Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая подготовка агронома- исследователя как педагогическая проблема'

Профессионально-педагогическая подготовка агронома- исследователя как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL TRAINING / HIGHER AGRARIAN (AGRICULTURAL) EDUCATION / AGRONOMIST-RESEARCHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко О.В.

Осуществлен теоретический анализ научной литературы по проблеме профессионально-педагогической подготовки будущих магистров-аграриев в учреждениях высшего аграрного образования; охарактеризованы положения современных подходов к решению этой проблемы в рамках высшего аграрного образования. Обоснована необходимость данной подготовки специалистов для современного агропромышленного комплекса страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PEDAGOGICAL PREPARATION OF THE AGRONOMA-RESEARCHER AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The theoretical analysis of the scientific literature on the problem of professional and pedagogical preparation of future master-agrarians in institutions of higher agrarian education is carried out; The provisions of modern approaches to solving this problem within the limits of higher agrarian education are characterized. The necessity of this training of specialists for the modern agro-industrial complex of the country is substantiated.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая подготовка агронома- исследователя как педагогическая проблема»

Norwegian Journal of development of the International Science No 17/2018 29

PROFESSIONAL PEDAGOGICAL PREPARATION OF THE AGRONOMA-RESEARCHER AS A

PEDAGOGICAL PROBLEM

Tkachenko O.

Graduate student of the Institute of Pedagogical Education and Adult Education of the

National Academy of Sciences of Ukraine, Kiev;

Assistant, Chair of Information Systems and Technologies, Belotserkovsky National Agrarian University, Ukraine

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА АГРОНОМА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ткаченко О.В.

аспирантка Института педагогического образования и образования взрослых НАПН Украины

Институт педагогического образования и образования взрослых Национальной академии педагогических наук Украины, Киев; ассистент кафедры информационных систем и технологий Белоцерковского национального аграрного университета, Украина

Abstract

The theoretical analysis of the scientific literature on the problem of professional and pedagogical preparation of future master-agrarians in institutions of higher agrarian education is carried out; The provisions of modern approaches to solving this problem within the limits of higher agrarian education are characterized. The necessity of this training of specialists for the modern agro-industrial complex of the country is substantiated.

Аннотация

Осуществлен теоретический анализ научной литературы по проблеме профессионально-педагогической подготовки будущих магистров-аграриев в учреждениях высшего аграрного образования; охарактеризованы положения современных подходов к решению этой проблемы в рамках высшего аграрного образования. Обоснована необходимость данной подготовки специалистов для современного агропромышленного комплекса страны.

Keywords: professional-pedagogical training, higher agrarian (agricultural) education, agronomist-researcher.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка, высшее аграрное (сельскохозяйственное) образование, агроном-исследователь.

Введение. Реализация стратегических направлений развития украинской государственности, становлению рыночных отношений, новым международным хозяйственным связям и вхождению в процессы развития мировой науки, культуры и техники требуют высокого уровня подготовки специалистов различного направления подготовки, требует поиска нетрадиционных подходов к организации обучения и воспитания будущих специалистов. Это касается, прежде всего, и специалистов аграрной отрасли, где повышение эффективности их профессиональной подготовки является одной из приоритетных задач системы высшего сельскохозяйственного образования, в основу которой входит профессионально-педагогическая компетентность преподавателя учреждения высшего образования. Однако, сегодня большинство преподавателей учреждений высшего аграрного образования являются выпускниками высших учебных заведений, где психолого-педагогическая подготовка очень ограничено. Учитывая проблем-ность этого вопроса, одной из важных задач профессионального обучения является подготовка профессионала целостных знаний и умений, конкурентно-способного специалиста аграрного профиля, готового к профессиональному росту и самореализации в современных экономически развитых

условиях. Поэтому одной из главных задач учреждения высшего образования аграрного профиля на современном этапе является построение такого процесса обучения, который стал бы основой формирования педагогической и профессиональной деятельности по подготовке и воспитанию магистров-аграриев и способствовал бы повышению уровня их культуры, расширению кругозора, умению творчески относиться к своего труда [6].

Анализ предыдущих исследований. Вопросам развития аграрного образования и науки посвящены труды Л. Билага, Т. Ищенко, С. Николаенко; теоретические и методические основы профессиональной подготовки

специалистов агрономического профиля исследовали Н. Демешкант, Н. Нерух, С. Штангей.

Проблема профессионально-педагогической подготовки специалистов аграрного профиля освещена в трудах И. Бендеры, А. Заболотного, В. Ильчук, П. Лузана, В. Лозовецкой, В. Манько, Ю. Николаенко, А. Полозенко, В. Свистун, Л. Шовкун и др. Вопросу совершенствования профессиональной подготовки специалистов, в том числе по магистерским программам, посвященные труды Н. Батюшка, С. Витвицкой, С. Заскалеты, Л. Клих, Н. Мачинской, В. Третько, С. Сысоевой и др.

Вместе с тем изучение показало, что проблема профессионально-педагогической подготовки агрономов-исследователей в аграрных университетах не стала предметом отдельного исследования в отечественной педагогической науке. Поэтому цель данной статьи -проанализировать подготовку агрономов-исследователей к профессионально-

педагогической деятельности.

Изложение основного материала. Во времена существования Украины как самостоятельного, независимого государства аграрный сектор всегда был стратегическим направлением государственной политики. На реализацию этой программы направлено ряд законодательных документов, прежде всего, в общих положениях «Стратегии развития аграрного сектора экономики Украины на период до 2020 года» отмечается, что «аграрный сектор Украины с его базовой составляющей, сельским хозяйством, является системой образующим в национальной экономике, формирует основы сохранения суверенности государства - продовольственной и в определенных пределах экономическую, экологическую и энергетическую безопасность, обеспечивает развитие технологически связанных отраслей национальной экономики и формирует социально-экономические основы развития сельских территорий».

Аграрное производство - это не только система государственных и частных сельхозпредприятий. Это еще и научно обоснованная, методически обеспечена система аграрного (сельскохозяйственного) образования, которая должна обеспечивать подготовку специалистов высшей и средней квалификации и квалифицированных рабочих для сельскохозяйственного производства, а также научных и педагогических кадров для работы в научно-исследовательских институтах, на опытных станциях и в учебных заведениях [11, с. 305].

В последнее десятилетие сельскохозяйственное образование стало отождествляться с понятием «аграрное образование».

В сфере аграрного образования есть агрономические специальности, в профессиональной подготовке которых изучаются теоретические и практические основы аграрного производства. Основное внимание в них сосредоточено на изучении таких проблем: почвы и способы повышения их плодородия; растения и пути увеличения их производительности; технологии и механизация процессов в земледелии; экономика, организация и управление хозяйством аграрного сектора экономики страны»[2, с. 276]. О сущности профессии в сельскохозяйственной энциклопедии агроном отмечается: «Агроном - специалист сельского хозяйства с высшим образованием, обладающий всесторонними знаниями преимущественно в области земледелия и растениеводства» [14, с. 97].

Обосновывая психологические особенности профессии агронома, Л. Головей отмечает, что «содержание профессиональной деятельности агронома заключается в создании новых сортов сель-

скохозяйственных культур; планировании и проведении сельскохозяйственных работ с учетом особенностей местности, погодных условий и сортов растений, выращиваемых; наблюдением за ростом и развитием растений; обеспечения их защиты; регулирования режимов выращивания»[12, с. 29].

Итак, система высшего аграрного образования в Украине, по справедливому утверждению И. Примака, «направлена на подготовку специалистов, умеющих творчески мыслить, самостоятельно ставить и решать агрономические задачи, приобретать новые знания, проверять эффективность отдельных агротехнических мероприятий и рекомендаций в методически правильно поставленных полевых опытах»[3, с. 277].

В то же время в «Концепции реформирования и развития аграрного образования и науки» отмечается важность создания целостной вертикальной интегрированной системы подготовки, что обеспечит аграрную отрасль высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами с высшим образованием, оптимизации численности научно-педагогических работников учреждений высшего аграрного образования. При этом образовательный процесс необходимо рассматривать как интеллектуальную, творческую деятельность в сфере аграрного образования и науки, «внедряется через систему научно-методических и педагогических мероприятий и направлена на передачу, усвоение, приумножение и использования знаний, умений и других компетенций у лиц, обучающихся, а также на формирование гармонично развитой лич-ности»[10, с. 4]. При этом необходимо учитывать имеющийся научно-педагогический потенциал, материальную и учебно-методическую базу, использование современных информационных технологий обучения с направленностью на «формирование образованной, гармонично развитой личности, способной к постоянному обновлению научных знаний, академической и профессиональной мобильности, быстрой адаптации к изменениям и развития в социально-культурной сфере, в области техники, технологии, системах управления и организации труда в условиях рыночной экономики»^, с. 5-6].

Основным регламентирующим документом профессиональной подготовки агрономов-исследователей является образовательно-квалификационная характеристика [9], в которой определены следующие основные функции: аналитическая, проектировочная, организационная, технологическая, контролирующая, техническая, природоохранная. В контексте определенных функций Н. Нерух предлагает определенный вывод о готовности реализо-вывать их в профессиональной деятельности, а именно: «Выпускник учреждения высшего образования должен уметь решать проблемы и задачи социальной деятельности, выполнять свои производственные функции благодаря личностным качествам, формирующиеся при социогуманитарной подготовке, которая может быть охарактеризована как процесс усвоения и использования личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения,

присущих данному обществу при активном воспроизведении социального опыта, исторически накопленной культуры, вхождение в социум, порождает изменения социальной структуры общества, общественных отношений производственной сферы»[8, с. 9].

Несмотря на тот факт, что подготовка агрономов-исследователей регламентируется условиями сельскохозяйственного образования, актуальным останется вопрос профессионально-педагогической подготовки. Указанный концепт является предметом для исследователей современного аграрного образования. Так, анализируя состояние и перспективы развития высшего сельскохозяйственного образования, Л. Билан отмечает: «... Несмотря на достаточно высокий уровень развития и разветвленную систему высшего аграрного образования Украины проблемными вопросами сегодня остаются: достижения сбалансированности между спросом и предложением специалистов-аграрников на рынке труда; расширение возможностей доступа сельской молодежи к получению высшего образования; введение системы непрерывного аграрного образования; совершенствование системы подготовки педагогических и научно-педагогических работников для учреждений высшего аграрного образования; улучшение научно-методического обеспечения аграрного образования; сохранение и укрепление учебно-материальной базы учреждений высшего аграрного образования»[1, с. 4].

Профессиональная подготовка специалиста аграрного профиля в учреждениях высшего образования на магистерском уровне высшего образования соответствует специальности 201 «Агрономия» квалификации 2213.1 «Агроном-исследователь» и обеспечивается магистерскими программами, которые реализуются в рамках соответствующих специальностей и определяются:

1) сферой будущего трудоустройства выпускников магистерских программ: производственной, исследовательской, педагогической, экспертно-контрольной, экспертно-аналитической, управленческой;

2) конкретным назначением деятельности специалиста в каждой из указанных сфер»[9].

В то же время, по мнению Л. Клих, «подготовка будущих магистров в соответствии с требованиями аграрного рынка труда требует:

- обеспечение условий для профессиональной функциональности будущего магистра в период постоянных изменений идей, знаний и технологий;

- развития исследовательско-инновационной составляющей деятельности аграрных университетов;

- внедрение практики широкого доступа на базе высших учебных заведений и учреждений-партнеров инновационных инфраструктур - технопарков (для интенсивного внедрения результатов исследовательской работы и формирования у студентов магистратуры инновационных умений);

- повышение уровня мотивации научно-педагогических работников в исследовательско-иннова-ционной деятельности;

- внедрение на международном уровне мониторинговых исследований качества образова-ния»[5, с. 18].

По нормативно-правовой базы - для качественной профессиональной подготовки магистров в Украине составляют: Закон Украины «О высшем образовании», «Национальная стратегия развития образования в Украине на 2012-2021 годы», Постановление Кабинета Министров Украины № 7787 от 27 августа 2010) «О перечне направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в учреждениях высшего образования по образовательно-квалификационным уровням специалиста и магистра» и др.

В Законе «О высшем образовании» (Статья 5. Уровни и степени высшего образования) по магистерской подготовки указано, что второй (магистерский) уровень высшего образования соответствует седьмому квалификационному уровню Национальной рамки квалификаций и предусматривает получение лицом углубленных теоретических и / или практических знаний, умений, навыков по избранной специальности (или специализации), общих основ методологии научной и / или профессиональной деятельности, других компетенций, достаточных для эффективного выполнения задач инновационного характера в соответствии уровня профессиональной деятельности.

В образовательно-квалификационной характеристике специальности «Магистр» отмечается, что «специалист образовательного степени «Магистр» - лицо, на основе образовательного степени «Бакалавр» получило полное высшее образование, специальные умения и знания инновационного характера, достаточные для продуцирования новых знаний и выполнения профессиональных задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенной области экономической деятельности. Магистр имеет образовательный уровень «высшее образование» и предназначен для выполнения научно-исследовательских, педагогических и (или) управленческих функций, связанных с циклом существования объекта его деятельности»[9, с. 8].

В то же время в «Справочнике квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 2. Сельское хозяйство и связанные с ним услуги» указано, что в категории «Профессио-налы»в общей характеристике профессии «Агроном-исследователь» предусмотрено подготовленность к педагогической деятельности: «В условиях учебного заведения исполняет обязанности преподавателя учебной дисциплины агрономического цикла, в условиях административной структуры -обязанности менеджера в области агрономии».

Перспективность педагогической деятельности агронома-исследователя обращается внимание также и в должностных инструкциях этой профессии. Так, в разделе, касающемся профессиональных знаний отмечается: «Агроном-исследователь должен знать основы педагогики, психологии ...».

Подготовка специалистов по образовательно-квалификационному уровню «магистр», отмечает В. Свистун - «направлена в первую очередь на научную и педагогическую деятельность...» [13, с. 93].

Качество профессионально-педагогической деятельности будущих преподавателей учреждений высшего аграрного образования в значительной мере предопределяет подготовку высококвалифицированных специалистов-аграрников. Поскольку, по мнению А. Полозенко, педагогическая деятельность является «профессиональной деятельностью, в целом направлена на качественную подготовку (обучение и воспитание) специалистов агропромышленного комплекса и зависит от уровня профессиональных, психолого-педагогических знаний и умений» (знание государственного законодательства об образовании и воспитании молодежи, знания по специальным дисциплинам, педагогики, психологии, современных достижений в этих областях, знание содержания учебных программ и учебников по дисциплине, преподаваемой; владение педагогической техникой, методик обучения и воспитания, умение научно анализировать педагогический процесс, оптимально организовывать и управлять учебно-воспитательным процессом, реализовывать конкретные педагогические технологии, создавать доброжелательный психологический микроклимат в студенческом коллективе, учитывать индивидуально-психологические особенности студентов-аграриев, объективно оценивать свою деятельность); профессионально значимыми личностными качествами, способностями, психофизиологическими особенностями преподавателя (высокий общекультурный уровень (гуманизм, морально-этическая культура, эрудиция, культура речи и общения, внешний вид, педагогический такт, национальное самосознание); интерес к педагогической профессии, профессиональное самосознание, адекватную самооценку, высокий уровень интеллекта, сформированность потребностно-мо-тивационной и эмоционально-волевой сфер, наличие педагогических способностей (дидактические, научно-познавательные, коммуникативные, организаторские, способность к саморегуляции и творчества, наблюдательность, оптимизм), сохранение и укрепление собственного физического и психического здоровья, здоровый образ жизни, эмоциональную устойчивость, толерантность, жизнерадостность).

В то же время нельзя не согласиться с утверждением П. Лузана, который отмечает, что «большинство преподавателей аграрных высших учебных заведений не имеет педагогического образования, их характеризует не только низкий уровень сформированности педагогических способностей, но и неоднозначное отношение к психолого-педагогической теории вообще» [7, с. 12]. В своих дальнейших научных исследованиях ученый формулирует определенное предположение, основанное на том, что эффективность профессионально-педагогической деятельности преподавателя зависит от обеспечения таких условий: осознанное усвоение

преподавателями аграрных высших учебных заведений психолого-педагогической теории и их позитивное отношение к внедрению в учебно-воспитательный процесс современных педагогических технологий; привлечение молодых преподавателей к участию в работе постоянно действующих научно -методических семинаров по основам педагогики высшей школы, психологии и методики обучения; создание объективных условий для повышения социального статуса педагогической профессии; си-стемотворческая деятельность кафедр педагогики и психологии аграрного заведения высшего образования по подготовке педагогов-аграрников и постоянное повышение уровня их педагогического мастерства; обеспечение научной организации педагогической деятельности из-за уменьшения ее монотонности, нервно-эмоциональной напряженности»^, с. 12].

Обосновывая значимость педагогического компонента в подготовке преподавателей аграрных дисциплин, Н. Журавская отмечает, что «в педагогической и образовательно-политической литературе стран Европейского Союза термин «подготовка преподавателей-аграрников» используется как синоним относительно других терминов: образование, педагогическое образование, обучение преподавателя, непрерывное образование, образование взрослых, самообразование, профессиональная стажировка (переподготовка), последипломное (послемагистерское) образование, индивидуальная дидактика или методология культуры преподавателя» [4, с. 10]. Исходя из выше сказанного, автор подготовку преподавателей аграрных дисциплин рассматривает «как социокультурный феномен, который является автономной целостностью, открытой педагогической системой, имеющей внутреннюю организацию и последовательно реализует возложенные на нее функции; как национальную систему подготовки педагогических кадров для учреждений высшего аграрного образования, которая является синтезом различных по цели, структуре, содержанию моделей и систем подготовки [4, с. 10].

Следовательно, теоретический анализ проблемы профессионально-педагогической подготовки агрономов-исследователей позволил сформулировать следующие выводы:

анализ профессиональных функций в соответствии профессии «агроном-исследователь» позволяет утверждать об определенной традиционности в толковании ведущих профессиональных качеств, которые находятся в пределах системы «человек-природа», однако определенные нормативные документы содержат конкретные позиции, касающиеся выполнения специалистами педагогической функции;

магистерская программа профессиональной подготовки агрономов-исследователей не предусматривает детальной педагогической составляющей, однако на практике специалисты обозначенной специализации являются потенциальным резервом научно-педагогических кадров учреждений высшего аграрного образования;

одновременно с основной практической составляющей профессиональной деятельности агрономов-исследователей, ориентированной на организацию выращивания, переработки сельхозтехнику продукции, специалисты должны организовывать обучение на производстве, однако отсутствие педагогически ориентированных дисциплин подвергает сомнению готовность специалистов к такому виду деятельности.

Так, профессионально-педагогическая подготовка - это сложный и разносторонний процесс овладения профессиональными знаниями и навыками, и умением использовать их как для работы в учебном заведении, так и в научно-исследовательской работе. А по профессионально-педагогической подготовке магистра аграрного профиля в высших учебных заведениях - она должна быть направлена на: профессиональный рост, углубленное овладение знаний, компетентностный рост, предусмотренный квалификационной характеристикой специалиста такого уровня; профессиональный, личностный рост, на активную позицию, творческую самореализацию, способствует построения индивидуальной образовательной траектории, свободный выбор собственного профессионального роста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Билан Л. Л. Состояние и перспективы развития высшего 16 аграрного образования Украины / Л. Л. Билан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nbuv.gov.ua. - загл. с экрана. - Речь укр.

2. Вавилов Н. И. Организация сельскохозяйственной 26 науки в СССР: [избр. ст. и выступления] / Николай Иванович Вавилов. - М.: Агропом-издат, 1987. - 383 с.

3. Введение в специальность: учеб. пособие. 29 / под ред. И. Д. Примака, А. И. Примак - Киев: Центр учб. лит-ры, 2009. - 392 с.

4. Журавская Н. С. Подготовка преподавателей аграрных 71 дисциплин в высших учебных заведениях стран начального этапа западноевропейской интеграции Великобритании: Автореф. дис. на получение наук. степ. д-ра. пед. наук: 13.00.04 - теория и методика профессионального образования / Нина Станиславовна Журавская. - М., 2010. - 41 с.

5. Клих Л. В. Теоретические и методические основы подготовки100 магистров аграрного профиля в исследовательском университете: Автореф. дис. на получение научн. степени док. пед. наук: 13.00.04 - теория и методика профессионального образования / Лариса Владимировна Клих; Житомир. Гос. Ун-т имени Ивана Франко. Житомир, 2014. - 44 с.

6. Кулько В. А. Сущность и структура готовности будущих аграриев к профессиональной деятельности. Вестник Запорожского национального университета. Педагогика [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.stattionline.org.ua/pedagog/80/14061-sutmst-i-stmfoшa-gotovmsti-majbutmx-agraшv-do-profesijnoi-diyalnosti.html/ - загл. с экрана. - Язык

укр.

7. Лузан П. Г. Теоретические и методические основы 139 формирования учебно-познавательной активности студентов в высших аграрных учебных заведениях: Автореф. дис. на получение научн. степени д-ра пед. наук: 13.00.04 - теория и методика профессионального образования / Петр Григорьевич Лузан. - Киев, 2004 - 58 с.

8. Нерух Н. В. Формирование гуманистической направленности 175 будущих агрономов в процессе изучения социогуманитарных дисциплин: Автореф. дис. на получение научн. степ. канд. пед. наук: 13.00.04 - теория и методика профессионального образования / Наталья Васильевна Нерух. -Киев, 2009. - 20 с.

9. Отраслевой стандарт высшего образования Украины. 44 Образовательно-квалификационная характеристика магистра по специальности 8.130102 «Агрономия». Направления подготовки 1301 «Агрономия». Квалификация 2213.1 «Агроном-исследователь» / Официальное издание МОН Украины. - Киев, 2006. - 42 с.

10. Положение об организации образовательного 204 процесса в Национальном университете биоресурсов и природопользования Украины: учеб. издания / [Сост.: С. М. Кваша, О. В. Зазимко, Л. В. Клих, В. Г. Тракай, А. В. Бачинский, Д. Ю. Касаткин, А. Н. Колесникова, Л. И. Макодзей, Л. С. Шишкова]; НУБиПУ. - Киев, 2015. - 47 с.

11. Профессиональное образование: словарь: учеб. 223 пособие. / [Сост.: С. В. Гончаренко, И. А. Зязюн, Н. Г. Ничкало, А. С. Дубинчук, Н. А. Талалуева, А. А. Молчанова, Л. Б. Лукьянова]; под ред. Н. Г. Ничкало. - Киев: Висшая шк., 2000. -380 с.

12. Психология популярных профессий / [под ред. 226 Л. А. Головей]. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.

13. Свистун В. И. Подготовка будущих специалистов-аграриев 244 к управленческой деятельности: [монография] / Валентина Ивановна Свистун.

- Киев: метод. центр аграрного образования, 2006.

- 343 с.

14. Сельськохозяйственная энциклопедия / Глав. 246 ред.: В. В. Мацкевич и П. П. Лобанов. зд. Четвёртой, переработать. и доп. [Т.] 1: АБ - Годе-ция. - М.: Сов. энциклопедия, 1969. - 1.200 стбл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.