Научная статья на тему 'Профессионально-педагогические компетенции современного учителя в контексте личностно ориентированного образования'

Профессионально-педагогические компетенции современного учителя в контексте личностно ориентированного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1089
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / COMPETENCE / THE COMPETENCE OF THE / CULTURAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CULTURAL SPACE / TEACHER REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Т. А., Остапенко Г. С.

В статье рассматривается роль профессионально-педагогических компетентностей в моделировании образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Т. А., Остапенко Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS IN THE CONTEXT OF CHILD-CENTERED EDUCATION

The author examines the role of vocational-pedagogical competences in modeling of the educational process

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогические компетенции современного учителя в контексте личностно ориентированного образования»

УДК 74.58

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.А. Козлова, Г.С. Остапенко

В статье рассматривается роль профессионально-педагогических компетентностей в моделировании образовательного процесса

Ключевые слова: компетентность, компетенция, культурно-образовательная среда, социокультурное

пространство, педагогическая рефлексия

Современное состояние общественного развития и изменения, происходящие сегодня в нашей стране, все более определяют роль и значимость образования. С одной стороны, мир стал сложным, противоречивым, происходит смешение мировоззрений, верований, столкновение идеологий, с другой - на смену жесткому единообразию приходят идеи гуманизма, свободы человека. На фоне начинающегося преобладания прагматизма и духовного оскудения, полем формирования гуманистических идеалов и ориентиров развивающегося человека становится образование, которое по своей сути общечеловечно, и этим создает условия для устранения причин, дегуманизирующих общество и человека.

Отрадно отметить то, что наконец то обратили внимание на духовно-нравственную состаляющую образовательного процесса. Школа не может и не должна быть отделена от духовной культуры народа.

Святейший патриарх Кирилл на XX1 Международных Рождественских чтениях отметил, что люди всегда ощущают потребность расставить ценностные приоритеты в своей жизни. Такие приоритеты дают человеку ориентиры, определяют векторы личностного развития, побуждают стремиться к чему-то, достигать определенных целей. Поэтому от того, какие мировоззренческие принципы ставились во главу угла того или иного общества, зависело благополучие и личное, и общественное, зависел культурный и духовный потенциал целых наций и цивилизаций. Ibttp: //www. pravoslavie.rul.

В рамках личностно ориентированной концепции, принятой в образовании последние годы должна формироваться «новая» личность. На формирование «новой» личности в обществе оказывает влияние, по нашему мнению, прежде всего личность педагога, его компетентность. Возникновение новых тенденций в образовании, социокультурном пространстве диктуют и новые подходы в подготовке учителя. В современных условиях учитель, прежде всего, должен иметь

Козлова Тамара Андреевна - ВОИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент, e-mail: vivtkmk@mail.ru Остапенко Галина Сергеевна - ВОИПКиПРО, канд. психол. наук, доцент, e-mail: vivtkmk@mail.ru

способности к самостоятельной рефлексивнопроектной деятельности. Поэтому при подготовке учителя, думается, надо исходить из системы, которая бы была направлена на приобретение и развитие новых, продуктивных профессиональных компетенций.

Почему же сегодняшний учитель не востребован на том уровне, на котором хотелось бы. Почему он теоретически подкован, а вот на практике не всегда получается так как должно? Почему молодой учитель надолго не задерживается в школе и отдает предпочтение другим профессиям? Почему даже успешные студенты не всегда бывают успешными педагогами? и др. Несомненно, причины этого «почему» кроются в наличии несовершенной модели профессиональной подготовки будущего учителя и как никогда, нуждающейся в изменении.

Готовили мы и учителей-воспитателей, и учителей-предметников, и учителей-технологов, и учителей-мастеров и т.п.. В последнее время педагогическая общественность вновь проявляет интерес к различным образовательным технологиям, с помощью которых возможно формирование универсальных учебных действий у обучающихся. Таким образом, знакомясь и осваивая те, или иные педагогические технологии, студенты приобретают определенные компетентности. Нельзя не согласиться с теми исследователями, считающими, что на развитие тех или иных компетентностей у студентов, учителей, большое влияние оказывает культурно-образовательная среда (КОС), психологопедагогическое сопровождение всего

образовательного процесса. К сожалению, имеющаяся в наличии современная КОС не всегда может качественно влиять на личность и профессиональное мастерство учителя. На наш взгляд, это происходит из-за того, что нарушилась целостность КОС. Не для кого не является открытием, что сегодня идет приобщение человека к редуцированной культуре, в которой отсутствуют духовные ценности, т.е. образовался вакуум, заполнившийся лживыми ценностями. Таким образом, КОС определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры. От характера КОС зависят и конкретные

профессиональные компетентности.

Понятия «компетенция» и «компетентность» в

педагогическом лексиконе иногда рассматриваются как синонимы, однако, чаще они всё-таки разводятся и трактуются по-разному.

В зарубежной литературе под

компетентностью подразумевают «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения

задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности» и т.д., что не отражает содержания этого понятия в полной мере.

Словарь иностранных слов трактует понятие «компетенция» (лат. сошр^епНа - принадлежность по праву) как круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Понятие «компетентность» - как обладание знаниями,

позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское, авторитетное мнение. Понятие «компетентный» (лат. сошре(ет (сошре(еп11з) -

надлежащий, способный) раскрывается как знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо.

Сегодня в отечественной литературе развернулась дискуссия, темой которой выступает употребление рассматриваемых понятий в педагогической науке.

Например, Дахин А.Н. утверждает, что

широкое применение терминов «компетенция», «компетентность» вполне оправдано. Эти понятия «ворвались в российскую педагогику». Даже нормативные документы предписывают учителю работать с этой терминологией.

Бершадский М.Е.пишет, что такое понятие как компетентность не содержит каких-либо

принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия «умение».

Сорокина Т.М., под профессиональной

компетентностью учителя рассматривает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность учителя трактуется, как

способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач. В ее исследованиях понятие профессиональная

компетенция учителя трактуется как динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных.

Введенский В. Н. считает, что

целесообразность введения понятия

«профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной

характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм»,

«квалификация», «профессиональные способности» и др. Однако он подчёркивает то, что ещё часты случаи отождествления рассматриваемого понятия с понятием «компетенция». По его мнению, компетентность - это некая личностная характеристика, а компетенция - совокупность конкретных профессиональных или

функциональных характеристик.

Лукьянова М.И. под психолого-педагогической компетентностью учителя понимает совокупность определённых качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной

подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе. В качестве компонентов психолого-педагогической компетентности она рассматривает блоки психолого-педагогических ориентаций.

В. А. Адольф различает предметную,

психолого-педагогическую и методическую компетентность учителя, которые в совокупности образуют так называемую функциональную компетентность [2].

Н. В. Кузьмина расширяет этот перечень и в качестве отдельных видов педагогической компетентности выделяет следующие:

1) специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся;

3) психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения;

4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей,

направленности обучаемых;

5) рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность [5].

Хуторской А.В. отличает «синонимически используемые» понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [10, с. 60]. Так же он выделяет как отдельную структуру образовательную

компетенцию, определяя её как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Он подчёркивает, что следует отличать просто «компетенцию» от

«образовательной компетенции» [10, с. 62].

Обзор литературы (И.ГАгапова, В.В.Гузеева, А.Н.Дахина, Э.Ф.Зеера, В.Н.Зимина, И.А.Зимней, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Дж.Равена, Г.К.Селевко, А.В.Хуторского,

С.Е.Шишова, Т.И.Шульги и др.) по рассматриваемой теме, позволяет отметить то, что современным исследователям не удается дать терминам «компетентность» и «компетенция» однозначные дефиниции. Сегодня для толкования этих терминов

применяются большое количество определений, раскрывающих их основные аспекты.

Тем не менее, на наш взгляд, главное, что объединяет эти взгляды - это готовность учителя к педагогической деятельности. Эта готовность складывается из разных видов педагогической деятельности. Поэтому подготовка учителя должна представлять интегрированную систему,

включающую в себя теоретические знания, их применение на практике и конечно же личностные качества гуманной направленности. Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых, писателей, музыкантов и художников. И акмеологическая наука предпринимает попытки по-новому посмотреть на творческий потенциал личности, реализацию способностей и

возможностей, проявление достоинств и

недостатков профессиональной деятельности. Проблема профессиональной подготовки будущих учителей определяется потребностью российской школы в учителе высокой духовно-нравственной культуры, учителе способном к

самосовершенствованию.

Мы считаем, что личность это основа для формирования и развития профессиональных компетентностей. Сложнее дело обстоит с индикаторами профессиональных компетентностей. Индикаторы еще недостаточно отработаны как на теоретическом, так и практическом уровнях.

Уже на подготовительных курсах, первом курсе педагогического вуза преподавателю необходимо работать над осознанием студентами

педагогической деятельности как миссии, которую надо нести на протяжении всей профессиональной деятельности. Учитель, преподаватель высшей школы влияет на КОС не только как личность, профессионал, но и опосредованно - через своих учеников. В свою очередь КОС оказывает влияние на самого преподавателя и его учеников. Однако в КОС, в которой находится сегодняшний студент, будущий учитель, по нашему убеждению слабо отражена, а то и искажена духовно-нравственная составляющая. Поэтому необходимо уделять

внимание духовно-нравственному воспитанию студентов педагогических вузов. От учителя

сегодня требуются определенные знания,

убеждения, духовность, нравственность,

истинность которых находится в философско-педагогическом и религиозном наследии. Помимо этого, учитель должен уметь выстраивать процесс духовно-нравственного воспитания с учетом принципов идеалосообразности, целостности и системности.

Литература

1. 1. http: //www. pravo slavie.rul

2. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика.- 1998. -№ 1. - С. 72-75.

3. Белозерцев. Е.П. Культурно-образовательная среда: Этапа осмысления // Образование на рубеже эпох. Опыт личного осмысления методологии гуманитарного исследования. Материалы летней школы молодых учёных.

- Липецк, 2007.

4. Введенский В.Н. Моделирование

профессиональной компетентности педагога //Педагогика.

- 2003. - №10. - С. 51-55.

5. Кузьмина Н.В., Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессионально - педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. - 1982. - № 3. - С. 63-66.

6. Кучугурова Н.Д. Формирование

профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. - М., 2000. - С. 360-362.

7. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. - 2001. - №10. - С. 56-61.

8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ.

- М., «Когито-Центр», 2002. - 396 с.

9. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. - 2004. - №2. - С. 110-114.

10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как

компонент личностно-ориентированной парадигмы

//Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64

Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

VOCATIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS IN THE CONTEXT OF

CHILD-CENTERED EDUCATION

T. A. Kozlova, G.S. Ostapenko

The author examines the role of vocational-pedagogical competences in modeling of the educational process Key words: competence, the competence of the, cultural-educational environment, cultural space, teacher reflection

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.