Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность будущего учителя как категория современной педагогики'

Профессиональная компетентность будущего учителя как категория современной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность будущего учителя как категория современной педагогики»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК КАТЕГОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

ГОНЧАРОВА Н.А.

Современная система высшего профессионального образования характеризуется качественными преобразованиями, связанными с социально-экономическими, политическими и социокультурными процессами, происходящими в России и в мире.

Протекающие в РФ процессы реформирования общественного устройства объективно требуют концептуальных и структурных изменений в системе образования. Сегодня образование, особенно профессиональное, должно быть ориентированно не только на всестороннее развитие обучаемого и его личностные запросы, но и учитывать потребности общества. Достижению этой цели в большей степени способствует использование компетентностного подхода в образовании.

В связи с вхождением России в европейское образовательное пространство требуется переход от квалификационного подхода в профессиональном образовании к компетентностному, что становится чрезвычайно актуальным в настоящее время.

Поэтому одним из перспективных направлений модернизации высшей школы выступает внедрение компетентностного подхода в образовательную практику, который позволяет совершенствовать всю систему образования, выводить ее на новый качественный уровень.

Следует отметить, что в современной педагогической науке уделяется серьезное внимание исследованию проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя, которая является связующим «звеном» между поколениями.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указывается, что общеобразовательная школа должна сформировать ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В этом документе дается развернутая характеристика роли и места ключевых компетенций в образовательном процессе, а основной целью профессионального образования определена подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Для подготовки такого выпускника необходимо опираться на компетентностный подход, реализация которого связана с достижением следующих целей:

• обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самообразование, саморазвитие личности ученика через создание благоприятных педагогических условий для ее творческой, личностно-ориентированной самореализации;

• развитие духовно-нравственной сферы личности ученика, способного самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, сознания, культурного уровня;

• социализация личности выпускника, обучение самоопределению в окружающем мире (природе и обществе), в пространстве изменений посредством овладения способами преобразования реальности, собственной деятельности, личностного развития через коммуникативную культуру, духовно-нравственные образцы, нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности;

• обеспечение и охрана здоровья.

К принципам компетентностного подхода В.М. Антипова относит следующие:

• диагностичность, то есть ориентацию на достижение диагностируемого результата, проявляющегося в поведении и мышлении;

• комплексность, междисциплинарность - учет как образовательных, так и внешних, средовых факторов и влияний;

• многофункциональность: компетентность не может быть охарактеризована одним умением или свойством, она представляет собой способность к решению совокупности задач.

Рассмотренные принципы по нашему мнению следует дополнить принципами синергизма и разноуровневой и разноскоростной компетентности.

Принцип синергизма означает, что достигаемый совокупный эффект профессиональной компетентности будущего специалиста превосходит простую сумму компетентностей в отдельно взятых областях в любой сфере профессиональной деятельности.

Принцип разноскоростной и разноуровневой компетентности позволяет рассматривать компетентность не только как явление, но и как процесс с учетом дифференциации личности студента и окружающей среды, учебно-воспитательного процесса и образовательного пространства.

Современный государственный образовательный стандарт высшей школы ориентирован на реализацию в образовании компетентностного подхода, то есть на формирование у обучаемых ключевых компетенций. В «Стратегии модернизации содержания общего образования» компетентностный подход прямо назван одним из оснований обновления образования. При этом авторы стратегии модернизации подчеркивают, что в понятие компетентностного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования формируемого «от результата» («стандарт на выходе»). Содержание подготовки будущего специалиста представлено в квалификационной характеристике - нормативной модели компетентности специалиста, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.

Нормативная модель включает в себя паспорт специалиста и структуру его подготовки. В паспорте фиксируются требования общества применительно к сфере трудовой деятельности специалиста: должностные обязанности, социальные свойства (моральнополитические, психологические, этические), деловые качества (профессиональные знания, умения, навыки), интеллектуальные свойства (мышление, ориентировка, творчество). Считается, что система подготовки в вузе должна соответствовать зафиксированным в «паспорте» социально-профессиональным требованиям. Тенденция разработки квалификационных характеристик позволяет, на наш взгляд, выделить такую категорию как «профессиональная компетентность специалиста».

В настоящее время в России подготовка специалиста в области образования для успешной деятельности и жизни должна обеспечить формирование его как разносторонне развитой личности с высокой интеллектуальной, эстетической, нравственной, экономической, информационной, физической культурой. Этого можно достигнуть при включении в содержание вузовского образования таких учебных дисциплин, которые обеспечивают его фундаментальность, позволяющую в дальнейшем студенту самостоятельно осваивать новые знания в области своей специализации и смежных областях; дальнейшая гуманизация образовательного процесса и его целенаправленная профессионализация. Особенно важным становится процесс насыщения учебных планов вузов дисциплинами, позволяющими формировать профессиональную компетентность в собственной области деятельности.

Интерес к профессиональной компетентности как образовательной категории относится ко второй половине 70-х годов прошлого века, и на данном этапе уровень профессиональной компетентности понимался в традиционно узком смысле - как определенная степень сформированности профессиональных знаний, умений и некоторых качеств личности, необходимых для работы и реализующихся в ней (Е.П. Тонконогая, В.Ю. Кричевский).

Изучение современных научных и научно-практических источников, посвященных проблеме педагогической профессиональной компетентности, свидетельствует о сложности понятия, широте и многообразии трактовок.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное определение понятия «профессиональная компетентность». Одним из наиболее распространенных определений рассматриваемой категории в отечественной психолого-педагогической литературе является следующее: «качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности».

Э.Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [1]. Ю.Г. Татур сформулировал достаточно полное определение «... компетентность специалиста с высшим образованием - это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [7, с.9]. В то же время зарубежными исследователями данное понятие зачастую рассматривается как «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности», «эффективность действий»[5, 8].

Таким образом, в общем виде компетентность специалиста можно представить как комплекс профессиональных знаний, умений, отношений, профессиональных качеств личности.

Несмотря на существующее в настоящее время многообразие мнений относительно трактовки понятия, можно констатировать, что большинство авторов рассматривают профессиональную компетентность в двух аспектах: как цель образования,

профессиональной подготовки; и как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность.

Автор под профессиональной компетентностью понимает динамический уровень сформированности у специалиста системы психических свойств и состояний, в котором выражается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности и способности (то есть умения и возможности) производить необходимые для этого действия с учетом тенденций изменения временного и пространственного аспектов.

Модернизация российского образования по-новому ставит вопрос о профессиональной компетентности будущих специалистов. В связи, с чем категория «профессиональная компетентность» должна выступать в качестве цели, средства достижения и результата подготовки студентов педагогических специальностей вуза к профессиональной деятельности.

Содержание профессиональной компетентности является интегральным критерием диагностики готовности будущих учителей на различных этапах профессиональной подготовки. Поэтому особый интерес представляет рассмотрение именно профессиональной компетентности будущего учителя.

В большинстве исследований рассмотрение профессиональной компетентности осуществляется не с позиции нового, формирующегося в современном образовании компетентностного подхода, а в рамках традиционного изучения этой характеристики человека - с позиции теории профессиональной деятельности, менеджмента, профессиональной психологии и т.д. С этой точки зрения представление о различных видах и типах профессиональной компетентности, расширяющееся узкоспециальное ее

толкование, отвечает возросшим требованиям к профессиональной деятельности со стороны современного общества. По нашему мнению, именно способность к саморазвитию личности должна быть одним из критериев, определяющих уровень сформированности компетентности студентов в вузе.

Так, В.А. Сластенин в своих исследованиях определяет компетентность будущего учителя как личностное профессионально значимое качество, обеспечивающее его готовность к профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность в работах В.А. Адольфа выступает не только как средство, обеспечивающее сознательное решение профессиональных задач, но и как одно из условий становления личности студента.

Е.П. Тонконогая рассматривает профессиональную компетентность как интегральную профессионально-личностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические и управленческие функции в новых условиях в соответствии со служебным статусом. На основании этого определения в профессиональной сфере необходимыми являются следующие качества: общая культура; гуманистическая

ориентация личности и деятельности; способность к системному видению проблем, педагогических явлений и процессов, к творческому принятию решений; владение современными педагогическими и управленческими технологиями, культура коммуникаций; креативность мышления и деятельности в профессиональной сфере, наличие рефлексивной культуры.

Однако проведенный анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что большинство ученых в своих исследованиях не различают понятия «профессиональная компетентность педагога» и «профессиональная компетентность будущего педагога». Разграничение этих категорий, с нашей точки зрения, является важным как в теоретическом, так и в прикладном аспектах, поскольку именно профессиональная компетентность будущего специалиста должна стать одной из важнейших характеристик деятельности учителя, интегральным качеством личности, выступающим как результат профессионально-педагогической подготовки и как важнейшее условие его эффективной деятельности.

Исследования функционального развития профессиональной компетентности показали, что на начальных стадиях профессионального становления специалиста имеет место относительная автономность этого процесса, а на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами.

Очевидно, что студент или даже выпускник вуза не может рассматриваться как специалист, достигший высшего уровня профессионального мастерства. Тем не менее, в процессе обучения в вузе необходимо сформировать качества, которые позволили бы ему совершенствоваться в профессиональном плане.

Часто понятие «профессиональная компетентность специалиста» используется как синоним понятий «профессионализм», «педагогическое мастерство» и рассматривается как сложный сплав общих и профессиональных знаний, практических умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность человека в профессиональной сфере. Подмена этих понятий невозможна. Вместе с тем, мы разделяем точку зрения, что в полной мере профессиональная компетентность может проявиться лишь у работающего учителя.

Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности. Профессионализм будущего специалиста в области образования определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности: специальной, социальной,личностной, индивидуальной.

Кроме того, компетентность будущего специалиста следует рассматривать как единство общей компетентности, необходимой для человека независимо от профессии,

компетентности в сфере профессиональной деятельности и психолого-педагогической компетентности.

Таким образом, проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательнообразовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социальноэкономических условиях.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: в современной теории и практике педагогики не сформулирован единый подход к определению педагогической категории «профессиональная компетентность будущего учителя», что обусловливает дополнительное рассмотрение и уточнение данного понятия с позиции компетентностного подхода как нового методологического целостного ориентира развития образования. Поскольку профессиональная компетентность является одним из основных требований к процессу формирования личности будущего специалиста.

Список литературы

1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя - Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-т, 1988. - 310 с.

2. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

4. Петров А.Ю. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические

проблемы // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2004. - № 10. - С. 6-10.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация // Пер. с англ. - М.: 2002. - 396 с.

6. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: Учебно-методическое пособие / Под научн. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 386 с.

7. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании

стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму

заседанию методологического семинара. - М., 2004.

8. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.