ЛИТЕРАТУРА
1. Газимов, И.Р. К проблеме отбора в хоккее / И.Р. Газимов, Р.З. Гумаров, М.Б. Иванов // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 5. - С. 111-112.
2. Губа, В.П. Сравнительный анализ психофизиологических показателей юных спортсменов, занимающихся футболом и хоккеем / В.П. Губа, В.В. Маринич // Спортивный психолог. - 2014. - № 2 (33). - С. 68-74.
3. Донец, Н.Б. Специфическая подготовка юных хоккеистов / Н.Б. Донец, Р.Р. Абдуллин, А.Р. Садриев // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - Вып. 7 (1). -С. 57.
4. Михно, Л.В. Показатели возраста и физического развития высококвалифицированных хоккеистов различного амплуа / Л.В. Михно, А.В. Самсонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 152-157.
REFERENCES
1. Gazimov, I.R., Gumarov, R.Z. and Ivanov, M.B. (2012), "To a selection problem in hockey", Achievements of modern natural sciences, No. 5, pp.111-112.
2. Guba, V.P. and Marinich, V.V. (2014), "The comparative analysis of psychophysiological indicators of the young athletes playing football and hockey", Sports psychologist, No. 2 (33), pp. 68-74.
3. Donets, N.B., Abdullin, R.R. and Sadriev, A.R. (2014) "Specific training of young hockey players", International journal of experimental education, No. 7 (1), pp. 57.
4. Mikhno, L.V. and Samsonova, A.V. (2013) "Indicators of age and physical development of highly skilled hockey players of various role", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (102), pp. 152-157.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 26.01.2017
УДК 796.966
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОТБОРА ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ В МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Наталья Валерьевна Павлова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Елена Александровна Реуцкая, кандидат биологических наук, директор, Ольга Сергеевна Антипова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Евгений Михайлович Николаев, научный сотрудник, НИИ деятельности в экстремальных условиях, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
(НИИДЭУ СибГУФК), Омск
Аннотация
Целью работы явилось совершенствование педагогической технологии отбора юных хоккеистов в многолетней спортивной подготовке. Настоящее исследование позволило выявить направленность учебно-тренировочного процесса и определить актуальные тенденции отбора хоккеистов на разных этапах многолетней подготовки, в частности экспериментально обосновать особенности морфофункционального потенциала, психофизиологического развития и адаптации организма к спортивным нагрузкам. В процессе разработки концепций педагогической технологии отбора в хоккее была модернизирована комплексная система диагностики юных хоккеистов с целью определения перспективности и спортивной ориентации.
Ключевые слова: хоккей, педагогическая технология отбора, многолетняя спортивная подготовка, модельные характеристики, психофизическое развитие, морфофункциональное развитие, физическая подготовленность и работоспособность.
IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF SELECTION OF YOUNG
HOCKEY PLAYERS IN LONG-TERM SPORTS PREPARATION SYSTEM
Natalya Valeryevna Pavlova, the candidate of biological sciences, senior researcher, Elena Alexandrovna Reutskaya, the candidate of biological sciences, director, Olga Sergeevna An-tipova, the candidate of biological sciences, senior researcher, Evgeniy Mikhailovich Niko-laev, the research associate, Scientific Research Institute for Activity in Extreme Conditions, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk
Annotation
The purpose of the study was enhancement of the pedagogical technology for selection of the young hockey players in long-term sports preparation system. This research allowed revealing the direction of the educational and training process and determining the urgent tendencies of selection of the hockey players at different stages of the long-term preparation, in particular, to prove experimentally the features of the morphofunctional potential, psychophysiological development and adaptation of the organism to the sports loadings. The complex system of diagnostics of the young hockey players for the purpose of determination of the prospects and sports orientation was modernized in the course of development of the pedagogical technology concepts for selection in hockey.
Keywords: hockey, pedagogical technology of selection, long-term sports preparation, model characteristics, psychophysical development, morphofunctional development, physical and working capacity.
ВВЕДЕНИЕ
Спортивный отбор порождает на сегодняшний день активную заинтересованность, как в сфере теоретических исследований, так и в фактическом использовании. Успешное их решение способствует совершенствованию спорта в целом, формированию целенаправленного поведения у спортсменов [4, 5].
Причиной актуализации проблемы отбора является недостаточная обоснованность методик оценки возможностей в сфере спорта и моторной одаренности детей, сущность которой состоит в исследовании и установлении модельных характеристик данных высококвалифицированных спортсменов, изыскании конкретных характеристик, способствующих достижению максимального результата, конкурентной устойчивости, их генетической детерминированности, и раскрытии условий, лимитирующих результат в спортивной деятельности [3, 4, 5].
Рассматривая занятия хоккеем как профессиональную деятельность спортсмена, следует установить критерии, характеризующие перспективность начинающих атлетов [2, 4]. Для достижения наивысших результатов на этапах спортивного совершенствования необходимо решение характерных задач, и в частности проблемы отбора, с целью оптимизации тренировочной деятельности.
Специфическая работа в хоккее, предопределяет особые условия к морфофункци-ональным характеристикам, психофизиологическим признакам, физиологической работоспособности спортсмена уже на начальных этапах подготовки.
Значительный интерес отбора в хоккее связан с вопросом идентификации спортсмена и формирования всесторонне одаренных хоккеистов. Это выражается в том, что в процессе тренировочной деятельности происходит гетерохронность развития значимых признаков у юных спортсменов, вследствие чего необходима модернизация технологии отбора в хоккей с учетом современных условий и требований спорта.
МАТЕРИАЛЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основанием для выполнения настоящей работы явился приказ Минспорта России от 25.12.2015 № 1247 об утверждении ФГБОУ ВО СибГУФК государственного задания на выполнение работ на 2016-2018 гг. по теме: «Совершенствование педагогической технологии управления тренировочным процессом в многолетней спортивной подготовке
юных хоккеистов». Исследовательская работа осуществлялась на базе Научно-исследовательского института деятельности в экстремальных условиях Сибирского государственного университета физической культуры и спорта г. Омска.
Испытуемыми явились хоккеисты ДЮСШ НП СК «Авангард» в количестве 92 человек. Были сформированы три группы спортсменов в соответствии с этапами многолетней подготовки (согласно программе спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва): этап начальной подготовки (7,74±0,05 лет; п = 36), учебно-тренировочный этап - этап начальной специализации (10,46±0,06 лет; п = 29) и этап углубленной специализации (16,25±0,05 лет; п = 28). Дополнительно была сформирована группа из хоккеистов МХЛ (17,99±0,09 лет; п = 158).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Специфика хоккея характеризуется максимальными скоростно-силовыми способностями, высоким уровнем координационных способностей, согласованностью деятельности систем организма [2, 3, 4]. В связи с чем, современная система отбора спортсменов, прежде всего, базируется на обосновании и выборе соответствующих диагностических методик, характеризующих деятельность в игровых ситуациях [2, 3, 4, 5].
Эффективность профессионального отбора также обусловлена комплексными исследованиями, в основе которых лежат медико-биологические, педагогические и психологические критерии. Кроме того, успешность игровой деятельности детерминирована морфофункциональными, технико-тактическими, психофизиологическими и личностными характеристиками спортсмена.
Настоящее исследование позволило выявить направленность учебно-тренировочного процесса и определить актуальные тенденции отбора хоккеистов на разных этапах многолетней подготовки, в частности экспериментально обосновать особенности морфофункционального потенциала, психофизиологического развития и адаптации организма к спортивным нагрузкам.
В связи с актуальностью проблемы модернизации технологии отбора хоккеистов в процессе многолетней подготовки были обоснованы технологические подходы процесса отбора хоккеистов 7-8, 9-10 и 15-16 лет с определенной последовательностью правил с учетом возрастных особенностей морфофункционального, психофизиологического статуса, а также развития физических кондиций разного рода мышечной деятельности.
В то же время, недостаточная обоснованность методик оценки спортивных возможностей хоккеистов, способствующих достижению высокой результативности и конкурентной устойчивости, продиктовала нам необходимость в построении иерархических моделей с целью отбора на спортивно-оздоровительном, начальном и учебно-тренировочном этапах подготовки спортсменов. В уточнение к вышесказанному, следует отметить, что в результате настоящего исследования разработаны модельные характеристики физического и психофизиологического развития, нормативы физической подготовленности и работоспособности хоккеистов на разных этапах многолетней подготовки.
Педагогическая технология отбора юных хоккеистов представляет собой совокупность процессов сбора и обработки эмпирических материалов и состоит из нескольких этапов (рисунок 1). Первым этапом является входное тестирование, которое включает в себя три блока показателей:
1) морфофункциональные,
2) психофизиологические,
3) показатели физической работоспособности и подготовленности.
Следующим этапом является создание индивидуального профиля спортсмена.
Процесс моделирования в спорте имеет свою специфику, в связи с тем, что модель передает основные характеристики системы, которые в свою очередь соответствуют особен-
ностям этапа многолетней подготовки [1].
Начало ^
Входное тестирование спортсмена;
- морфофункциональные показатели:
- психофизиологические показатели;
- показатели физической работоспособности и подготовленности.
Протокол отчета
входного тестироварования
Создание индивидуального профиля спортсмена
Индивидуальный профиль ребенка
Разработка индивидуальных рекомендаций спортсменам по совершенстованию тренировочного процесса
Индивидуальны е реком ендации спортсменам
Решение задачи от ком •бора спортсм ена в энду
Разработка рекомендаций для тренера по оптимизации тренировочного процесса для команды
Рекомендации по
оптимизации трениров очног о процесса
С
Конец
3
Рисунок 12 - Схема технологии отбора юных хоккеистов
Составления индивидуального профиля спортсмена, а также анализ лимитирующих и определяющих эффективность в хоккее характеристик спортсмена позволяет сделать заключение о перспективности спортсмена.
В случае, если хоккеист по большинству показателей соответствует модельным характеристикам, предъявляемым к данному этапу спортивной подготовки, и отбирается
в основной состав команды, то проводится разработка рекомендаций по совершенствованию тренировочного процесса. Каждый спортсмен получает протокол входного тестирования, содержащий индивидуальные рекомендации.
В случае, если спортсмен не попадает в основной состав команды по хоккею на данном этапе отбора, ему предлагается продолжить тренироваться в резервном составе, придерживаясь индивидуальных рекомендаций по совершенствованию тренировочного процесса.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что на современном этапе в профессиональные команды попадают немногие воспитанники детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, вследствие чего коэффициент полезного действия спортсменов является невысоким.
В результате исследования разработаны и предложены рекомендации по управлению спортивной подготовкой хоккеистов в многолетнем процессе, с использованием карт Кохонена, позволяющих с учетом статистических данных, выполнять кластеризацию спортсменов по заданным признакам. Применение такого метода дает возможность с достаточной точностью проанализировать массив статистических данных и выполнить группировку детей по значимым факторам. Подход позволил выявить закономерности и произвести прогноз попадания спортсменов в хоккейную команду. В результате показана вариативность исследуемых признаков на разных этапах многолетней подготовки. Проведенные исследование позволяют разрабатывать рекомендации для тренера по управлению тренировочным процессом с учетом произведенной группировки. Такой подход позволяет подбирать специальные упражнения, направленные на совершенствование отстающих качеств, оптимизировать занятия путем выполнения заданий мало-групповым методом.
ВЫВОДЫ
Таким образом, не оставляет сомнений значимость изучения особенностей мор-фофункционального развития во взаимосвязи с физической подготовленностью и работоспособностью хоккеистов в процессе многолетней подготовки с целью определения критериев, положенных в основу отбора, наименее поддающихся средовым воздействиям, либо в процессе спортивной тренировки.
Оптимальное разрешение вопросов спортивного отбора и ориентации хоккеистов в процессе многолетней подготовки позволит тренировать юных спортсменов с целью реализации потенциала их способностей и достижения высоких результатов с сохранением здоровья, что на современном этапе является наиболее важным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губа, В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин. - М. : Физкультура и спорт, 2009. - 276 с.
2. Никонов, Ю.В. Система подготовки хоккеистов высокой квалификации / Ю.В. Никонов. - Минск : Асар, 2003. - 352 с.
3. Павлова, Н.В. Особенности обеспечения психофизиологической адаптации хоккеистов 11-18 лет / Н.В. Павлова, Л.Г. Харитонова // Научные труды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. - 2015. - № 1. - С. 127-132.
4. Родин, А.В. Медико-биологические и психологические аспекты отбора в игровых видах спорта / А.В. Родин, Д.В. Губа // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - № 1. - С. 245-252.
5. Сергиенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика : монография / Л.П. Сергиенко. - М. : Советский спорт, 2013. - 1048 с.
REFERENCES
1. Guba, V.P., Kvashuk P.V. and Nikitushkin V.G. (2009), Individualization of training of young athletes, Physical culture and sport, Moscow.
2. Nikonov, Yu.V. (2003), System of training of hockey players of high qualification, Asar,
Minsk.
3. Pavlova, N.V. and Kharitonova, L.G. (2015), "Features of ensuring psychophysiological adaptation of hockey players of 11-18 years", Scientific works of the Siberian state university of physical culture and sport, pp. 127-132.
4. Rodin, A.B. and Guba, V.P. (2013), "Medico-biological and psychological aspects of selection in game sports", News of the Tula state university. Physical culture. Sport, No. 1, pp. 245-252.
5. Sergienko, L.P. (2013), Sports selection: theory and practice: monograph, Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.01.2017
УДК 796.077.5
ТРЕНИНГ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Анна Владимировна Пегова, кандидат педагогических наук,
Людмила Павловна Грибкова, кандидат психологических наук, профессор, Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ), г. Смоленск
Аннотация
Основной акцент в исследовании сделан на экспериментальном обосновании возможностей тренинга самостоятельного мышления в профилактике зависимого поведения у молодых людей. Способность самостоятельно мыслить формирует структуру представлений, которая усиливает устойчивость к различного рода аддикциям. Новой разновидностью аддиктивного поведения у детей, подростков и молодых людей являются «технологические зависимости». В качестве метода исследования был выбран метод репертуарных решёток, который позволяет получить как количественные, так и качественные характеристики. Данный метод даёт возможность выявить индивидуальные особенности представлений у молодых людей, а также личностную специфику произошедших в ходе тренинга изменений. Анализ динамики изменений представлений у молодых людей в ходе проведения тренинга говорит об его эффективности предложенного способа формирования самостоятельного мышления.
Ключевые слова: тренинг, самостоятельное мышление, студенты, аддиктивное поведение.
TRAINING OF INDEPENDENT THINKING IN PREVENTION OF ADDICTIVE BEHAVIOR AMONG STUDENTS OF UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE
Anna Vladimirovna Pegova, the candidate of pedagogical sciences,
Lyudmila Pavlovna Gribkova, the candidate of psychological sciences, professor, Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk
Annotation
The main focus of research is on the experimental substantiation of the independent thinking training opportunities in the prevention of the addictive behavior among the young people. The ability to think independently generates representations structure, which enhances resistance to various types of addictions. A new kind of addictive behavior among the children, adolescents and young adults is "technological addictions". As a method of research the authors have chosen the method of repertory grid, which allows obtaining both the quantitative and qualitative characteristics. This method gives the opportunity to identify the individual perceptions of the young people, as well as the personal specifics of the changes happened in the course of training. The analysis of the dynamics of changes in views among the young people during the training says about the efficiency of the proposed method of formation of the independ-