Научная статья на тему 'Организация непрерывной педагогической практики в условиях вуза'

Организация непрерывной педагогической практики в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL PRACTICE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / STUDENT / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамалова Х. Э., Ахмадова З. М.

В статье изучен процесс организации непрерывной педагогической практики в условиях вуза. Анализ сути и содержания педагогической практики в условиях педагогического вуза, различных подходов в организации педпрактики студентов позволил выявить ряд проблем и недостатков, которые существенно снижают эффективность формирования у них готовности к будущей профессиональной деятельности. Педагогическая практика студенческой молодёжи часто сводится к простому копированию методов и приемов работы учителей школ, куда направлены студенты, без необходимого ее психолого-педагогического анализа и осмысления, что не позволяет эффективно формировать у студента основы педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL PRACTICES IN CONDITIONS OF A UNIVERSITY

The article examines the process of organizing continuous teaching practice in conditions of a university. The analysis of the basics and contents of pedagogical practice in conditions of a pedagogical university, various approaches in the organization of students’ training allowed us to identify a number of problems and shortcomings that significantly reduce the effectiveness of their readiness for future professional activities. The pedagogical practice of student youth often comes down to simply copying the methods and techniques of school teachers, where students are directed, without the necessary psychological and pedagogical analysis and understanding of it, which does not allow the student to effectively form the basis of pedagogical skills.

Текст научной работы на тему «Организация непрерывной педагогической практики в условиях вуза»

References

1. Shlykova I.V. Ispol'zovanie tehnicheskih sredstv obucheniya (audio i video) vprocesse prepodavaniya muzyki: (Na materiale uchebnojraboty v muzykal'no-ispolnitel'skih klassah). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

2. Lukasheva S.S. Formirovanie professional'nyh sposobnostej muzykantov-ispolnitelej sredstvami informacionnyh tehnologij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2017.

3. Gorbunova I.B., Homutskaya, N.Yu. Informacionnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii v shkole cifrovogo veka. Teoriyaipraktikaobschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 294 - 297.

4. Ivanov A.Yu. Sovremennye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. Simbirskijnauchnyj vestnik. 2017; 1 (27): 70 - 73.

5. Samarceva S.L. Obuchenie igre - na fortepiano ili 'elektronnom pianino? Povolzhskijpedagogicheskij vestnik. 2015; 1 (6): 92 - 95.

6. Samohvalova V.E. Ispol'zovanie sovremennyh sredstv obucheniya na urokah fortepiano. Available at: https://revolution.allbest.ru/music/00865475_0.html

7. Hamond L.F. The pedagogical use of technology-mediated feedback in a higher education piano studio: an exploratory action case study. Thesis Ph. D. London, 2017.

8. Riley K. Understanding interpretive nuance in piano performance through aural/visual feedback. VDM Verlag Dr. Müller Aktiengesellschaft & Co. KG, 2009.

9. Hadjakos A. Sensor-Based Feedback for Piano Pedagogy. Thesis Ph. D. Darmstadt, 2011.

10. MacRitchie J. Elucidating Musical Structure Through Empirical Measurement of Performance Parameters. Thesis Ph. D. Glasgow, 2011.

Статья поступила в редакцию 08.11.18

УДК 378

Mamalova Kh.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Chechen Philology "Chechen State University " (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

Ahmadova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Chechen Philology "Chechen State University' (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

ORGANIZATION OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL PRACTICES IN CONDITIONS OF A UNIVERSITY. The article examines the process of organizing continuous teaching practice in conditions of a university. The analysis of the basics and contents of pedagogical practice in conditions of a pedagogical university, various approaches in the organization of students' training allowed us to identify a number of problems and shortcomings that significantly reduce the effectiveness of their readiness for future professional activities. The pedagogical practice of student youth often comes down to simply copying the methods and techniques of school teachers, where students are directed, without the necessary psychological and pedagogical analysis and understanding of it, which does not allow the student to effectively form the basis of pedagogical skills.

Key words: pedagogical practice, professional self-determination, student.

Х.Э. Мамалова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: [email protected]

З.М. Ахмадова, канд. филол. наук, доц. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

В статье изучен процесс организации непрерывной педагогической практики в условиях вуза. Анализ сути и содержания педагогической практики в условиях педагогического вуза, различных подходов в организации педпрактики студентов позволил выявить ряд проблем и недостатков, которые существенно снижают эффективность формирования у них готовности к будущей профессиональной деятельности. Педагогическая практика студенческой молодёжи часто сводится к простому копированию методов и приемов работы учителей школ, куда направлены студенты, без необходимого ее психолого-педагогического анализа и осмысления, что не позволяет эффективно формировать у студента основы педагогического мастерства.

Ключевые слова: педагогическая практика, профессиональное самоопределение, студент.

Изменения в социально-экономической структуре общества, а вместе с ними и запросов общества на компетентного учителя современной инновационной школы, требует внесения соответственных изменений в систему непрерывной педагогической практики студентов, гуманизации, гуманитаризации, инновационной и исследовательской деятельности, самостоятельного поиска учителем педагогических новшеств и их эффективным внедрением в образовательный процесс школьного учреждения.

Непрерывная педагогическая практика в профессиональной подготовке учителя занимает важное место как существенный фактор педагогической деятельности, в ходе которой активно формируются необходимые педагогические (общекультурные и профессиональные) компетенции. Известно, что в образовательно-воспитательном процессе педагогических вузов педагогическая практика имеет различные виды. Мы согласны с академиком В.А. Сластениным в том, что все «существующие виды педагогической практики должны рассматриваться в комплексе как единый непрерывный процесс, цель которого - формирование профессиональных компетенций, и как следствие, в конечном итоге - формирование педагогического мастерства» [1, с. 54].

Личностно-профессиональные способности учителя, основы педагогического мастерства активно формируются в педагогическом вузе и далее совершенствуются в процессе непрерывной педагогической практики в школе. Они поддаются систематическому и последовательному формированию, если систематизированы и управляемы, если учебно-воспитательный процесс специалиста не строится исключительно на теоретических знаниях и набором практических навыков, но и связаны с углубленной профессиональной подготовкой к профессиональной деятельности, что также актуализируется в процессе непрерывной педагогической практики. Ряд исследователей (Н.М. Миняева, В.А. Сластенин, Т.М. Толкачева, О.А. Шатняя и др.) рассматривают непрерывную педагогическую практику как важную часть профессиональной подготовки будущего учителя, как условие овладения будущими педагогами математики не только профессиональ-

ными компетенциями, но и основами педагогическими мастерства, формирующее у студентов навыки применения научных методов преподавания, определенный педагогический опыт, развивающее педагогическое мышление и т. д.

Главный смысл непрерывной педагогической практики заключается в постоянном творческом обновлении, развитии и совершенствовании будущего педагога на протяжении всей его профессиональной деятельности [2, с. 183 - 185].

Непрерывность педагогической практики предполагает последовательное прохождение студентом всех образовательных и воспитательных этапов подготовки к педагогической профессии. Учёные считают ошибочным мнение о том, что личность студента формируется только тогда, когда с ним работают и общаются педагоги вуза, учителя школ во время прохождения практики, родители с определенной воспитательной целью. Педагоги не должны думать, что они оказывают воспитывающее воздействие на студента только тогда, когда они с ним разговаривают, его обучают в непосредственном контакте, в процессе общения, в процессе занятий; педагоги воспитывает студента даже тогда, когда такого контакта нет, тогда когда вы разговариваете с другими педагогами или говорите о других людях, - все это имеет для воспитанника большое значение. То есть, студент, поступая в педагогический вуз, попадает в многоаспектный и многомерный мир факторов и средств, осуществляющих непрерывное воспитывающее воздействие на него. Поэтому обязанность педагогического состава вуза, который действует через различные специальные факторы, целенаправленно ежечасно, ежедневно заботиться о гуманизации тех факторов вузовского образования, которые формируют в итоге будущего профессионала.

На сегодняшний день существует ряд определений относительно того, что такое «непрерывная педагогическая практика». Ряд исследователей (М.И. Гав-ро, Л.Х. Рустамов, ГП. Синицына и др.) утверждают, что «целью непрерывной педагогической практики является развитие профессиональной компетентности будущих учителей в процессе решения учебно-профессиональных задач, в том числе в условиях работы в учреждениях системы образования» [3, с. 100].

Другие ученые-практики (Л.М. Куликова, Н.С. Макарова) говорят, что непрерывная педагогическая практика - возможность и средство овладения студентами профессиональными умениями и навыками, научными методами преподавания и педагогическим опытом, это средство развития педагогического мышления, применения теоретических знаний в практической деятельности. По сути, все перечисленные качества будущего специалиста также по праву можно отнести и к формированию качеств педагогического мастерства. Существует ещё один взгляд на понятие «непрерывная педагогическая практика», в основе которого лежит понимание того, что она часть учебно-воспитательного процесса в вузе, направленная на закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, непрерывное овладение необходимыми навыками и умениями практической педагогической деятельности в рамках отдельной дисциплины, и, которая делится на ряд важных, последовательно связанных этапов, где каждый из них имеет свои функции и создает предпосылки для перехода на следующий новый, более высокий, этап или уровень профессионального мастерства, овладения основами педагогического мастерства.

Непрерывная педагогическая практика как один из компонентов профессиональной подготовки будущего учителя выступает ядром на всех уровнях ее проведения. Научно-методологической основой активного включения студентов на непрерывную педагогическую практику с целью овладения ими основами педагогического мастерства - являются не только фундаментальные, базовые профессионально-педагогические знания, технологическая подготовка, но и сформированные личностно-профессиональные качества личности студента,

Библиографический список

требования к которым определены в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Непрерывная педагогическая практика, как вид профессиональной деятельности студента и как форма профессионального образования в высшей школе, позволяет студенту, основываясь на профессиональных знаниях по педагогике, строить, моделировать структуру будущей педагогической деятельности.

В процессе формирования педагогических знаний, умений и навыков, отвечающих за основы педагогического мастерства, роль непрерывной педагогической практики значительно возрастает. Имея разработанные критерии и показатели, педагоги вузов и школ уже на начальных этапах практики фиксируют со стороны студентов-практикантов проявления педагогического мастерства и творчества во время педагогической деятельности.

Таким образом, анализ сути и содержания педагогической практики в условиях педагогического вуза, различных подходов в организации педпрактики студентов позволил выявить ряд проблем и недостатков, которые существенно снижают эффективность формирования у них готовности к будущей профессиональной деятельности. В исследованиях ученых-педагогов отмечается, что педагогическая практика студенческой молодёжи часто сводится к простому копированию методов и приемов работы учителей школ и классных руководителей, куда направлены студенты, без необходимого ее психолого-педагогического анализа и осмысления, что не позволяет эффективно формировать у студента основы педагогического мастерства.

1. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. Москва, 2006.

2. Романенко Н.М. Проявление экстремизма в молодёжных контркультурах. Человеческий капитал. 2014; № 12 (72): 164 - 166.

3. Гавро М.И. К вопросу об организации непрерывной педагогической практики на историческом факультете Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Сборник научных трудов. Красноярск, 2016.

References

1. Slastenin V.A. Formirovanie lichnosti uchitelya sovetskoj shkoly v processe professional'nojpodgotovki. Moskva, 2006.

2. Romanenko N.M. Proyavlenie 'ekstremizma v molodezhnyh kontrkul'turah. Chelovecheskijkapital. 2014; № 12 (72): 164 - 166.

3. Gavro M.I. K voprosu ob organizacii nepreryvnoj pedagogicheskoj praktiki na istoricheskom fakul'tete Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. Sborniknauchnyh trudov. Krasnoyarsk, 2016.

Статья поступила в редакцию 08.11.18

УДК 378

Mamalova Kh.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Chechen Philology "Chechen State University' (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Selmurzaeva Kh.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Chechen Philology"Chechen State University' (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL PRACTICE AS A MEDIUM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS. In the article pedagogical practice is considered as an environment of students' professional self-determination. In practice, students in the face of educational organization learn about occupations and labor contents in their chosen profession, about employment prospects. The researchers conclude that professional self-determination is not limited to a one-time act of choosing a profession, but it will not end with the completion of vocational training in a chosen specialty, it is important for students to realize that it continues throughout the person's professional life. The main goal of the professional training of specialists is the education of a person who owns the means of knowing himself and the surrounding world, capable of full-fledged professional and personal self-realization.

Key words: pedagogical practice, professional self-determination, student.

Х.Э. Мамалоеа. канд. пед. наук, ст. преп. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

Х.Р. Сельмурзаееа. канд. филол. наук, доц. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

КАК СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье педагогическая практика рассмотрена как среда профессионального самоопределения студентов. На практике, студенты, в условиях образовательной организации получают знания о профессии и содержании труда в выбранной профессии, о перспективах трудоустройства. Сделан вывод о том, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии, но и не закончится завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, студентам важно осознать, что оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека. Главной целью профессиональной подготовки специалистов - воспитание личности, владеющей средствами познания себя и окружающего мира, способной к полноценной профессиональной и личностной самореализации.

Ключевые слова: педагогическая практика, профессиональное самоопределение, студент.

Стратегия развития образования до 2020 года, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения позволяют сделать вывод о необходимости перехода всех педагогических вузов к непрерывной педагогической практики, как форме деятельности, которая наиболее полно способствует профессиональному становлению студентов. Непрерывная педа-

гогическая практика в профессиональной подготовке учителя занимает важное место как существенный фактор педагогической деятельности, в ходе которой активно формируются необходимые педагогические компетенции.

Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. В настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.