УДК 796.01:612:159.9
Е. М. БАТЕНКО
Омский государственный институт сервиса
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА_
Работа посвящена вопросам организации спортивного отбора, основы своевременного выявления задатков и способностей студентов. В статье рассматриваются медико-психологические аспекты отбора студентов в игровые спортивные команды, а также подходы в повышении специальной физической подготовленности студентов. Ключевые слова: командные виды спорта, методика, спортивный отбор, медико-биологические и психологические аспекты отбора.
При поступлении в вузы нефизкультурного профиля у многих студентов обнаруживается недостаточный уровень физической подготовленности. Поступившие студенты, в большинстве, не проходят обучения в спортивных школах и в недостаточной мере осваивают игровые виды спорта на уроках по физическому воспитанию в образовательных школах [1]. Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности. Развитие студенческого спорта способствует подготовке высококвалифицированных спортивных команд и физкультурно-спор-тивного движения в период обучения студентов в вузе.
Современная система отбора служит основой для выявления задатков и способностей спортсменов-студентов с целью создания благоприятных предпосылок для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей достижения духовного и физического совершенства и на этой основе достижения высоких спортивных результатов [2]. Процесс подготовки спортсменов немыслим без внедрения в процесс отбора медико-биологических и психологических методов, позволяющих раскрывать особенности каждого студента и спрогнозировать способности к достижению высоких спортивных результатов по игровым видам спорта [3]. Отбор по медико-биологическим признакам — это долгая работа по выявлению более способных и многообещающих спортсменов с учетом их морфофункционального развития. Поэтому не случайно, что в теории и практике спорта на первое место все чаще выдвигается проблема обнаружения и развития спортивной одаренности в спорте, но все еще остается не до конца решенным вопрос — на базе каких показателей и как провести отбор, чтобы его эффективность была максимальной.
Спортивные способности во многом зависят от морфофункциональных показателей, которые остаются консервативными на протяжении процесса подготовки. Из сложившихся представлений сформулированы основные задачи спортивного отбора:
1. Определение модели спортсмена в игровых видах спорта.
2. Диагностика степени одаренности и прогнозирование потенциального роста спортивного мастерства.
3. Технология спортивного отбора.
Задачей отбора на этапе спортивного совершенствования является выявление возможностей спортсмена достижения результатов высокого уровня в массовом и профессиональном спорте, переносить исключительно напряженную тренировочную программу и эффективно адаптироваться к применяемым нагрузкам. Таким образом, отбор на данной ступени представляет выбор наиболее способных студентов из числа желающих заниматься тем или иным видом спорта.
Отбор в команду осуществляется в период поступления спортсмена в вуз, который характеризуется возрастом 16— 18 лет [4]. В этом возрасте происходит почти полное окостенение скелета и завершается рост тела в длину. В процессе завершения полового созревания наблюдается усиленный рост тела в ширину. Увеличиваются масса тела и поперечное сечение скелетной мускулатуры. Это является благоприятным возрастом для целенаправленной подготовки сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Обмен веществ и энергии приближается к уровню взрослого человека. Учёт анатомо-морфологических особенностей организма спортсмена влияет на комплектование команды, выбор тактического рисунка игры в защите и нападении, на построение процесса тренировки. В последнее время наблюдаются тенденции повышения роста высококвалифицированных спортсменов по игровым видам спорта, обучающихся в вузе.
Физическая подготовка представляет собой многокомпонентный длительный педагогический процесс, направленный на эффективное развитие и совершенствование скоростных и скоростно-сило-вых сторон подготовленности. Это способствует проявлению специальной силы, выносливости, гибкости и подвижности в суставах, ловкости и точности сложно координированных движений в ходе тренировочной и соревновательной деятельности. Специальная физическая подготовка в спортивных играх преследует цель развития сторон подготовленности спортсменов, которые обеспечивают непосредственное осуществление соревновательной деятельности в избранном виде спорта и в избранном амплуа. Это подразумевает развитие специальных для конкретной деятельности психических и физических качеств [5].
В процессе отбора необходимо учитывать и особенности организации педагогического тестирования и контроля, мониторинга физического развития и подготовленности, оценки двигательных умений и навыков, характеризующих технико-тактическое мастерство играющих, оценку специальной подготовленности, выявление результативности и эффективности соревновательной деятельности [6].
Характерно, что игровая деятельность связана со своевременным выбором и реализацией технико-тактических приемов, целесообразных в определенных игровых ситуациях. Специфические особенности техники игровых видов спорта являются неотъемлемой частью психологической структуры их деятельности. Каждому игровому амплуа с учетом специфики деятельности должен соответствовать комплекс высокоразвитых психических функций.
Умение своевременно увидеть расположение игроков на поле и быстро оценить сложившуюся игровую ситуацию — одно из самых важных качеств для игроков. В командных видах спора оно в большей степени зависит от функционального состояния периферического зрения [7].
Также особое внимание следует уделять зрительно-моторному реагированию студентов, основывающихся на взаимосвязанных психологических свойствах, к числу которых относятся:
— реакция выбора. Данный вид сложного реагирования основан на взаимосвязи между сигналами-раздражителями и ответом на них. Игрокам каждого амплуа в соответствии со спецификой их деятельности приходится мгновенно реагировать на разнообразные сигналы при различном количестве альтернатив;
— антиципирующая реакция (её еще называют реакцией предвидения, упреждения, предвосхищения) также характерна для игровой деятельности и заключается в умении контролировать движение мяча, в стремлении «перехватить» его в той или иной ситуации. Различается антиципирующая реакция по проявлениям её в коротких и длинных временных интервалах;
— чувство времени. Успешная игровая деятельность спортсменов связана с точной оценкой кратковременных интервалов. Основную роль в развитии «чувства времени» играют мышечно-двигательные ощущения, отражающие темп совершаемых движений, быстроту их смены и различий в мышечных напряжениях;
— пространственная и скоростная точность. Для оценки пространственного восприятия применяется, например, тест с последующим анализом графического задания. Графическое задание предусматривает обводку геометрических фигур-шаблонов без зрительного контроля. Высокий процент устойчивости движений свидетельствует о наличии предпосылок в точности пространственного восприятия. Тест для определения скоростной точности заключается в том, что испытуемый в течение минимального отрезка времени (две — три секунды) находит центр у 10 окружностей, нанесенных на специальный бланк. Количество точных отметок (процентное отношение) является показателем скоростной точности;
— распределение и объем внимания. Игра требует от спортсмена отчетливого и направленного восприятия нескольких объектов (партнеров, противников, их расположения на площадке, перемещение игрового предмета и партнеров с целью оценки и принятия решения в игровой ситуации и т. д.).
Наличие высокого показателя объема внимания позволяет спортсменам четко анализировать игровую обстановку, решать сложные тактические задачи и применять рациональные игровые приемы. Следует учитывать сосредоточенность внимания, которая характеризует его направленность на определенный объект или на вид деятельности. Особое место занимает переключение внимания. В игровой деятельности наличие этого высокоразвитого показателя играет большую роль, ибо он определяет умение игрока переключить внимание с защитных действий на быстрый переход к атакующим действиям. Важную роль играет объем поля зрения, необходимый для одновременного восприятия большего количества объектов (объема пространства, позволяющего неподвижному глазу воспринимать объекты).
Для совершенствования приведенных функций рекомендуется использовать хроматические и ахроматические таблицы, направленные упражнения, которые требуют умения распределять внимание по всему полю зрения, включающие элементы быстрой фиксации зрением подвижных и неподвижных целей. Рекомендуемые средства тренировки анализаторных систем рекомендуется применять с учетом принципов постепенности и доступности, так как скорость ускорений, быстрота двигательных действий в момент восприятия зрительных сигналов, координационная сложность упражнений и объем информации должны соответствовать индивидуальным возможностям занимающихся.
Первоначально необходимо уделять внимание развитию функций двигательного, вестибулярного анализаторов и, постепенно усложняя задания, вводить в тренировку упражнения комплексного характера, воздействующие на несколько афферентных систем, а также специальные упражнения с мячом.
Одним из решающих условий эффективности тренировки анализаторных систем является ее систематичность, поэтому специальные упражнения необходимо вводить как в подготовительную, так и в основную часть тренировочных занятий. Объем времени, отводимого этим упражнениям на одном тренировочном занятии 15 — 20 мин (три —пять специальных упражнений).
В заключение следует отметить, что при организации отбора спортсменов для занятий в игровых видах спорта целесообразно руководствоваться комплексом медико-биологических и психологических показателей, характеризующих специфическую деятельность спортсменов.
Библиографический список
1. Кобяков, Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни / Ю. П. Кобяков. — Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 252 с.
2. Губа, В. П. Морфобиомеханические исследования в спорте / В. П. Губа. — М. : СпортАкадемПресс, 2011. — 120 с.
3. Губа, В. П. Особенности отбора / В. П. Губа, С. Г. Фомин, С. В. Чернов. — М. : Физкультура и спорт, 2006. — 144 с.
4. Батенко, Е. М. Особенности специальной физической подготовки студентов-баскетболистов / Е. М. Батенко // Омский научный вестник Сер. Общество. История. Современность. — 2015. — № 1 (135). — С. 158 — 162.
5. Андрущишин, И. Ф. Тестирование и контроль в подготовке спортсменов : метод. рек. / И. Ф. Андрущишин. — Ал-маты, 2011. — 30 с.
6. Бабушкин, Е. Г. Физическая культура. В 2 ч. Ч. 1 : учеб. пособие / Е. Г. Бабушкин, В. А. Барановский, М. Ю. Моор. — Омск : Изд-во ОГИС, 2011. - 127 с.
7. Бабушкин, Е. Г. Физическая культура. В 2 ч. Ч. 2 : учеб. пособие / Е. Г. Бабушкин, В. А. Барановский, Л. Н. Вериго. — Омск : Изд-во ОГИС, 2012. — 124 с.
БАТЕНКО Евгений Михайлович, старший преподаватель кафедры физического воспитания. Адрес для переписки: Ъа1епко/75@та11.т
Статья поступила в редакцию 26.10.2015 г. © Е. М. Батенко
УДК 796.81:378
К. М. ВАИСОВ Е. В. МУДРИЕВСКАЯ
Омский государственный технический университет
МОТИВИРОВКИ ВЫБОРА СТУДЕНТАМИ БОРЬБЫ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В статье представлены результаты анкетирования по выявлению побудительных причин выбора студентами борьбы в качестве основного средства физического совершенствования на период обучения в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: анкетирование, физкультурно-спортивные интересы, борьба, физическое совершенствование, мотивировка, студенты.
В современных условиях высшего профессионального образования студенты имеют право на выбор основного средства своего физического совершенствования на период обучения в учебном заведении. Свой выбор они делают из списка, представленного кафедрой физического воспитания, в котором перечень видов спорта или оздоровительных систем лимитирован, прежде всего, материально-техническими возможностями вуза и уровнем профессиональной компетентности преподавателей. В связи с этим не каждый физкультурно-спортив-ный интерес может быть удовлетворен в процессе обучения. В качестве средств физического воспитания в учебных заведениях, как правило, предлагаются наиболее популярные и распространенные в студенческой среде виды физических упражнений — баскетбол, волейбол, футбол, плавание, легкая атлетика, лыжные гонки, атлетическая гимнастика, спортивная борьба [1, 2].
Выявление физкультурно-спортивных интересов студентов осуществляется посредством опроса, проводимого в начале учебного года. В данной статье рассмотрены результаты сплошного анкетирования студентов первого курса радиотехнического факультета (РТФ) Омского государственного технического университета (ОмГТУ) 2010 — 2013 годов поступления.
Ежегодный опрос на протяжении четырех лет показал, что из 574 юношей, по состоянию здоровья отнесенных к основной медицинской группе, 46 % проявили интерес к спортивным играм, 17 % — атлетической гимнастике, по 12 % — борьбе и плаванию, 6 % — лыжным гонкам, 5 % — легкой атлетике (рис. 1). Незначительное число студентов — 2 % —
12%
12%
15%
15%
17%
□ футбол В волейбол 0 баскетбол
□ атлетическая гимнастика
Ш борьба
Ш плавание
Ш лыжные гонки
^ легкая атлетика
■ общая физическая подготовка
Рис. 1. Физкультурно-спортивные интересы студентов 1-го курса (юноши)
не имеет явных предпочтений к какому-либо виду физических упражнений, предложенных для изучения по дисциплине «Физическая культура». Полученные статистические данные незначительно отличаются от результатов опроса студентов 2009 года набора, проведенного на факультете транспорта нефти и газа ОмГТУ [3].
Таким образом, педагогические наблюдения в течение четырех-пяти лет за спортивными предпочтениями студенческой молодёжи указывают на то, что юноши 17—18 лет в большинстве своем увлечены спортивными играми. Немало из их числа и тех, ко-