Научная статья на тему 'Компетентностный подход к подготовке инженеров пожарной безопасности'

Компетентностный подход к подготовке инженеров пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНЖЕНЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / KEY COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / FIRE SAFETY ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокроусова Ольга Анатольевна

В статье анализируются основные положения компетентностного подхода, применяемые в качестве теоретико-методологической основы профессиональной подготовки курсантов по специальности 280104-65 Пожарная безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокроусова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence Approach to Fire Safety Engineers' Training

Principal provisions of competence approach are analyzed in the following article and these provisions are used as a theoretical and methodological basis of the professional training of students with the specialization in 280104-65 Fire Safety

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к подготовке инженеров пожарной безопасности»

УДК 378:614.842.835 ББК 74.58

Мокроусова Ольга Анатольевна

кандидат педагогических наук кафедра пожарной безопасности в строительстве Уральский институт Государственной противопожарной службы

МЧС России г. Екатеринбург Mokrousova Olga Anatolievna Candidate of Pedagogics Chair of Fire Safety in Building Industry Ural Institute of State Fire and Emergency Service EMERCOM of Russia Yekaterinburg

Компетентностный подход к подготовке инженеров пожарной безопасности Competence Approach to Fire Safety Engineers’ Training

В статье анализируются основные положения компетентностного подхода, применяемые в качестве теоретико-методологической основы профессиональной подготовки курсантов по специальности 280104-65 - Пожарная безопасность.

Principal provisions of competence approach are analyzed in the following article and these provisions are used as a theoretical and methodological basis of the professional training of students with the specialization in 280104-65 - Fire Safety.

Ключевые слова: профессиональное образование, компетентностный подход, ключевая компетенция, профессиональная компетентность, инженер пожарной безопасности.

Key words: professional education, competence approach, key competence, professional competence, fire safety engineer.

Возросшие требования к уровню подготовки специалистов государственной противопожарной службы (ГПС), их квалификации и профессиональной мобильности, определяют новые требования к содержанию обучения и организации образовательного процесса в высших учебных заведениях системы МЧС России.

Система отечественного профессионального образования в настоящее время переживает существенные изменения в формировании подходов к профессиональной подготовке в целом, в том числе к подготовке специалистов в области пожарной безопасности, что обусловлено реформированием технического регулирования в стране, которое характеризуются быстрой сменой концепций и изменением фонда действующих нормативных документов. Сегодня

профессиональное образование должно быть ориентировано не только на всестороннее развитие обучаемого и его личностные запросы, но и учитывать существующие и перспективные потребности общества. Достижению этой цели в большей степени способствует использование компетентностного подхода, который позволяет совершенствовать всю систему образования, выводить ее на новый качественный уровень.

Одна из сильных сторон компетентностного подхода состоит в его направленности на построение «пирамиды» профессионального образования, основание которой образует не абстрактные знания или, напротив предельно конкретизированные умения и навыки, а целостные констелляции личностных качеств и способностей - компетентности и компетенции (Н.К. Чапаев) [13].

В.В. Нестеров и А.С. Белкин определяют компетентностный подход как «организацию учебного процесса, в котором в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося» [9].

В «Концепции модернизации российкого образования на период до 2010 года» [8] указывается, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

При подготовке специалиста ГПС необходимо опираться на компетентно-стный подход, реализация которого связана с достижением следующих целей:

• формирование способностей к логическому мышлению, к обучаемости, самоопределению (самодетерминации), самообразованию, саморазвитию личности курсанта через создание благоприятных педагогических условий для ее творческой, личностно-ориентированной самореализации;

• формирование навыков работы в команде, принятия оптимальных оперативных решений в условиях неопределенности ситуации;

• формирование психолого-педагогических и рискологических компетенций, позволяющих реально оценивать и принимать профессиональный риск, эффективно работать с разнообразными категориями подчиненных и населения;

• развитие духовно-нравственной сферы личности курсанта, способного самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, сознания, культурного уровня;

• развитие гибкости мышления и способности к актуализации профессиональных знаний в соответствии с современным состоянием науки и техники;

• социализация личности выпускника, обучение самоопределению в ок-

ружающем мире (природе и обществе), в пространстве изменений посредством овладения способами преобразования реальности, собственной деятельности, личностного развития через коммуникативную культуру, духовно-

нравственные образцы, нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности;

• обеспечение и охрана здоровья.

К принципам компетентностного подхода В.М. Антипова [1] относит следующие:

• диагностичность, то есть ориентацию на достижение диагностируемого результата, проявляющегося в поведении и мышлении;

• комплексность, междисциплинарность - учет как образовательных, так и внешних, средовых факторов и влияний;

• многофункциональность: компетентность не может быть охарактеризована одним умением или свойством, она представляет собой способность к решению совокупности задач.

Рассмотренные принципы, по нашему мнению, следует дополнить принципами синергизма и разноуровневой и разноскоростной компетентности. Принцип синергизма означает, что достигаемый совокупный эффект профессиональной компетентности специалиста ГПС превосходит простую сумму компетентностей в отдельно взятых областях профессиональной деятельности. Принцип разноскоростной и разноуровневой компетентности позволяет рас-

сматривать компетентность не только как явление, но и как процесс с учетом дифференциации личности курсанта и окружающей среды, учебновоспитательного процесса и образовательного пространства.

Анализ теоретических положений компетентностного подхода и изучение исследований Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.С. Белкина, В.Л. Бенина, О.Е. Лебедева, Н.К. Чапаева, Б. Д. Эльконина и других исследователей, позволили установить основные понятия компетенции и компетентности, которые развивают содержание организации образовательного процесса [5, 6, 9]. Исследователи дают различные, но взаимодополняющие определения понятия «компетенция».

Компетенция - знания, опыт в той или иной области; круг вопросов, в которых личность хорошо осведомлена или совокупность социальных функций, которыми владеет человек при реализации социально значимых прав и обязанностей (А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко) [2].

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, для того, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним (А.В. Хуторской) [12].

Компетенция - совокупность социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива (В.В. Нестеров) [9].

Выделяют общие, профессиональные, социальные и другие компетенции.

Анализ литературы позволяет нам сделать вывод, что отсутствует стандартизированное (устоявшееся) определение «ключевых компетенций» и в публикациях, как правило, имеет место авторское толкование этого термина. Определения понятия «ключевые компетенции» также взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Так, И.А. Зимняя под ключевыми компетенциями понимает «интегративную систему знаний, умений, навыков, качеств личности и опыта самостоятельной работы индивида, обеспечивающую его готовность к социальной и

профессиональной адаптации, к продуктивному труду в конкретных сферах деятельности» [7].

А.С. Белкин и Е.В. Ткаченко под ключевыми компетенциями понимают «межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах» [2].

Согласно определению Э.Ф. Зеера, «ключевая компетенция - комплекс психологических качеств, способностей, знаний, умений и навыков специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение определенной профессиональной функции (или нескольких функций)» [6].

В «Концепции модернизации образования на период до 2010 года» ключевые компетенции определены, как «целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» [8].

К ключевым компетенциям, значимым для профессиональной адаптации будущего инженера пожарной безопасности, относятся: профессиональная, базовая, коммуникативная, социальная, правовая и информационная.

Профессиональная компетенция характеризует способность будущего специалиста противопожарной службы самостоятельно, ответственно и качественно выполнять профессиональные функции.

Базовая компетенция характеризует способность выпускника профильного вуза к обучению, самообразованию и повышению квалификации, профессиональному самоопределению и продвижению в профессиональной карьере.

Коммуникативная компетенция характеризует способность инженера пожарной безопасности вести диалог с руководством, подчиненными и гражданами, взаимодействовать со страховыми организациями, производить дознание по делам о пожарах, проводить противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности, проявлять инициативу, организаторские способности с учетом личностных особенностей.

Социальная компетенция характеризует способность будущего специалиста ГПС активно действовать на рынке труда, соотносить свой уровень с требованиями работодателей, взаимодействовать с коллегами, быть дисциплинированным, ответственным, критическим к себе и другим, эмоционально выдержанным.

Правовая компетенция характеризует будущего специалиста силовой структуры как законопослушного гражданина в рамках Конституции Российской Федерации, гражданского и уголовного кодексов, проводить нормативноправовое регулирование и осуществлять государственные меры в области пожарной безопасности, соблюдать трудовые отношения с работодателями и нормы поведения в коллективе.

Информационная компетенция - способность будущего выпускника пользоваться информационными технологиями для сбора, обработки и передачи профессионально-значимой информации с помощью электронных средств связи.

Возрастание роли профессионализма в современных условиях выдвигает на первый план проблему компетентности будущего специалиста - инженера пожарной безопасности.

В современных условиях перед профессиональным образованием встает задача научить курсанта (слушателя) как будущего специалиста ГПС самостоятельно принимать решения в сложных обстоятельствах, ситуациях неопределенности и необходимой предпосылкой этого является компетентностный подход, на основе которого только и может сформироваться востребованный обществом специалист.

Остановимся подробнее на компетентности. Данное понятие в толковых словарях русского языка трактуется как осведомленность и эрудированность в той или иной сфере деятельности.

Ю.Г. Татур определяет компетентность как «качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) дея-

тельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны»[10].

По В.В. Нестерову «компетентность - система информации о наиболее существенных сторонах жизни и деятельности человека, обеспечивающих его полноценное социальное бытие, способ реализации компетенций» [9].

Ряд авторов включает в понятие компетентности помимо общей совокупности знаний еще и представление о возможных последствиях предпринятых действий, выбор которых основывается на умениях и опыте практического применения знаний [2, 3, 4].

Так, Е.Л. Варламова отмечает, что «компетентность - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» [3].

«Компетентность» является родовым понятием по отношению к «компетенции». Мы разделяем подход А.С. Белкина, который определяет «компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность - как совокупность того, чем он владеет» [2]. Таким образом, компетенции человек получает в процессе образования, жизненного и профессионального опыта, а компетентность достигается самим человеком, в результате профессионального и личностного самосовершенствования. Главную роль в формировании компетентности играет осознанное участие объекта образовательной услуги в процессе обучения.

В настоящее время подготовка инженера пожарной безопасности для успешной профессиональной деятельности должна обеспечить формирование его как разносторонне развитой личности с высокой интеллектуальной, эстетической, нравственной, экономической, информационной, физической культурой. Этого можно достигнуть при активной мотивации освоения учебных дисциплин и понимании их значимости для формирования профессиональной компетентности.

Это согласуется с подходом Б. С. Гершунского: «профессиональная компетентность определяется, главным образом, уровнем собственного профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу и самообразованию» [4].

Э.Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений и способов выполнения профессиональной деятельности [5]. Ю.Г. Татур сформулировал достаточно полное, на наш взгляд, определение «компетентность специалиста с высшим образованием -это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость, личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования [11].

Модернизация российского образования по-новому ставит вопрос о профессиональной компетентности будущих специалистов противопожарной службы. В связи с этим категория «профессиональная компетентность» должна выступать в качестве цели, средства достижения и результата подготовки курсантов к профессиональной деятельности.

Проведенный анализ позволил сделать вывод: в современной теории и практике педагогики не сформулирован единый подход к определению педагогической категории «профессиональная компетентность инженера пожарной безопасности», что определяет актуальность изучения и уточнения данного понятия с позиции компетентностного подхода, поскольку именно профессиональная компетентность является одним из основных требований к процессу формирования личности будущего специалиста ГПС.

Библиографический список

1. Антипова, В.М. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете [Текст] / В.М. Антипова, К.Ю. Колесина, Г.А. Пахомова // Педагогика. - 2006. - № 8. - С. 57.

2. Белкин, А.С. Идеология, методология, научный аппарат историко-педагогического исследования [Текст] / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко // Образование и наука. - 2006. - № 1. -C. 21-29.

3. Варламова, Е.П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека [Текст] / Е.П. Варламова //Журнал практического психолога. - 1998. -№3. -с.48.

4. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХ1 века: В поисках практикоориентированных образовательных концепций [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: ИнтерДиа-лект+, 1997. - 697с.

5. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие [Текст] / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. - 216 с.

6. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2002. - 126 с.

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 г. № 393. - М.: Минобразование России, 2002.

9. Нестеров, В.В. Педагогическая компетентность: учебное пособие [Текст] / В.В. Нестеров, А.С. Белкин. - Екатеринбург: Учебная книга, 2003. - 186 с.

10. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов [Текст] / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. № 3.

11. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования [Text] / Ю.Г. Татур // Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

12. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской. // [Электронный ресурс]: Интернет - журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. -http://www.eidos.ru/journal/2002/0423/htm - Загл. с экрана.

13. Чапаев, Н.К. Категориальное поле органической парадигмы интеграции: персонали-стско-педагогический аспект [Текст] / Н.К. Чапаев // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 1995. - Вып.1: Общ. педагогика. - С. 61-77.

Bibliography

1. Antipova, V.M. Competence Approach to the Organization of Additional Pedagogical Education at a University [Text] / V.M. Antipova, K.Yu. Kolesina, G.A. Pakhomova // Pedagogy. -2006. - № 8. - P. 57.

2. Belkin, A.S. Ideology, Methodology, Scientific Apparatus of Historical and Pedagogical Research [Text] / A.S. Belkin, E.V. Tkachenko // Education and Science. - 2006. - № 1. - P. 21-29.

3. Chapaev, N.K. Categorical Field of Integration Organic Paradigm: Personal and Pedagogical Aspect [Text] / N.K. Chapaev // Conceptual Framework of Pedagogy and Education. - Yekaterinburg, 1995. - Issue.1: General Pedagogy. - P. 61-77.

4. Gershunsky, B.S. Education Philosophy for the ХХ1 Century: In Search of Practically Oriented Educational Concepts [Text] / B.S. Gershunsky. - M.: InterDialekt+, 1997. - 697 p.

5. Khutorskoy, A.V. Key Competences and Educational Standards / A.V. Khutorskoy [Electronic resource] // «Eidos» Internet -Journal. - 2002. -April, 23. - Access Mode: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423/htm - Title from the screen.

6. Nesterov, V.V. Pedagogical Competence: Manual [Text] / V.V. Nesterov, A.S. Belkin. -Yekaterinburg: Textbook, 2003. - 186 p.

7. Tatur, Yu.G. Competence in the Structure of the Specialists’ Training Quality Model [Text] / Yu.G. Tatur // Higher Education Today. - 2004. - № 3.

8. Tatur, Yu.G. Competence Approach in the Description of the Results and Designing Higher Professional Education Standards [Text] / Yu.G. Tatur // Materials for the Second Meeting of Methodological Seminar. Author’s Version. - M.: Research Center of Specialists’ Training Quality Problems, 2004.

9. The concept of Modernization of the Russian Education until 2010: Annex to the Order of the Russian Ministry of Education from 11.02.2002, № 393. - M.: The Ministry of Education of Russia, 2002.

10. Varlamova, E.P. Principle of Reflexive Contrasts in a Person’s Creative Unicity Development [Text] / E.P. Varlamova // Practical Psychologist’s Journal. - 1998. - №3. - P.48.

11. Zeer, E.F. Modernization of Professional Education: Competence Approach: Manual [Text] / E.F. Zeer, A.M. Pavlova, E.E. Symanyuk. - М.: Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute, 2005. - 216 p.

12. Zeer, E.F. Personality’s Professional and Educational Space [Text] / E.F. Zeer. - Yekaterinburg, 2002. - 126 p.

13. Zimnyaya, I.A. Key Competences Is a New Paradigm of the Education Result [Text] / I.A. Zimnyaya // Higher Education Today. - 2003. - № 5. - P. 34-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.