванного эффекта.

Библиографический список

1. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Сто-ляренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 544 с.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

2. Виленский, М. Я. Физическая культура работников умственного труда / М. Я. Виленский, В. И. Ильинич. — М. : Знание, 1987. — 96 с.

3. Виленский, М. Я. Сравнительная характеристика восстановительного периода после напряженной физической и умственной работоспособности / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. — 1971. — № 5. — С. 46 — 49.

4. Занько, Н. Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности : учеб. для студ. вузов / Н. Г. Занько, В. М. Ретнев. — М. : Академия, 2004. — 288 с.

5. Андрющенко, Л. Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Л.Б.Андрющенко//Теорияипрактикафизическойкультуры. — 2002. - № 2. - С. 47-54.

6. Мудриевская, Е. В. Гимнастика с элементами хатха-йоги в физическом воспитании студенток с низким уровнем физи-

ческой подготовленности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : защищена 13.01.09 : утв. 26.06.09 / Е. В. Мудриевская. — Сургут, 2008. — 171 с.

7. Свиргунец, Е. М. Пути повышения эффективности произвольного внимания студентов средствами физической культуры и спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. М. Свиргунец. — Киев, 1981. — 24 с.

МУДРИЕВСКАЯ Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: elena_mudray55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.04.2012 г.

© Е. В. Мудриевская

УДК 796.323.2:004.9:378.016 С. Ю. БАХАРЕВА

Омский государственный технический университет

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЗОННОМУ ПРЕССИНГУ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ

КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

Необходимость быстрого освоения игроками студенческой команды системы игры в защите зонным прессингом позволила нам активно включиться в разработку и внедрение в тренировочный процесс баскетболистов технического вуза инновационных технологий, позволяющих интенсифицировать процесс их подготовки, направленный на эффективное обучение зонному прессингу и применение этой защиты в соревновательной деятельности.

Ключевые слова: информационные технологии, спортивная подготовка, интерес, программированное обучение, помехоустойчивость, защита зонным прессингом, компьютерная программа.

Разная спортивная подготовка студентов баскетболистов, в большинстве своём не имеющих квалификацию, поступивших в вузы и проявивших желание её совершенствовать, выдвигает ряд требований к процессу подготовки, характерный для массового спорта и спорта высших достижений.

Информационные технологии [1] внедряются в систему образования и широко используются в физической культуре и спорте [2 — 6]. Ранее проведёнными исследованиями [7] показаны возможности эффективного использования инновационных технологий в процессе преподавания теоретических дисциплин, в обеспечении учебно-тренировочного процесса спортсменов игровых видов, в организации программированного обучения. С помощью программированного обучения стало возможным подготовить спортсмена не только к решению тактических и технических задач, но и способствовать развитию его тактического мышления. Поскольку в спортивной деятельности решение всех проблемных ситуаций осуществляется в условиях жесткого дефицита времени, то время, затраченное на реше-

ние и правильный ответ, является наиболее объективным критерием оценки.

Недостаточная разработанность проблемы подготовки студентов-баскетболистов в условиях вуза ставит на повестку дня решение вопросов, связанных с совершенствованием и организацией учебнотренировочного процесса с учётом уровня их подготовленности.

Предъявляемые к спортивной деятельности условия обязывают применять эффективные средства и методы, позволяющие оптимизировать учебно-тренировочный процесс в вузе, активизировать их интерес к занятиям баскетболом и повышать их спортивное мастерство.

Е. Е. Яворская в исследованиях учебно-тренировочного процесса выявила, что в условиях вуза целесообразно использовать программированное обучение (выбор тактического хода в условиях предъявления баскетболистам игровых ситуаций) и инновационные технологии с осуществлением всех видов контроля за качеством усвоения теоретического и практического материала; осуществлять ав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.