lishing house of Kazan University, Kazan.
2. Zelenin, L.A. (2013), "Humanization of physical education of students", European journal of social Sciences, No. 2, pp. 106-112.
3. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A. and Keele, K.D. (2011), "Competence approach to the design of individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 36-40.
4. Opletin, A.A. (2014), "Physical culture in the process of formation of competence of self-development of personality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 101105.
5. Opletin, A.A. and Pelmenev, V.K. (2016), "Self-development of students on the basis of the use of funds tourism", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pр. 133-136.
6. Opletin, A.A. (2016), Self-development activity Diagnostics in educational process on the formation of physical-sports competencies and self-development competence (pedagogical aspect), Novo-print, Perm.
7. Opletin, A.A. (2012), Self-development of the individual student means a universal system of warming-up at the lesson of physical culture, SPb IVESEP, St. Petersburg.
8. Shchukina M.A. (2015), Psychology of self-development, publishing house St. Petersburg State University, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.01.2017
УДК 796.966
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Наталья Валерьевна Павлова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Ольга Сергеевна Антипова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Елена Александровна Реуцкая, кандидат биологических наук, директор, Евгений Михайлович Николаев, научный сотрудник, НИИ деятельности в экстремальных условиях, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
(НИИДЭУ СибГУФК), Омск
Аннотация
Статья посвящена вопросам изучения особенностей функциональной подготовленности юных хоккеистов в процессе многолетней подготовки и их значению для профессионального отбора. На индивидуальной основе возрастных изменений наиболее приоритетных характеристик подготовленности спортсменов рассмотрена возможность формирования педагогических условий и воздействий с целью повышения эффективности тренировочного процесса. Разработаны оценочные нормативы физического и психофизиологического развития, работоспособности спортсменов, выявляющие сильные и слабые стороны функционального потенциала организма, что является обоснованием их применения в процессе построения индивидуальной модели хоккеиста высокого класса.
Ключевые слова: детско-юношеский спорт, хоккей, многолетняя спортивная подготовка, модельные характеристики, функциональная подготовленность.
MODEL CHARACTERISTICS OF READINESS OF YOUNG HOCKEY PLAYERS IN COURSE OF LONG-TERM SPORTS PREPARATION
Natalya Valeryevna Pavlova, the candidate of biological sciences, senior researcher, Olga Sergeevna Antipova, the candidate of biological sciences, senior researcher, Elena Aleksan-drovna Reutskaya, the candidate of biological sciences, director, Evgeniy Mikhailovich Niko-laev, the research associate, Scientific Research Institute for Activity in Extreme Conditions, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk
Annotation
Article is devoted to the questions of studying of the features of functional readiness of the young hockey players in the course of long-term preparation and to their value for professional selection. Based
on the individual age changes of the most prioritized characteristics of the athletes readiness the possibility for forming of the pedagogical conditions and impacts for the purpose of increase in efficiency of training process is considered. The estimated standards for the physical and psychophysiological development, efficiency of athletes, revealing the strong sides and weaknesses of the functional potential of organism have been developed and it is justification of their application in the course of the individual model building up for the high-class hockey player.
Keywords: children and teenage sport, ice hockey, long-term sports preparation, model characteristics, functional readiness.
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность качественного отбора обусловлена комплексными исследованиями, предполагающими анализ спортивных способностей на основе педагогических, медико-биологических и психологических критериев [1, 2, 3, 4]. Необходимость модернизации технологии отбора в процессе многолетней спортивной подготовки хоккеистов продиктована, на наш взгляд, недостаточной обоснованностью существующих методик оценки спортивных возможностей с учетом объективных показателей процесса адаптации к их тренировочной деятельности. Кроме того, в практике хоккея фрагментарны рекомендации по управлению спортивной подготовкой спортсменов в многолетнем процессе с целью определения тренером наиболее приоритетных критериев, положенных в основу профессионального отбора. Таким образом, в современных условиях развития хоккея проблема качественного отбора является наиболее актуальной.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основанием для выполнения настоящей работы явился приказ Минспорта России от 25.12.2015 № 1247 об утверждении ФГБОУ ВО СибГУФК государственного задания на выполнение работ на 2016-2018 гг. по теме: «Совершенствование педагогической технологии управления тренировочным процессом в многолетней спортивной подготовке юных хоккеистов».
Исследование проводилось на базе НИИ ДЭУ ФГБОУ ВО СибГУФК. Контингент обследуемых - хоккеисты ДЮСШ НП СК «Авангард» (n = 92). Для решения поставленной цели были сформированы три группы спортсменов согласно программе спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР: этап начальной подготовки (7,74±0,05 лет; n = 36), учебно-тренировочный этап - этап начальной специализации (10,46±0,06 лет; n = 29) и этап углубленной специализации (16,25±0,05 лет; n = 28).
Методика исследования включала в себя основные направления диагностики функциональной подготовленности организма хоккеистов, в частности изучение морфо-функциональных показателей, психофизиологического состояния, физической работоспособности. Настоящее исследование осуществлялось на разных этапах подготовки с информированного согласия родителей и с соблюдением принципа единства требований.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенное исследование позволило разработать и апробировать оценочные нормативы, модельные характеристики физического и психофизиологического развития, уровня работоспособности юных хоккеистов на разных этапах многолетней спортивной подготовки. В таблице 1 представлены шкалы дифференцированной оценки физического и психофизиологического развития, физической подготовленности и работоспособности на примере хоккеистов 9-10 лет.
Следует отметить, что представленные шкалы дифференцированной оценки являются модельными характеристиками функциональной подготовленности спортсмена, определяемого по ряду наиболее значимых характеристик.
Разработанные модели, решающие задачи качественного отбора юных хоккеистов в многолетнем процессе позволяют оценивать текущее состояние спортсменов, разраба-
тывать рекомендации для тренера по оптимизации тренировочного процесса команды в целом и на индивидуальной основе, совершенствовать методы и режимы тренировочного воздействия.
Таблица 1 - Шкалы дифференцированной оценки физического и психофизиологического развития, физической подготовленности и работоспособности хоккеистов 9-10 лет_
№ Показатели Уровень
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
1 2 3 4 5
1 Рост, см 140,9< 141,0- 142,8 142,9—150,7 150,8 152,7 152,8>
2 Вес, кг 32,4< 32,5- 34,4 34,5- -42,7 42,8 44,8 44,9>
3 Массо-ростовой индекс Кетле г/см 226,7< 226,8- 238,4 238,5- 286,1 286,2 297,8 297,9>
4 Жировой компонент, % 15,3< 15,4- 16,6 16,7- -22,2 22,3 23,6 23,7>
5 Мышечный компонент, % 26,1 < 26,2- 27,2 27,3- -32,1 32,2 33,3 33,4>
6 Окружность ГК, см вдох 70,1< 70,2- -77,3 71,7- -77,4 77,5 78,9 79,0>
7 выдох 61,8< 61,9- -63,2 63,3- 69,0 69,1- 70,4 70,5>
8 пауза 62,8< 62,9- -64,2 64,3- -70,1 70,2 71,5 71,6>
9 Экскурсия грудной клетки, см 7,3< 7,4- -7,6 7,7- 9,1 9,2 9,4 9,5>
10 Грудно-ростовой индекс Эрисмана, см —10,1< —10,0-(—8,9) —8,8-(—3,7) —3,6-(—2,5) —2,4>
11 Простая сенсомоторная реакция, мс >307 292-306 222-291 206-221 205
12 Реакция выбора, мс >445 427-444 352-426 334-351 <333
13 Реакция на движущейся объект, % точных реакций <29 30-33 34-51 52-54 >55
14 Эффективность работы, с >87 82- 86 55- 81 50 54 <49
15 Динамометрия кисти, правая рука, кг 19,0< 19,1 20,2 20,3- -25,0 25,0 26,1 26,2>
16 Динамометрия кисти, левая рука, кг 17,9< 18,0- 18,6 18,7- -21,5 21,6 22,2 22,3>
17 Силовой индекс, правая рука, % 49,9< 50,0- 53,0 53,1- 65,6 65,7 68,7 68,8>
18 Силовой индекс, левая рука, % 46,0< 46,1- 48,3 48,4- -57,5 57,6 59,7 59,8>
19 Становая динамометрия, кг 54,5< 54,6- 58,3 58,4- -74,0 74,1- -77,8 77,9>
20 Силовой индекс, сила мышц спины, % 140,6< 140,7- 151,7 151,8- 196,7 196,8 207,7 207,8>
21 PWC170, кгм/мин <565 566- 630 631- 687 688 752 >753
22 Отн. PWC170, кгм/мин/кг <16 16 17- 18 19 20 >20
23 ^^субмакс, кгм/мин <1517 1518-1654 1655- -1774 1775 1912 >1913
24 Отн. ^^субмакс, кгм/мин/кг <39 40-42 43- -47 48 50 >51
В таблице 2 приведен пример использования технологии в процессе отбора хоккеистов 9-10 лет, в частности представлен индивидуальный профиль физического и психофизиологического развития, физической подготовленности и работоспособности хоккеиста Б. 2004 года рождения.
Итак, из профиля следует, что на момент обследования хоккеист Б. имел гармоничное физическое развитие. Уровень морфологических показателей колеблется в пределах средних значений, в частности тотальные размеры тела, характеристики мягких мышечной и жировой тканей и признаки, ориентировочно оценивающие изменения пропорциональности физического развития. Абсолютные значения силовых возможностей кисти правой руки у спортсмена находились на уровне выше среднего, кисти левой руки -на высоком уровне. Относительные значения варьировались в пределах средних значений.
Хоккеист Б. отличался низким уровнем простой сенсомоторной реакции, средним уровнем реакции выбора, высоким уровнем реакции на движущийся объект, что свидетельствовало о сниженном уровне функционального состояния центральной нервной системы. Эффективность работы, определяющая уровень внимания и психической работоспособности у хоккеиста была значительно снижена (низкий уровень эффективности работоспособности).
Соответствовали высокому уровню развития абсолютные показатели аэробной и анаэробной работоспособности спортсмена, относительные показатели находились на уровне выше среднего.
Таблица 2 - Индивидуальный профиль физического и психофизиологического развития, физической подготовленности и работоспособности хоккеиста Б. 2004 года рождения
Показатели Баллы
1 2 3 4 5
Рост, см
Пес, кг
Маесо - ростовой индекс Еетле г / см
ЖярОВОЙ компонент, %
Мышечный компонент, % \
ОГК, см (вдох) >
ОГК, см (выдох)
ОГК, см (пауза)
Экскурсия грудной клетки, см
Трудно - ростовой индекс Эриемана. см
Динамометрия кист и, правая рука, кг Л
Динамометрия кисти, левая рука, кг
Силовой индекс, правая рука, % <
Силовой индекс, левая рука, % — а*
ПЗМР, мс
Реакция выбора, мс
РДО, % точных реакций
Эффективность работа, с
Ри?С17()-кгм/мин
От Р\\'Спо, кгм'мин/кг <
\\'субмакс, кгм/мин >
Ош, №геу6макс. кгм/мии кг
Соответственно, можно заключить, что результаты комплексной оценки физического и психофизиологического развития, физической подготовленности и работоспособности хоккеиста Б. свидетельствовали о проявляющейся тенденции дисгармоничного развития. Однако следует акцентировать внимание тренера на то факт, что лимитирующими факторами в тренировочной и соревновательной деятельности является низкий уровень простой сенсомоторной реакции и внимания. Исходя из этого, необходимо провести коррекцию тренировочного процесса, ориентируясь на совершенствование способности к реакции на зрительный стимул и произвольного внимания.
ВЫВОДЫ
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что использование оценочных нормативов, модельных характеристик физического и психофизиологического развития, физической подготовленности и работоспособности позволяют выявлять лимитирующие и определяющие успешность в хоккее индивидуальные параметры, а также совершенствовать учебно-тренировочный процесс команды в целом.
Положенные в основу профессионального отбора разработанные модели позволят тренировать юных спортсменов с целью реализации потенциала их способностей и достижения высоких результатов с сохранением здоровья в процессе многолетней подготовки, что на современном этапе является наиболее важным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Газимов, И.Р. К проблеме отбора в хоккее / И.Р. Газимов, Р.З. Гумаров, М.Б. Иванов // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 5. - С. 111-112.
2. Губа, В.П. Сравнительный анализ психофизиологических показателей юных спортсменов, занимающихся футболом и хоккеем / В.П. Губа, В.В. Маринич // Спортивный психолог. - 2014. - № 2 (33). - С. 68-74.
3. Донец, Н.Б. Специфическая подготовка юных хоккеистов / Н.Б. Донец, Р.Р. Абдуллин, А.Р. Садриев // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - Вып. 7 (1). -С. 57.
4. Михно, Л.В. Показатели возраста и физического развития высококвалифицированных хоккеистов различного амплуа / Л.В. Михно, А.В. Самсонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 152-157.
REFERENCES
1. Gazimov, I.R., Gumarov, R.Z. and Ivanov, M.B. (2012), "To a selection problem in hockey", Achievements of modern natural sciences, No. 5, pp.111-112.
2. Guba, V.P. and Marinich, V.V. (2014), "The comparative analysis of psychophysiological indicators of the young athletes playing football and hockey", Sports psychologist, No. 2 (33), pp. 68-74.
3. Donets, N.B., Abdullin, R.R. and Sadriev, A.R. (2014) "Specific training of young hockey players", International journal of experimental education, No. 7 (1), pp. 57.
4. Mikhno, L.V. and Samsonova, A.V. (2013) "Indicators of age and physical development of highly skilled hockey players of various role", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (102), pp. 152-157.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 26.01.2017
УДК 796.966
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОТБОРА ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ В МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Наталья Валерьевна Павлова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Елена Александровна Реуцкая, кандидат биологических наук, директор, Ольга Сергеевна Антипова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Евгений Михайлович Николаев, научный сотрудник, НИИ деятельности в экстремальных условиях, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
(НИИДЭУ СибГУФК), Омск
Аннотация
Целью работы явилось совершенствование педагогической технологии отбора юных хоккеистов в многолетней спортивной подготовке. Настоящее исследование позволило выявить направленность учебно-тренировочного процесса и определить актуальные тенденции отбора хоккеистов на разных этапах многолетней подготовки, в частности экспериментально обосновать особенности морфофункционального потенциала, психофизиологического развития и адаптации организма к спортивным нагрузкам. В процессе разработки концепций педагогической технологии отбора в хоккее была модернизирована комплексная система диагностики юных хоккеистов с целью определения перспективности и спортивной ориентации.
Ключевые слова: хоккей, педагогическая технология отбора, многолетняя спортивная подготовка, модельные характеристики, психофизическое развитие, морфофункциональное развитие, физическая подготовленность и работоспособность.