Научная статья на тему 'Особенности формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза'

Особенности формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсалиев Шавади Мадов-хажиевич, Мусханова Исита Вахидовна

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза. дана попытка выявить условия развития профессиональной компетентности студентов, показать позитивное влияние профессиональной компетентности учителя на формирование творческих учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза»

УДК 35:39

Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич

Доктор педагогических наук, профессор Чеченского государственного педагогического института, vinter_65@mail.ru, Грозный

Мусханова Исита Вахидовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Чеченского государственного педагогического института, vinter_65@mail.ru, Грозный

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Arsaliev Shavadi Madov-Hazievich

Doctor of pedagogics,professor, vinter_65@mail.ru, Grozny

Muskhanova Isita Vahidovna

Candidate of Pedagogy, Docent, of Chechen state pedagogical institute, vinter_65@mail.ru, Grozny

PECULIARITIES OF FORMING THE STUDENTS’ PROFESSIONAL COMPETENCE AT THE PEDAGOGICAL INSTITUTES

Происходящие в настоящее время процессы реформирования общества и развитие самой образовательной системы послужили импульсом динамичной системы обновления современной российской системы образования. В связи, с чем одной из актуальных проблем остается подготовка студентов педагогического вуза к профессионально-педагогической деятельности.

Цель данной статьи - рассмотреть особенности формирования профессиональной компетентности будущих педагогов.

Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего педагога, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических условиях. Во-первых, профессионально компетентный учитель оказывает позитивное влияние на формирование творческих учащихся в процессе учебно-воспитательной работы; во-вторых, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, способствует реализации собственных профессиональных возможностей.

В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне

оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования.

В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, психологическую готовность.

Таким образом, понятия компетенций, компетентностей значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т. п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер - самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

Проблеме профессиональной компетентности посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных исследователей. Определенный вклад в разработку проблемы профессиональной компетентности учителя внесли нижегородские исследователи -Л. Н. Захарова, В. В. Соколова, В. М. Соколов, Ю. А. Корнаухова. Различные аспекты профессиональной компетентности учителя и личности в целом разрабатывались в рамках психолого-педагогического подхода. ( С. В. Баныкина , Т. Е Егорова, Г. А. Кудрявцева, Ф. А. Мустаева, Л. М. Митина, Б. И. Хасан и др.).

Выделяют следующие условия развития профессиональной компетентности студентов:

1. Организационно-управленческие (учебный план, семестровые графики, составление расписания, выработка критериев определения уровня компетентности, материально-техническое оснащение образовательного процесса).

2. Учебно-методические (отбор содержания занятий, интеграция различных курсов, выделение ведущих идей).

3. Технологические (контрольно-оценочные, организация активных форм обучения, определение групп умений входящих в компетентность, использование инновационных технологий).

4. Психолого-педагогические (осуществление диагностики развития студентов, система стимулирования мотивации учения, определение критериев компетентности, рефлексивно-оценочный этап каждого занятия, включение студентов в соуправленние).

Структура профессиональной компетентности будущего учителя может быть раскрыта через педагогические умения, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно развивающихся

действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.

В. А. Сластенин все педагогические умения объединяет в четыре группы:

- умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи;

- умение выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую систему (от планирования образовательно-воспитательных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов, средств его организации);

- умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; организовывать совместную деятельность; обеспечивать связи школы со средой;

- умение учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, т. е. осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса, и результаты деятельности учителя.

Содержание теоретической готовности учителя нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний - не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему, остаются никому не нужным достоянием. Вот почему необходимо обращение к формам проявления теоретической готовности.

Таковой является теоретическая деятельность, в свою очередь, проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений.

Как отмечают в своих работах известные философы, психологи, педагоги: В. В. Зеньковский, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, И. А. Ильин, основой профессиональной компетентности учителя, безусловно, является нравственность. Известно, что нравственность духовна, поэтому она добродетельна. «Сознательно или бессознательно, тайно или явно, но «нравственное» оказывается «двигателем всех человеческих дел».

Атрибуты духовности выступают как ценностные ориентиры человеческих действий, направляю активность личности, формируют интересы не только участников образовательного процесса, но и всех людей. Утверждение С. И. Гессена, что «:.. .могущество индивидуальности» коренится не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического механизма, а в тех духовных ценностях, которыми проникаются тело и душа человека в процессе его образования и которые просвечивают в них как задания его творческих устремлений» полностью соответствует характеристике нравственной личности педагога.

Педагогический процесс в вузе направлен на формирование именно такой личности педагога, для которой, духовность - нравственный императив, критерий нравственной зрелости, определяющий служение человека

обществу, исполнение гражданского долга. В гражданском выражении духовность обладает свойствами, признание и развитие которых являются составной частью гармонизации социальных отношений.

Ориентация студентов на духовные общечеловеческие ценности в контексте указанных позиций и идей реализует сущностные потребности личности в самосознании своего внутреннего духовного мира, преобразовании себя в движении к высшим духовным и нравственным ценностям: любовь к Отечеству, Родине, ближнему, к своему народу, уважение к его традициям, культуре, истории, уважение к другим нациям и народностям, служение профессиональному долгу, самоценность личности каждого человека, милосердие и отзывчивость, сострадание, сопричастность ко всему происходящему в окружающей жизни, верность и преданность истине, добру и красоте, свобода, которая должна привести к добру и ответственному самостоятельному выбору своей гражданской позиции, совестливость, доброжелательность и трудолюбие, великодушие и скромность.

В Чеченском государственном педагогическом институте стали возможны следующие пути реализации процесса движения личности студента к духовным и нравственным ценностям: интеграция учебных дисциплин с акцентом на их ценностное содержание; решение и углубление поливариа-тивного содержания знаний о сущности и целостности личности, где духовность является системообразующей самой целостности, о месте личности в структуре человеческих отношений; свобода выбора, поиска, оценки, проекции ценностей во всех видах деятельности и общения в целенаправленно организуемых ситуациях, что создает условия для механизмов ориентации личности студента. При этом актуализируются, в первую очередь, такие ценностные установки: как гуманистический критерий взаимодействия студента и преподавателя, который определяется ориентацией преподавателя на признание многомерности и ценности личности каждого студента, его прав на свободу выбора ценностей в деятельности и общении; желание педагога способствовать расцвету индивидуальности студентов; стремление преподавателя поставить студента в позицию осмысления ценностей мира, выделения высших духовных ценностей; направленность на духовное начало в общении педагога и студента (преподаватель стремится к полному выражению своего «внутреннего Я», способен обеспечить открытость и доверительность отношения, в котором духовный, интеллектуальный и нравственный потенциал каждого собеседника становится глубже и разностороннее). А это влияет, в свою очередь, на воспитательную систему вуза и утверждает в ней как важнейшую составляющую совместную исследовательскую деятельность преподавателя и студентов, предусматривающую творческий характер и ценностное выражение в окружающем образовательном пространстве.

Таким образом, студенты педагогического вуза, участвуя в начале в учебно-профессиональной, а затем во время обучения на старших курсах (в период педагогической практики) овладевают профессиональными умениями

и навыками, развивая свою профессиональную компетентность. Можно сказать, что это есть своего рода динамическая модель перехода студентов от учебной к профессиональной деятельности.

Многогранность и сложность задач, стоящих перед образованием предъявляют все более возрастающие требования к личности будущего педагога. Именно поэтому важна подготовка в вузе квалифицированных специалистов, умеющих адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающего мира.

Библиографический список

1. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 596с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.